И. И. Белоусов
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННЫХ КАДРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ И ФЛОТА
в XVIII веке
Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации требует переосмысления многих направлений системы воспитания военных кадров, приведения ее в соответствие с требованиями времени. Формирование и дальнейшее развитие духовных основ мировоззрения у военнослужащих находится в тесной взаимосвязи с укреплением обороноспособности государства, повышением уровня боевой готовности и боеспособности армии и флота.
В истории Российского государства можно найти большое количество примеров успешного обеспечения государственной безопасности вооруженными силами. Особенно наглядно это проявилось в истории XVIII столетия. Важно заметить, что сам по себе XVIII век занимает в развитии отечественных вооруженных сил особое место. В это время Россия перешла к строительству вооруженных сил на регулярной основе, к новой системе комплектования войск. Были созданы и получили свое развитие первые военные школы, с учетом лучших отечественных и западных образцов формировалось национальное военное искусство, формировалась отечественная система обучения и воспитания. Это обусловило в конечном итоге превращение России в великую мировую державу.
Как показывает исторический опыт: на переломных этапах развития Российского государства в XVIII веке военные кадры, как категория наиболее профессионально подготовленных служилых людей обличенная наибольшим доверием самодержавных монархов, отличались патриотизмом, государственным уровнем мышления, высокой нравственностью, сильной волей, целеустремленностью в решении стоящих перед ними задач по укреплению обороноспособности молодой Российской империи.
Выдающиеся российские государственные и военные деятели XVIII века прекрасно понимали значение духовно-нравственного воспитания военных кадров, основанного на фундаменте христианского вероучения. Усилиями лучших представителей военных кадров армии и флота в Российском государстве создавались богатые духовно-нравственные традиции отечественной школы воинского воспитания. Характерными чертами национальной военной школы были патриотизм, религиозность, высокие духовные идеалы, основанные на православ-
ных традициях, гуманность, высокие чувства офицерской чести и воинского долга.
Организация эффективного морально-нравственного воспитания военных кадров на всех исторических этапах являлось и является важным фактором обеспечения безопасности Российского государства. Задачи духовно-нравственного воспитания воинов армии и флота решались разными способами и средствами в русле курса государственной кадровой политики по отношению к вооруженным силам.
Современная дефиниция «духовно-нравственное воспитание» является более широким понятием, чем понятие «нравственное воспитание», т.к. предполагает формирования у личности не только нравственных, но и духовных идеалов и качеств. Автор разделяет точку зрения военного исследователя А.М. Кузнецова, что в исторический период XVIII столетия понятия духовного и религиозного являлись синонимами, в связи с тем, что «духовность любого человека рассматривалась через призму его веры в Бога, следовательно, применяемые определения духовно-нравственного воспитания и религиозно-нравственного воспитания, духовно-нравственных качеств и религиозно-нравственных качеств являлись идентичными»1.
В процессе формирования и качественной подготовки кадрового корпуса армии и флота в XVIII веке активно участвовали все институты Российского государства, в том числе и Русская Православная Церковь. Она со времен крещения Руси являла собой действенный механизм духовного, моральнонравственного и национально-патриотического влияния на воинов Отечества.
С момента крещения ребенка родители и Церковь прилагали совместные усилия к формированию стойкого и верного защитника Российского государства. Православная Церковь активно участвовала в формировании нравственных устоев всего русского общества и важнейших его составляющих - армии и флота, пронизывая своими идеями всю систему домашнего и государственного образования.
Каждый новый воин, поступавший на военную службу, нес в общую военную среду свой индивидуальный духовный мир, традиции, привычки, связанные с его верой в Бога. О содержании этой веры российского воина С.Н. Булгаков писал: «...оно в трех словах: за Веру, Царя и Отечество. Но все три идеи нераздельно были для него связаны: вера православная, царь православный, земля тоже православная ,..»2. Результатом православного воспитания можно считать
воздействие этого краткого девиза на готовность и способность российских воинов самоотверженно совершать великие подвиги, удивлявшие весь мир. Такая ситуация, по утверждению современного историка О. Золотарева, привела к тому, что наряду с созданием регулярной армии и флота формировался институт военного и морского духовенства3.
Исторический анализ документальных источников свидетельствует, что фундаментальной базой духовно-нравственного воспитания воинов российской императорской армии во все периоды ее развития являлось Православие. И поскольку религиозное начало охватывало все стороны жизни и деятельности войск, то в этом многогранном процессе необходимые для воина боевые и моральные качества, как правило, воспитывались религиозными средствами.
