Научная статья на тему 'Этическое просвещение как эмоционально-ценностная технология нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского'

Этическое просвещение как эмоционально-ценностная технология нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1467
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ETHICAL ENLIGHTENMENT / MORAL EDUCATION / EMOTIONAL STIMULI / EMOTIONAL SPHERE OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаров Василий Александрович

Данная статья посвящена анализу этического просвещения в педагогическом наследии В. А. Сухом-линского как педагогической технологии нравственного воспитания, имеющей эмоционально-ценностный характер и соответствующей современным тенденциям развития гуманистической педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical enlightenment as an emotional-evaluative technology of moral education of schoolchildren in the V. A. Sukhomlinsky’s pedagogical legacy

The article analyses ethical enlightenment as an emotional-evaluative technology of moral education of schoolchildren in the pedagogical legacy of V. A. Sukhomlinsky. The author considers the technology as adequate one to the main trends of modern humanistic pedagogy.

Текст научной работы на тему «Этическое просвещение как эмоционально-ценностная технология нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского»

основными положениями педагогики сотрудничества, выступившей на переломе исторических эпох в качестве своеобразной альтернативы авторитарной педагогике.

Атмосфера духовной свободы и стремления к эксперименту конца 1980-х - начала 1990-х гг. дала толчок к созданию в г. Кирове таких специализированных школ, как Вятская гуманитарная гимназия (директор А. А. Галицких), физико-математический лицей (В. В. Юферев), лицей естественных наук (А. Е. Дашевская), экономико-правовой лицей (Н. А. Чернышева) и др., в деятельности которых в полной мере проявились характерные черты педагогики сотрудничества и другие позитивные педагогические тенденции тех лет. Прошедшая четверть века подтвердила значимость основополагающих идей педагогики сотрудничества. Эти идеи и сегодня остаются в числе наиболее востребованных в современной педагогической науке и практике.

УДК 371(09)

В. А. Сахаров

ЭТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО

Данная статья посвящена анализу этического просвещения в педагогическом наследии В. А. Сухом-линского как педагогической технологии нравственного воспитания, имеющей эмоционально-ценностный характер и соответствующей современным тенденциям развития гуманистической педагогики.

The article analyses ethical enlightenment as an emotional-evaluative technology of moral education of schoolchildren in the pedagogical legacy of V. A. Sukhomlinsky. The author considers the technology as adequate one to the main trends of modern humanistic pedagogy.

Ключевые слова: этическое просвещение, нравственное воспитание, эмоциональные стимулы, эмоциональная сфера личности.

Keywords: ethical enlightenment, moral education, emotional stimuli, emotional sphere of a personality.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовно-нравственное интеллектуальное, эстетическое и физическое совершенство; содействие раскрытию творческих индивидуальных возможностей личности; формирование системы гуманистических

© Сахаров В. А., 2011

отношений в обществе - именно это является сегодня идеальной целью современной системы образования в России.

Ряд постановлений, принятых в последние годы Министерством образования РФ (приказ № 1965 от 29.06.2000; приложение к данному приказу от 27.12.2002 и др.), свидетельствует о том, что воспитательной работе в образовательных учреждениях должно уделяться сегодня первостепенное внимание. Одним из важнейших критериев оценки воспитательной работы вуза является «...наличие элементов... духовно-нравственного воспитания» [1].

25 сентября 2007 г. состоялось совещание ректоров вузов Приволжского и Южного федеральных округов (организованное Министерством образования и науки Российской Федерации в городе Волгограде на базе Волгоградского государственного технического университета), темой которого стали «Актуальные задачи воспитательной деятельности в вузах». Лейтмотивом выступлений стало глубокое убеждение собравшихся, что человек не может состояться профессионально без воспитательного базиса.

В докладе замминистра образования и науки РФ Ю. П. Сентюрина отмечалось, что «...воспитание молодежи, содействие ее творческому развитию - одна из главных задач государства». Нравственное воспитание студенчества было названо им одним из важнейших направлений организации и совершенствования воспитательной работы в вузах.

