Антонов Юрий Станиславович, начальник отдела ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, тел. 8 (495) 684-95-25.
Антонов Ю.С.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РУССКОЙ АРМИИ XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА
В истории России XVIII века принято выделять три основных периода. Первый из них охватывает время царствования Петра Великого, второй объединяет годы правления временщиков и в какой-то мере время нахождения на престоле Елизаветы Петровны и, наконец, третий период, начавшийся через год после победоносного завершения Семилетней войны, связан с именем Екатерины II1.
Годы правления Петра Великого являются основным этапом зарождения и становления военной школы России, создания условий для обучения и воспитания военнослужащих. Реформа в области обучения и воспитания воинов проводилась по трем основным направлениям и включала в себя: разработку нормативной базы военного обучения и воспитания; реформирование системы подготовки национальных офицерских кадров; практическую организацию подготовки войск2.
Под непосредственным руководством и при личном участии Петра I был разработан «Устав Воинский 1716 года». В педагогическом отношении особенно интересна вторая часть устава - «Артикул воинский», в которой, наряду с правовыми отношениями, сформулированы и основные категории воспитания воинов, определены его приоритетные направления, регулируется деятельность священнослужителей в армии.
Служить Отечеству, быть патриотом - значит высоко нести звание русского солдата, свято выполнять требования присяги, всегда помнить о соблю-
1 Мухаяров М.Р. Историко-педагогический анализ воспитания нравственных ценностей в русской армии XVIII - начала XX века. Доступ: http://www.noo-journal.ru/научное-
издание/2014-1-1/article-0017/ (проверено 17.02.2015).
2 и
. Традиции офицеров русской армии. Жуковский. М:, 2004. С. 136.
дении воинской чести. Именно честь является доминирующей категорией воинского воспитания у Петра I и составляет фундамент для формирования всех других морально-боевых качеств.
Важное место в формировании системы нравственных ценностей в петровский период отводилось категории воинской чести. «Во всем... поступать так, как честным и добросовестным офицерам надлежит, и никаких излишеств как противны указам и воинским регламентам и чистой совести, отнюдь самим не чинить, и над командой своей накрепко смотреть», - требовал Петр I1.
В методике военного обучения, особенно на этапе создания армии и флота, Петр I многое заимствовал у западноевропейских стран, но средства и методы воспитания отличались самобытным характером, учитывали национальный опыт, складывавшиеся веками нравственные ценности, отражали существовавшие в обществе отношения.
Основной категорией нравственных ценностей военнослужащих, на которой зиждилась вся военная организация, выступала воинская дисциплина. В отличие от западноевропейских армий, где порядок насаждался палочными методами, в России доминирующими были нравственные начала, сознательное выполнение воинского долга2. Система же наказаний, несмотря на присущую
3
времени жестокость, носила исправительно-воспитательный характер .
Добиваясь в войсках твердой дисциплины, Петр I не останавливался перед применением жестоких мер в отношении провинившихся. Система дисциплинарных взысканий в русской армии была впервые представлена в «Статьях воинских» (1702 г.) и предполагала применение к провинившимся мер не только физического, но и морального воздействия. Наиболее строго наказывались дезертиры. В целом же можно констатировать, что петровская система наказаний носила исправительно-воспитательный характер и была прогрессивной для своего времени.
Проявляя строгость к нарушителям воинской дисциплины, Петр I в то же время не скупился на поощрение отличившихся. Поощрение могло быть инди-
1 См.: Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.9. Кабинет Петра I. Отд. 1 Д.37. Л. 253-321; Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб., 1900. Т.ГУ, ч.1. С.360.
См.: Алехин И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. С. 84.
3 См.: Иванов Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской армии XIII -начала XX в.: дис. ... канд. пед. наук. М., 1994, С. 87.
видуальным и коллективным, иногда отличия давались целым частям. Система поощрений распространялась и на ветеранов.