В воспитании личного состава российской армии и военно-морского флота на протяжении XVIII столетия наряду с государственными органами, военным и морским командованием особая роль принадлежала Священному Синоду Русской Православной Церкви. Он, прежде всего, через своих представителей в вооруженных силах - военных священников стремился воспитывать и формировать из российского воина настоящего христианина. В бурной, героической истории XVIII века военное православное духовенство разделяло с армией и флотом все тяготы боевой и мирной воинской жизни и немало содействовало воспитанию всех категорий военных кадров Российской империи.
На первое место среди многих задач, решавшихся военным духовенством, выступало стремление воспитать и развить в русском воине духовнонравственные силы, сделать его гармонично-развитым человеком, проникнутым истинным христианским настроением.
Основная деятельность военного и морского духовенства была направлена на ознакомление с началами православного вероучения и в первую очередь его нравственной составляющей. Военнослужащие воспитывались в духе добросовестного отношения к изучению военного дела, успешного исполнения служебных обязанностей не из-за страха наказания, а по совести и глубокому убеждению святости своего воинского долга.
Военное духовенство заботилось и о воспитании в войсках и на флоте духа веры, благочестия, сознательного соблюдения воинской дисциплины, терпения, мужества, взаимовыручки и самопожертвования. Признание православного вероучения в качестве доминанты воспитания личного состава армии и флота на протяжении всего имперского периода Российского государства и роли духовно-
нравственной роли Церкви и военных священников нашло отражение в дореволюционной отечественной историографии4. По мнению известного дореволюционного военного историка Д.Ф. Масловского «преданность Вере, Царю и Отечеству» направляла русских воинов «на высшую самоотверженность»5. Это суждение отражает идеи представителей дореволюционной военно-исторической науки относительно нравственных основ воинской службы.
Законодательное оформление нравственных основ военной службы начало осуществляться еще Петром I, и было вызвано объективной необходимостью, возникшей при организации строительства регулярной армии. Уже в первых воинских уставах Петра I прослеживалась четкая регламентация духовного и патриотического воспитания солдат и офицеров.
В качестве основы духовно-нравственного поведения российских воинов являлась их вера в Бога и соблюдение требований христианской морали. Религиозное начало воспитания в армии было заложено Петром I в Артикуле Воинском. И не случайно, что этот законодательный документ начинался главой «О страхе Божии». В артикуле № 1 этой главы было указано, что «всякое благословение, победа и благополучие, от единого Бога всемогущего, яко от истинного Начала всего блага, и праведнаго Победодавца происходит, и Оному токмо молиться и на Него надежду полагати надлежит .»6.
Важное место в воспитании нравственности и патриотизма занимал ритуал принятия военной присяги. Этот торжественный ритуал проводился в торжественной обстановке при развернутых знаменах. Принимая присягу на верность Г осударю и Отечеству (присягу российские офицеры XVIII века принимали при получении каждого нового чина, а также при восшествии на престол нового монарха), военнослужащие должны были «положить левую руку на Евангелие» и обещаться «Всемогущим Богом, служить Всепресветлейшему Нашему Царю Государю верно и послушно. ». И заканчивалась присяга русского воина любого чина обещанием «во всем так поступать, как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату надлежит» и обращением к Богу: «В чем да поможет мне Господь Бог» . Разрабатывая Воинский Устав, Петр Великий полагал, что вера в Бога, особенно важна для человека, часто рискующего своей жизнью ради Государя и Отечества и, что вера помогает сохранить нравственные устои и приблизить победу, даруемую Богом.
Определяющим условием высоко-нравственного поведения военнослужащих Петр I полагал твердое знание ими основных требований предъявляемых к
ним государством: «дабы неведением никто не отговаривался, надлежит сей Артикул на смотрах, а особливо при всяком полку по единожды прочитать в неделю, чтоб всяк своего стыда, наказания и безчестия удалялся и бегал, против того ж о благодеянии, храбрости и повышении прилежание имел»8.
В соответствии с требованиями Артикула воины российской армии, как истинные христиане, должны были быть нетерпимы к различным отступлениям от православной веры. Артикулы Петра I определили строгое наказание за богохульство и злоречие на Бога «кто имени Божию хуление приносит, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет; хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена глава да бу-
9
дет» .
