УДК 355.233
Торкунова О.И.1 Машин В.Н.2 Машина А.В.3
воинские традиции в духовно-нравственном воспитании военнослужащих государств-членов СНГ
(НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственной культуры военнослужащих, соответствующих национальным традициям и менталитету, сохранению духовных связей, укреплению дружбы между воинами вооруженных сил государств-участников СНГ. Целью работы является выявление воинских традиций, способствующих единению военнослужащих дружественных армий России и Казахстана на основе сохранения и умножения исторических и культурных традиций.
Ключевые слова: традиции, патриотизм, воинская честь, воинский долг, вера.
Torkunova O.
Mashin V.
Mashina A.
MILITARY TRADITioNS IN SpiRITuAL AND MoRAL EDucATioN
of military personnel of the cis member states (by the example of russia and Kazakhstan)
Abstract. The article deals with the formation of the spiritual and moral culture of military personnel, relevant to national traditions and mentality, preservation of spiritual relationships, friendship between soldiers of the armed forces of the CIS Member States. The purpose of the work is to identify military traditions that contribute to the unification of servicemen of friendly armies of Russia and Kazakhstan on the basis of the preservation and multiplication of the historical and cultural traditions.
Keywords: traditions, patriotism, military honor, military duty, faith.
1 Торкунова Ольга Ивановна, старший научный сотрудник 6 научно-исследовательского отдела (исследования проблем образования и подготовки специалистов для ВВС) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, e-mail: bolmari@yandex.ru, тел. 473 226 60 13
Olga Torkunova, senior researcher, the 6th Research Department (research of education and training of specialists for the Air Force) Military educational-scientific centre of Military-air force «Air Force academy named after professor N.E. Zhukovskiy and Y.A. Gagarin», Voronezh, e-mail: bolmari@yandex.ru, tel. 4732266013
2 Машин Валентин Николаевич, начальник 6 научно-исследовательского отдела (исследования проблем образования и подготовки специалистов для ВВС) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, e-mail: vnmash-in@mail.ru, тел. 473 226 60 13
Valentin Mashin, head of the 6th Research Department (research of education and training of specialists for the Air Force) Military educational-scientific centre of Military-air force «Air Force academy named after professor N.E. Zhukovskiy and Y.A. Gagarin», Voronezh, e-mail: vnmashin@mail.ru, tel. 47322660 13
3 Машина Анжелика Вячеславовна, младший научный сотрудник 6 научно-исследовательского отдела (исследования проблем образования и подготовки специалистов для ВВС) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, e-mail: vnmashinа@mail.ru, тел. 4732266013
Anzhelika Mashina, junior researcher, the 6th Research departments (research of education and training of specialists for the Air Force) Military educational-scientific centre of Military-air force «Air Force academy named after professor N.E. Zhukovskiy and Y.A. Gagarin», Voronezh, e-mail: vnmashin@mail.ru, tel. 473226 6013
Актуальность исследования воинских традиций обусловлена нарастающим уровнем сложности, интенсивности, напряженности служебно-боевых задач в современных вооруженных силах; потребностью повышения морально-боевой подготовки военнослужащих, необходимостью возобновления, поддержания преемственности воспитательной работы в армиях стран-участников СНГ, которая невозможна без исторического наследия по сохранению дружеских духовных связей между воинами вооруженных сил стран-участников СНГ. Определяющий и мотивационный фактор внешней активности военнослужащих - нравственная сторона военной профессии: любовь к своей Родине, патриотизм, отношение к воинскому долгу и воинской присяге.
Необходимость исследования воинских традиций связана с поиском адекватных средств и способов формирования основ духовно-нравственной культуры современных воинов государств-участников СНГ, соответствующих национальным традициям и менталитету, сохранению духовных связей, укреплению дружбы между воинами вооруженных сил государств-участников СНГ.
