Литература
1. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. - М., 2003. - 159 с.
2. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2000, № 1, с.11-16.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. (Стандарты второго поколения) - М., 31 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Стандарты второго поколения) - М., 2011. - 48 с.
Д.В. Шутько
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ
В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
REALIZATION OF POTENTIAL OF RELIGION IN EDUCATION OF THE MILITARY PERSONNEL OF THE RUSSIAN ARMY
Аннотация: в работе раскрывается роль реализация потенциала религии в воспитании военнослужащих Российской армии. Указаны особенности реализации потенциала религии и его содержание.
Ключевые слова: воспитание военнослужащих; потенциал религии; военное духовенство.
Abstract: in work the role realization of potential of religion in education of the military personnel of the Russian army reveals. Features of realization ofpotential of religion and its contents are specified.
Keywords: education of the military personnel; religion potential; military clergy.
Религиозность народов России была одним из факторов побед ее армии. Христианское учение было основой ценностей русского человека, поднимало его на подвиг, на героические поступки, поддерживая солдат и офицеров на поле боя, укрепляло воинский дух. Защищая Отечество, воины защищали свою веру -православие.
Реализация потенциала религии в работе с военнослужащими увеличилось после введения постоянного духовного обеспечения в войсках. Появление в русской армии особых священнических должностей непосредственно связано с формированием частей регулярного отечественного войска. В уставе «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» (1647 г.) впервые упоминается полковой священник. Также в уставе подчеркивалось особое значение веры для воинов. В «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся воинской науки» (1647) был включен ритуал принятия клятвы на верность царю. Каждый воинский человек, указывалось в уставе, должен приводиться к крестному целованию. Нарушитель присяги провозглашался клятвопреступником.
Во времена Федора Алексеевича (1676-1682 гг.) организация церковной службы в полках проходила под непосредственным руководством ипри участии царя. Нередко сам царь, минуя патриарший приказ, назначалв полки священнослужителей [6, с. 82].
В 1695 году соединяя детские забавы с воинским учением, Петр I создает два пехотных полка - Преображенский и Семеновский. В 1700 году в связи с упразднением
© Д.В. Шутько, 2012
стрелецкого войска, было образовано 27 пехотных полков. Соответственно множилось и число полковых священнослужителей [6, с. 83].
Петр Алексеевич формируя регулярную армию и проводя широкомасштабные реформы многое заимствовал из зарубежного опыта, однако дело духовного воспитания поручил православной церкви. Обер-полевой священник сухопутной армии, наравне с флотским обер-иеромонахом, являлся полноправным представителем духовно-административной власти в Вооруженных Силах государства. В результате введённых реформ Петром I был заложен новый принцип военной службы - за Веру, Царя и Отечество.
Прослеживая военную политику России после петровских времен, необходимо отдать должное генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. Он знал, каким могучим двигателем, какой вдохновляющей силой для русского народа является православие. А.В. Суворов старался воздействовать на душу солдата, обращаясь к православным истинам. Именно вера пробуждала в солдатах благородные чувства, без которых душа черствеет в жестокостях войны. Он учил солдат не бояться смерти, смотреть ей прямо в глаза, ибо они отдают жизни за «Дом Богородицы», какою всегда виделась русскому человеку родная земля.
К исходу XVIII века армия и церковь уже представляли собой единый отлаженный организм. Военному духовенству отводилась задача патриотического, нравственного и воинского воспитания офицеров, солдат и матросов в целях формирования у них высоких моральных и боевых качеств. Это достигалось созданием в подразделениях и частях особой атмосферы, которая подчеркивала святость воинского долга. На первое место среди многих задач, решаемых военным духовенством, выступало стремление воспитать в русском воине любовь к Богу, верность православию, сделать его человеком, проникнутым истинно христианским настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеждению в святости воинского долга. Военные священники заботились о воспитании в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения, мужества и самопожертвования.
Павел I, обративший особое внимание на переустройство русской армии, не мог проигнорировать и вопрос об условиях функционирования военного духовенства. Так, 4 апреля 1800 года до столичного митрополита Амвросия была доведена монаршия воля, согласно которой обер-полевые священники «не только в военное время и когда войска в движении, но и в мирное время имели в своем ведении всех священников армии» [7, с. 96]. Кроме того, понимая значение образовательного уровня полковых священников, Павлом I был утвержден в июне 1800 года проект создания армейской духовной семинарии.