Тем «кто пресвятую Матерь Божию Деву Марию и Святых ругательными словами поносит» должен был быть «наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен». Если кто-либо по легкомыслию ругательные слова произносил по отношению к Святым один или два раза, тогда «имеет преступитель 14 дней в железа заключен быть, и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан». В случае третьего повторения преступник должен был «аркибузирован (расстрелен) быть»10.
Военнослужащим под страхом наказания воспрещалось легкомысленное или без особой нужды «в клятве, божбе и лжи» упоминать «имя Божие». Артикул № 7 определил, что «ежели кто найдется, который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, оной имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в шпиталь дать, или в присутствии регимента мушкеты, пики или карабины носить»11.
В результате законодательной деятельности Петра I, направленной на осуществление кадровой политики в вооруженных силах, представители духовенства Русской Православной Церкви получили право проводить среди личного состава армии и флота религиозное воспитание.
Организация церковных богослужений и повседневная индивидуальная работа священников рассматривались в качестве важных средств поддержания высокого морального духа военных кадров, нравственного состояния и воинской дисциплины и порядка в армии той эпохи.
Вторая глава петровского Артикула называется «О службе Божии и о священниках». Вера в Бога в данной главе рассматривалась как важнейшее основа-
ние нравственного поведения военнослужащих. Артикул предусматривал создание необходимых условий для своевременного проведения богослужений. Все офицеры, унтер-офицеры и солдаты должны были присутствовать и заранее оповещаться о времени начала и окончания «службы Божия».
В артикулах этой главы указывается, что «если офицер без важной причины при молитве присутствен не будет», то его полагалось оштрафовать «по полтине штрафу с него в шпиталь брать». В случае, если «офицер при молитве пьян явится, а чрез оное пьянство другим соблазн учинит», то этот офицер, за первый и второй проступок подлежал наказанию арестом у профоса, а «в третие на несколько времяни от службы отставлен, и рядовым учинен быть». Рядовой за подобное нарушение «имеет быть в железа посажен»12.
Охраняя авторитет церкви, Петр I предписал тем, кто в отношении священников будет «как словом, так и делом досаду чинить, и презирать, и ругаться», наказание вдвое большее, чем за такие же деяния в отношении простых людей, не имеющих духовного звания. В тоже время, Устав, требуя почитания священников, обязывал самих священников соответствовать своему назначению.
В обязанности военного священника, кроме проведения регулярных богослужений, входило проведение занятий с воинами по обучению их основам православной веры и наставлению в религиозно-нравственных правилах. Священники объясняли важность богослужения для души воина, значение молитв к Богу и Святым в военной службе, приводили поучительные примеры из истории церкви и военной истории, руководили церковным хором.
Исследование документальных исторических источников по проблемам государственной кадровой политики в вооруженных силах XVIII века показало, что и отечественный флот также тесно был связан с Православной Церковью. В военно-морской флот священники назначались, как правило, на крупные боевые корабли сроком на пять - семь лет, причем каждую компанию на новом корабле. Как правило, это были иеромонахи, но в случае их недостатка на кораблях могли служить представители белого духовенства, но вдовые и несемейные. Священник был не просто религиозным служителем на корабле, но и постоянным полноправным членом команды, занимавшим весьма почетное место. Русские моряки не мыслили себя без храма и священника. Корабельные церкви были устроены на всех крупных кораблях, а святой, или святые, в память которых был освящен судовой храм, в память которого был назван корабль, были небесными покровителями корабля. На российском военно-морском флаге был изображен крест, на ко-
тором был распят святой покровитель земли русской Святой Андрей Первозванный.
Военно-морские священники должны были всегда находиться на корабле и только раз в неделю спускаться на берег. Для контроля над несколькими священниками на каждую эскадру назначался обер-иеромонах из более опытных священнослужителей .
Личный состав кораблей был обязан присутствовать на молитве и иных видах церковных служб, для чего уставом были предусмотрены соответствующие команды и сигналы, в том числе и молитвенный флаг. В соответствии с Морским Уставом от 13 января 1720 года офицеры и нижние чины за совершенные преступления и дисциплинарные проступки могли быть подвергнуты наказаниям схожим с наказаниями, предусмотренными статьями Артикула Воинского.
