каналу обратной связи; выработка корректирующих воздей- Реализация всех требований к операциональному и фун-
ствий и их реализация; прогнозирование последствий. кциональному управлению процессом формирования лингвоп-
В связи с широким внедрением в образовательные уч- рофессиональных компетенций обучающихся позволит не
реждения средств информатизации следует перераспреде- только организовать целенаправленную активизацию усвое-
лить между участниками процесса обучения функции дидак- ния теоретического и практического учебного материала, но
тико-методического обеспечения (координирующую, интегри- и вскрыть внутренние механизмы, которые смогут оказать
рующую, развивающе-воспитательную, закрепления, самокон- положительное воздействие на процесс обучения.
троля и самообразования). Экспериментальное обучение студентов показало, что
Чтобы формирование лингвопрофессиональной компе- применение компьютерной поддержки обеспечивает мотива-
тентности с применением компьютерной поддержки было на- цию и интерес обучающихся к усвоению содержательной учеб-
целено на развитие творческих компонентов мышления, не ной информации, что способствует повышению уровня линг-
следует жестко детерминировать учебную деятельность обу- вопрофессиональной подготовки будущих специалистов раз-
чающихся. личных направлений. Результаты данного исследования от-
Компьютерная поддержка должна способствовать фор- ражены в статьях и монографиях автора и активно использу-
мированию творческого мышления обучающихся. При её раз- ются в образовательной практике Сибирской академии фи-
работке необходимо учесть характеристики, которые позво- нансов и банковского дела, Новосибирском архитектурно-стро-
ляли бы отрабатывать такие качества ума как глубина, гиб- ительном университете в процессе лингвопрофессиональной
кость, устойчивость, необходимость самостоятельности при подготовки студентов с применением современных средств
приобретении и оперировании новыми знаниями. информатизации.
Библиографический список
1. Скибицкий, Э.Г. Механизм оценки педагогической полезности дидактического обеспечения подготовки специалистов в техническом вузе / Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая // Инновации в образовании. - 2009. - № 1.
2. Аданов, К. Б. Рефлексивное управление учебной деятельностью обучающихся как средство повышения уровня подготовки обучающихся / К. Б. Аданов, Э. Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая // Социально-экономические проблемы управленческой деятельности в кризисный период: теория и практика: сб. науч. тр. по материалам международной научно-практической конференции. - Новосибирск, - 2010.
Bibliography
1. Skibickiyj, Eh.G. Mekhanizm ocenki pedagogicheskoyj poleznosti didakticheskogo obespecheniya podgotovki specialistov v tekhnicheskom vuze / Eh.G. Skibickiyj, I.Yu. Skibickaya // Innovacii v obrazovanii. - 2009. - № 1.
2. Adanov, K. B. Refleksivnoe upravlenie uchebnoyj deyateljnostjyu obuchayuthikhsya kak sredstvo povihsheniya urovnya podgotovki obuchayuthikhsya / K. B. Adanov, Eh. G. Skibickiyj, I.Yu. Skibickaya // Socialjno-ehkonomicheskie problemih upravlencheskoyj deyateljnosti v krizisnihyj period: teoriya i praktika: sb. nauch. tr. po materialam mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. - Novosibirsk, - 2010.
Статья поступила в редакцию 29.10.11
УДК 159.9. 355 (075) Shutko D. У REALIZATION OF POTENTIAL OF RELIGION DURING OPERATIONS. This article is devoted features of realization of potential religion during the various periods of development of Armed forces of Russia reveal. Lines of activity of the military priest on all-round maintenance fighting action are opened.
Key words: Religion potential military man military clergy.
Д.В. Шутько, канд. пед. наук, докторант каф. педагогики Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный университет»,
Е-mail: shutko.dv@rambler.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В ХОДЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
В данной статье раскрываются особенности реализации потенциала религии в различные периоды развития Вооружённых сил России. Раскрыты направления деятельности военного священника по всестороннему обеспечению боевых действии.