В подготовке будущих офицеров со второй половине ХVШ века уделялось большое внимание духовно-нравственному воспитанию. Проводником и инициатором многих новшеств екатерининской эпохи в подготовке офицерских кадров являлся генерал-поручик Иван Иванович Бецкой. В результате его деятельности изменились условия формирования духовно-нравственных качеств, которые были целью подготовки к воспитательной работе с верующими военнослужащими. Главными средствами нравственного воспитания И. И. Бецкой считал «вкоренение страха божия», изоляцию воспитанников от окружающей среды, а также положительные примеры, на которых строилось воспитание. Одним из нововведений И.И.Бецкого явилось введение малолетнего отделения (мальчики 5-6 лет), где кроме воспитателей находился священник с дьяком, которые проводили церковные службы и занятия по Закону Божьему. Главной целью изучения Закона Божьего являлось усвоение истины веры и нравственности в духе православной Церкви. Изложение христианских обязанностей должно состоять не столько в научении, сколько в том, чтобы возбудить и расположить обучающихся к христианскому православному образу жизни, развить и укрепить в них
христианское настроение и добрые навыки [8]. В 1804 году в ряде кадетских корпусов по ходатайству митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, вводятся штатные должности законоучителей. В их обязанности входило христианское назидание кадетов, изложение материала в соответствии с изложенной программой, создание искомого духовного настроения.
Важным этапом реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих явилась Отечественная война 1812 г. Она потребовала от русского народа гигантского напряжения всех духовных и физических сил. Её история изобилует фактами, свидетельствующими об огромном значении православной веры как неисчерпаемого источника духовных сил [3, с. 369]. В одной из инструкций военным пастырям, составленной первыми обер-священниками, отмечалось: «Главная задача военных пастырей, проповедуя слово Божие перед военными людьми, наставлять их в неизменных обязанностях воина, в благочестии, беспредельной верности государю, повиновении начальству и усердии к службе...» [4, с. 49]. Военные священники увещевали и беседовали, примером собственного мужества и человеколюбия поддерживали дух солдата. Духовная связь войска с пастырями явилась огромной силой в достижении победы, подвиги военных священников являлись мощным духовно-нравственным воздействием на верующих военнослужащих. В разгар боя, находясь среди воинов, священники поощряли и воодушевляли сражавшихся, напутствовали тяжело раненных. С крестом в руках шли впереди полка и своими наставлениями и примером мужества вдохновляли воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов. Не без воли Божией прошла война «двенадцатого года», - так думал и государь, и русский народ, победу славную приписав не себе, а силе Божией: «не нам, не нам, а имени Твоему» было выбито на медали в память войны 1812 года.
После Отечественной войны воспитательная деятельность с верующими военнослужащими осуществлялась в мирной обстановке. Военные священники в ходе неё осуществляли как богослужебную, так и внебогослужебную деятельность. В частности, богослужебная деятельность включала в себя проведение литургий, молебнов, чтение проповедей и исповедование военнослужащих. В назначенный командиром час священник обязан был совершать богослужение в войсковой церкви в воскресные, праздничные и «высокоторжественные» дни [9, с. 37-55]. Внебогослужебная деятельность военного священника состояла из ведения церковноприходской школы, проведения антиалкогольной пропаганды, благотворительной деятельности, а так же из сбора и обобщения информации о моральном состоянии военнослужащих, их трудностях, которая после обобщения докладывалась непосредственно царю, минуя военного министра.
Важную роль в деятельности военных священников играли нравственные беседы с солдатами и младшими командирами. Беседы проводились индивидуально или в составе подразделений и отличались атмосферой открытости и доверия. Одной из форм проведения воспитательной работы с верующими военнослужащими было ведение церковно-приходских школ, в которых обучались как нижние чины, так и «солдатские» дети. Школы функционировали при многих войсковых частях и являлись в них центрами духовно-нравственного просвещения.
Важную роль в создании условий духовно-нравственного воспитания играла литература религиозного плана и литература, показывающая отношения армии и церкви таких авторов как Михайловский-Данилевский А.И., Бочаров И., Снегирев И., Мансветов Г.И., Державин И.О., Прокопович П., Глинка С., Штейнгель Б.В., Глинка Ф.Н., Бутовский И., Лажечников И. и др. Особым видом источника, способствующего воспитательной работе с верующими военнослужащими, является военная периодическая печать. С 1813 г. начала издаваться газета «Русский инвалид», а с 1847 г. - журнал с периодичность 6 раз в год «Чтение для солдат». Это было первое в
России издание для солдат, где публиковались рассказы и беседы на религиозно-нравственные темы. Военно-церковная проблематика находила отражение на страницах печати в виде рассказов и бесед на религиозно-нравственные темы. К данному виду источников относятся и отдельные публикации назидательного характера, выходившие в форме периодических изданий или инструкций. Их главной целью было духовное просвещение, распространение основ православия, формирование православных по духу норм поведения в армейской и флотской среде [4, с. 41]. В 1858 году по инициативе главного священника армии и флота В.Б. Бажова в Российской армии стали создаваться церковные библиотеки. В результате активной деятельности военного духовенства каждая церковь была обеспечена книгами и брошюрами.