Моряки должны были поститься в Великий пост не менее пяти дней, а на Страстной неделе, перед Пасхой - еще четыре дня. Обычно не реже четырех раз в год все моряки исповедовались и причащались, а желающие могли это делать чаще. Такое положение существовало в российском флоте до конца XVIII века.
На протяжении исторического периода XVIII - начала XX века христианское мировоззрение было господствующим в Российской Империи. Именно оно стало духовно-нравственным фундаментом воинского воспитания в армии и на флоте.
По мнению автора, при исследовании воздействия православного вероучения на духовно-нравственное воспитание военных кадров в XVIII веке следует учитывать и культурно-исторический подход к религии. Он позволяет видеть в русском православии такой многосложный феномен, который включает в себя «духовную составляющую (определенные идеи, чувства), практику (обряды и правила поведения верующих), организацию и управление религиозной жизнью и взаимоотношения между людьми»13.
При исследовании проблем воинского воспитания, как одного из направлений кадровой политики Российского государства в армии и на флоте в XVIII веке автор изучал мировоззренческие, духовно-личностные факторы и учитывал их влияние на кадровую политику. Причем в некоторых случаях это влияние было решающим и кардинально определяющим развитие Российской империи.
Для правильного понимания событий и процессов прошлого внимание исследователя, в некоторых случаях, сосредоточивается на явлениях и процессах мировоззренческого уровня. К ним относятся идеи и интересы, составляющие
основу целей и мотивов исторической персоналии. ведущую, базовую систему ценностных (прежде всего духовно-нравственных) ориентаций личности представителя военной корпорации (гвардии, кавалерии, артиллерии, сухопутной полевой армии, флота; дворянского сословия («шляхетства»). Кроме того, такой подход предоставляет возможность рассматривать влияние православной религии в армии и на флоте на разных этапах исторического развития дореволюционной России.
Известный русский философ С.Н. Булгаков писал: «Русское войско держалось двумя силами: железной дисциплиной, без которой не может существовать никакая армия, да верой. Пока была власть, законная, авторитетная, была и основа дисциплины. Солдат знал, что он поставлен перед неизбежностью повиновения, и он с этой неизбежностью покорно, но мудро и кротко мирился. Вот почему он представлял собой столь классный боевой материал, для него ничего не было невозможно. Но затем у него была вера, которая давала ему возможность воевать не за страх, а за совесть»14.
В истории развития российских вооруженных сил в послепетровкий период постепенно создавалась и развивалась отечественная система взглядов на обучение и воспитание военных кадров. И если вначале она носила чисто практическую направленность - для создания новых уставов и инструкций, и находилась под большим влиянием европейских военных авторитетов конца XVII - начала XVIII века, то с 40-х годов столетия появляются творения российских военных кадров, сочетавшие передовые европейские военные взгляды и отечественные разработки, основанные на российском военном опыте.
Во второй половине XVIII столетия появился целый ряд военных и государственных деятелей, способных проанализировать и обобщить передовой опыт ведения боевых действий, и подготовить соответствующие грамотные и обоснованные рекомендации по организации обучения и воспитания в российской армии. К их числу можно отнести российского императора Павла I, военных руководителей высокого уровня: П.И. Шувалова, П.И. Панина, З.Г. Чернышева, П.А. Румянцева, Н.И. Салтыкова, Н.В. Репнина, А.В. Суворова, И.И. Бецкого, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова. А сколько отечественных генералов и офицеров, разрабатывавших свои теоретические взгляды на развитие вооруженных сил, кадровое обеспечение, обучение и воспитание русских воинов, остались неизвестными в исторической глубине XVIII столетия? Некоторую часть отзвуков их мыслей,
взглядов, суждений сегодня можно найти в громадной массе документов той эпохи, хранящихся в российских и зарубежных архивах.
Например, в Российском государственном архиве древних актов хранятся «Мысли по военной части». Интересное рассуждение одного из военачальников царствования императрицы Елизаветы Петровны содержится в одном из документов. Он, размышляя о проблемах воинской дисциплины в армии, показал роль и значение православного вероисповедания для армии. «Религия, которая почти во всех без изъятия случаях имеет свое влияние, не меньше и в войске производит твердости. Часто идущие на сражение ободрялись словами за веру и за дом Богоматери, - подчеркивал автор рассуждений, - сие служит доказательством, что и в войске потребно иметь узел, который бы связывал всех к едино-душию»15. Таким образом, неизвестный автор изложил в 40-х годах XVIII столетия, дошедшие до нас суждения об объединяющем и вдохновляющем на воинские подвиги значении религии.