Нравственность определяется в этике как сфера нравственной свободы личности, когда требования, предписываемые общечеловеческими нормами морали, совпадают с внутренними побуждениями личности. Поэтому феномен нравственности органически включает в себя эмоциональный компонент, ибо он немыслим без оценки того или иного явления с точки зрения норм морали и переживаний, соответствующих этой оценке. Нормы морали становятся основой поведения индивида лишь тогда, когда они не только познаются, но и становятся объектом эмоционально-ценностного отношения. Важнейшим фактором интериоризации норм морали является развитие нравственных чувств личности - устойчивых переживаний субъекта, выражающих его отношение к объектам и явлениям окружающей действительности с точки зрения данных норм.

Нравственное воспитание - процесс глубоко индивидуальный, основывающийся на единстве знаний, чувств и поведения, причем чувства, соответствующие нравственной идее, являются здесь центральным звеном.

Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процес-

се делают проблему развития нравственных чувств личности особенно актуальной. В то же время они не могут осуществляться без преемственной опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли.

В связи с этим возрастает ценность тех педагогических систем и техногологий, которые раскрывают данные аспекты воспитательной работы и которые выдержали испытание временем, но не нашли достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них является система, создателем которой был В. А. Су-хомлинский (1918-1970 гг.).

Педагогическое наследие В. А. Сухомлин-ского, где проблемы нравственного воспитания школьников получили свое отражение, поистине огромно. Им написано 50 книг и более 700 журнальных и газетных статей. Гуманистическая направленность его работ обусловила непрекращающийся интерес к изучению теоретического и практического наследия павлышского новатора педагогами и учеными не только нашей страны, но и многих других стран мира. Сочинения В. А. Сухомлинского тиражом более 13 млн экземпляров изданы на 60 языках народов бывшего СССР и ряда зарубежных стран (Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Канада, Куба, Монголия, Польша, Румыния, США, Франция, Чехословакия, Югославия, Япония, некоторые арабские страны). Одна из его наиболее известных книг - «Сердце отдаю детям» - выдержала 55 изданий на 29 языках.

Актуальность его творческого наследия состоит в том, что впервые в истории педагогики советского периода В. А. Сухомлинский целенаправленно обратился к идее развития эмоциональной сферы личности, в частности, такого ее ключевого компонента, как нравственные чувства, -и сделал это лейтмотивом своей гуманистической системы воспитания.

Тем самым, работая в 1950-1960-е гг., он предвосхитил ведущие направления развития современной педагогики, с ее ориентацией на общечеловеческие нравственные ценности, гуманизацию воспитания, обращенность к мотивационно-пот-ребностной сфере ребенка в воспитательном процессе, эмоционально-ценностное сопровождение данного процесса.

Кроме того, одной из характерных тенденций развития современного социума является применение в различных сферах его жизни и деятельности (в том числе и в педагогической) разнообразных социальных технологий, что подтверждается экспонентным ростом числа научных исследований и публикаций по этой проблеме.

Следует отметить, что отношение к практике использования технологий в сфере духовно-нравственного воспитания и развития противоречиво; существуют полярные мнения в этом вопросе: от полного неприятия технологизации в данной области до утверждения о безусловной необходимости использования потенциала технологического подхода.

На наш взгляд, правомерным является определение технологии нравственного воспитания, которое понимается как «педагогическое конструирование эмоционально значимых для школьников творческих действий (взаимодействий), которые ведут к эффективному формированию и развитию их нравственных качеств» [2].

Анализируя педагогическое наследие В. А. Су-хомлинского, можно утверждать, что в процессе нравственного воспитания им применялись различные педагогические технологии, имеющие эмоционально значимый характер для воспитанников. Одной из них являлось этическое просвещение школьников.

В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал ведущую роль этического просвещения как одной из важнейших составляющих процесса развития нравственных чувств личности.