Ключевые слова: потенциал религии, военнослужащий, военное духовенство.
С момента возникновения военной организации в человеческом обществе ведущим элементом морально-психологической готовности войск выступали религиозные верования, поэтому реализация потенциала религии в ходе боевых действий имеет историю. Она берет свое начало с практик военной магии, так как война признавалась проявлением божественной воли. Вера в непосредственное присутствие или участие богов в войне приводила к принятию священных военных клятв, священных знамен и символов, ритуальных очищений воинов перед сражением и погребение погибших. Русь не была исключением. Со временем на Руси сложился специфический раздел ворожбы - воинская магия с особой заговорной традицией. Своими молитвами, ритуальными действиями, жертвоприношениями волхвы содействовали военным успехам дружины. Они также слагали и передавали из поколения в поколение былины, сказания о воинских подвигах и мужестве защитников родины [1, с. 23]. Кроме этого, на волхвах и знахарях лежала обязанность исцелять раненых [2, с. 176].
О христианстве на Днепре впервые услышали из уст апостола Андрея. Однако массовая христианизация русских славян стала возможной лишь в десятом веке. Великий князь Владимир Святославович крестился в греческом городе Корсуне (Херсонесе) в 988 г., в церкви св. Василия. Вместе с ним крестилась почти вся его дружина. С тех пор стали быстро складываться священные воинские традиции. Войско почувствовало себя частью Церкви и получило от Церкви благословение и освящение.
Перед каждым походом русское войско приходило в храм, где воины сообща причащались Святых Христовых Тайн. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские шли под хоругвью с изображением лика Спасителя. Началось почитание святых Божиих угодников и икон [2, с. 55]. В ходе распространения христианства на Руси стал формироваться тесный союз служителей веры и русским воинством. Греческий священник с крестом стал сопутствовать дружине в походах и ее ратных делах [3, с. 138].
Под влиянием христианства война теряла свое идейное обеспечение языческой мифологией и обрядностью, связанные с ней христианские ритуалы не замещают, а вытесняют их в процессе религиозного творчества. Христианский воин вступал в особые отношения со смертью и будущим временем, бросая ей вызов и надеясь победить как ее, так и сопутствующее ей неумолимое время. Эта черта представляется весьма характерной для идеологии «дружины Господней». Прежде всего, такие наблюдения культурно-антропологического характера связаны с эпохой христианизации древних обществ. С периодом становления христианства в Древней Руси соотносится активизация культурно-психологического процесса «приручения смерти». Православие воспитало у воинов дух жертвенности и верности, без которых они никогда не устояли бы против своих многочисленных врагов. Христианское учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям не за страх, а за совесть, об отдаче жизни «за други своя» во многом определило высочайшие качества боевого духа русского воинства — рыцарственного, бесстрашного и в то же время великодушного.
По мере формирования войска изменялось и его духовное обеспечение. В уставе «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» (1647 г.) впервые упоминается полковой священник. В начале XVIII века, при Петре I начал функционировать институт Военного и Морского духовенства как централизованная организация, предназначенная для обучения и воспитания военнослужащих. Религиозным духом была пронизана вся жизнь русского воинства, где начальники должны были поддерживать и развивать у своих подчиненных сознание святости присяги и высочайшего значения воинского служения, призванного к защите Веры, Царя и Отечества от врагов внутренних и внешних. Но основную задачу по религиозному образованию и духовному воспитанию осуществляло военное духовенство.
Основные положения о религиозном воспитании воинов закреплялись в разрабатываемых под руководством Петра I уставных документах. Так, в «Артикуле воинском» (1714 г.) религиозному воспитанию, формированию у воинов уверенности во всемогуществе Бога отводились две первые главы. Петром I была также введена присяга, в основу которой было положено религиозное чувство верующего. В присяге воплощалась воля Церкви и государства, и невыполнение ее требований грозило воину наказанием, как от главы государства, так и от Церкви, Самого Бога, Всемогущего и Всеведущего.