В условиях усиливающейся борьбы с религиозным экстремизмом, международным терроризмом, новыми геополитическими угрозами для России чрезвычайно важно развитие оборонного сотрудничества со всеми бывшими республиками СССР, в том числе большое значение имеют партнерские отношения с Республикой Казахстан. Для Казахстана, с точки зрения национальных интересов, так же приоритетно развитие на равноправной основе межгосударственных отношений с Россией, это обусловлено историческими факторами: на протяжении многих веков казахский народ был неразрывно связан с русским народом, вначале находясь в составе Российской империи, затем многонационального Советского государства. Основы всестороннего сотрудничества наших народов, в том числе и в военно-политической области, заложены в историческом прошлом, задолго до образования на постсоветском пространстве Российской Федерации и Республики Казахстан как двух независимых государств.
Цель настоящей работы - выявление воин-
ских традиций, способствующих формированию духовно-нравственных основ личности военнослужащих вооруженных сил России и Казахстана, воспитанию и единению военнослужащих дружественных армий на основе сохранения и умножения исторических и культурных традиций.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- уточнить сущность и исторические основы духовных традиций военнослужащих;
- определить воинские традиции, способствующие духовно-нравственному воспитанию и единению дружественных армий России и Казахстана.
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования по изучаемой проблеме: А.А. Зубкова, М.Н. Кокоева, А.М. Кузнецова, В.И. Пашкова, О.И. Торкуновой, О.В. Шевченко и др.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в исследованиях по проблемам воспитания и самовоспитания курсантов и офицеров на традициях вооруженных сил государств-участников СНГ; для разработки и проведения специальных мероприятий по доведению до сознания военнослужащих сущности воинских традиций, развитию у них готовности и способности следовать им в процессе повседневной и боевой деятельности, сохранению духовных связей, укреплению дружбы между воинами вооруженных сил стран СНГ.
Духовные традиции военнослужащих основываются на общественно-признанных, государственно-значимых и жизненно-необходимых для вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств ценностей, идеалов, ориентиров, установок, этических норм и правил, регулирующих их жизнедеятельность в мирное и военное время.
Воинская деятельность является основой и условием существования духовных традиций военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств, в процессе которой складываются определенные общественные отношения между военнослужащими. Эти отношения со временем приобретают всеобщность и устойчивость, а затем
передаются следующим поколениям военнослужащих через сформировавшиеся духовные традиции, которые регулируют взаимоотношения и воинскую деятельность.
Теоретические основы и практические аспекты формирования духовно-нравственной культуры российского воина анализировались в работах многих российских ученых, в частности И.А. Абатниной, Л.Н. Антилоговой,
A.Б. Бадьянова, А.С. Бровко, В.И. Гидирин-ского, О.И. Ераносова, Н.А. Игошева, В.В. Кожинова, А.Д. Коннова, А.А. Крупник, И.Н. Кудинова, А.Д. Лопуха, И.В. Манерко, И.И. Мельниченко, П.В. Петрий, Е.В. Смирнова, Н.И. Татаркиной, А.Г. Трофимчук, В.А. Уда-лова, С.Ю. Чимарова и др.
Опыт передачи духовных традиций имеет первостепенное значение, поскольку он служит делу поддержания боевого духа и боеспособности военнослужащих и целых подразделений. К работам, в которых рассматривались основные духовные традиции российского воинства, относятся труды Г.А. Ашева, С.В. Волкова, Д.А. Волкогонова, Р.Ш. Гиззатулина, Г.П. Глотова, М.И. Драгомирова, М.Н. Кокоева, А.В. Маслова, В.Е. Морихина,
B.И. Пашкова, В.А. Сидорчук, В.В. Трубникова, С.В. Хомутцова, А.Г. Цветкова, О.В. Шевченко, С.Л. Шпанагель, Р.Н. юсупова, А.А. Яблонских, Т.Ю. Языниной и др. В них раскрываются сущность и содержание духовно-нравственного воспитания, таких сложных социально-нравственных явлений, как воинский долг, честь, достоинство, героизм, сформулированы принципиальные положения о гносеологических и социальных предпосылках возникновения в России воинских традиций, воинской чести, ее трансформации в культуре, теоретико-методологические основы воспитания представлений о чести и достоинстве в системе довузовской подготовки и др. Особую значимость имеют военно-теоретические исследования проблем становления и развития вооруженных сил, в частности воинских традиций, ученых Военного университета Министерства обороны РФ.