Ознакомление с его работами, посвященными этой проблеме, и с его практическим опытом подтверждает, что в представлении В. А. Сухом-линского этическое просвещение не заключается лишь в преподавании воспитаннику знаний о нормах морали. Важнейшая заслуга павлышско-го педагога-новатора в том, что, осуществляя поиск путей актуализации эмоциональной сферы школьников в нравственном воспитании, он разработал программу этического просвещения, ориентированную прежде всего на эмоциональ-но-потребностную сферу ребенка.

Этическое просвещение, по мнению В. А. Су-хомлинского, - это создание у детей первичных представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, усвоение общечеловеческих нравственных ценностей, ведущее к формированию устойчивых моральных убеждений личности школьника.

Функции этического просвещения павлышский педагог видел в том, что оно должно способствовать усвоению, уточнению, дополнению и коррекции знаний о нравственности, которые имеются у детей. «Нравственные понятия должны быть настолько ясными для сознания детей, -писал он, - чтобы закономерным следствием их осознания явились благородные возвышенные чувства» [3].

В. А. Сухомлинский установил следующую зависимость в развитии нравственных чувств средствами этического просвещения: «От культуры слова - к эмоциональной культуре; от эмоцио-

нальной культуры - к культуре нравственных чувств и отношений» [4].

Эмоциональную культуру В. А. Сухомлинский определял как «тонкость переживаний явлений окружающего мира, развитую впечатлительность, эмоциональное реагирование на те или иные явления окружающей действительности» [5], т. е. как высокий уровень развития эмоциональной сферы. Отметим, что это понятие также трактуется павлышским педагогом в русле современного этического подхода (ср. - «культура выражения эмоций») [6].

Иначе говоря, на первое место он ставил развитие эмоциональной восприимчивости воспитанников к слову (художественному; словесным воздействиям педагога). «Истины нравственности, -отмечал он, - становятся убеждениями лишь тогда, когда человек, постигая факты умом, переживает идеи сердцем» [7]. Поэтому в усвоении моральных понятий, по его убеждению, «исключительно большую роль играет эмоциональная окраска воспринимаемых образов» [8].

В педагогической системе В. А. Сухомлин-ского формирование эмоциональной культуры как основы воспитуемости личности начиналось в дошкольном и младшем школьном возрасте с приобщения к прекрасному в мире природы.

Эмоциональная культура, по мнению педагога, формируется, когда человек «понимает и ощущает игру слова - его смысл, богатство, эмоциональную окраску» [9]. Познание красоты художественного слова - «чтобы уже в детстве красота слова стала источником и средством познания прекрасного» [10] - начинается с путешествия в природу, «к источникам родного слова», как образно называл это павлышский педагог.

Встречая первые лучи солнца на рассвете, слушая пение птиц, любуясь красотой природы, дети постигали эмоциональную окраску слова. Проведение занятий на открытом воздухе в «Школе радости», экскурсии и походы, во время которых воспринималась и переживалась красота окружающего мира, стало стимулом, побуждающим детей к художественному творчеству - сочинению сказок, стихов. В младшем возрасте такое творчество носило преимущественно коллективный характер, но с подросткового оно становилось индивидуальным. «Красота родного края, - писал В. А. Сухомлинский, - которая открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник чувства любви к Родине» [11].

Одним из средств формирования эмоциональной культуры, развития восприимчивости к слову павлышский педагог считал обогащение речи и образного мышления ребенка через определение им явлений, встречающихся в природе. Это

требовало от детей большого интеллектуального и эмоционального напряжения, «внутренней работы по самовоспитанию чувств» [12].

Для каждого года обучения были подобраны художественные произведения или же их фрагменты, которые читались на лоне природы детям. Это стимулировало отзывчивость детей на эмоциональную окраску слова. «Слово помогает глубже прочувствовать тончайшие оттенки красоты природы, - отмечал павлышский педагог, -а красота природы закрепляет в сознании воспитанников эмоциональную окраску слова» [13].

Переживание от наслаждения красотой - это первое побуждение к творчеству, находящему свое выражение в самых разнообразных формах. В Павлышской школе действовала стройная система реализации творческого потенциала учащихся, четко учитывающая их возрастные особенности и включающая в себя следующие виды их художественного творчества: сочинение сказок (6-8 лет), поэтических миниатюр (8-9 лет), прозаических миниатюр (10-11 лет), творческие сочинения на заданную тему (12-14 лет) и на оригинальную тему (15-17 лет).

