ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
J
Л
Пестова Светлана Ивановна
заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 7 п. Висим, Свердловская область E-mail: [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
________________________________________Г
Аннотация. Автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности на примере взаимодействия образовательного учреждения и социального окружения, в частности, музеев, находящихся на данной территории.
Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, социум, оптимизационная модель внеурочной деятельности, образовательная среда, сетевое взаимодействие.
В неурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Посредством этой деятельности и ее различных форм, школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности [1,5,6,7,8,9]. Внеурочная деятельность учащихся, которая организована в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 7 п. Висим, это пространство, объединяющее различные виды деятельности школьников (кроме учебной), а также социум, окружающий образовательное учреждение и способствующий в решении задач воспитания, социализации, адаптации обучающихся в микро и макро обществе.
В МБОУ СОШ № 7 п. Висим в 2011году создана программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования, которая создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
• обеспечить успешную адаптацию обучающихся в школе;
• улучшить условия для развития ребенка;
• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
• формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
• развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах.
Висимская средняя школа имеет благоприятное социальное окружение, поэтому на протяжении уже многих лет сотрудничает с Детской школой искусств п. Черноисточинск, Центром культуры п. Висим, Детской юношеской спортивной школой, Центральной библиотекой п. Висим, Литературно-мемориальным музеем Д.Н. Мамина-Сибиряка, Музеем быта и ремёсел п. Висим. Часть этих учреждений находится недалеко от общеобразовательной школы, образуя социокультурный комплекс. В начале каждого учебного года составляется общий план деятельности, который успешно реализуется в течение года: музыкальное и художественное направление организовывает ДШИ; экологическое, туристическо-краеведческое и гражданско-патриотическое направление, кружки по интересам реализуют оба музея п. Висим; библиотечные уроки, литературные конкурсы, викторины, посиделки -Дом культуры; спортивные мероприятия, турниры, секции - ДЮСШ. Таким образом, реализуя собственную программу дополнительного образования, школа расширяет круг возможностей для учащихся, создавая единое образовательное пространство.
Образовательная среда МБОУ СОШ № 7 представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов:
В образовательном учреждении посёлка Висим используется оптимизационная модель внеурочной
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
деятельности, направленная на разностороннее развитие обучающихся. Она структурирована в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности:
• спортивно-оздоровительное;
• духовно-нравственное;
• общеинтеллектуальное;
• социальное;
• общекультурное.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12, п.1) установлено, что «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [10]. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [4] .
Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Необходимо активно включать в этот процесс семью, традиционные российские религиозные организации, общественность, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальные учреждения» [2] .
Наше образовательное учреждение сотрудничает в этом направлении с музеями посёлка. В Висиме два музея: Литературно-мемориальный музей Д.Н. Мами-на-Сибиряка, Музей быта и ремёсел. Каждый из них работает по своей программе.
Программа внеурочной деятельности музея Д.Н. Мамина-Сибиряка называется «Добрые книги доброго человека». Работники музея учат малышей любить родной край, его прошлое и будущее, любить искренне, активно, преломив свою любовь к поступкам. Младшим школьникам рассказывают о писателе, его окружении, читают вслух сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка, проводят беседы, викторины, экскурсии в музее и у памятника писателю. Дети любят рисовать героев произведений писателя, участвуют в оформлении выставок ко дню рождения писателя, для них проводятся различные мероприятия по сказкам и творчеству писателя: «Поле чудес», игра «Угадай героев сказок», изготовление игрушек для новогодней музейной ёлки. Обучающиеся узнают, как проводились праздники в доме Маминых: новый год, масленица и др. Школьники лепят из пластилина, смотрят мультфильмы по сказкам писателя. В музее проходит неделя детской книги, где на встречу к детям приходят местные поэты и художники (М.Е. Мезенина, Н.И. Черемных). Обучающиеся знакомятся с творчеством местных поэтов и писателей, посвятивших свои произведения родному краю (В.П. Шик, Н.А. Черемных, Н.С. Канонеров и многие другие) .
