Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Веденеева Г. И.
ОТ НРАВСТВЕННОСТИ К ДУХОВНОСТИ: ТЕОРИЯ ВОПРОСА
Методологической основой для разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1]. В Концепции определяется значимость духовно-нравственного воспитания в сфере личностного развития, общественных и государственных отношений.
Как главная характеристика современного национального воспитательного идеала выступает высокая нравственность гражданина России.
Становление морального “Я” у развивающего человека начинается с поляризации добра и зла. Процесс разграничения хорошего и плохого предполагает нравственные суждения о социальных явлениях в различных жизненных ситуациях. Научить ребенка отличать добро от зла - задача воспитания, определяющая основное содержание нравственности.
По мнению исследователей [2], нравственность представляет собой интегральное образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора. Указанные параметры отражаются в когнитивных, эмоционально-нравственных и поведенческих компонентах.
Когнитивная составляющая включает познавательные процессы (восприятие, мышление) по получению информации об этических явлениях, её переработке и усвоению. На основе приобретаемой информации определяется значимость объекта, происходит формирование личностного смысла, прогнозируются последствия поступка.
Эмоции и мотивация в нашем исследовании выступают как единая составляющая. Каждый мотив эмоционально окрашен. В качестве мотива могут выступать интересы, потребности, увлечения, похвала и собственно эмоция.
Поведенческая составляющая включает действия, поступки, привычки, программу поведения.
Переживаемое знание о том, как нужно поступить, отражается в понятии «совесть». Морфологический анализ позволяет выделить в этом понятии две части «со + весть». Вот одна из интерпретаций «совести»: «То, что приходит вместе с вестью, с веданием, с осознанием. Во многих учениях (например, в философской концепции Рерихов) одно из основных утверждений заключается в том, что все
15
ISNN 1029-3388
беды и все зло человеческое происходят от невежества. Но слово невежество обозначает в данном случае, что человек не ведает, что творит. А вот когда он ведает результат своих действий, когда он может этот результат полностью осознать и прочувствовать, то такой человек зла творить не станет, потому что чувство, пришедшее с веданием, совесть, просто-напросто не позволит ему творить худое дело» [9].
В толковом словаре В.И. Даля «совесть» определяется как нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
В европейских языках слово совесть означает:
• русский: - весть, ведание;
• английский: - science (наука);
• испанский: - ciencia (наука);
• немецкий: - wissen (знание);
Из представленного анализа следует, что совесть как структурный компонент психики представляет собой слияние когнитивного процесса и эмоционального состояния. Муки совести сходят «на нет», когда человек свое знание «как он должен поступить» реализует в жизни. Следует обратить внимание на то, что нравственное знание как весть пришло из сферы должного, т.е. не из сферы корыстных эгоистических побуждений, а из устоявшихся и проверенных правил жизни в социуме: норм морали. Источники этих знаний многообразны. С ними ребенок знакомится дома, на улице, в играх и труде, в общении с друзьями и взрослыми. Первостепенными задачами они являются для педагогической деятельности.
Совесть представляет собой социальную рефлексию, обеспечивающую оценку личностью своего собственного поведения. Зарождаясь в процессе слияния знаний о морали и переживаний их реализации в поступках, совесть становится главным источником духовности ребенка, связующим звеном между нравственностью и духовностью.
Светское понимание духовности предполагает соотнесение с ней тех проявлений бытия человека (интеллектуальные, эмоциональные, волевые), которые выделяют его не только в природе, но и в обществе среди других людей. Это понимание наряду с биологическим началом и социальным определяет в человеке его духовное начало.
Производное от слова «дух» понятие «духовность» в психологии [4] понимается как индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Первая потребность характеризует преимущественно духовность, вторая - душевность. Душевность характеризуется
16
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь.
Следовательно, духовность в данном определении включает в себя две составляющие:
1) собственно духовность как познание мира, себя, смысла и назначения своей жизни. «Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ» [4, с. 112];
2) душевность как человеколюбие, сформированное в процессе осмысления, переживания и закрепления нравственных норм поведения в повседневной жизни.
Для педагогики важен вопрос о взаимосвязи этих составляющих: насколько они независимы и выводимы друг от друга.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не возможна без нравственности - эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Г. Федотов пишет: «Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных “ духоносцев”, трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма» [6, с.46].
Нравственная воспитанность - это основа духовности. Лишь в случае усвоения моральных норм и выработки привычки выполнять элементарные правила нравственного поведения ребенок начинает видеть людей, учиться сопереживать их чувствам и мыслям, а, следовательно, он начинает видеть и понимать мир. При этом условии развивающаяся личность начинает видеть себя в мире, у неё появляются вопросы о самой себе, о смысле и назначении в жизни.
