О возрастных особенностях учитель должен помнит при организации игр.
Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности. «Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.
Таким образом, игра - исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе. Библиографический список
1. Гузеев, В. В. Образовательная технология от приема до философии / В. В. Гузеев. - М. : Сентябрь, 1996. - 112 с.
2. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г . / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL:http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
3. Никитин Б. П.,Никитина Л. А. Библиотека молодой семьи ''Наши уроки'', Санкт- Петербург, "Лениздат", 1992г.
4. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. - М.: НИИ шк. техн. 2005. - 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
5. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. - М. : НИИ шк. техн., 2005. - 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
6. Шишов С. Е., Агапов И. И. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования-образование в мире. 2001, № 4.
7. Шмаков С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня: Методическое пособие. - Липецк: ГУП «ИГ «Инфол», 2002. - 384 с.
8. Шмаков С. А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. - М.: Новая школа, 1995. - 80 с.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 284с.
Князькова Галина Николаевна,
учитель начальных классов 1 категории, МБОУ «Основная общеобразовательная школа №269», ЗАТО Александровск, Мурманская область [email protected] Клышко Фрида Борисовна,
учитель изобразительного искусства высшей категории, МБОУ «(Основная общеобразовательная школа №269», ЗАТО Александровск, Мурманская область [email protected]
Метод интеграции как один из путей духовно-нравственного воспитания младших школьников Аннотация. В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Авторами предлагается метод интеграции как один из путей развития гражданского и духовного самосознания личности обучающихся.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, интеграция, духовно-нравственное воспитание.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет улучшить условия для развития ребенка, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Выпускник современной школы должен обладать определёнными качествами личности: самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Именно интегрированный подход как ресурс дополнительного образования позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребенка, органически соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала занятия, на всестороннем развитии познавательной активности субъекта образовательного процесса - ученика.
Нами разработана программа интегрированного курса «Ступени восхождения», включающая в себя три направления: духовно-нравственное (кружок «Огонёк души»), художественно-эстетическое
(кружок «Родничок»), фольклор (кружок «Горенка»). Программа рассчитана на возраст обучающихся: 6 - 10 лет, сроки реализации программы: 4 года.
Основными факторами и условиями, определяющими эффективность инновационной технологии интеграции в учебно-воспитательном процессе являются:
- заинтересованность обучающихся в изучении данного курса;
- новизна материала;
- активная познавательно-творческая деятельность обучающихся;
- понимание родителей в необходимости изучения данного курса;
- доступность для обучающихся информационных источников.
Система работы интегрированного курса создаёт реальные условия для пробуждения интереса к истокам русской культуры и народному творчеству. Знакомство детей с историческим прошлым нашего Отечества и малой родины, жизнью святых подвижников, русским искусством, фольклором позволяет сформировать чувство гордости за свою Родину, свой край.
Цель интегрированного курса:
Воспитание духовно - нравственной личности на основе приобщения младших школьников к национальному наследию русской православной культуры.
Задачи.
1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
2. Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
3. Развивать гражданское самосознание.
4. Приобщать детей к великому русскому искусству.
5. Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей.
6. Развивать сознательное отношение к творческому процессу.
7. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.
Мы предлагаем своё решение проблемы развития у ребёнка широкого гуманитарного мышления, восприятия им целостной картины мира и нравственно-эстетического воспитания школьников. При разработке этого принципа происходила опора на следующие положения:
- все виды духовной деятельности человека отражают единый мир в многообразии различных видов, форм искусства и науки;
- воспитательное значение искусства и науки как общечеловеческих ценностей в процессе передачи духовного опыта новым поколениям;
- человек должен находиться в гармонии с окружающим миром.
Все направления интегрированного курса «Ступени восхождения» важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовно-нравственных традиций православной культуры. Программа является интегрированной, что позволяет осуществлять межпредметные связи. Принцип интеграции позволяет представить в единой системе деятельность трёх кружков по 1 занятию в неделю. Работа каждого кружка осуществляется самостоятельно. Эти три занятия объединены общей смысловой темой, выраженной пословицей. Занятия имеют единые универсальные учебные действия и единые элементы содержания. Принцип объединения трёх кружков выстраивает диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через 3 занятия в течение недели и позволяет направлениям работы 3-х кружков вступить в диалог.