Важную роль в воспитании играли воинские ритуалы. Документы подробно регламентировали порядок приведения воинских частей и отдельных военнослужащих к присяге, награждение отличившихся в боях воинов орденами и медалями, приветствие частей и кораблей, встречи войсками высших должностных лиц, отдание воинской чести и другие вопросы военной службы.
Для обучения и воспитания войск, для руководства ими в бою требовались профессионально подготовленные военные кадры. Так как страна ими не располагала, на командные должности было решено назначать иностранцев, которые, прослышав о решении Петра, ринулись в Россию. Однако вскоре царь убедился в их малой пригодности1. По предложению Головина с мая 1700 года на офицерские должности начали набирать русских из московских чинов и дворян, имеющих от 40 дворов и выше.
Второй этап, наступивший после смерти Петра I, не был столь плодотворным для развития военного обучения и воспитания, как период его царствования. Казавшиеся незыблемыми устои общества, если не рухнули, то были значительно подточены действиями «временщиков». Уже к 30-м годам XVIII века регресс в российском обществе, наметившийся по всем основным направлениям, коснулся армии и флота.
Заняв командные посты в государстве, «временщики» во главе с деятельным Х.А. Минихом в 1731 г. провели через военную комиссию дополнения к уставу 1716 г., смысл которых сводился к выхолащиванию национального духа армии, к превращению ее, по подобию западных стран, в огневую машину, где солдат и офицер являлись лишь бездумными исполнителями чужой воли.
В 30-е годы XVIII в. существенным разрушениям подверглась петровская система воспитания личного состава. В армии и на флоте были ужесточены наказания, солдат переставал быть «государственным человеком». Воспитание на принципах патриотизма и на идее защиты Отечества сменилось страхом наказания.
Но, несмотря на стремление «временщиков» предать забвению дело Петра Д на фоне общего кризиса в военном деле развитие системы обучения и воспитания нравственных ценностей не стояло на месте. «Птенцы гнезда Петрова»
1 Традиции офицеров русской армии. Жуковский. М:, 2004. С. 127.
продолжили борьбу против немецкого засилья.
Третий период связан с именем императрицы Екатерины II. Время ее царствования стало, по определению современников, золотым веком российской истории. В боях с многочисленными врагами засверкали военные дарования П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова. Но не только блистательные победы прославили этих людей. Наследники петровских традиций явились продолжателями дела своего великого предшественника в вопросах подготовки войск и внесли значительный вклад в развитие системы подготовки военных кадров, их духовно-нравственного воспитания1.
Последователь Петра I фельдмаршал П.А. Румянцев считал, что формирование нравственных качеств включает моральные начала - «нравственный элемент». Формирование нравственных ценностей составляло основу воспитания, что нашло отражение в регламентах того времени2.
Наряду с формированием высокой дисциплинированности и исполнительности, полководец огромное значение придавал воспитанию у воинов чувства долга, ответственности за судьбу Родины: Он писал: «Положение военного человека в государстве отличается неоспоримой честью и славой, ибо воин превозмогает труды часто несносные и не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограж-
-5
дан, защищает от врагов, обороняет Отечество» .
К формам обучения и воспитания, сыгравшим значительную положительную роль в вопросе духовно-нравственного воспитания, добавились: изучение дисциплины «Военная история», создание музеев военно-учебных заведений и посещение мест боев. Основополагающими документами, регламентировавшими воспитательный процесс во второй половине XIX - начале XX вв., стали: «Положения о военных училищах» и «Инструкция по воспитательной части». Но с 1795 г. и до второй половины XIX в. эту роль по праву выполняла книга А.В.Суворова «Наука побеждать»4, именно она несла на себе основную духовно-нравственную нагрузку в воспитании русского воина. А.В. Суворову удалось на практике реализовать целостную военно-педагогическую систему формирования нравственных ценностей, основой которой были: осознание прямой зависимости результатов
1 Традиции офицеров русской армии. Жуковский. М:, 2004. С. 131.
