УДК 179.6:355/359
Манерко И.В
Духовно-нравственные качества военнослужащего в социокультурном пространстве современной России: особенности и детерминация
Манерко Ирина Васильевна, заведующая учебным кабинетом кафедры философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны РФ, соискатель кафедры философии и религиоведения ВУ МО РФ.
Статья посвящена проблеме необходимости формирования и развития высоких духовнонравственных качеств личности военнослужащего, которые определяют его отношение к переменам в обществе и формированию нового облика Вооруженных Сил России. Рассмотрены особенности проявления духовно-нравственных качеств военнослужащего в ходе выполнения им своих функциональных обязанностей. Анализируются обстоятельства, детерминирующие функциональность духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в социокультурном пространстве современной России.
Ключевые слова: военнослужащие, офицерский корпус, духовно-нравственные качества, престиж профессии, мужество, патриотизм, коллективизм.
Еще Платон, считавший, что идеальная государственная система обладает помимо политической организации чертами нравственности и видевший в защите государства от врагов и развитии культуры общества и граждан осуществление идеи блага как идеи, правящей миром, ставил нравственные качества воинов и правителей выше нравственных качеств производителей (землепашцев и ремесленников) . Проблема места и значения духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в социокультурном пространстве современной России обусловлена той ключевой ролью, которую играет в военной профессии нравственногуманистический аспект и которая неоднократно подчеркивалась отечественными военными теоретиками прошлого2. Реалии XXI в., когда выполнение приказов и поставленных задач, сохранение жизни подчиненных и сослуживцев потребовали от воина сочетания профессиональной компетентности, мужества и бескомпромиссности с гуманизмом и взаимовыручкой, с еще большей очевидностью демонстрируют зависимость деятельности военнослужащего от нравственности избранных им средств.
В силу специфичности воинского труда по своему предназначению, способам реализации и последствиям для военнослужащего личностные духовно-нравственные качества последнего, в которых раскрываются пространственно-временные смыслы воинского бытия, имеют ряд особенностей:
• носителем духовно-нравственных качеств является личность военнослужащего с присущими ей как общесоциальными, так и специфическими чертами, которые реализуются при осуществле-
1 См.: Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998.
2 См., в частности: Апостольский П. Нравственные основы настоящей войны. СПб., 1877; Булгаков С.Н. Война и русское самосознание. М., 1915; Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне. В 2-х тт. Париж: Товарищество объединенных издателей, 1939; Геруа А. Грозный голос войны // Государственная оборона России. Императивы русской военной мысли. Российский военный сборник. Вып. 19 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 2002. С. 224-281; Толстой Ф. О нравственном состоянии войск Российской империи и в особенности гвардейского корпуса // Там же. С. 454-462; Мариюшкин А.Техника или дух // Там же. С. 466-472; Заболотный В. Закон борьбы // Военная мысль в изгнании. Российский военный сборник. Вып. 16 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 1999. С. 42-45; Зенченко М.В. Сообщение на тему <Анализ нравственных сил бойца». СПб., 1892; Зыков А.А. Как и чем направляются люди. Опыт военной психологии. СПб., 1898; Изместьев П.И. Из области военной психологии. Варшава: Офицерская жизнь, 1907; Керсновский А.А. Наш будущий офицерский корпус // Царский (Бел-град).1930. N° 100, 101. Он же. О нашем близком служении // Часовой. 1939. № 240/241. Парский Д. Причины наших неудач в войне с Японией. Необходимые реформы в армии. СПб., 1906; Он же. Что нужно нашей армии? Современные и необходимые в ней реформы. СПб., 1908; О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Сост. Ю.А.Галушко, А.А.Колесников; под ред. В.Н.Лобова. М.: Воениздат, 1990.