Прослеживая реализацию потенциала религии после петровских времен, важно рассмотреть деятельность генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Как человек высокообразованный и наблюдательный, А.В. Суворов знал каким могучим двигателем, какой вдохновляющей силой для русского народа является православие. Он стремился укрепить в своих войсках веру в Бога. Этим духом проникнуты все его приказы и наставления. Приведем из них некоторые: «...Грех напрасно убивать! — они такие же люди! — умирай за дом Богородицы! — За Матушку! — За пресветлейший дом! — Кто остался жив, тому честь и слава. Обывателя не обижай! — Он нас поит и кормит. — Солдат не разбойник». «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву! — Молись Богу! — от Него победа! — Чудо, богатыри! — Бог нас водит; — Он нам Генерал!»... «Помилуй Бог! Мы русские, — Богу молимся: Он нам и помощник; Царю служим: он на нас и надеется, — и нас любит, и нас наградит. Кого из нас убьют: царство небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы: нам честь, нам слава, слава, слава!». Эти и подобные суворовские приказы читались солдатам, чтобы они лучше могли усвоить и запомнить их.
К исходу XVIII века армия и церковь уже представляли собой единый отлаженный организм. Военному духовенству отводилась задача патриотического, нравственного и воинского воспитания офицеров, солдат и матросов в целях формирования у них высоких моральных и боевых качеств. Это достигалось созданием в подразделениях и частях особой
атмосферы, которая подчеркивала святость воинского долга. На первое место среди многих задач, решаемых военным духовенством, выступало стремление воспитать в русском воине любовь к Богу, верность православию, духовно-нравственные силы, сделать его человеком, проникнутым истинно христианским настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеждению в святости воинского долга. Военные священники заботились о воспитании в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения, мужества и самопожертвования.
Духовная связь войска с пастырями явилась огромной силой в достижении победы. Военные священники в разгар боя, находясь среди воинов, поощряли и воодушевляли сражавшихся, перевязывали раненных и напутствовали тяжело раненных. Своими наставлениями и примером мужества вдохновляли воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов.
Русская армия комплектовалась не только представителями православия, но и представителями других конфессий, которые также играли важную роль в деле защиты отечества. Отряды татар, башкир, кавказских мусульман участвовали в русско-шведских, русско-прусской и русско-турецких войнах, сражались в рядах российской армии с французами, в том числе и при Бородине, и в битве народов под Лейпцигом. Для духовной поддержки и реализации потенциала религии этой категорией военнослужащих вводилось не православное духовенство (как правило, один мулла, раввин, пастор приходился на военный округ, и числились эти духовные отцы в ведении штаба округа). Правовой базой отношения к вои-нам-иноверцам служили воинские уставы. Так, устав 1898 г. в статье «О богослужении на корабле» предписывал: «Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры, с разрешения командира, в назначенном месте, и, по возможности, одновременно с православным богослужением. Во время продолжительных плаваний они увольняются, по возможности, в свою церковь для молитвы и для говения». Этим же уставом разрешалось находящимся на корабле мусульманам или евреям, «читать общественные молитвы по правилам своей веры: мусульманам - по пятницам, евреям - по субботам». В главные праздники иноверцы, как правило, освобождались от службы и увольнялись на берег.
В первые годы советской власти было расформировано управление военного духовенства согласно приказу Наркомата по военным и морским делам № 39 [4, с. 59]. На современном этапе развития Вооруженных сил религиозная поддержка верующим важна, особенно в боевой обстановке, когда психика военнослужащего подвергается экстремальным, крайне неблагоприятными для жизни факторами.
