Михеева О. В.
Нужна ли гуманизация военному образованию?
В настоящее время перед системой образования России стоит задача воспитания личности, способной к саморазвитию, самостоятельной профессиональной деятельности, к непрерывному образованию, т.е. в процессе получения образования обучающийся может не только приобретать знания, но и развивать все стороны своей личности. Общепризнано, что обществу необходимы личности, являющиеся его активными субъектами. Данная позиция, на наш взгляд, призвана уравновесить перекос в сторону слепого, бездумного исполнительства, возникший в результате долгого существования командно-административной системы в нашей стране.
Но во всех ли сферах так важны уровень развития индивида, его стремление к развитию и реализации своих творческих возможностей? Существуют такие области деятельности, в которых личность, на первый взгляд, не имеет значения. Человек рассматривается только как исполнитель. Он - винтик огромного механизма. Ярким примером такой структуры являются Вооруженные силы. Главное в армии - это дисциплина, т.е. беспрекословное и точное выполнение поставленной задачи. Такой подход накладывает отпечаток и на процесс подготовки будущих защитников Родины. Уже в стенах военно-учебных заведений от курсантов требуют быстрого и точного выполнения указаний.
В современных условиях отсутствие в процессе подготовки военных специалистов должного внимания к их личностному становлению, общечеловеческим ценностям провоцирует возникновение ряда трудностей, с которыми сталкиваются молодые офицеры. Например, в стенах учебных заведений готовят специалистов, работающих, в первую очередь, с техникой, а навыки работы с личным составом приобретаются выпускниками уже в ходе непосредственной профессиональной деятельности путем проб и ошибок; кроме того, после увольнения из армии перед бывшим военнослужащим встает ряд трудностей (бывшим военнослужащим не всегда хватает гибкости, уступчивости в общении с окружающими, особенно при поиске работы, при вхождении в трудовой коллектив и т.п.).
Руководство Вооруженными силами страны осознает проблемы, связанные с процессом подготовки офицерских кадров. Именно поэтому в 2002 году была разработана и утверждена Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» [11]. В документе анализируется ситуация, сложившаяся в системе военного образования России, и в качестве причин снижения качества подготовки выпускников указывается досрочное увольнение с военной службы квалифицированных военных преподавателей и молодых ученых в масштабах, существенно превышающих их выпуск из адъюнктуры и военной докторантуры. Кроме этого, отмечается, что в последние годы существенно возросли масштабы отчисления курсантов за недисциплинированность и нежелание учиться с последних курсов обучения. Мы склоны считать указанные обстоятельства проявлением (следствием) проблем, заложенных в самой армейской среде. Среди них отметим: 1) потребительское отношение к Вооруженным силам (стремление курсантов получить высшее инженерное образование, находясь на полном государственном обеспечении);
2) моральная неподготовленность курсантов к выполнению воинского долга; 3) непрестижность профессии военного; 4) неуставные отношения (дедовщина), имеющие основной целью подавление личности подчиненного или сослуживца. Перечисленные проблемы уже давно обратили на себя внимание военных педагогов и психологов. Каждая из них указывает на недостаточность сформированности моральных качеств членов воинского коллектива, отсутствие гуманистического подхода, призванного способствовать личностному росту военнослужащих.
Наше время добавило в систему подготовки военных специалистов проблему «человек - техника», так как профессиональная деятельности военнослужащего неотделима от технократизации, т.е. подчинения человека лишь служению научно-техническому прогрессу [9; с. 5]. Утверждение приоритета техники над обществом, культурой, человеком превращает его в «винтик» социальной машины.
Современный человек должен преодолеть раскол культуры на гуманитарную и техническую. Научно-технический прогресс обедняет личность, утрачивается ее гуманитарное мироощущение. Технократизация современной жизни и образования «требует для человека своеобразной «гуманитарной компенсации». Ведущей формой такой компенсации во все времена служило образование» [3; с. 87]. Цель гуманитарного образования - усвоение человеком ценностей культуры, но речь идет не просто об информационной осведомленности, а о восприятии этих ценностей как своих собственных. Сегодня в нашем обществе ощущается дефицит гуманитарного образования. Человек, оказавшись в самом центре современных событий, часто не способен решать такие проблемы, как проблема ответственности за свое становление и за свою жизнь (т.е. гуманитарные проблемы). Обладание же гуманитарным знанием способствует социальной адаптации молодого военного специалиста, проведшего несколько лет в учебном заведении интернатного типа.