Специальных исследований темы духовно-нравственного воинского воспитания в научной литературе Казахстана не существует, аналитические и экспертные работы, пос-
вященные казахстанской армии, достаточно редки, мемуарная литература тоже достаточно небольшая (около десятка трудов). Особое место в изучении проблем военного строительства занимают работы ведущего казахстанского военного ученого, доктора военных наук Л. Бакаева. Национальные традиции, их роль в современном казахстанском обществе и государстве изучали такие известные казахстанские ученые, как Н. Масанов и Н. Амре-кулов. А.В. Грозин комплексно проанализировал механизмы выработки и реализации руководством Казахстана значимых решений в сфере военно-политического сотрудничества с Российской Федерацией.
По мнению О.В. Шевченко, традиции - это «определенная устойчивость, повторяемость и преемственность норм, ценностей, мыслительных образцов, действий, которые непосредственно закреплены и передаются от одного поколения к другому на основе потребностей, выработки ценным типом общественного уклада, самого общества, армии и личности. Духовные традиции военнослужащих Российской армии основываются на общественно-признанных, государственно-значимых и жизненно-необходимых для Вооруженных Сил ценностей, идеалов, ориентиров, установок, этических нормы и правил, регулирующих их жизнедеятельность в мирное и военное время» [1].
В.И. Пашков отмечает, что «целями духовно-нравственного воспитания военнослужащих служили:
1) формирование у воинов высокого патриотического сознания в духе служения «Вере, Царю и Отечеству»;
2) готовность к выполнению гражданского долга по защите интересов своей Родины;
3) развитие высоких нравственных качеств и христианских добродетелей». Традиции обеспечивают связь времен, преемственность поколений, единство общества и культурной самобытности, они являются верным источником и способом сохранения общества, этнического происхождения, культуры, «создают питательную почву для самоопределения и духовного роста личности. В связи с этим, сохранение и развитие традиций является важнейшей исторической задачей, гуманитар-
37
ной миссией и социокультурным предназначением» [2, с. 12].
Содержание воинских духовных традиций государств-участников СНГ военнослужащих можно определить как совокупность ценностей и норм, идеологических установок и героического наследия исторических военных побед. Такие духовные традиции, как воля к победе, патриотизм, героизм, воинская честь и др., имеют большое воспитательное значение, формируя духовный облик военнослужащих. Вначале, отражаясь в сознании, воинские духовные традиции формируют психологическую готовность к воспроизводству духовных традиций, а далее многократно повторяясь, у военнослужащих формируются социально значимые духовные качества, которые затем проявляются в их профессиональной деятельности.
Общекультурные для всех государств-участников СНГ воинские традиции определены реализацией «духовной составляющей консолидирующей, аккумулятивно-транслирующей мобилизационно-побудительной функциями воинской деятельности», проявляющихся в воинской культуре в виде верности воинскому долгу, воинской присяге, воинской чести, сознательной дисциплинированности и благородством во взаимоотношениях, войскового товарищества, национальной и религиозной терпимости, стремлением к воинскому мастерству, обучением на высоком уровне трудностей [3, с. 7].
При анализе формирования традиций духовно-нравственного воспитания русских воинов выделяют княжеский этап создания дружинных и стрелецких войск (X - первая половина XVI в.); царский этап создания русской армии (вторая половина XVI - начало XVIII в.); императорский этап развития русской армии (первая половина XVIII - начало XX в.); советский (1917-1991 гг.) и современный этапы.
К концу XIX - началу XX века традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии окончательно оформились. В этот период духовно-нравственное воспитание военнослужащих - многоплановая, систематическая и целенаправленная деятельность, где главная роль принадлежит Русской Православной Церкви. Как подчеркивает А.М. Кузнецов, «духовность любого человека 38
рассматривалась через призму его веры в Бога, следовательно, применяемые определения духовно-нравственного воспитания и религиозно-нравственного воспитания, духовно-нравственных качеств и религиозно-нравственных качеств являлись идентичными» [4, с. 86].