Особое место в педагогической системе В. А. Сухомлинского принадлежит сказке как средству развития нравственных чувств детей в младшем возрасте. Сказка рассматривается им как стимул, способствующий появлению у детей нравственных переживаний на основе конкретно-образных восприятий и представлений. Благодаря сказке, утверждал павлышский педагог, ребенок познает мир не только разумом, но и сердцем. В этом возрасте дети воспринимают нравственную идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких эмоционально значимых образах.

В Павлышской школе была создана «Комната сказки», где дети не только слушали сказки, но и, играя, сами сочиняли их продолжение. Посещение ее было нечастым - один раз в две-три недели, во избежание эмоционального пресыщения. Интерьер этой комнаты, необычность обстановки, в которой рассказывались сказки («Сказки вечерних сумерек») [14], были эмоциональным фоном, способствующим развитию и проявлению их творческих способностей. «Каждая картинка, каждый наглядный образ в "Комнате сказки", - писал В. А. Сухомлинский, -обостряли восприимчивость к художественному слову, раскрывали нравственную идею сказки» [15]. Таким образом, актуализация эмоциональной сферы воспитанников в этом процессе инициировала их нравственные переживания.

В практике В. А. Сухомлинского имела место взаимосвязь и взаимодействие игровой деятельности и прослушивания сказок детьми. Как отмечал педагог, «игра в "Комнате сказок" перетекала в творчество - дети становились героями

сказки, а куклы в их руках помогали передавать мысли и чувства. В куклах - образ того, кого дети стремятся приручить». Помимо этого дети сами сочиняли сказки-миниатюры, лейтмотивом которых была, по словам павлышского педагога, «благородная идея - любовь к людям, сочувствие и сострадание, также - непримиримость к злу» [16].

Основными формами этического просвещения В. А. Сухомлинский считал эмоционально насыщенные этические беседы [17]; индивидуальное чтение [18]; дискуссии и диспуты с нравственной тематикой [19].

Построение этических бесед мыслилось им с позиции актуализации эмоциональной сферы. «Этическая беседа должна оставлять эмоциональный след, - писал он. - Яркий убедительный образ позволяет не прибегать к поучениям, поскольку моральное поучение уже содержится в таком образе. Поэтому необходимо использовать для беседы яркие запоминающиеся образы, конкретные факты, волнующие примеры» [20].

По его глубокому убеждению, этическое просвещение «состоит в передаче от поколения к поколению моральных ценностей человечества» [21]. Поэтому в основу содержания этических бесед им были положены идеи общечеловеческих нравственных ценностей. Такое предвосхищение современных тенденций гуманистической педагогики во времена, когда преобладали классовые оценки категорий морали, обусловленные господствующей идеологией, было прогрессивным и смелым шагом В. А. Сухомлинского.

Содержание этических бесед воплотилось в книгах В. А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» и «Хрестоматия по этике». Их структура, содержание, тематика явились итогом многолетней работы павлышского педагога с детьми.

По свидетельству дочери педагога О. В. Су-хомлинской, «Василий Александрович мечтал увидеть свою работу опубликованной вместе с "Хрестоматией по этике", где развитые в книге "Как воспитать настоящего человека" нравственные идеалы, правила, нормы дополняются богатым фактологическим и иллюстративным материалом» [22].

Книга «Как воспитать настоящего человека» построена в виде цикла из 59 бесед, посвященных нравственному воспитанию детей.

Каждая беседа состоит из педагогического поучения, раскрывающего какую-либо моральную норму, и авторского рассуждения над ним.