В настоящее время большое внимание уделяется разработке способов сочетания гуманистического и технократического подходов в процессе подготовки специалистов. Это находит отражение в «Декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования», принятой в Париже в 1998 году. Документ представляет несомненный интерес в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство. Для синтеза гуманитарной и технократической направленности современного образования преподавателям Европейского союза предлагается «строить и усиливать интеллектуальную, культурную, социальную и техническую базу нашего континента» [13]. Подчеркивается, что в настоящее время господствует тенденция «становления профессиональной карьеры с явной необходимостью обучения и подготовки в течение всей жизни». Но объект образования, человек, не рассматривается как личность. Даже само слово «личность» отсутствует в этом документе. Разве при таком подходе возможно полноценное интеллектуальное, культурное и социальное становление профессионала?
Таким образом, мы видим, что сама постановка вопроса о необходимости личностного становления будущего офицера сейчас весьма актуальна. Проблемы военного образования могут быть решены путем усиления гуманистического подхода в процессе обучения.
Для определения подходов к решению данной проблемы обратимся к трудам русских военных теоретиков и практиков.
Величайшие полководцы всегда на первое место в подготовке войск ставили воспитание, т.е. формирование личности военнослужащего. Возрождение этой тенденции особенно важно для учебных заведений, готовящих пополнение для офицерского корпуса армии. Генерал-лейтенант Деникин А.Н. отмечал, что «нигде значение отдельной личности не может быть так велико, как в армии. Военная история знает немало примеров, как молодые войска - весьма невысокой боевой пригодности - в руках настоящих начальников становились скоро первоклассными; и как другие войска, раз получив прочную закалку, сохраняли отличные боевые качества при самых неблагоприятных условиях» [2; с. 259]. Военный публицист Е. Месснер утверждал, что «священник, офицер, педагог, литератор, политик формирует душу народа. Отличие офицера от прочих четырех воспитателей состоит лишь в том, что те учат, как достойно жить для родины, а он учит, как достойно умирать за родину» [5; с. 442]. Поэтому подготовка к выполнению этой особой миссии невозможна без гуманистического подхода, призванного внушить обучающимся исключительную ценность личности каждого подчиненного.
Офицерский корпус - основа Вооруженных сил любого государства. От этих людей «более всего зависит дух войск. А в силе духа и заключается главное отличие человека, способного с честью защищать отечество, от человека, негодного для этой цели» [10; с. 90]. В связи с этим при подготовке офицерских кадров в нашей стране всегда уделялось большое внимание как формированию и развитию профессионального мастерства, так и личностных качеств, поскольку офицер - это не только воин, но и педагог-воспитатель. И пусть слова «гуманизм», «личность» не произносились, но в военно-учебных заведениях России, начиная приблизительно с конца ХУШ века, предпринимались попытки не только профессионального, но и личностного становления учащихся. Например, для развития душевных качеств, чувства гуманности и человеколюбия в Первом кадетском корпусе устраивались праздники для бедных. Кадеты должны были прислуживать нищим, калекам и старцам, «с сердечной радостью выслушивая бесхитростные рассказы этих старых инвалидов, бывших в боях, и тем самым воспламеняясь жаждой послужить в будущем верой и правдой самим за своего Государя и дорогую родину» [1; с. 33]. Воспитание высоких нравственных качеств тесно увязывалось с распространением военно-исторических знаний. Через познание воинских традиций и боевых преданий прошлого формировалось соответствующее отношение к воинской службе, к выполнению своего священного долга.
Деятельность военно-учебных заведений вообще и кадетских корпусов в частности заключалось в том, чтобы «готовить для нашей армии молодых людей здоровых, хорошо развитых физически и духовно, заботливо воспитанных в религиозно-нравственном отношении, с прочно установившимся чувством беззаветной верности монарху и любви к родине и с твердым сознанием военного долга; людей, способных к корпоративному единению и товарищеской поддержке, и, вместе с тем, людей, в интеллектуальном отношении стоящих на уровне современных требований военного дела» [12; с. 4]. В «Инструкции по воспитательной части», принятой в конце 1886 года, главная цель воспитания формулировалась следующим образом: «Подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству посредством постепенной с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, чувств чести, добра и правды» [6; с. 125], т.е. всегда декларировалась необходимость сочетания личностных и профессиональных качеств будущих офицеров.