нии вооруженной защиты Отечества. Качества эти меняются и развиваются не столько под влиянием социальной практики, сколько культивируются в военно-социальном пространстве - при несомненном влиянии на последнее существующих социальных практик. Так, А.А.Керсновский дает впечатляющую картину нравственного разложения армии в последние годы существования Российской империи как следствия деградации ценностных оснований российского общества1;
• духовно-нравственные качества военнослужащего проявляются в условиях особой значимости происходящих событий, понимания личной причастности к ним и к достижению успеха в решении стоящих задач по защите Отечества, что способно вызывать у воина либо чувство собственной ответственности за защиту своей страны, либо боязнь, страх, нерешительность и неуверенность в своих действиях. Очевидно предпочтительная первая из названных реакций имеет в своем основании именно профессионализм и высокое духовно-нравственное состояние (стержень) военнослужащего, от которых зависят выполнение поставленных перед ним задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, сохранности ценностей социокультурного пространства России;
• формирование и реализация духовно-нравственных качеств военнослужащего обусловлены направленностью на использование оружия и военной техники для решения своих профессиональных задач, когда «техника и дух не только не исключают, но дополняют друг друга, и при современных условиях пренебрежение как одной, так и другой стороной одинаково вредно»2. «Развивайте технику, - писал в этой связи российский военный теоретик начала XX в., - не позволяйте соседям опередить себя, но "наипаче" совершенствуйте дух, этот неизменный союзник нашей доблестной армии. Поднимите дух до презрения к смерти, до страсти к славе своего оружия, - работайте над этим в школе, в казарме, в поле, в обозе... и тогда вы создадите армию, которую не смутят никакие опасности и которую не остановят никакие преграды, ибо опять-таки "победе на поле сражения предшествует победа в сердце"»3;
• основой выполнения профессиональной деятельности военнослужащего выступает коллективизм, товарищество, терпимость, взаимовыручка и другие качества, содержание которых определяется пониманием необходимости совместных действий, согласованных со своими командирами и товарищами по ратному делу. Сплоченность воинских коллективов подразделений и частей армии и флота, их профессиональная выучка, слаженность и взаимозаменяемость в любых условиях способствуют повышению эффективности выполнения предназначения армии и флота России;
• значительное влияние на качество воинской деятельности оказывают быстрая смена обстановки, новизна и трудности решения стоящих перед военнослужащим задач. В этих условиях на первый план выступают энергичность, решительность, ответственность, отвага, мужество, взаимовыручка, то есть те качества, которые необходимы для эффективного и качественного решения поставленных учебно-боевых задач. Естественно, что только военнослужащий с высокими духовно-нравственными качествами способен адекватно оценить обстановку, предпринять необходимые шаги по выполнению своего воинского долга;
• духовно-нравственные качества личности военнослужащего проявляются в условиях постоянной угрозы для жизни и здоровья самих воинов, спасающих, часто в чрезвычайных ситуациях, жизни других людей, подвергая опасности свою собственную. В этих условиях возможны различные варианты поведения воинов, которые должны быть всегда морально и психологически готовы к воздействию целого спектра психологических факторов вплоть до страха, способного парализовать действия любого человека. При этом военнослужащему в своей профессиональной деятельности, особенно в боевой обстановке, важно проявлять разумный риск, а не бесшабашную удаль, чему также должны способствовать развитые духовно-нравственные личностные качества;
• особенностью профессиональной деятельности военнослужащего современной России является ее осуществление в условиях весьма неблагоприятной социальной обстановки в армии и на флоте, материальной неудовлетворенности и социально-бытовой неустроенности, неуверенности в завтрашнем дне - собственном и своего ближайшего окружения и т.п. Это в сочетании со снижающимся престижем военной службы в общественном сознании, а также с неоднозначностью (а порой и отсутствием) смыслов, заложенных в концепт «формирование нового облика Вооруженных Сил России», оказывает очевидное негативное морально-психологическое воздействие на военнослужащего Российской армии, формируя тем самым отрицательную ауру нравственного пространства его бытия.
Среди обстоятельств, которыми обусловлены названные особенности формирования и проявления духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии, особого внимания, на наш взгляд, заслуживают следующие.
Во-первых, функционирование и развитие духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии обусловлены субъектом воинской деятельности, то есть самим военнослужащим, а также различием их положения в социокультурном и военно-культурном простран-
1 Керсновский А.А. История Русской армии. В 4-х тт. Т. 4. М.: Голос, 1994.
2 Мариюшкин А. Указ. соч. С. 471.
3 Там же.
стве современной России.