См.: «Инструкция пехотного полка полковнику ...» (1764); «Инструкция конного полка полковнику ...» (1766); «Наставление всем господам батарейным командирам» (1766); «Инструкция ротным командирам» (1774); «Обряд службы» (1770) и др.
Цит. по: Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947. С. 197.
4 См.: Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Воениздат,1990. С.45.
боевой деятельности от обученности и морального духа войск1.
А.В. Суворов первым из современников понял роль простого солдата в бою и поставил его в центр своей воспитательной системы. «Мне солдат дороже себя»2, - говорил полководец и всеми доступными ему средствами добивался надлежащего отношения офицеров к рядовым воинам. Важно подчеркнуть, что в отличие от Петра I, Потемкина, Румянцева для Суворова солдат был объектом не только социального, но и педагогического воздействия.
В основу своей воспитательной системы Суворов положил формирование чувства патриотизма и национальной гордости у воинов. «Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничего не может противостоять силе оружия русского»3, - обращался полководец к войскам перед штурмом Измаила. «Вы - русские, вы всех можете перебороть»4, - часто говорил полководец солдатам перед сражениями, и люди под его командованием показывали чудеса героизма.
В целях формирование чувства патриотизма Суворов постоянно обращался к героическому прошлому нашего народа, к подвигам предков. Не последнюю роль в формировании преданности Родине играло воздействие на религиозные чувства воинов, обязательное отправление религиозных обрядов в войсках Суворова.
Ядром педагогической системы Суворова являлось воинское воспитание, цель которого полководец видел в формировании у воинов высоких морально-боевых и личностных качеств. На первое место в этой работе он ставил воспитание дисциплинированности и исполнительности, неоднократно повторяя, что «дисциплина - мать победы». «Вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно быть содержано свято, - писал Суворов в «Полковом учреждении». - Того ради никакой подчиненный перед своим высшим начальством на отдаваемой какой приказ да не дерзнет не токмо спорить или прекословить, но и рассуждать, а паче оной опорачивать после в каком бы то ни было месте, но токмо повеленное неукоснительно выполнять... От послушания
1 См.: СуворовА.В. Полковое учреждение. М.: Воениздат, 1949; О нравственном образовании военных людей // Военный журнал. СПб., 1812. Кн.VIII. Наука побеждать.
Ефремов И.И., Марченков В.И., Спасский Б.В. Не числом, а уменьем. Военная система А.В. Суворова. М., 2001. С. 107.
Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., Кутузов М.И. В документах, письмах и воспоминаниях. М., 2004. С. 234.
4 См. там же. С. 235.
родиться попечительное и непринужденное наблюдение своей должности из его честолюбия, а в нем замыкается весь воинский порядок»1. Поддержание твердой воинской дисциплины в подразделении Суворов вменял всем должностным лицам роты.
Необходимо отметить, что благодаря усилиям Румянцева, Потемкина, Суворова получила свое развитие заложенная Петром I отечественная военно-педагогическая система, применение которой способствовало достижению русской армией блестящих побед.
Рассматривая военную подготовку как единый процесс обучения и воспитания личного состава, М.И. Кутузов в качестве примера приводил те части, где «учение производиться правильно, стрельба в цель приводит в лучшее совершенство, дух воинский людям внушается и соблюдается благоустройство, воинская дисциплина соблюдена и люди довольствуются хорошо и в свое вре-
мя»2.
Таким образом, данный период стал этапом развития разработки и апробации методов и способов осуществления духовно-нравственного воспитания в армии, обогащения их опытом великих полководцев: П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и др., Отечественной войны 1812 г., идеями европейского просвещения. На данном этапе были разработаны Наставления воспитателям, Наставления молодому офицеру, составлены Правила учтивости офицера и др. Нравственные ориентиры Российской армии легли в основу «Науки побеждать» А.В. Суворова.