На основании вышеизложенного, при исследовании духовно-нравственных проблем в российской истории XVIII столетия целесообразно учитывать влияние на обучение, воспитание и формирование кадровых отношений в вооруженных силах действенных религиозных факторов. Их можно определить как совокупность существовавших в российском государстве законодательных норм, религиозных идей, традиций и обрядов, влиявших на качественные характеристики военных кадров.
В процессе исследования автор пришел к выводу, что многообразие проявлений духовной жизни российского общества охватывало религиозную систему, государственную идеологию, ментальность16, обыденное сознание, психологию социальных групп (сословий). Наиболее существенным фактором, оказывающим принципиальное влияние на укрепление духовно-нравственного, моральнопсихологического состояния армии и флота Российской империи в XVIII столетии, являлось наличие в государстве объединяющей традиционной общенациональной идеи - православной религии. Православие в Российской империи занимало важное место в формировании морального духа личного состава армии и флота.
Религиозно-нравственный контекст проявлявшийся в воспитании военных кадров, как реализации одного из направлений военной кадровой политики формировался на основе российских исторических традиций XVIII века, взаимосвязи
старых и новых образцов поведения, стереотипов мышления, привычек и других
17
институциональных образований .
Автор отмечает, что любые исторические значимые военно-социальные явления и процессы в российской истории проявлялись в деятельности конкретных ярких личностей - государственных и военных деятелей. Наиболее известные российские полководцы и военачальники XVIII века обладали, как правило, природными дарованиями и талантами, высоким интеллектом, сильной волей, богатым жизненным опытом, в том числе и военным. Но при этом важно подчеркнуть, что в основе их жизнедеятельности лежало и религиозное христианское мировоззрение и миропонимание, основанные системе православных культурных ценностей, особенностей и свойств духовно-нравственной ориентации. Многие русские полководцы той эпохи укрепляли в своих войсках религиозность и связывали ведение войны с религиозными мотивами.
Ярким подтверждением сказанному может служить жизнь и деятельность выдающегося флотоводца Федора Федоровича Ушакова (1745 - 1817 гг.), в настоящее время, причисленного Русской Православной Церковью к лику Святых. Воспитанный в духе высокой религиозности и нравственности, он всеми силам способствовал привитию своим подчиненным религиозных и патриотических чувств.
Следует отметить, что названия кораблей эскадры, которой командовал контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков во время Второй Русско-турецкой войны, имели большое религиозно-патриотическое воспитательное воздействие на моряков. Они носили имена христианских святых: «Рождество Христово» «Покров Богородицы», «Святой Владимир», «Святой Александр Невский», «Святой Иоанн Богослов», «Святой Павел» «Святая Мария Магдалина» и др.
В августе 1790 года, следуя во главе эскадры на корабле «Святой Павел» из Севастополя к Очакову контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков обнаружил у острова Тендра турецкую эскадру и в жестоком бою нанес ей сокрушительное поражение. Главнокомандующий русской армией и флотом генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин сообщал императрице Екатерине II: «Наши благодаря Богу, такого перца задали туркам, что любо. Спасибо Федору Федоровичу!» За эту победу флотоводец получил орден Святого Г еоргия 2 степени.
В решающем морском сражении у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года флагманский корабль Ф.Ф. Ушакова «Рождество Христово» смело и решительно атаковал и вывел из строя флагманский корабль командующего флотом паши
Саид-Али, что привело к разгрому и беспорядочному бегству всего турецкого флота. Эта победа ускорила подписание Ясского мира. Императрица Екатерина II была очень довольна и в своем рескрипте на имя флотоводца указывала: «Знаменитая победа, служит новым доказательством усердия к службе нашей,
особливого мужества и искусства вашего. Всемилостивейше пожаловали вас ка-
18
валером нашего ордена Святого Александра Невского» .
После каждого проведенного сражения Ф.Ф. Ушаков определил служить благодарственные молебны и лишь, затем разрешал приступать к устранению повреждений кораблей.
При воспитании подчиненных офицеров и нижних чинов адмирал всегда предоставлял шанс оступившемуся моряку исправиться и искупить свою вину. «Отец наш Небесный прощает кающихся, я надеюсь на всещедрую милость и благоволение монаршее», - писал он в одной из просьб о прощении провинившихся, но искупивших вину молодых офицеров.