Так, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, несут в себе духовно-нравственные качества, сформированные в семье, школе, вузе, трудовом коллективе и других сферах жизнедеятельности гражданского общества. У молодежи под воздействием различных объективных и субъективных факторов и условий формируется мировоззрение, первично складывается направленность ценностных ориентаций. Все положительное или негативное, что имеется в обществе, в той или иной форме воспринимается будущими воинами. Устоявшейся, зрелой, рационально сформированной системой духовно-нравственных качеств молодое поколение не обладает, что весьма наглядно проявляется в первые месяцы службы, равно как проявляется в этот период и профессиональная беспомощность, политико-правовая и нравственная наивность, а порой обычное невежество и невоспитанность, характерная для определенной части молодых людей.
Специфика воинской деятельности офицерского корпуса, характер выполняемых должностных обязанностей накладывают свой отпечаток на духовно-нравственные качества офицера, которые формируются и в период учебы в высшем учебном заведении, и в процессе самой воинской службы. Для офицеров, в отличие от других категорий военнослужащих, характерны: а) единство понимания воинского долга, патриотизма, ответственности, чести, достоинства и других социальных чувств и теоретическое, абстрактно-логическое осмысление данных духовных феноменов и явлений, их отражающих; б) высокий уровень профессионального мастерства, качественное выполнение своих обязанностей в любых условиях службы на основе воинского долга и воинской чести; в) внутренняя настроенность на самоотверженное поведение, мобилизованность всех сил на продуктивные действия, психологическая готовность к преодолению трудностей, эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, мужество и стойкость; г) развитое понимание патриотизма, способность дифференцированного рассмотрения понятий «малая Родина», Родина как страна, гражданином которой является, Родина как Отчизна, Отчизна и государство; д) осмысление воинской деятельности в единстве теоретического и обыденно-практического познания, в единстве теории, практики и опыта и др.
Очевидно, что именно офицерским корпусом реализуется преемственность традиций, позволяющая воспроизводить ценностно-смысловые ориентиры российской армии. При этом в процессе формирования и развития духовно-нравственных качеств у молодых военнослужащих военным кадрам необходимо учитывать прежде всего то, что таковые качества должны основываться на мировоззренчески глубоком осмыслении молодым воином происходящих в мире и российском обществе социальных процессов, на определении своего места в жизни и смысла своего существования. Одновременно так же, как и иные ценностные ориентации воина - политико-правовые, экономические, военно-социальные - его духовнонравственные ориентации заданы ценностным осмыслением проблем войны и мира, ходом и направленностью формирования облика Вооруженных Сил и преобразований в стране, смысла человеческой жизни, места и роли в ней воинской службы и т.д. Наконец, всестороннего подхода требует процесс формирования духовных идеалов воинов на основе гармоничного соотнесения их личностных и общественных интересов, потребностей, вкусов и других способов внутренней активности личности военнослужащего. Существенный ценностный смысл имеют и нравственные принципы поведения: сочетание коллективизма и индивидуализма, обязательность, добропорядочность, самокритичность и принципиальность, социальная активность и др. Они могут выступать и как духовные ценности, и как духовно-нравственные качества личности, и как основа пространственно-временного смыслового бытия военного человека.
Во-вторых, формирование и реализация духовно-нравственных качеств личности воина, осознание им значимости и смысла своего предназначения во времени и пространстве обусловлены объектом деятельности военнослужащих и его многообразием. В качестве таковых объектов могут выступать вооруженные силы противника, вооруженная борьба и военные конфликты, оружие и военная техника, координационные и субординационные отношения, а также сами военнослужащие, воинские коллективы.
Многообразие объекта воинской деятельности обусловливает и дифференциацию ее воздействия на формирование и проявление духовно-нравственных качеств военнослужащего, предполагает решение проблемы становления и возрастания уровня духовности личности воина, одухотворения самих объектов деятельности военнослужащего. В частности, в решении указанной проблемы весомое место занимает такое качество, как морально-психологическая готовность с оружием в руках защищать Отечество. Особенность данного духовно-нравственного качества заключается в следующем: а) ведущей ориентацией духовного мира является состояние психики воина с определяющим значением в ней нравственных норм и чувств; б) подготовка воинов осуществляется при воздействии на эмоционально-чувственный и волевой элементы психики; в) воин должен быть внутренне готов отразить нападение любого агрессора. Другими словами, сегодня ценность моральнопсихологического состояния сознания, мировоззрения, личных качеств военнослужащего существенно актуализирована. Данный момент подтверждают и результаты опросов военнослужащих. Так, 43% опрошенных воинов способны, по их мнению, на самопожертвование во имя Родины и видят в морально-психологической подготовке залог успеха в выполнении боевых задач1.