В настоящее время особое значения приобретает необходимость воспитать у будущего офицера «нравственную упругость» [4; с. 470], умение в любых жизненных обстоятельствах оставаться высоконравственным человеком. Считается, что указанными качествами обладали дворяне. Это были люди, имевшие «закал властности и личной чести, развиваемый исторически воспитанным обществом, но преимущественно наследственным политическим сословием» [14; с. 40]. Возможно, с этим связано восстановление структур, существовавших в России еще в начале ХХ века, которые давали начальное военное образование и первые практические навыки военной службы (кадетские корпуса). Известно, что в начале своего существования (ХУШ в.) эти военно-учебные заведения принимали в свои стены только потомственных дворян. А к «дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т.е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу» [7; с. 9]. Дворянское воспитание - «это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают» [7; с. 10].
Думается, что слепое копирование существовавшей ранее системы не даст ожидаемые результаты: изменились исторические условия, общество, да и сами Вооруженные силы. Но мы должны проанализировать накопленный опыт и взять из него то, что может быть использовано в современных условиях.
Современное кадетское образование, призванное служить основой формирования военной элиты России, не ставит целью создание определенной модели учащегося. Обучение в кадетском корпусе должно способствовать социализации обучающегося через профориентацию. Для достижения этой цели используются профессиональное просвещение (ознакомление кадетов с профессиями, с различными видами труда, как на военном, так и на гражданском поприще); профессиональная диагностика (выявление профессионально значимых качеств личности кадетов: способностей, интересов, склонностей); профессиональные консультации. Таким образом, в кадетских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная подготовка кадетов к самоопределению после их выпуска.
Следует заметить, что первичный этап военной подготовки представлен как кадетскими корпусами, так и суворовскими, и нахимовскими военными училищами. Именно первичные военные учебные заведения должны прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и т.д.) и понятия чести и долга. Обучение в этих учебных заведениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться 7-8 лет. В течение двух последних лет обучения на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования должна определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника. Это позволит молодому человеку не только получить знания, необходимые ему как военному специалисту, но и сформировать его личность.
Таким образом, идеал современного офицера - личность, сочетающая гуманитарную и техническую составляющую. Ведь каждый специалист, в первую очередь, является человеком, личностью. До, после и в ходе профессиональной деятельности происходит межличностное общение, работающее, в конечном счете, на профессиональный рост. Одним из путей решения представленной проблемы является использование воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин, изучаемых в
военно-учебных заведениях, и применение гуманистического подхода даже при преподавании дисциплин, необходимых обучающимся как будущим военным специалистам. В связи с этим несомненный теоретический и практический интерес представляет история обучения и воспитания в военно-учебных заведениях и, в частности, история первичного военного образования, представленная суворовскими и нахимовскими военными училищами, кадетскими корпусами.
♦
Литература
1. Галенковский П. А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк пед. средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700-1856 гг.). -СПб., 1904.
2. Какая армия нужна России? Взгляд из истории. Российский военный сборник. Выпуск 9. - М.: Военный университет, Ассоциация «Армия и общество», 1995.
3. Колесников И. А. Гуманитаризация непрерывного образования - одно из направлений модернизации российского общества//Социально-гуманитарные знания. - 2004. -№ 1. - С. 86-107.
4. Мариюшкин А. Техника или дух//Государственная оборона России. Императивы русской военной классики. - М.: Военный университет, Рабочий путь, 2002.
5. Месснер Е. Современные офицеры // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. Российский военный сборник. Выпуск 17. - М.: Военный университет, Русский путь, 2000.
6. Михайлов А.А. Российские кадетские корпуса // Вопросы истории. - 1997. - № 12. - С. 124-130.
7. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. - М.: Linka-Press, 1995.
8. Наставления, данные графом М. С. Воронцовым гг. офицерам 12-й пехотной дивизии// О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей/Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников; Под. ред. В.Н. Лобова. - 2-еизд. - М.: Воениздат, 1991.
9. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования//Педагогика.
- 2000. - № 9. - С. 3-10.
10. Обручев Н. О вооруженной силе и ее устройстве//Государственная оборона России. Императивы русской военной классики. Российский военный сборник. Выпуск 19.
- М.: Военный университет, Русский путь, 2002.
11. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 «О Федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.» (с изменениями от 5 мая 2003 г., 6 декабря 2004 г., 26 декабря 2005 г.). http://npa-gor.garweb.ru: 8080 /public /default.asp?no = 84504 #500
12. Речь председателя съезда генерал-лейтенанта А.Д. Бутовского// Труды Первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов (22-31 декабря 1908 г.). П/р П.В. Петрова.
- СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1909.
13. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию (г. Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 года). http : //www. spbu. ru/News/ edusem/sorbon.htm
14. Фадеев Р. Наш военный вопрос//Какая армия нужна России? Взгляд из истории. -М.: ВУ, Ассоциация «Армия и общество», 1995.