Научная статья на тему 'Духовно-нравственные качества военнослужащего в социокультурном пространстве современной России: особенности и детерминация'

Духовно-нравственные качества военнослужащего в социокультурном пространстве современной России: особенности и детерминация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1688
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / МУЖЕСТВО / ПАТРИОТИЗМ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / SOLDIERS / OFFICER CORPS / SPIRITUALMORAL QUALITIES / THE PRESTIGE OF PROFESSION / COURAGE / PATRIOTISM / COLLECTIVISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Манерко Ирина Васильевна

Статья посвящена проблеме необходимости формирования и развития высоких духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, которые определяют его отношение к переменам в обществе и формированию нового облика Вооруженных Сил России. Рассмотрены особенности проявления духовно-нравственных качеств военнослужащего в ходе выполнения им своих функциональных обязанностей. Анализируются обстоятельства, детерминирующие функциональность духовно-нрав-ственных качеств личности военнослужащего в социокультурном пространстве современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF SOLDIER IN THE SOCIOCULTURAL SPACE OF MODERN RUSSIA: SPECIAL FEATURES AND THE DETERMINATION

Article is dedicated to the problem of the need of formation and development of the high spiritualmoral qualities of the personality of soldier, which determine his attitude toward changes in the society and formation of the new appearance of the armed forces of Russia. The circumstances, which determine the functionality of the spiritualmoral qualities of the personality of soldier in the sociocultural space of modern Russia are discussed.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные качества военнослужащего в социокультурном пространстве современной России: особенности и детерминация»

УДК 179.6:355/359

Манерко И.В

Духовно-нравственные качества военнослужащего в социокультурном пространстве современной России: особенности и детерминация

Манерко Ирина Васильевна, заведующая учебным кабинетом кафедры философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны РФ, соискатель кафедры философии и религиоведения ВУ МО РФ.

Статья посвящена проблеме необходимости формирования и развития высоких духовнонравственных качеств личности военнослужащего, которые определяют его отношение к переменам в обществе и формированию нового облика Вооруженных Сил России. Рассмотрены особенности проявления духовно-нравственных качеств военнослужащего в ходе выполнения им своих функциональных обязанностей. Анализируются обстоятельства, детерминирующие функциональность духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в социокультурном пространстве современной России.

Ключевые слова: военнослужащие, офицерский корпус, духовно-нравственные качества, престиж профессии, мужество, патриотизм, коллективизм.

Еще Платон, считавший, что идеальная государственная система обладает помимо политической организации чертами нравственности и видевший в защите государства от врагов и развитии культуры общества и граждан осуществление идеи блага как идеи, правящей миром, ставил нравственные качества воинов и правителей выше нравственных качеств производителей (землепашцев и ремесленников) . Проблема места и значения духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в социокультурном пространстве современной России обусловлена той ключевой ролью, которую играет в военной профессии нравственногуманистический аспект и которая неоднократно подчеркивалась отечественными военными теоретиками прошлого2. Реалии XXI в., когда выполнение приказов и поставленных задач, сохранение жизни подчиненных и сослуживцев потребовали от воина сочетания профессиональной компетентности, мужества и бескомпромиссности с гуманизмом и взаимовыручкой, с еще большей очевидностью демонстрируют зависимость деятельности военнослужащего от нравственности избранных им средств.

В силу специфичности воинского труда по своему предназначению, способам реализации и последствиям для военнослужащего личностные духовно-нравственные качества последнего, в которых раскрываются пространственно-временные смыслы воинского бытия, имеют ряд особенностей:

• носителем духовно-нравственных качеств является личность военнослужащего с присущими ей как общесоциальными, так и специфическими чертами, которые реализуются при осуществле-

1 См.: Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998.

2 См., в частности: Апостольский П. Нравственные основы настоящей войны. СПб., 1877; Булгаков С.Н. Война и русское самосознание. М., 1915; Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне. В 2-х тт. Париж: Товарищество объединенных издателей, 1939; Геруа А. Грозный голос войны // Государственная оборона России. Императивы русской военной мысли. Российский военный сборник. Вып. 19 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 2002. С. 224-281; Толстой Ф. О нравственном состоянии войск Российской империи и в особенности гвардейского корпуса // Там же. С. 454-462; Мариюшкин А.Техника или дух // Там же. С. 466-472; Заболотный В. Закон борьбы // Военная мысль в изгнании. Российский военный сборник. Вып. 16 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 1999. С. 42-45; Зенченко М.В. Сообщение на тему <Анализ нравственных сил бойца». СПб., 1892; Зыков А.А. Как и чем направляются люди. Опыт военной психологии. СПб., 1898; Изместьев П.И. Из области военной психологии. Варшава: Офицерская жизнь, 1907; Керсновский А.А. Наш будущий офицерский корпус // Царский (Бел-град).1930. N° 100, 101. Он же. О нашем близком служении // Часовой. 1939. № 240/241. Парский Д. Причины наших неудач в войне с Японией. Необходимые реформы в армии. СПб., 1906; Он же. Что нужно нашей армии? Современные и необходимые в ней реформы. СПб., 1908; О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Сост. Ю.А.Галушко, А.А.Колесников; под ред. В.Н.Лобова. М.: Воениздат, 1990.