Воспитание духовной культуры учащихся на основе единых вертикальных тем как нравственно- эстетических ориентиров в межпредметной интеграции помогает в развитии целостного мышления, целостного познания мира. При этом развивается образное и конкретное мышление, активизируется развитие познавательных способностей детей. Благодаря вертикальной теме ученики переносят знания с одного занятия кружка на другое. В результате обучающиеся получают целостную картину мира в аспекте содержания вертикальной темы.
Содержание программы по блокам и темам расписаны в учебно-тематическом планировании.
Итог работы над темой реализуется в общие объединяющие творческие задания: выставка рисунков и поделок, проектные и исследовательские работы, театрализация, творческие фестивали и праздники. Направления работы в системе интегрированного курса «Ступени восхождения»: Православная культура
Цель: приобщить к культурологическим и историческим основам православной религии, открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира.
В основу процесса отбора программного материала по курсу нами были заложены принципиально важные моменты, характеризующие специфику совместной деятельности, результатом которой стало формирование религиозно-нравственных представлений у младших школьников. Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры.
Патриотическое воспитание.
Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, приобщить детей к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа, изучить традиции своей «малой родины».
Система работы в интеграции создаёт реальные условия для пробуждения интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству. Знакомство детей с историческим прошлым нашего Отечества и малой родины, русским искусством, фольклором позволяет сформировать чувство гордости за свою Родину, свой край. Социализация.
Цель: Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, формирование духовно-нравственных ориентиров, основ российской гражданской идентичности.
Процесс работы в интеграции построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ученика, подготовить ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу, опыт социальной и межкультурной коммуникации. Семейное воспитание. Сотрудничество семьи и школы.
Цель: формирование представлений о семейных ценностях, развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой.
Важное направление ФГОС второго поколения - активная работа с родительской общественностью. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы прослеживается в работе и создаёт целостное пространство духовно-нравственного развития школьника.
Сотворчество педагогов - детей - родителей расширяет воспитывающую среду, увеличивает диапазон позитивных влияний на развивающуюся личность школьников, формирует у детей положительную систему духовно- нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям. Различные формы вовлечения родителей в совместную деятельность нацелены на возрождение традиций семейного воспитания на основе ценностей православной культуры.
1. Учебно-познавательное.
Цель: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников, раскрытие духовных основ отечественной культуры, воспитание у школьников чувства прекрасного, формирование эстетических вкусов, идеалов.
В нашей работе используется проектно-исследовательская деятельность, как один из путей реализации интегрированного подхода в обучении младших школьников. Обучающимися приобретается первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности посредством встреч с представителями различных профессий, экскурсий, знакомств с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, посещений конкурсов и фестивалей народного творчества. Главным результатом исследовательской деятельности является развитие самого ученика за счёт приобретения опыта, за счёт открытия, осмысления, обобщения новых знаний.
Универсальные учебные действия в структуре интегрированного курса
Формирование универсальных учебных действий осуществляется в контексте усвоения программы интегрированного курса. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте работы на занятиях 3-х кружков. Каждый кружок, в зависимости от предметного содержания, раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках интегрированной работы через разнообразные виды и формы занятий: беседа, час размышления, занятие - открытие, дискуссия, практикум, исследование, театрализация, фестиваль и др.
Метод интеграции в системе работы курса позволил.
1. Способствовать формированию системного представления о внутреннем мире человека, единстве и взаимосвязи его ценностей.
2. Понять значение искусства и науки как общечеловеческих ценностей в процессе передачи духовного опыта новым поколениям.
3. Понять духовно-нравственный смысл важнейших видов человеческой деятельности (труда, служения, творчества и др.).
4. Приобщить детей к ценностям православной культуры.
5. Актуализировать жизненный опыт ребёнка, а так же его семьи и ближайшего окружения.
6. Обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя школу, семью и личность обучающегося.