Под термином «моральное поучение» В. А. Су-хомлинский понимал изложение содержания какой-либо моральной категории, которая должна быть осознана и усвоена детьми в процессе их нравственного воспитания. Конечно, понятие

«моральное поучение» для современной педагогики звучит достаточно авторитарно. В нем содержатся определенное морализаторство, дидактическое наставление. Однако в трактовке В. А. Сухомлинского оно получает иной смысл. Основой восприимчивости воспитанников к моральным поучениям он считал ориентацию на развитие их эмоциональной сферы, «чувствительности к слову, к его тончайшим оттенкам» [23]. Таким образом, формирование эмоциональной восприимчивости к моральным поучениям представляет собой реализацию современного принципа воспитания - «принципа ориентации на ценностные отношения» [24], что является несомненным опережением педагогических тенденций своего времени.

Смысловой центр этих бесед - развитие нравственных чувств ребенка, о чем свидетельствуют и названия разделов книги: «Как формировать чувство совести», «Как воспитать в своем питомце способность к соучастию, сопереживанию», «Как учить пониманию идеи долженствования», «Что такое достоинство личности и как его воспитать» и другие.

Органичным продолжением этого педагогического произведения стала «Хрестоматия по этике», содержащая свыше тысячи рассказов, притч и сказок с философско-этической тематикой. Они являлись иллюстративным, эмоционально значимым материалом, поясняющим содержание моральных поучений, изложенных в работе «Как воспитать настоящего человека».

«Хрестоматия по этике» предназначается для детей разного возраста - от дошкольного до подросткового - и состоит из восьми разделов. Внутри каждого раздела материал располагается по мере его усложнения, т. е. соблюден возрастной подход. Ценность этой книги прежде всего - в подборе эмоционально насыщенных жизненных сюжетов, которые адресованы конкретной возрастной группе детей, а также родительской аудитории.

Можно утверждать, что лейтмотив книг «Как воспитать настоящего человека» и «Хрестоматия по этике» - обращенность к эмоциональной сфере ребенка в процессе нравственного воспитания. Большое место на общем проблемном фоне данных книг занимают вопросы развития и воспитания совести, чувства долга, ответственности, стыда, гуманных чувств, чувства патриотизма и гражданственности, любви. Через художественные эмоционально-выразительные образы В. А. Сухомлинский рассмотрел проблемы формирования у подрастающего поколения моральных убеждений. Эти убеждения выражаются в нравственно-ценной деятельности воспитанника, инициированной его нравственными переживаниями. Именно этот аспект педагогики В. А. Су-

хомлинского созвучен современным процессам гуманизации образования, организации нравственного воспитания с позиций эмоциональ-но-потребностной сферы ребенка.

Большое значение В. А. Сухомлинский придавал индивидуальному чтению как форме этического просвещения. Вместе с культом Родины, культом Матери, культом человека и родного слова в Павлышской школе царил также и культ книги. По убеждению В. А. Сухомлинского, чтение должно было стать одной из главных духовных потребностей личности, поскольку оно является «могучим средством воспитания разума и добрых чувств» [25]. Индивидуальное чтение оказывает существенное влияние на формирование эмоциональной самооценки, стимулирует рефлективные переживания личности. «Литература воспитывает, когда человек дает себе оценку с точки зрения морально-эстетического идеала, которая выражается в переживании чувства прекрасного в человеке, непримиримости ко всему отвратительному, что его унижает» [26].

В Павлышской школе была основана «Комната мысли» - небольшой читальный зал, в котором находилась «Вечная библиотека» - свыше 300 специально отобранных произведений художественной литературы. Принципом отбора являлись идеи развития нравственных чувств, которые показывались в этих произведениях. «Идеи, раскрывающиеся в этих книгах, - писал В. А. Су-хомлинский, - таковы»: «Смысл жизни - в служении народу, Родине, возвышенным идеалам», «Верность Родине, борьба за ее могущество и процветание - высшая доблесть», «Служи Отечеству разумом, творчеством», «Человек - высшая ценность» [27]. «Художественные произведения, раскрывающие эти идеи, необходимы для воспитания благородных чувств» [28].

В. А. Сухомлинский придавал большое значение умению педагога органично соединять этическое просвещение и практическое приучение школьников к нравственному поведению. «Мастерство нравственного воспитания заключается в том, чтобы ребенка, с первых шагов его школьной жизни, убеждали его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей и переживаний, рождающихся в активной деятельности», - писал он. - «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь, живут в высоконравственном поступке» [29].