Депривация моральных установок сводит на «нет» развитие духовных способностей человека. Фаза перинатального развития этих способностей приходится на период нравственного становления личности, определяющий духовное здоровье на протяжении всей последующей жизни человека. Именно в развитии духовных способностей находит завершение развитие природы человека (Аристотель).
Развитие личности - это процесс перехода к новому, более совершенному качественному её состоянию. В системе духовно-нравственного воспитания таким совершенным состоянием является духовное состояние личности.
Особенностью духовного состояния является то, что в нём человеческий ум и мораль существуют не в отрыве друг от друга, а в единстве, как единое целое. Как указывает В.Д. Шадриков, в духовном состоянии эти две линии снова объединяются, и на первое место снова выходят эмоции и мораль, а ум их оформляет [8, с. 66].
Интересна точка зрения на взаимоотношения компонентов внутреннего мира человека французского писателя Антуан де Сент-Экзюпери, согласно которой в людях живёт некое отличное от разума, более высокое начало: дух, способный
17
ISNN 1029-3388
одержать верх над разумом. Философы отмечают это как то, что экзистенциалисты называют жизненной верой или экзистенцией [3, с.158].
Жизненная вера, воля, стремление к идеалу - главные характеристики сферы духовности.
К разряду ключевых понятий проблемы духовно-нравственного воспитания наряду с терминами «дух», «духовность», «духовные способности» относится также понятие «духовное производство» (К. Маркс). Понятие отражает общую зависимость духовной сферы от развития материального производства, социальных отношений, а также внутреннюю диалектику культурного созидания, взаимосвязь творчества и преемственности. «Произведения культуры, запечатленные в материале, языке, должны быть возрождены новыми поколениями, включены в их деятельность. Творчески возрождая наследие и заново оценивая его, люди обретают способность творить сами. Они не только производят определенные идеи, представления, но и воспроизводят их, тем самым неся ответственность за их судьбу, за их смысл» [7, с. 106].
В процессе духовно-нравственного воспитания ребёнка включается в
процесс возрождения наследия, его творческое освоение и приумножение.
В целом структура духовно-нравственной сферы личности приобретает следующий вид (таблица 1):
Идеал человека (возвышенное, героическое, прекрасное)
Духовное состояние
Духовные способности (рефлексия «Я» в бытии) Душевность (забота о других) Духовное творчество (созидание ценностей)
Когнитивные Эмоционально- Поведенческие
компоненты мотивационные компоненты
(совесть) компоненты (переживания) (моральные привычки)
Гармоничная конгруэнтность компонентов Нравственная сфера
Таблица отражает структуру созидательной «светлой» духовности. Её основой является нравственная сфера, компоненты которой находятся в гармоничной конгруэнтности между собой. Совесть в сочетании с переживаниями и моральными привычками обеспечивает духовное начало в ребенке, его духовное состояние. В каждую единицу времени человек может пребывать лишь в одном психическом состоянии. Состояние созидания доброго в окружающей жизни порождает нацеленность на самосовершенствование в соответствии с идеалом. Стремление к идеалу, определенному в обществе самим
народом, и есть духовность.
Фундаментом духовности является знание и мотивированное выполнение правил нравственности. По словам древнеримского философа Сенеки (младшего),
18
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
«научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо нельзя без первых уроков научиться последней».
Таким образом, духовность - это проявление полноценной жизни человека, расцвет его созидательных творческих сил и устремлений к возвышенному, героическому, прекрасному. Это - характеристика человека, в которой этическое и эстетическое слиты воедино.
Поведение складывается из поступков. Нравственный поступок - это действие, направленное на утверждение добра. «Если подросток один раз возмутился злом, которое увидел в жизни, выразил свое презрение, непримиримость, он должен десять раз сделать добро, утвердить в жизни добро своими поступками. Если это правило забывается, человек может вырасти болтуном, демагогом, «обличителем», который ничего не делает для торжества добра» [5, с.189].
Правило «1:10» находит своё воплощение в организуемой педагогами деятельности, имеющей общественно полезную значимость. В условиях этой деятельности школьник проектирует «модель будущего» и предполагает изменения к лучшему в отношении себя, других людей и общества в целом.
Интегрирование когнитивных, эмоционально-мотивационных и поведенческих компонентов нравственной сферы школьника происходит в повседневной совместной урочной и внеурочной деятельности с одноклассниками, в общении с которыми формируются личностные качества, внешняя и внутренняя культура.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 16 с.
2. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка. - Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 103-108.
3. Орлов С.В. История философии. СПб.: Питер, 2006. 192 с.
4. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
5. Сухомлинский В .А. Рождение гражданина. Пер. с укр. М.: «Молодая гвардия», 1971. 336 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федера-ции от «17» декабря 2010 г. № 1897
7. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. 4-е изд. М.: Норма, 2005. 928 с.
8. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. 284 с.
9. Энциклопедия мудрости. Россия, 2007. 815 с.
19