В-третьих, формирование и функционирование духовно-нравственных качеств личности военнослужащего армии и флота обусловлены характером проявления и реализацией их в процессе во-
1 См.: Военно-социологические исследования. 2010. № 2.
90
инской деятельности, а также результатами воинского труда.
Например, сегодня формирование и функционирование всей совокупности духовно-нравственных качеств военнослужащих во многом зависят от статуса военнослужащего в обществе и в самой армии. Те, кто ежедневно подвергает свою жизнь риску, не считается с неудобствами военной службы, зачастую сознательно лишает себя и своих родственников возможности приобщиться к «прелестям» гражданской жизни, должно быть уверены в том, что государство и общество всецело компенсирует их лишения гарантированной социальной защитой в виде различных прав и свобод. Но когда этого нет, то не только в сознании военнослужащего, но и в целом в обществе происходит падение престижа воинской службы. Как следствие - происходит деформация системы духовно-нравственных качеств личности военнослужащего. Таким образом, существует вполне очевидная устойчивая связь между системой духовнонравственных качеств и статусом военнослужащего, между состоянием духовного мира воина и его проявлением в пространстве воинской среды.
Между тем сегодня военная профессия из разряда высоко ценимой стала непривлекательной и мало престижной. Так, большинство опрошенных военнослужащих считают, что не имеют достаточных социально-правовых гарантий для качественного выполнения своего воинского долга, не видят дальнейшего смысла выполнять свои функциональные обязанности, так как падает престиж службы в обществе, военные профессии стали непопулярными в обществе и т.д., что весьма «продуктивно» сказывается на результатах воинского труда, качестве выполняемых военнослужащими своих функций. И эта картина имеет устойчивую тенденцию1.
Характер проявления и реализации духовно-нравственных качеств личности военнослужащего определяется также природой армии, ее предназначением и практической реализацией задач обеспечения национальной и военной безопасности страны. Развитие духовно-нравственных качеств воина не затушевывает собой ценности общества и личности, их взаимосвязи. Вместе с тем, истинное значение духовности общества состоит в возвышении и гармонизации потребностей и интересов всех его членов, соотнесении устремлений военного человека со смыслами общегражданской жизнедеятельности.
На функционирование и развитие духовно-нравственных качеств личности военнослужащего весьма существенно влияют и результаты воинского труда, их значимость и необходимость как для самого воина, так и для общества. Как еще в 1826 г. писал Ф.Толстой, «не одно человеколюбие, но. польза общественная требует вознаграждения в подобных случаях, ибо тот бесстрашно жертвует жизнью, кто уверен, что эта жертва приведет его под кров попечительный и покойный»2. Современная российская практика демонстрирует прямо противоположный подход к данному вопросу. Нет сомнений, что воинский труд российских военнослужащих столь же значим и сложен, как, например, американских или английских военнослужащих, однако денежное содержание офицеров армии США в несколько десятков раз выше, чем у их российских коллег, а у рядового состава более чем в сто раз. И хотя, как утверждал А.А.Керсновский, «главное - не высокие оклады, а поднятие престижа офицера в обществе и в стране»3, сегодня оплата труда военнослужащего россиянина становится индикатором престижности его профессии. Социально-бытовые условия российских военнослужащих также разнятся с западными армиями: сотни тысяч семей офицеров не имеют постоянного или служебного жилья; военные городки не имеют добротной материальной базы, казармы не ремонтируются; питание личного состава (не по нормам, а реальное) не только низкокалорийное, но и часто некачественное. Вызывает озабоченность у военнослужащих и их реальная социальная защищенность, которая, по существу, еще не стала практикой. В комплексе все это и есть показатель того, как государство относится к своим защитникам. Безразличное, а порой негативное отношение к военнослужащим и их семьям самым коренным образом влияет на снижение духовно-нравственных качеств военного человека, более того, в целом на духовно-нравственные параметры социокультурного пространства российского общества и его вооруженных сил.