нии вооруженной защиты Отечества. Качества эти меняются и развиваются не столько под влиянием социальной практики, сколько культивируются в военно-социальном пространстве - при несомненном влиянии на последнее существующих социальных практик. Так, А.А.Керсновский дает впечатляющую картину нравственного разложения армии в последние годы существования Российской империи как следствия деградации ценностных оснований российского общества1;

• духовно-нравственные качества военнослужащего проявляются в условиях особой значимости происходящих событий, понимания личной причастности к ним и к достижению успеха в решении стоящих задач по защите Отечества, что способно вызывать у воина либо чувство собственной ответственности за защиту своей страны, либо боязнь, страх, нерешительность и неуверенность в своих действиях. Очевидно предпочтительная первая из названных реакций имеет в своем основании именно профессионализм и высокое духовно-нравственное состояние (стержень) военнослужащего, от которых зависят выполнение поставленных перед ним задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, сохранности ценностей социокультурного пространства России;

• формирование и реализация духовно-нравственных качеств военнослужащего обусловлены направленностью на использование оружия и военной техники для решения своих профессиональных задач, когда «техника и дух не только не исключают, но дополняют друг друга, и при современных условиях пренебрежение как одной, так и другой стороной одинаково вредно»2. «Развивайте технику, - писал в этой связи российский военный теоретик начала XX в., - не позволяйте соседям опередить себя, но "наипаче" совершенствуйте дух, этот неизменный союзник нашей доблестной армии. Поднимите дух до презрения к смерти, до страсти к славе своего оружия, - работайте над этим в школе, в казарме, в поле, в обозе... и тогда вы создадите армию, которую не смутят никакие опасности и которую не остановят никакие преграды, ибо опять-таки "победе на поле сражения предшествует победа в сердце"»3;

• основой выполнения профессиональной деятельности военнослужащего выступает коллективизм, товарищество, терпимость, взаимовыручка и другие качества, содержание которых определяется пониманием необходимости совместных действий, согласованных со своими командирами и товарищами по ратному делу. Сплоченность воинских коллективов подразделений и частей армии и флота, их профессиональная выучка, слаженность и взаимозаменяемость в любых условиях способствуют повышению эффективности выполнения предназначения армии и флота России;

• значительное влияние на качество воинской деятельности оказывают быстрая смена обстановки, новизна и трудности решения стоящих перед военнослужащим задач. В этих условиях на первый план выступают энергичность, решительность, ответственность, отвага, мужество, взаимовыручка, то есть те качества, которые необходимы для эффективного и качественного решения поставленных учебно-боевых задач. Естественно, что только военнослужащий с высокими духовно-нравственными качествами способен адекватно оценить обстановку, предпринять необходимые шаги по выполнению своего воинского долга;

• духовно-нравственные качества личности военнослужащего проявляются в условиях постоянной угрозы для жизни и здоровья самих воинов, спасающих, часто в чрезвычайных ситуациях, жизни других людей, подвергая опасности свою собственную. В этих условиях возможны различные варианты поведения воинов, которые должны быть всегда морально и психологически готовы к воздействию целого спектра психологических факторов вплоть до страха, способного парализовать действия любого человека. При этом военнослужащему в своей профессиональной деятельности, особенно в боевой обстановке, важно проявлять разумный риск, а не бесшабашную удаль, чему также должны способствовать развитые духовно-нравственные личностные качества;

• особенностью профессиональной деятельности военнослужащего современной России является ее осуществление в условиях весьма неблагоприятной социальной обстановки в армии и на флоте, материальной неудовлетворенности и социально-бытовой неустроенности, неуверенности в завтрашнем дне - собственном и своего ближайшего окружения и т.п. Это в сочетании со снижающимся престижем военной службы в общественном сознании, а также с неоднозначностью (а порой и отсутствием) смыслов, заложенных в концепт «формирование нового облика Вооруженных Сил России», оказывает очевидное негативное морально-психологическое воздействие на военнослужащего Российской армии, формируя тем самым отрицательную ауру нравственного пространства его бытия.