Духовно-нравственные воинские традиции обязаны своим происхождением укоренению в российском обществе православной веры и, в частности, большой работой в армии Русской Православной Церкви. Вера помогала формировать у воинов такие духовно-нравственные качества, как честность, жертвенность, любовь, верность, мужество и т.д. Верность Отечеству и вера во Христа порождали у русских воинов стойкость переносить тяготы военной службы, выносливость, жертвенность, стремление к подвигу. Армия и церковь были как единый отлаженный механизм, военное духовенство отвечало за духовно-нравственное воспитание воинов, в воинских частях была сформирована особая атмосфера, которая помогала ощутить святость выполнения воинами своего воинского долга [5-8].
Комплекс традиций духовно-нравственного воспитания, охватывал все важные сферы армейской жизни (служебную, боевую, религиозную, бытовую), структурировал поведение и сознание воинов, как защитников Веры, Царя и Отечества. Духовно-нравственное воспитание воинов, было уникальным по масштабности, организованности, и исполнению, являлось приоритетным направлением воспитательной работы на всех этапах развития российского общества и государства.
В Российской империи в подготовке офицерских кадров особое место занимали кадетские корпуса, имеющие выдающиеся результаты в воспитании кадров для юнкерских и военных училищ. Так же проводились военные парады в Санкт-Петербурге, имевшие особое воспитательное значение, на них присутствовали члены царской семьи, высшие военные начальники. Подготовка к смотрам и военным парадам способствовала воспитанию уважения к форме одежды, патриотизму, войсковой дружбе, верности воинскому долгу, исполнительности, товариществу, дисциплине. Эстетическое отношение к окружающему миру формировалось с помощью музыки, ис-
кусства, литературы, оказывая положительное влияние на сердца воинов.
В советский период духовно-нравственное воспитание военнослужащих проходило на основе сильнейшей контрпропаганды капиталистическому окружению СССР. Духовно-нравственное воспитание реализовывалось в единстве с государственным и патриотическим воспитанием, на основе героических традиций русской армии и флота. Усиливается идейно-политический, пропагандистский и агитационный компоненты, основанные на заветах В.И. Ленина, И.В. Сталина, коммунистической партии.
Самым известным казахом - героем Великой Отечественной войны является Бауржан Момышулы, проявивший себя достойным наследником боевой славы прославленных казахских батыров. О подвиге 8-й гвардейской Панфиловской дивизии написано в повести А. Бека «Волоколамское шоссе», книга стала художественным выражением «психологии войны» и изучалось в военных академиях в качестве учебного пособия во многих странах. Традиция по Б. Момышулы является одним из основных источников воспитания, продолжая эту мысль, Момышулы пишет: «Традиция - документальные, словесные предания (легенды) о воинской доблести в прошлом, в характере данной части в настоящем. Воспитание на принципах подражания примерам героев прошлого и настоящего формируют у новобранца традиционные представления и понятия о воинской доблести и стремление быть не хуже и службу нести не хуже, чем его предшественники, которых вспоминают с благодарностью, рассказывают легенды, поют песни и возвышают как образ. Сохранять, укреплять и умножать традиции - святейший долг и обязанность командира перед памятью предшественников, украсивших знамя славой ценой крови и жизни» [10].
Воинские традиции России и Казахстана во многом схожи между собой, основу их взаимной близости составляют общее проживание на Евразийском континенте, нахождение в одном государстве, вначале в составе Российской империи, а затем Советском Союзе. Анализируя научную литературу по воинским традициям, способствующим духовно-нравс-
твенному воспитанию и единению дружественных армий России и Казахстана, можно выделить четыре большие категории:
1) Религиозные традиции (например, в русской религиозно-православной традиции, связанной с непосредственным влиянием православия на духовное и нравственное развитие военнослужащих, отражающих отношения с Богом и призванные заполнять души солдат самыми высокими идеалами жизни и истинной веры: участие в богослужениях, крещение, исповедь и причастие, крестный ход, паломничество, строительство церквей и т.д.).