В своей военно-организаторской, управленческой деятельности святой флотоводец Ф.Ф. Ушаков всячески содействовал духовенству в воспитании у моряков высоких нравственных качеств. Этого же он требовал от подчиненных офицеров. Признанием заслуг Ф.Ф. Ушакова могут служить слова одного из его современников: «Я не имел счастья быть свидетелем подвига Ушакова, но я знал его добродетели, его благотворительность, его любовь к ближним...»19.
Большинство военачальников той эпохи стремилось во время войн, в боевой обстановке, поднять дух вверенных им войск и сил флота, что было возможно лишь при существовании непоколебимой уверенности в своих силах и в уверенности, что сражение увенчается победой. Именно на это были направлены принимаемые командованием меры по духовному воспитанию военных кадров. «В ряду подобных мер весьма рельефно выступает стремление Суворова укрепить в своих войсках религиозность и связать неразрывно все дело войны с рели-гиею»20, - отмечал в известном историческом труде полковник Генерального штаба С.К. Гершельман21.
В самые напряженные минуты перед началом сражения генералиссимус князь А.В. Суворов, призывал своих непобедимых чудо-богатырей к служению лишь самым высоким идеалам: «Умирай за Дом Богородицы! За Матушку! За Пресветлейший Дом! Церковь Бога молит. Кто останется жив, тому честь и Слава», так говорит словесное поучение»22.
Важную роль религии в армии подчеркивал в своей работе известный русский военный историк конца XIX столетия полковник Г енерального штаба Н.А.
23
Орлов : «Религия - могущественный рычаг на войне, и для русских солдат имеет особенно важное значение. Суворов был человеком в высшей степени религиозным, а потому ему легко было пользоваться «могущественным рычагом»»24.
Генералиссимус князь А.В. Суворов старался по возможности присутствовать на богослужениях в храмах, а в боевых условиях в походной церкви. «Будучи преисполнен страха Божия, Суворов отличался горячим благочестием и строгим соблюдением всех уставов церкви»25.
Конечно, личный духовно-нравственный пример прославленного полководца, генералиссимуса Российской армии, не проигравшего ни одного сражения, не мог не оказывать большого воспитательного воздействия на подчиненных солдат и офицеров.
«В нашей русской армии религиозность Суворова была фактом чрезвычайного значения, - отмечал известный исследователь жизненного пути выдающегося российского полководца А. Петрушевский26, - помимо той громадной моральной поддержки, которую дает горячая вера в те минуты, когда человеческое предвидение не находит никакого исхода, помимо того невероятного «сверхчеловеческого» подъема духовной энергии, какой переживает глубоко верующий человек, когда он отрешится о своей личной воли, отдавая в руки Творца, во исполнение моления «Да будет воля Твоя», - эта сторона духовного облика Суворова особенно сближала с ним простые, безыскусственные солдатские сердца и делала его бесконечно дорогим и близким солдатской массе. Суворов всю свою жизнь прожил как истинный христианин и умер, как подобает христианину, исповедавшись, причастившись Святых Тайн и простивших со всеми. Последними сознательными словами его были: «Долго гонялся я за славой - все мечта: покой
27
души - у престола Всемогущего» .
В трудные для страны дни Русская православная церковь брала на себя тяжелую ношу объединения всех православных верующих для достойного отпора врагу, а ее представители в армии и на флоте - военные священники являли собой пример мужества и героизма на полях великих сражений. Православие присутствовало во всех институтах Российского государства и являлось главенствующей идеологией в его вооруженных силах. А религиозно-нравственное воспитание было одним из важнейших элементов в системе подготовки военных
28
кадров Российской империи .
Православие в Российском государстве на всем своем протяжении истории было тесно связано с российским воинством. Недаром во время произнесения молитв в церкви персонально упоминается единственная профессия - воин.
По мнению автора, духовно-нравственное воспитание, проводившееся армейскими и флотскими пастырями всеми имеющими средствами было направлено на создание условий для формирований высоких духовных и нравственных качеств у русских воинов, необходимых им для успешной защиты своего Отечества.
В целом духовно-патриотическое воспитание высоконравственных, разносторонне подготовленных военных кадров в огромной мере способствовало не только укреплению государственной власти внутри страны, но и повышению международного авторитета и значения Российской империи.