Среди обстоятельств, которыми обусловлены названные особенности формирования и проявления духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии, особого внимания, на наш взгляд, заслуживают следующие.

Во-первых, функционирование и развитие духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии обусловлены субъектом воинской деятельности, то есть самим военнослужащим, а также различием их положения в социокультурном и военно-культурном простран-

1 Керсновский А.А. История Русской армии. В 4-х тт. Т. 4. М.: Голос, 1994.

2 Мариюшкин А. Указ. соч. С. 471.

3 Там же.

стве современной России.

Так, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, несут в себе духовно-нравственные качества, сформированные в семье, школе, вузе, трудовом коллективе и других сферах жизнедеятельности гражданского общества. У молодежи под воздействием различных объективных и субъективных факторов и условий формируется мировоззрение, первично складывается направленность ценностных ориентаций. Все положительное или негативное, что имеется в обществе, в той или иной форме воспринимается будущими воинами. Устоявшейся, зрелой, рационально сформированной системой духовно-нравственных качеств молодое поколение не обладает, что весьма наглядно проявляется в первые месяцы службы, равно как проявляется в этот период и профессиональная беспомощность, политико-правовая и нравственная наивность, а порой обычное невежество и невоспитанность, характерная для определенной части молодых людей.

Специфика воинской деятельности офицерского корпуса, характер выполняемых должностных обязанностей накладывают свой отпечаток на духовно-нравственные качества офицера, которые формируются и в период учебы в высшем учебном заведении, и в процессе самой воинской службы. Для офицеров, в отличие от других категорий военнослужащих, характерны: а) единство понимания воинского долга, патриотизма, ответственности, чести, достоинства и других социальных чувств и теоретическое, абстрактно-логическое осмысление данных духовных феноменов и явлений, их отражающих; б) высокий уровень профессионального мастерства, качественное выполнение своих обязанностей в любых условиях службы на основе воинского долга и воинской чести; в) внутренняя настроенность на самоотверженное поведение, мобилизованность всех сил на продуктивные действия, психологическая готовность к преодолению трудностей, эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, мужество и стойкость; г) развитое понимание патриотизма, способность дифференцированного рассмотрения понятий «малая Родина», Родина как страна, гражданином которой является, Родина как Отчизна, Отчизна и государство; д) осмысление воинской деятельности в единстве теоретического и обыденно-практического познания, в единстве теории, практики и опыта и др.

Очевидно, что именно офицерским корпусом реализуется преемственность традиций, позволяющая воспроизводить ценностно-смысловые ориентиры российской армии. При этом в процессе формирования и развития духовно-нравственных качеств у молодых военнослужащих военным кадрам необходимо учитывать прежде всего то, что таковые качества должны основываться на мировоззренчески глубоком осмыслении молодым воином происходящих в мире и российском обществе социальных процессов, на определении своего места в жизни и смысла своего существования. Одновременно так же, как и иные ценностные ориентации воина - политико-правовые, экономические, военно-социальные - его духовнонравственные ориентации заданы ценностным осмыслением проблем войны и мира, ходом и направленностью формирования облика Вооруженных Сил и преобразований в стране, смысла человеческой жизни, места и роли в ней воинской службы и т.д. Наконец, всестороннего подхода требует процесс формирования духовных идеалов воинов на основе гармоничного соотнесения их личностных и общественных интересов, потребностей, вкусов и других способов внутренней активности личности военнослужащего. Существенный ценностный смысл имеют и нравственные принципы поведения: сочетание коллективизма и индивидуализма, обязательность, добропорядочность, самокритичность и принципиальность, социальная активность и др. Они могут выступать и как духовные ценности, и как духовно-нравственные качества личности, и как основа пространственно-временного смыслового бытия военного человека.

Во-вторых, формирование и реализация духовно-нравственных качеств личности воина, осознание им значимости и смысла своего предназначения во времени и пространстве обусловлены объектом деятельности военнослужащих и его многообразием. В качестве таковых объектов могут выступать вооруженные силы противника, вооруженная борьба и военные конфликты, оружие и военная техника, координационные и субординационные отношения, а также сами военнослужащие, воинские коллективы.