Обстановка военного времени определяет важность и ответственность роли военного священства, а вместе с тем и её плодотворность. Религиозное обеспечение, осуществляемое ими в ходе боевых действий, определяется функциями религии. При этом в ходе боевой обстановки наиболее значимыми являются: удовлетворение религиозных потребностей, мировоззренческая, воспитательная, компенсаторная, утешительная, консолидирующая, тестирующая функции [4, с. 4852]. Выполнение каждой функции имеет определённые особенности, которые зависят от условий ведения боевых действий. Рассмотрим общие положения по основным этапам боевых действий.
В период подготовки к боевым действиям основные психологические трудности вызывают факторы реального боя, оказывающие угнетающее воздействие на психику воина или ведущие к ее перевозбуждению, а в последующем и к срыву деятельности. В этот период важно акцентировать деятельность военных священников на укреплении религиозного мировоззрения у верующих военнослужащих, объясняя религиозную картину мира и роль происходящих вокруг военнослужащих явлений и процессов, на рассмотрении ощущений ве-
рующим его состояния, эмоционального восприятия и отношения к происходящему, уяснения его роли в нем. Именно здесь формируется направленность верующего военнослужащего на осознанное ведение боевых действий, побуждая его принять и действовать в своей жизни на основе сформированных моральных ценностей. На этом этапе важно разрешать противоречия между требованием гражданского долга и соблюдением духовно-нравственных ценностей. В каждой религии они раскрываются по-своему, поэтому их важно знать не только военному священнику, но и командному составу, учитывая его в индивидуально-воспитательной работе в рассматриваемый период. При этом важно проводить беседы военнослужащими с целью нормализации их духовности. Тематика бесед была разнообразной, но одновременно направленной на разъяснение: смысла человеческой жизни; значения предстоящих боев; недопустимость нарушения присяги; необходимость хранить праведность и чистоту души в любых обстоятельствах; недопустимость сдачи в плен, дезертирства; предательства, мародерства, воровства, возможного ожесточения и озверения; подвергать себя неразумной опасности; того, что и как следует делать в случае ранения или пленения [5, с. 6].
Для укрепления духа верующего военнослужащего важно удовлетворять религиозные потребности верующих, тем самым, укрепляя и развивая у военнослужащих не только высокую духовность и нравственность, но и другие качества, необходимые для выполнения боевых задач. Чем выше будет моральный дух войск, тем меньше количество стрессовых потерь будет в подразделениях.
В ходе боевых действий военнослужащий сталкивается со стрессом, который может влиять на его психику как моби-лизующе (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс) [6, с. 129]. Следовательно, важно найти основания для изменения восприимчивости военнослужащих к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою. Для верующих военнослужащих большое значение имеет утверждение наличия в мире всемогущего начала, которое может помочь человеку в трудной для них ситуации, делая его причастным к Божественной силе, помогая ему исполнять нравственные требования. Именно это будет являться движущей силой человека в бою, то есть то, что определяет его психологические реакции, состояния и действия. Вера наставит колеблющегося, утешит горюющего, подкрепит ослабевающего, подаст ему необходимые силы к победе. Данное положение лежит в основе религиозного мировоззрения, и акцентировать внимание на нем важно духовным пастырям в ходе поддержки военнослужащих. При этом рекомендуется использовать примеры Божьей помощи, желательно чтоб они были приведены из священных книг или истории защиты отечества. Для того чтобы священнику вести такие беседы, не надо собирать военнослужащих по батальонам и даже ротам, 10-20 собравшихся у палатки могут составить благодарную аудиторию, через которую, сказанное священником, разнесется по всему полку.
Библиогафический список
Наряду с такими собраниями следует осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к солдатам, сержантам и младшим офицерам со «спящей» совестью отдельно от сослуживцев, уделять дополнительное внимание военнослужащим с повышенной растревоженностью совести. Имея общую цель - нормализацию духовного мира военнослужащих - эти беседы призваны отличаться по способам достижения этой цели. Чтобы разбудить «спящую» совесть нужна мобилизация эмоций и личности, образно-чувственного, явственно-зрительного описания неблаговидных дел, а чтобы прекратить духовно-душевные терзания необходимо обратное - разрушение эмоционального воспоминания о событиях, но сохранение его на духовном (понятийном) уровне.