Вот, например, как свою любовь к родному краю с помощью поэзии показала В.П. Шик:
Страна моя, Висимия,
Где горы сине-синие,
Здесь жил когда-то Мамин-Сибиряк.
В стране своей Висимии,
Где горы сине-синии,
Зелёными любил их называть.
Или строчки из другого стихотворения В.П. Шик:
У нас в Висиме вкусная вода,
Вкуснее хлеб и небо голубее,
Гоязнее грязь после дождя И ночи зимние длиннее.
Нам родину не выбирал никто,
В нас материнским молоком её впитали,
И мы живём, неся в душе тепло И негасимый свет родного края.
Работники музеев пытаются привить такую любовь к родному краю и у наших младших школьников.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
49
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Программа внеурочной деятельности музея быта и ремёсел называется «Край, в котором я живу». Составлена она на базе экспозиции музея быта и ремесел п. Висим. Задача курса - представление учащимся целостной картины мира на основе изучения истории родного края. Понятия - «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», о которых говорится в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, раскрываются музейными работниками. Занятия в музее начинаются с самого доступного - изучения природы, истории родного посёлка и семьи, так как важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, их знакомят, убеждают в ценности традиций, приобщают к ним, вырабатывают привычку следовать им. Актуальна и экологическая направленность занятий [3] .
Цель данного курса - расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
За 4 года обучения дети узнают историю своего края и п. Висим, особенности быта и ремёсел посёлка, растительный и животный мир родных мест, научатся грамотно вести себя в природе.
Так, в 1-2 классах происходит знакомство с природой родного края: лес, растения, животные, птицы -в наш музей привозят переносные выставки из музея г. Н-Тагила, а также проходят экскурсии на природу. Есть в Висиме ферма, где разводят животных, которых в природе нашего края нет (страусы, моралы, олени...) - с ними также знакомят наших школьников. Работники музея рассказывают детям о висимском заповеднике, о том, для чего создаются заповедники, как вести себя в таких местах, о редких растениях и животных.
Знакомство с ремёслами происходит через экспонаты музея и с помощью мастеров посёлка. Школьникам рассказывают о ремёслах: кузнецов, шорников, бондарей, плотников, столяров, жестянщиков, пимокатов, сапожников, знакомят с производством сундуков, с различными видами рукоделия. Экспонатами музея являются и работы бабушек обучающихся,- таким образом дети больше узнают о тех, кто рядом. Многими ремёслами давно уже никто не занимается в посёлке, но есть мастера, которые ещё хранят память или у самих есть ещё навыки какого-либо ремесла. Они с удовольствием приходят на встречи со школьниками, рассказывают или даже показывают, а иногда мастерят вместе с детьми. Так, например, в знакомстве с плетением
корзин помог И. С. Новожилов, с ткачеством -М.Д. Щибрик, с плотницкими и столярными работами - Г.Б. Канонеров.
Знакомят младших школьников с тем, как и когда основан был наш посёлок, какие заводы были построены и работали в посёлке, кто такие старатели. Много посвящено знакомству с 3 концами посёлка. Дети узнают о туляках, хохлах, киржаках не только из произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, а воочию могут увидеть предметы одежды, быта в музее. Работники музея рассказывают о гражданской войне, ВОВ, представляя фотографии, документы участников гражданской и Великой Отечественной войны, рассказывают о работе висимчан в тылу, о Висиме егодня, о предприятиях посёлка сегодня, водят детей на экскурсии на эти предприятия.