Многообразие объекта воинской деятельности обусловливает и дифференциацию ее воздействия на формирование и проявление духовно-нравственных качеств военнослужащего, предполагает решение проблемы становления и возрастания уровня духовности личности воина, одухотворения самих объектов деятельности военнослужащего. В частности, в решении указанной проблемы весомое место занимает такое качество, как морально-психологическая готовность с оружием в руках защищать Отечество. Особенность данного духовно-нравственного качества заключается в следующем: а) ведущей ориентацией духовного мира является состояние психики воина с определяющим значением в ней нравственных норм и чувств; б) подготовка воинов осуществляется при воздействии на эмоционально-чувственный и волевой элементы психики; в) воин должен быть внутренне готов отразить нападение любого агрессора. Другими словами, сегодня ценность моральнопсихологического состояния сознания, мировоззрения, личных качеств военнослужащего существенно актуализирована. Данный момент подтверждают и результаты опросов военнослужащих. Так, 43% опрошенных воинов способны, по их мнению, на самопожертвование во имя Родины и видят в морально-психологической подготовке залог успеха в выполнении боевых задач1.

В-третьих, формирование и функционирование духовно-нравственных качеств личности военнослужащего армии и флота обусловлены характером проявления и реализацией их в процессе во-

1 См.: Военно-социологические исследования. 2010. № 2.

90

инской деятельности, а также результатами воинского труда.

Например, сегодня формирование и функционирование всей совокупности духовно-нравственных качеств военнослужащих во многом зависят от статуса военнослужащего в обществе и в самой армии. Те, кто ежедневно подвергает свою жизнь риску, не считается с неудобствами военной службы, зачастую сознательно лишает себя и своих родственников возможности приобщиться к «прелестям» гражданской жизни, должно быть уверены в том, что государство и общество всецело компенсирует их лишения гарантированной социальной защитой в виде различных прав и свобод. Но когда этого нет, то не только в сознании военнослужащего, но и в целом в обществе происходит падение престижа воинской службы. Как следствие - происходит деформация системы духовно-нравственных качеств личности военнослужащего. Таким образом, существует вполне очевидная устойчивая связь между системой духовнонравственных качеств и статусом военнослужащего, между состоянием духовного мира воина и его проявлением в пространстве воинской среды.

Между тем сегодня военная профессия из разряда высоко ценимой стала непривлекательной и мало престижной. Так, большинство опрошенных военнослужащих считают, что не имеют достаточных социально-правовых гарантий для качественного выполнения своего воинского долга, не видят дальнейшего смысла выполнять свои функциональные обязанности, так как падает престиж службы в обществе, военные профессии стали непопулярными в обществе и т.д., что весьма «продуктивно» сказывается на результатах воинского труда, качестве выполняемых военнослужащими своих функций. И эта картина имеет устойчивую тенденцию1.

Характер проявления и реализации духовно-нравственных качеств личности военнослужащего определяется также природой армии, ее предназначением и практической реализацией задач обеспечения национальной и военной безопасности страны. Развитие духовно-нравственных качеств воина не затушевывает собой ценности общества и личности, их взаимосвязи. Вместе с тем, истинное значение духовности общества состоит в возвышении и гармонизации потребностей и интересов всех его членов, соотнесении устремлений военного человека со смыслами общегражданской жизнедеятельности.

На функционирование и развитие духовно-нравственных качеств личности военнослужащего весьма существенно влияют и результаты воинского труда, их значимость и необходимость как для самого воина, так и для общества. Как еще в 1826 г. писал Ф.Толстой, «не одно человеколюбие, но. польза общественная требует вознаграждения в подобных случаях, ибо тот бесстрашно жертвует жизнью, кто уверен, что эта жертва приведет его под кров попечительный и покойный»2. Современная российская практика демонстрирует прямо противоположный подход к данному вопросу. Нет сомнений, что воинский труд российских военнослужащих столь же значим и сложен, как, например, американских или английских военнослужащих, однако денежное содержание офицеров армии США в несколько десятков раз выше, чем у их российских коллег, а у рядового состава более чем в сто раз. И хотя, как утверждал А.А.Керсновский, «главное - не высокие оклады, а поднятие престижа офицера в обществе и в стране»3, сегодня оплата труда военнослужащего россиянина становится индикатором престижности его профессии. Социально-бытовые условия российских военнослужащих также разнятся с западными армиями: сотни тысяч семей офицеров не имеют постоянного или служебного жилья; военные городки не имеют добротной материальной базы, казармы не ремонтируются; питание личного состава (не по нормам, а реальное) не только низкокалорийное, но и часто некачественное. Вызывает озабоченность у военнослужащих и их реальная социальная защищенность, которая, по существу, еще не стала практикой. В комплексе все это и есть показатель того, как государство относится к своим защитникам. Безразличное, а порой негативное отношение к военнослужащим и их семьям самым коренным образом влияет на снижение духовно-нравственных качеств военного человека, более того, в целом на духовно-нравственные параметры социокультурного пространства российского общества и его вооруженных сил.