Подготовка обучающихся в военно-учебных заведениях России проходила при усилении влияния военного духовенства на содержание и организацию подготовки будущих офицеров. Подготовка осуществлялась через формирование христианского мировоззрения, привитие христианского православного образа жизни и качеств воина-христианина, в 1830 г. была осуществлена первая попытка дать свод нравственных правил в «Положении и уставе для военно-учебных заведений 2-го класса». Эти нравственные ориентиры для воспитанников были уточнены в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений» 1848 г.
Церковь в середине 80-х годов девятнадцатого века подверглась преобразованиям. Она вышла на первый план в официальной идеологии государства и стала основой самодержавия. В результате, государственное влияние на дела церкви многократно возросло. Реализация потенциала религии в воспитании военнослужащих была поднята на новый уровень. В этот период в несколько раз увеличился выпуск продукции синодальных типографий, возник целый ряд новых церковных газет и журналов и т.д. С 1890 года начал выходить «Вестник военного духовенства» (два выпуска в месяц), а затем «Вестник военного и морского духовенства». Это был первый периодический журнал для военного духовенства, который служил общению между военными пастырями, обмену мнений, заявлению нужд, примером успеха вне богослужебного собеседования, увековечению памяти героев и т.д.
Офицерский состав активно принимал участие в воспитании военнослужащих на религиозной основе. Он не только поддерживал религиозные чувства у подчиненных, но и стремился их развивать. Это позволяло им, используя религию, активно воздействовать на духовность подчиненных. Так, капитан второго ранга И. Г. Энгельман, автор многочисленных работ по вопросам обучения и воспитания на флоте, отмечал, что религиозным воспитанием должны заниматься как священнослужители, так и офицеры, и если нижний чин найдет в офицере отклик и поддержку своего религиозного чувства, то последний станет ему ближе и дороже, заменит отца и брата. Этому принципу следовали многие русские офицеры. Во время празднования двунадесятых праздников, таких как особо почитаемые верующими - Рождество, Пасха, офицерам рекомендовалось приказом командира части быть в казармах и «хритосоваться» с подчиненными, после чего священник части со своим «активом» обходил семьи офицеров, поздравлял и собирал пожертвования [1, с. 67].
Русская армия комплектовалась не только представителями православия, но и представителями других конфессий, и для проведения воспитательной работы с этой категорией военнослужащих вводились неправославное духовенство (как правило, один мулла, раввин, пастор приходился на военный округ, и числились эти духовные отцы в ведении штаба округа). Правовой базой отношения к воинам-иноверцам служили воинские уставы. Так, устав 1898 г. в статье «О богослужении на корабле» предписывал: «Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры, с разрешения командира, в назначенном месте и, по возможности, одновременно с православным богослужением. Во время
продолжительных плаваний они увольняются, по возможности, в свою церковь для молитвы и для говения». Этим же уставом разрешалось находящимся на корабле мусульманам или евреям «читать общественные молитвы по правилам своей веры: мусульманам - по пятницам, евреям - по субботам». В главные праздники иноверцы, как правило, освобождались от службы и увольнялись на берег.
Вопрос межконфессиональных отношений регулировался и циркулярами Протопресвитера. В указании от 3 ноября 1914 года военному духовенству рекомендовалось: «Избегать, по возможности, всяких религиозных споров и обличений иных исповеданий» и следить, чтобы в полковые и госпитальные библиотеки не попадала литература «со встречающимися резкими выражениями по адресу католичества, протестантизма и других вероисповеданий, так как подобные литературные произведения могут оскорблять религиозное чувство принадлежащих к этим исповеданиям и ожесточать их против Православной Церкви и в воинских частях сеять пагубную для дела вражду» [1, с. 75]. Православным военным священникам предписывалось не забывать, что и инославные проливают кровь за Царя и Отечество.
Перед первой мировой войной для нужд религиозного обеспечения военнослужащих использовалось 25 соборов и 819 церквей. С началом войны в действующей армии было развернуто дополнительное строительство походных церквей. Они представляли собой комплект необходимых при богослужении в полевых условиях предметов церковной утвари. А с 1913 года на нужды церковного строительства по военному ведомству ежегодно ассигновалось по 100000 рублей [12, с.16-17].