Конец этого периода также можно охарактеризовать как наступление реакции, особенно после выступления декабристов, усиление цензуры, ужесточение методов воздействия на армию. В своей работе «Рассуждение о воспитании солдатских детей в гвардии» и в «Записке о маневрах» будущий декабрист П.И. Пестель разработал проект обучения и воспитания подразделений и частей всей 2-й армии. Главной идеей этого проекта являлось коренное улучшение дела подготовки младших командиров. Указывая на громадное значение хорошо организованного обучения и воспитания войск для повышения боеготовности армии, Пестель писал: «Надежным средством к достижению своего образования пола-
1 Ефремов И.И., Марченков В.И., Спасский Б.В. Не числом, а уменьем. Военная система А.В. Суворова. М., 2001. С. 58-63.
Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., Кутузов М.И. В документах, письмах и воспоминаниях. М., 2004. С. 233.
гаю тщательное, на истинных правилах основанное, воспитание солдатских детей наших: воспитание сие есть вернейший способ к распространению во всем войске познании, наиболее усовершенствованию оного содействующих и к утверждению добродетелей нравственную силу его оставляющим»1.
Большое значение Павел Иванович придавал воспитанию будущих младших командиров. «Образование нравственности и рассудка - писал он, - должно быть главным предметом их воспитания»2. Важным направлением нравственного воспитания Пестель считал воспитание религиозное. Являясь прогрессивными для своего времени, эти идеи дают достаточно полное представление о подходе известного декабриста к обучению и воспитанию войск, о его педагогических взглядах.
На первый план в обучении войск во второй половине 20-х г. XIX в. выходит строевая подготовка, организованная по образцу прусской армии. В стремлении к подражанию пруссакам Николай I далеко превзошел своего ранее царствовавшего брата Александра. Об этом свидетельствует изданный в 1831 г. устав о строевой службе, главная идея которого заключалась в обеспечении выработки у солдат автоматических действий.
В начале XIX в. было предпринято оформление организационной структуры военного духовенства, которое, в основном, завершилось к концу столетия. Занимаясь в мирное время обучением солдат грамоте, военные священники с началом боевых действий направляли свои усилия на подъем морального духа солдат и офицеров. В истории Отечества сохранились имена священнослужителей, заслуживших в боях и походах орден Святого Георгия.
Таким образом, историко-педагогический анализ проблемы формирования нравственных ценностей в Русской армии показывает, что отечественную систему нравственного воспитания в целом отличали дух новаторства, патриотизма, целенаправленности с акцентом на подготовку военнослужащих, преданных Родине. Отечественная система обучения и воспитания военнослужащих имеет славные традиции, которые на крупных переломах истории обеспечивали ей живучесть, преемственность и способность перестраиваться в новой социально-политической обстановке, не теряя боевой эффективности.
1 Цит. по: Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947. С. 283.
Традиции офицеров русской армии. Жуковский. М., 2004. С. 136.
& & &
1. РГАДА. Ф.9. Кабинет Петра I. Отд. 1 Д.37. Л. 253-321; Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб., 1900. Т.1У, ч.1.
2. Алехин И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в ХУШ веке: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.
3. Ефремов И.И., Марченков В.И., Спасский Б.В. Не числом, а уменьем. Военная система А.В. Суворова. М., 2001.
4. Иванов Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской армии XIII - начала XX в.: дис. ... канд. пед. наук. М., 1994.
5. История русской армии // Российский военный сборник. М., 1994.
6. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.,
1990.
7. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Воениздат,1990.
8. Суворов А.В. Полковое учреждение. М.: Воениздат, 1949; О нравственном образовании военных людей // Военный журнал. СПб., 1812. Кн. VIII. Наука побеждать.
9. Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф., Кутузов М.И. В документах, письмах и воспоминаниях. М., 2004.
10. Традиции офицеров русской армии. Жуковский. М:, 2004.
11. Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947.