Невнимание к своим защитникам со стороны государства в конечном итоге привели к тому, что в армейской среде во многом утрачены такие качества, как воинская честь, достоинство воина, самоотверженность, войсковое товарищество, взаимовыручка и др. Отсюда столь высок процент отказников от призыва на воинскую службу, офицеров, нежелающих продолжать службу в армии или выполняющих свои обязанности из рук вон плохо. В условиях армейской действительности уже не в диковинку случаи мародерства, стяжательства, коррупции, предпочтения личных эгоистических интересов по сравнению с общественными. В конечном итоге, в современных условиях наблюдается устойчивая связь между реализацией неразвитых духовно-нравственных качеств военнослужащего и аморфным состоянием духовности в нашем обществе. Поэтому проблема формирования духовно зрелой личности воина - дело не только самих Вооруженных Сил, но и всего общества, государства и личности. От того, как будет решена данная проблема, зависит результат военных реформ: только развитая в духовном плане личность военнослужащего способна успешно решить все стоящие перед ней задачи.

1 См., напр.: Современные проблемы подготовки людских ресурсов в интересах обороны страны и возможные пути их решения: Материалы научно-практической конференции 23 сентября 2008 г. // Военно-философский вестник. 2008. № 2. С. 91-94.

2 Толстой Ф. Указ. соч. С. 462.

3 Керсновский А.А. Наш будущий офицерский корпус // Царский (Белград). 1930. № 101. С. 28.

Духовно-нравственные качества личности военнослужащего во многом определяют успешность выполнения им своего воинского долга и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование этих качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и идеалы. Будучи проявлены по отношению к себе, окружению и всему обществу, личностные качества военнослужащего способствуют повышению уровня общественной духовности и нравственности и тем самым решению целого ряда проблем в развитии социокультурного пространства современного российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апостольский П. Нравственные основы настоящей войны. СПб., 1877.

2. Булгаков С.Н. Война и русское самосознание. М., 1915

3. Военно-социологические исследования. 2010. № 2.

4. Геруа А. Грозный голос войны // Государственная оборона России. Императивы русской военной мысли. Российский военный сборник. Вып. 19 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 2002.

5. Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне. В 2-х тт. Париж: Товарищество объединенных издателей, 1939.

6. Заболотный В. Закон борьбы // Военная мысль в изгнании. Российский военный сборник. Вып. 16 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 1999.

7. Зенченко М.В. Сообщение на тему «Анализ нравственных сил бойца». СПб., 1892.

8. Зыков А.А. Как и чем направляются люди. Опыт военной психологии. СПб., 1898.

9. Изместьев П.И. Из области военной психологии. Варшава: Офицерская жизнь, 1907.

10. Керсновский А.А. История Русской армии. В 4-х тт. Т. 4. М.: Голос, 1994.

11. Керсновский А.А. Наш будущий офицерский корпус // Царский (Белград). 1930. № 100, 101.

12. Керсновский А.А. О нашем близком служении // Часовой. 1939. № 240/241.

13. Мариюшкин А.Техника или дух // Государственная оборона России. Императивы русской военной мысли. Российский военный сборник. Вып. 19 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 2002.

14. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Сост. Ю.А.Галушко, А.А.Колесников; под ред. В.Н.Лобова. М.: Воениздат, 1990.

15. Парский Д. Причины наших неудач в войне с Японией. Необходимые реформы в армии. СПб., 1906.

16. Парский Д. Что нужно нашей армии? Современные и необходимые в ней реформы. СПб., 1908.

17. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998.

18. Современные проблемы подготовки людских ресурсов в интересах обороны страны и возможные пути их решения: Материалы научно-практической конференции 23 сентября 2008 г. // Военнофилософский вестник. 2008. № 2.

19. Толстой Ф. О нравственном состоянии войск Российской империи и в особенности гвардейского корпуса // Государственная оборона России. Императивы русской военной мысли. Российский военный сборник. Вып. 19 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 2002.

Тридцать три богатыря. Иллюстрация к «Сказке о Царе Салтане».

Художник И.Я.Билибин 1905

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.