Во время боя место священника там, где важнее его участие. В этот период в основном необходимо присутствие военного священника у раненых. Им нужна духовная поддержка и утешение со стороны пастыря Церкви. Раненых важно, прежде всего, успокоить, снять тревогу, опасения, разрешить сомнения душевных переживаний, акцентировать их внимание на значимости выполняемого им дела по защите отечества с гражданской и религиозной точки зрения, вселить в них уверенность в будущем. При этом беседы могут проводиться индивидуально или в составе группы военнослужащих, желательно в наиболее спокойной обстановке.
Устойчивость к действию психотравмирующих факторов боя, сохранение боевой активности, во многом определяются прежде всего высоким уровнем направленности личности, мотивами боевого поведения военнослужащих, готовностью к активным и самоотверженным действиям, их боевым опытом. Военнослужащему необходимо хладнокровие перед лицом смертельной опасности, храбрость, выдержка, самообладание.
После боевых действий, при необходимости, военный священник помогает отправлять тела погибших военнослужащих. После этого важно в краткой проповеди напомнить военнослужащим о том, что человек создан Богом не столько для жизни на земле, сколько для жизни в вечности. И указать на заслуги погибших защитников отечества.
Деятельность военного священника после ведения активных боевых действии направлена на поддержку военнослужащих, что приводит к снижению стрессовых потерь. Британские психологи отметили различия между терминами «стрессовые» и «психиатрические потери». По их мнению, последний означает, что военнослужащий переживает стресс такой силы, что не в состоянии эффективно выполнять свою задачу и требует немедленного лечения. Наличие больших потерь в результате боевого стресса, в свою очередь, является свидетельством низкого морального духа войск [7].
Таким образом, в ходе боевых действий важно учитывать религиозность военнослужащих для укрепления морального духа российского воинства. Анализ практики свидетельствует, что в Вооружённых силах накоплен опыт религиозного обеспечение в ходе боевых действий, организация и умелое его применение формирует нравственную основу защиты своего Отечества и тем самым повышает ее эффективность.
1. Давлетшин, В.Р Военное духовенство в России XVIII - начала XX века и его деятельность по морально-психологическому обеспечению охраны государственной границы: исторический анализ: дис... канд. ист. наук. - М., 2000.
2. Золотарев, О.В. Армия и Церковь в русской истории, 988 - 2005 гг. Антология. - Челябинск, 2006.
3. Амельченко, В.В. Дружины Древней Руси. - М., 1992.
4. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. П.В. Петрия. - М., 2008.
5. Сметанников, В.В. Духовная реабилитация военнослужащих российской армии: методология, методика и результаты социологического анализа: дис. . канд. социол. наук. - Новосибирск, 2000.
6. Военная психология: методология, теория, практика: учебно-методическое пособие. - М., 1997.
7. Влияние боевого стресса на морально-психологическое состояние военнослужащих США и Великобритании [Э/р]. - Р/д: http://
pentagonus.ucoz.ru/publ/5-1-0-89
Bibliography
1. Davletshin, V.R. Voennoe dukhovenstvo v Rossii XVIII - nachala XX veka i ego deyateljnostj po mo-raljno-psikhologicheskomu obespecheniyu
okhranih gosudarstvennoyj granicih: istoricheskiyj analiz: dis. kand. ist. nauk. - M., 2000.
2. Zolotarev, O.V. Armiya i Cerkovj v russkoyj istorii, 988 - 2005 gg. Antologiya. - Chelyabinsk, 2006.
3. Ameljchenko, V.V. Druzhinih Drevneyj Rusi. - M., 1992.
4. Religiovedenie: ucheb. posobie / pod red. P.V. Petriya. - M., 2008.