Идеи В. А. Сухомлинского о взаимосвязи этического просвещения, нравственно-ценной деятельности и развития нравственных чувств можно представить схематично (см. рисунок).

Можно видеть, что для педагогических взглядов В. А. Сухомлинского характерен деятельно-стный подход к осуществлению этического просвещения. Он отмечал двустороннюю связь между развитием нравственных чувств и формированием моральных убеждений. С одной стороны, нравственные чувства развиваются в процессе этического просвещения в сочетании с активной, нравственно-ценной деятельностью воспитанника. С другой стороны, нравственные чувства играют огромную роль в формировании моральных убеждений и мотивации подобной деятельности. «Знания становятся убеждениями не от частого повторения поступков, - подчеркивал В. А. Сухомлинский, - а при условии, что поступок приносит переживание правоты, волнует ребенка, оставляет в его душе чувства радости, бодрости, духовного подъема» [30].

Таким образом, по глубокому убеждению пав-лышского педагога, в развитии нравственных чувств важную роль играет эмоционально-цен-

-► взаимосвязь

-► взаимообусловленность; взаимовлияние

Взаимосвязь этического просвещения, нравственно-ценной деятельности и развития нравственных чувств (по В. А. Сухомлинскому)

ностное сознание моральных норм в процессе деятельности, в которой происходит самореализация ребенка как активной творческой личности.

Итак, анализ педагогических произведений и опыта В. А. Сухомлинского убеждает нас в том, что организация этического просвещения в целях нравственного развития школьников осуществлялась им через применение педагогической технологии, которая впоследствии будет определена в педагогической теории, как «эмоциональное стимулирование» [31].

Это выразилось в использовании игры, эмоционально-образного стимула в различных его модификациях, как репродуктивной (произведения искусства, художественной литературы, музыка, проведение этических бесед в яркой, эмоционально значимой для ребенка форме), так и творческой (художественное, литературное, музыкальное творчество воспитанников); проблемно-поискового стимула (диспуты, дискуссии); красоты природы как источника нравственного самосовершенствования.

Можно утверждать, что разработанные В. А. Су-хомлинским принципы, содержание, формы и методы нравственного воспитания представляют собой в настоящее время большой научный и практический интерес и должны систематически изучаться, творчески развиваться и использоваться в системе воспитания в современной школе.

Примечания

1. Решение коллегии Министерства образования России «Об итогах реализации программы развития воспитания в системе образования России на 19992001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы». М., 2000.

2. Яновская М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. С. 12.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска шк., 1974. С. 61.

4. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Педагогика, 1979. С. 110.

5. Там же. С. 435.

6. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. 5-е изд. М.: Политиздат, 1983. С. 152.

7. Сухомлинский В. А. Воспитание долга // Коммунист Украины. 1969. № 9. С. 75.

8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. С. 79.

9. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. С. 47.

10. Там же. С. 51.

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. С. 30.

12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. С. 47.

13. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. С. 45.

14. В. А. Сухомлинский: о воспитании / сост. С. Л. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. С. 169.

15. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. С. 183.

16. Сухомлинский В. А. Введение к годовому плану на 1970-1971 учебный год // Народное образование. 1973. № 8. С. 116-120.

17. Кодак Н. Мысли о нравственном воспитании // Народное образование. 1975. № 5. С. 116; Юрке-вич В. С. Система «воспитания желаний» у В. А. Су-хомлинского // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 146.

18. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избр. пед. соч.: в 3 т. Т. 3. М.: Педагогика,1981. С. 11.

19. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз, 1961. С. 131.

20. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. С. 80.

21. Там же. С. 414.

22. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. С. 8.

23. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. С. 471.

24. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1995. С. 388.

25. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. С. 189.

26. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. С. 71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. С. 100.

28. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избр. пед. соч.: в 3 т. Т. 3. М.: Педагогика,1981. С. 198.

29. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. С. 14, 15.

30. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. С. 176.

31. Яновская М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.