1 Кузнецов А.М. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII - начала XX века): Дис. .. .канд. ист. наук., М., 2000. С. 86.
2 Булгаков С.Н. На пиру богов: современные диалоги. Новороссийск, 1991. С. 252.
3 Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. М., 1994. С. 16.
4 Боголюбов Ф. Взгляд генералиссимуса А.В. Суворова на религию в деле воспитания солдата. СПб., 1894; Гершельман С. Нравственный элемент в руках Суворова. Генерального штаба полковника Сергея Гершельмана. Гродно, 1892; Троянский В. Краткое начертание обязанностей христианского воина. СПб, 1854 и др.
5 Масловский Д.Ф. Записки по истории военного искусства в России: В 2 вып. СПб., 1891 -1894. Вып. 2. С. 96.
6 Устав Воинский, Артикул Воинский с кратким толкованием (30 марта 1716 года) // Памятники русского права: Законодательные акты Петра I. Первая четверть XVIII века. М. 1961. Вып. 8. С. 321.
7 Там же. С. 320.
8 Там же. С. 319.
9 Там же. С. 322.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же. С. 323.
13 Балагушин Е.Г. Религия как социокультурное явление // Введение в культурологию. Курс лекций. М., 1993. С. 81.
14 Булгаков С.Н. Указ. соч. С. 252.
15 РГАДА, ф. 20, оп. 1, д. 365, ч. 3, л. 102 об.
16 Ментальность - образ мышления, общая духовная настроенность человека социальной группы, общества, цивилизации. - Прим. авт.
17 См.: Калашникова С.М. Исторические аспекты формирования различных типов политического сознания в России во второй половине XVIII века: Дис. . канд. ист. наук. Воронеж,
2005; Польской С.В. Формирование дворянской политической мысли в России во второй чет-
верти и середине XVIII века: Дис. .канд. ист. наук. Самара, 2000.
18 Цит. по: Ковалевский Н.Ф. История Государства Российского: Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начало XX в. М., 1997. С. 102.
19 См.: ГригорьевА.Б. На море не ведал поражений // Православная беседа. 1994. № 5. С. 34-35.
20 Гершельман С.К. Указ. соч. С. 82.
21 Генерал от инфантерии Сергей Константинович Гершельман родился в 1853 году. Окончил Пажеский корпус, Николаевскую академию Генерального штаба. Служил в кавалерийских и пехотных частях и соединениях. Командовал полком, дивизией, корпусом, Московским, а затем Виленским военным округом. Умер в 1910 году. Особое внимание уделял духовной стороне военной службы. - Прим. авт.
22 Цит. по: Драгомиров А. «Наука побеждать» Суворова // Российский военный сборник. Вып. 18. М., 2001. С. 251.
23 Генерал от инфантерии Николай Александрович Орлов (1855 - 1915). Военное образование получил в военной гимназии, Михайловском артиллерийском училище, Николаевской академии Г енерального штаба. Командовал казачей бригадой, пехотной дивизией. Профессор, преподавал в Николаевской академии Генерального штаба. Крупный военный историк. Известный исследователь военной деятельности А.В. Суворова. В годы Первой мировой войны командовал корпусом. - Прим. авт.
24 Орлов Н.А. Суворов-полководец. Выводы из военных действий в Италии в 1799 году. // Российский военный сборник. Вып. 18. М., 2001. С. 327.
25 Петрушевский А. Генералиссимус князь Суворов // Не числом, а уменьем: Военная система А.В. Суворова. С. 171.
26 Генерал-лейтенант Александр Фомич Петрушевский (1826 - 1902). Обучался в Дворянском полку. Военную службу проходил в артиллерийских частях. Известный военный исследователь. Почетный член Николаевской академии Генерального штаба.
27. Петрушевский А. Генералиссимус князь Суворов // Российский военный сборник. Вып. 18. М., 2001. С. 253.
См.: Давлетшин В.Р. Институт военного духовенства в России (XVIII - XIX вв.): процесс введения и становления // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1999. № 2; Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. М., 2000; Гуськов М.Д., Ивашко М.И. Православие и российская армия: (Очерки истории военного духовенства). М., 1995; Кузнецов А.М. Указ. соч.; Ивашко М.И. Русская православная церковь и Вооруженные силы (XVIII - начало XX в.): Историографическое исследование. М., 2004.