2) Патриотические традиции, направленные на привитие любви к Родине и ее народу (военные парады, народные праздники и обычаи, а также военные музеи, библиотеки и т.д.). Народные патриотические традиции возникли в ходе исторического развития государств-участников СНГ параллельно с формированием своих этнических традиций. Целью обращения к традициям этой группы является воспитание любви к своей Родине.
3) Уставно-отношенческие традиции призванные обеспечить морально-этических нормы, кодекс чести в отношениях военнослужащих, атмосфере воинского товарищества в повседневной жизни и быту (забота о подчиненных, уважение к старшим, толерантность, традиция офицерских собраний и т.д.). Цель этих традиций - формирование войскового братства.
4) Ратно-боевые традиции были сформированы в ходе боевых действий. Их цель - сохранение и использование в духовно-нравственном воспитании высоких морально-боевых качеств военнослужащих, которые необходимы в боевых условиях (передача передового опыта, взаимная помощь в бою и обучении, защита флага, командира в бою и др.).
Наше исследование показало, какие традиции отличают народы Казахстана и России. В первую очередь, это безответная преданность государству и его народу: ненависть к агрессорам; уверенность в своих силах в том, что на любую агрессию сумеем дать достойный ответ; верность военной присяге, боевому знамени, воинскому долгу, чувство коллективизма и интернационализма, боевое содружество с воинами СНГ, готовность к защите своего государства.
библиографический список
1. Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской армии. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/dukhovnye-traditsii-voennosluzhashchikh-rossiiskoi-armii-i-ikh-proyavlenie-v-sovremennykh-us (дата обращения: 3.03.2018).
2. Пашков В.И. Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской ар-
мии конца XIX - начала XX вв.: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 235 с.
3. Кокоев М.Н. Эволюция духовных традиций российского воина: Автореф. дис. ... канд. фи-
лософ. наук. Ставрополь, 2009. 164 с.
4. Кузнецов А.М. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укрепле-
нии флотских традиций (XVIII - начала XX века): Дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. 226 с.
5. Торкунова О.И., Гогутлов А.А., Рахметов А.А. Православие как основа духовно-нравствен-
ного воспитания российской армии // Церковь и государство: сб. ст. по материалам Ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016. С.372-375.
6. Торкунова О.И., Машин В.Н. Духовные основы воинского долга // Князь Владимир - циви-
лизационный выбор Руси. Фундамент государственного единства Руси и цивилизационная основа русского мира: сб. статей по материалам Ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. С. 193-196.
7. Торкунова О.И., Машин В.Н., Рахметов А.А. Воинские традиции офицеров русской армии
как основа духовно-нравственного воспитания курсантов военных вузов // Духовно-нравственное воспитание молодежи: традиции и инновации: матер. междунар. научно-практич. конф. (г. Воронеж, 26-27 марта 2015 г.) / [Под ред. И.Ф. Бережной, С.В. Поповой]; Воронежский гос. ун-т. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015. С. 154-157.
8. Торкунова О.И., Машин В.Н., Рахметов А.А. Воинские традиции как духовный кодекс рус-
ского офицерского корпуса // Гуманитарный вестник: Издательство Военно-технический университет Министерства обороны Российской федерации. 2015. № 2 (33). С. 381-382.
9. Момышулы Б. Психология войны. Главы из книги. [Электронный ресурс]. URL: http://writers.
kz/journals/?ARTICLE=1650&CURENT&ID=12&NUM=38 (дата обращения: 21.11.2016).
10. Таболова Э.С., Говенко Ю.А. Проблемы диагностирования нравственного воспитания в семейных отношениях // «Университетская наука» «Научные основы современного прогресса»: матер. XXV Междунар. научно-практич. конф. (Мин. Воды: СКФ БГТУ им. В.Шухова) 2017. № 1 (3). С. 223-225.