В 3 классе происходит знакомство с нашими предками: внешний облик, предметы старины, быт, отношения, семья, обычаи. Роль природы в жизни человека, боги наших предков, знакомство с крестьянским двором - как строили дом, кто такой домовой и др. Школьники учатся объяснять особенности построения и устройства русской избы, сравнивают их с постройками, сохранившимися в посёлке с демидовских времён, узнают секреты старых построек, которые дали им долгую жизнь. Так и сам музей расположен в старинном двухэтажном доме постройки демидовских времён, состоит из 3-х комнат. Дети знакомятся с женскими нарядами и их символическим смыслом - на практике шьют кукол в традиционных женских костюмах, а мальчики изготавливают вещи, нужные в быту. Также есть раздел, посвященный гостеприимству, школьники учатся, как нужно принимать гостей в духе русской традиции, знакомятся с блюдами, которые умеют готовить их бабушки и прабабушки. Дети узнают, что значит «моё» и «чужое». Обучающиеся учатся правильно употреблять, объяснять смысл поговорок, крылатых выражений, слов, исторических терминов, пришедших в наш язык из языческих времён.
Младшим школьникам работники музея разрешают потрогать своими руками большинство экспонатов, находящихся в музее, что не практикуется в других музеях. Это позволяет детям в прямом смысле соприкоснуться с историей родного края, ведь всё, что собрано в музее - дар местных жителей, хранивших вещи как реликвии. В стенах музея дети не только слушают экскурсовода, но и на практике выполняют различные мини-проекты, посвященные темам занятий, праздникам, а также совместно с работниками музея шла работа по коллективной творческой деятельности нашей школы.
Таким образом, в результате совместной деятельности образовательного учреждения и музеями, находящимися на территории посёлка, у обучающихся школы формируются такие базовые национальные ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, природа и др.
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Несколько слов о том, кто ещё занимается воспитанием наших школьников. Кроме совместной работы с музеями наша школа сотрудничает с местным Центром культуры. Так, целью программы воспитания и дополнительного образования детей «Салют» (Союз Активных, Любознательных, Юных Талантов) является воспитание гражданственности и патриотизма, лидерских качеств, культуры свободного времени, обучение ребят практическими умениями и навыками в различных видах деятельности, развитие у мальчишек и девчонок познавательной активности, эрудиции, интеллектуальных, творческих способностей и интересов, коммуникативных навыков общения, приобретения новых друзей. Здесь дети учатся творчеству, получают музыкальное и сценическое воспитание, участвуют в ролевых играх. В них формируют ответственность за общее дело, выявляют индивидуальные творческие способности.
Программа, с которой работают в Центральной библиотеке посёлка, называется «В мире фольклора». Ребята знакомятся с устным творчеством, с основными жанрами народной мудрости, происходит приобщение к истокам народной мудрости. Также воспитывается любовь к Родине, уважительное отношение к старшим, почитание родителей, трудолюбия и мастерства.
Духовно-нравственному воспитанию младших школьников посвящена и программа внеурочной деятельности «Истоки», которую проводят педагоги образовательного учреждения, а также в школе проводится много мероприятий в течение года (участие в различных акциях, игра «Зарница», смотр строя и песни, оказание помощи ветеранам и труженикам тыла...) .
Посещаемость внеурочной деятельности 100%. Обучающиеся с удовольствием посещают эти занятия внеурочной деятельностью, особенно им нравятся занятия в Музее быта и ремёсел.
Мы прогнозируем, что наши обучающиеся приобретут социальные знания, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, опыт самостоятельного общественного действия. В результате реализации программы внеурочной деятельности МБОУ
СОШ № 7 будут сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенции и социальная идентичность в различных аспектах. Результаты внеурочной деятельности представлены в детских портфолио, выставках художественного и декоративно-прикладного творчества, коллективных творческих дел.
Литература
1. Васютина Е.Ю. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.71-75.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
3. Дереполенко М.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.76-80.
4. Кучерова О.Е. Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С.38-47.
5. Нагайченко Н.Н., Петухова Т.В. Программа внеурочной деятельности «Успех», направленная на развитие у учащихся начальных классов метапредметных результатов // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.44-47.
6. Никитина Е. А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.48-53.
7. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. № 1 (90), 2012 г, с. 56-65
8. Смирных О. В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование, 2012, №1, С. 167-175
9. Усольцева И. В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.22-26.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
Муниципальное образование: инновации и эксперимент
№5, 2014
51