52
Российский педиатрический журнал. 2023; 26. Приложение 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4
V «ОСЕННИЕ ФИЛАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ — ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
личие всех промежуточных двигательных навыков, правильной последовательности их формирования позволяет сохранить структуру опорно-двигательного аппарата и не допустить деформаций скелета.
Цель: определить эффективность двигательной абилита-ции детей с СД через физиологичные модели движений в концепции ключевых позиций моторного онтогенеза.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 14 детей с СД в возрасте от 5 мес до 1 года 5 мес. У всех детей наблюдалась задержка формирования крупных двигательных навыков: ползания, сидения, ходьбы. Все дети получали аби-литационные пособия в отделении лечебной физкультуры со специалистом и/или занимались самостоятельно дома с родителями после прохождения ими соответствующего обучения.
Результаты. Оценка двигательного развития проводилась с помощью анкетирования и осмотра врача ЛФК путём оценки ключевых позиций моторного онтогенеза. Все дети, принявшие участие в исследовании, реализовали двигательные навыки: 6 (43%) детей в 11,5 мес реализовали навык ползания на четвереньках и наклонного сидения с возможностью манипулировать руками, в 13,5 мес эти дети сели самостоятельно с ровной спиной, 7 (50%) детей в 17 мес реализовали навык самостоятельной ходьбы. Для всех малышей после прохождения курса занятий было характерно отсутствие деформаций позвоночника в виде кифоза поясничного отдела. Один ребёнок обратился в 11,5 мес, к моменту осмотра он сидел с выраженным кифозом в поясничном отделе, не ползал. После прохождения курса абилитации и обучения мамы ребёнок реализовал навык ползания на четвереньках в 12 мес, начал вставать у опоры в 13,5 мес. Выраженность кифоза поясничного отдела у этого ребёнка значительно уменьшилась.
Заключение. Дети с СД, получавшие двигательную стимуляцию, направленную на естественное последовательное уменьшение площади опоры с первого полугодия жизни, реализовали двигательные навыки (освоили четвереньки, начали сидеть, вставать у опоры) в приближенные к физиологичным сроки. Позиция сидя у детей с СД при соблюдении последовательности моторного онтогенеза формировалась без кифоза в поясничном отделе позвоночника. У детей с СД применение элементов ключевых поз моторного онтогенеза и их утрированных форм может успешно использоваться в абилитации и позволяет избежать деформации позвоночника (кифоза поясничного отдела), сохранить структуру опорно-двигательного аппарата.
* * *
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИЙ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА В АБИЛИТАЦИИ РЕБЁНКА СО СПИНАЛЬНОЙ МЫШЕЧНОЙ АТРОФИЕЙ I ТИПА
Лупандина-Болотова Г.С., Гребенщикова М.А., Цезарик В.А.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: дети, спинальная мышечная атрофия, диагностика, абилитация
Актуальность. Спинальная мышечная атрофия (СМА) — это тяжёлое аутосомно-рецессивное нервно-мышечное заболевание, которое характеризуется прогрессирующими симптомами вялого паралича и мышечной атрофии вследствие
дегенерации а-мотонейронов передних рогов спинного мозга. СМА 1-го типа или болезнь Верднига-Гоффмана — самый частый подтип, на долю которой приходится около 50% всех случаев СМА. Заболевание манифестирует, как правило, в первые месяцы после рождения, и дети не достигают в своём развитии основных двигательных навыков, таких как, например, способность сидеть без поддержки. При отсутствии реабилитационных мероприятий смерть обычно наступает в течение 2 года жизни.
Описание клинического случая. Девочка А., 4 года 4 мес, обратилась в отделение лечебной физкультуры (ЛФК) с жалобами на затруднение удержания головы, общую сниженную двигательную активность. Ребёнок от 3-й беременности, протекавшей на фоне острой респираторной вирусной инфекции на 12-й неделе гестации, в остальном беременность была без особенностей. От 2-х срочных самостоятельных родов, на 40-й неделе гестации. По шкале Апгар 7/9 баллов. На 5 мес жизни была выявлена делеция экзонов 7-8 гена SMN1 в гомозиготном состоянии. Выявлены 2 копии экзонов 7-8 гена SMN2. В связи с этим девочка была включена в клиническое исследование первого применения препарата Бранаплам. Больная А. получала данный препарат с возраста 5,5 мес до 2 лет. В возрасте 2 лет 1 мес ребёнок получил инъекцию препарата она-семноген абепарвовек (Золгенсма). Параллельно с медикаментозной терапией больная регулярно получала курсы ЛФК и массажа. На фоне лечения и реабилитации ребёнок стал более активным и постепенно приобретал двигательные навыки. На момент осмотра девочка могла в положении на животе приподнимать голову, используя только поддержку рук, опиралась на предплечья, могла выйти в опору на выпрямленные руки; переворачивалась в обе стороны, использовала наклонное сидение до 7 мин со стабильной осью позвоночника. Ребёнок передвигался сидя на ягодицах, на четвереньки самостоятельно не вставал, поставленный стоял непродолжительно. Также на момент осмотра девочка могла простоять на коленях у опоры со стабильной осью позвоночника около 2 мин. После консультирования были проведены 2 курса ЛФК с применением позиций моторного онтогенеза с перерывом в 2 мес с обучением родителей выполнению необходимых упражнений для самостоятельной работы дома, которые включали в себя стимуляцию аутохтонной мускулатуры и миофасциальных цепей в позах моторного онтогенеза с включением в активную работу верхних конечностей, а также применение Войта-терапии. На фоне проведённых нами курсов ЛФК ребёнок стал меньше помогать руками при подъёме головы в положении на животе, стал длительнее удерживать голову в позе на боку, стал сидеть в наклонном сидении с прямой осью позвоночника до 20 мин. Ребёнок стал с минимальной помощью подниматься у опоры на колени и поддерживать прямую ось позвоночника в опоре на коленях в течение 4 мин.
Заключение. Применение позиций моторного онтогенеза в комплексной реабилитации позволяет достичь значимых результатов в удержании тела в естественных позициях. Обучение родителей в ходе курса ЛФК для продолжения самостоятельного выполнения упражнений в домашних условиях
позволяет поддерживать достигнутые результаты.
* * *