7. Создать условия для приобретения обучающимися социокультурного опыта.
8. Расширить культурологическую компетентность учащихся.
Информационный век стимулирует нас через границы отдельных дисциплин развивать более широкие представления на основе междисциплинарного подхода. Метод интеграции в системе представленной работы подтверждает его значимость и положительное влияние на учебно-воспитательный процесс, выразившийся в стремлении развития современной личности и приобретении новых знаний и умений.
При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, происходило взаимодействие с детскими библиотеками, детской музыкальной школой, Центром дополнительного образования детей, Домом детского творчества, художественными и краеведческими музеями (г. Мурманск, Г.Полярный, г. Снежногорск). В системе приобщения к духовным ценностям православия важную роль имели экскурсии на строящееся Подворье Трифонов - Печенгского монастыря (г. Мурманск), в храм Георгия Победоносца (г. Снежногорск), к памятнику Кирилла и Мефодия.
Система работы интегрированного курса создаёт реальные условия для пробуждения интереса к истокам русской культуры и народному творчеству. Знакомство детей с историческим прошлым нашего Отечества и малой родины, жизнью святых подвижников, русским искусством, фольклором позволило сформировать чувство гордости за свою Родину, свой край. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций сформировало ядро личности, благотворно повлияло на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Сердцевину «Ступеней восхождения» составили вечные ценности передаваемые из поколения в поколение. Их не так уж много: Бог, истина, грех, добро, любовь... Мы говорили с детьми о вере как важнейшей духовной ценности. И не важно, о какой вере мы говорим: о религиозной или о вере в идеалы, правду, совесть. Главное, чтобы эта вера была, и ребёнок понимал, что без веры его жизнь будет неполной.
Кобцева Оксана Витальевна,
кандидат педагогических наук, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №36», г. Курск [email protected]
Образовательный маршрут ученика - путь функционального взаимодействия
всех субъектов образования Аннотация. Статья посвящена созданию модели образовательного маршрута ученика, включая субъектное взаимодействие всех уровней образования, начиная с дошкольного образования. Ключевые слова: образовательный маршрут, компоненты модели, уровни субъектного взаимодействия, мониторинг образовательной траектории.
Модернизация современного школьного образования, направлена на обеспечение свободного и гармоничное развитие личности каждого ребёнка, на предоставление ему возможности реализации совах индивидуальных способностей, на получение полноценного качественного образования [1, с.5]. Вместе с тем, многочисленные научные исследования, мониторинг системы образования отмечают существование ряда проблем в реализации поставленных задач:
- резкое снижение общего и психического здоровья школьников;
- усиление отрицательной мотивации учащихся в учебной деятельности;
- наличие в общеобразовательных учреждениях обучающихся, не освоивших учебных программ и имеющих академическую задолженность по ряду предметов;
- детей, испытывающих трудности в обучении и относящихся к детям «группы риска» школьной дезадаптации.
На современной этапе развития отечественной образовательной системы определяющим фактором, играющую первостепенную роль, является включение самого ребёнка в построении его индивидуально образовательного маршрута, его личного образовательного пространства с учётом индивидуально-личностных возможностей и способностей.
В процессе построения такой модели включения ученик, испытывающий трудности в усвоении учебных знаний, выходит на новый уровень субъектно-субъектных отношений, в которых целью формирования личности становится формирование качеств социального индивида, т.е. качеств, основанных на процессе самопостроения своего жизненного пути, соотнося своё «Я», и координацию своих образовательных потребностей и личностного поведения в системе общественных отношений.
Максимально комфортно построить систему сотрудничества, сотворчества на основе ценностей и приоритетов личности самого ребёнка помогает модель педагогического взаимодействия -индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельност-ного, нравственно-духовного. Личностный смысл и значимость для обучающегося собственной траектории движения в образовании обозначены С. В. Воробьевой, Н. А. Лабунской, А. П. Тряпицыной, Ю. Ф. Тимофеевой, таким понятием как «личностный познавательный маршрут» [3, с.41].
Развитие личности ребёнка проходит несколько этапов и может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. От-