Невнимание к своим защитникам со стороны государства в конечном итоге привели к тому, что в армейской среде во многом утрачены такие качества, как воинская честь, достоинство воина, самоотверженность, войсковое товарищество, взаимовыручка и др. Отсюда столь высок процент отказников от призыва на воинскую службу, офицеров, нежелающих продолжать службу в армии или выполняющих свои обязанности из рук вон плохо. В условиях армейской действительности уже не в диковинку случаи мародерства, стяжательства, коррупции, предпочтения личных эгоистических интересов по сравнению с общественными. В конечном итоге, в современных условиях наблюдается устойчивая связь между реализацией неразвитых духовно-нравственных качеств военнослужащего и аморфным состоянием духовности в нашем обществе. Поэтому проблема формирования духовно зрелой личности воина - дело не только самих Вооруженных Сил, но и всего общества, государства и личности. От того, как будет решена данная проблема, зависит результат военных реформ: только развитая в духовном плане личность военнослужащего способна успешно решить все стоящие перед ней задачи.
1 См., напр.: Современные проблемы подготовки людских ресурсов в интересах обороны страны и возможные пути их решения: Материалы научно-практической конференции 23 сентября 2008 г. // Военно-философский вестник. 2008. № 2. С. 91-94.
2 Толстой Ф. Указ. соч. С. 462.
3 Керсновский А.А. Наш будущий офицерский корпус // Царский (Белград). 1930. № 101. С. 28.
Духовно-нравственные качества личности военнослужащего во многом определяют успешность выполнения им своего воинского долга и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование этих качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и идеалы. Будучи проявлены по отношению к себе, окружению и всему обществу, личностные качества военнослужащего способствуют повышению уровня общественной духовности и нравственности и тем самым решению целого ряда проблем в развитии социокультурного пространства современного российского общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апостольский П. Нравственные основы настоящей войны. СПб., 1877.
2. Булгаков С.Н. Война и русское самосознание. М., 1915
3. Военно-социологические исследования. 2010. № 2.
4. Геруа А. Грозный голос войны // Государственная оборона России. Императивы русской военной мысли. Российский военный сборник. Вып. 19 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 2002.
5. Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне. В 2-х тт. Париж: Товарищество объединенных издателей, 1939.
6. Заболотный В. Закон борьбы // Военная мысль в изгнании. Российский военный сборник. Вып. 16 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 1999.
7. Зенченко М.В. Сообщение на тему «Анализ нравственных сил бойца». СПб., 1892.
8. Зыков А.А. Как и чем направляются люди. Опыт военной психологии. СПб., 1898.
9. Изместьев П.И. Из области военной психологии. Варшава: Офицерская жизнь, 1907.
10. Керсновский А.А. История Русской армии. В 4-х тт. Т. 4. М.: Голос, 1994.
11. Керсновский А.А. Наш будущий офицерский корпус // Царский (Белград). 1930. № 100, 101.
12. Керсновский А.А. О нашем близком служении // Часовой. 1939. № 240/241.
13. Мариюшкин А.Техника или дух // Государственная оборона России. Императивы русской военной мысли. Российский военный сборник. Вып. 19 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 2002.
14. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Сост. Ю.А.Галушко, А.А.Колесников; под ред. В.Н.Лобова. М.: Воениздат, 1990.
15. Парский Д. Причины наших неудач в войне с Японией. Необходимые реформы в армии. СПб., 1906.
16. Парский Д. Что нужно нашей армии? Современные и необходимые в ней реформы. СПб., 1908.
17. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998.
18. Современные проблемы подготовки людских ресурсов в интересах обороны страны и возможные пути их решения: Материалы научно-практической конференции 23 сентября 2008 г. // Военнофилософский вестник. 2008. № 2.
19. Толстой Ф. О нравственном состоянии войск Российской империи и в особенности гвардейского корпуса // Государственная оборона России. Императивы русской военной мысли. Российский военный сборник. Вып. 19 / Под ред. А.Е.Савинкина. М.: Военный университет, Русский путь, 2002.
Тридцать три богатыря. Иллюстрация к «Сказке о Царе Салтане».
Художник И.Я.Билибин 1905