Военное время внесло свои особенности проведения воспитательной работы с верующими военнослужащими. Продолжая удовлетворять религиозные потребности военнослужащих посредством совершения богослужений, военные священнослужители главное внимание уделяли воспитанию у российских воинов высоких патриотических чувств, укреплению их духовно-нравственных сил. Ряд инструкций возлагали на военного священника и специфические обязанности, обусловленные особенностями военного времени. Так, с началом войны полковому священнику вменялось в обязанность помогать врачам и санитарам в перевязке раненых, также участвовать в работе специальных команд, осуществлявших вывоз с поля боя убитых и раненых, заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ, извещать родственников убитых, организовывать в своей части общества помощи семьям чинов этого полка. От госпитальных священников требовалось чаще совершать богослужения для раненых и больных, ежедневно обходить палаты, беседовать и утешать, писать письма от имени тех, кто не в состоянии сделать это самостоятельно [1, с. 79]. В деятельности военного духовенства большое внимание уделялось отданию почестей павшим на полях сражений.
Наряду с использованием традиционных форм и методов деятельности военных священнослужителей шел поиск новых. Так, съезд священнослужителей 7-й армии рекомендовал для усиления воздействия на военнослужащих использовать кино, организовывать походные библиотеки в каждом подразделении, распространять бесплатные листки и брошюры религиозно-нравственного характера, иллюстрированные издания, создавать специальные витрины и вывешивать газеты в местах скопления нижних чинов. Для поднятия морального духа войск, воодушевления воинов к местам наиболее тяжелых боев привозили «чудотворные иконы».
В первую мировую войну военное духовенство работало дружно, согласованно. Священники делили с воинами все тяжести и опасности войны, возбуждали их дух, своим участием согревали уставшие души, будили совесть, предохраняли наших воинов от столь возможного на войне ожесточения и озверения. Великий князь Николай Николаевич в 1915 г. отозвался о деятельности военного духовенства: «Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в
армии». Такой отзыв был вполне заслужен. По неполным данным, за годы Первой мировой войны военным священникам были вручены 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 85 орденов святого Владимира 3-й степени с мечами, 203 ордена Святого Владимира 4-й степени с мечами, 304 ордена Святой Анны 2-й степени с мечами, 239 орденов Святой Анны 3-й степени с мечами [3, с. 709].
В этот период в военных и юнкерских училищах, военных академиях основной упор делался на закрепление общечеловеческих нравственных ценностей, знаний и навыков и формирование основных профессионально-этических норм и качеств личности офицерского состава [5, с. 4-5]. Распределение нравственной нагрузки в процессе прохождения воспитанником различных ступеней военного образования, позволяло более целенаправленно и качественно формировать и закреплять у воспитанников христианские, общечеловеческие ценности, и профессионально-этические качества личности [10, с. 79]. Основная нагрузка на проведение духовно-нравственного воспитания возлагалась на Церковь вуза. Но и командный состав вуза принимал активное участие в её проведении. Все командиры должны были всеми мерами поддерживать в кадетах религиозные чувства и убеждения, следить за неуклонным выполнением воспитанниками требований религии и церкви. Воспитание осуществлялось согласно «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов».
Уставом внутренней службы от 1902 года определялось начальникам устанавливать порядок размещения воинских чинов во время богослужений в вузовских церквях, порядок исповедания, говения подразделений. Кроме того командирам определялось оказывать содействие своим подчиненным в исполнении религиозных обязанностей, налагаемых на них их вероисповеданием [11]. Командиры также устанавливали порядок отправления религиозных нужд неправославных вероисповеданий, показывая пример толерантного отношения к другим верам и конфессиям. Таким образом, реализация потенциала религии в воспитании военнослужащих Российской армии имело важное значение и осуществлялось комплексно и системно.
Литература
1. Армия и религия / Под редакцией Зюскевича А.Е. - М., 1994.
2. Вестник военного духовенства. 1890.
3. Золотарев О. В. Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988 - 2005 гг. Антология: 2-е изд., доп.: в 2-х кн. - Челябинск: Социум, 2006.
4. Ивашко М.И. Русская православная церковь и Вооруженные силы (XVIII -начало XX вв.). Историографическое исследование. - М., РАП. 2004.
5. Инструкция определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в юнкерских училищах. - СПб., 1901.
6. Котков В. М. Военное духовенство России. Страницы истории. Монография. - СПб. 2004.
7. Невзоров Н. Управление духовенством военного ведомства в России. -СПб., 1875;
8. РГВИА, ф. 725. Оп. 53. Д.4440
9. Свод военных постановлений. Изд. 3. Кн. 8. СПб. 1907.
10. Сушанский А.С., Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX в.в: Дис... канд. пед. наук. - М: ВУ, 2002.
11. Устав внутренней службы. - Спб., 1902.-ст.549
12. Цитович Г. Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание. -Пятигорск, 1913.