Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности (на примере МБОУ СОШ № 7 П. Висим'

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности (на примере МБОУ СОШ № 7 П. Висим Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
939
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИУМ / ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестова Светлана Ивановна

Автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности на примере взаимодействия образовательного учреждения и социального окружения, в частности, музеев, находящихся в данной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности (на примере МБОУ СОШ № 7 П. Висим»

Педагоги России против фашизма

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru Государственный музей Освенцима-Биркенау: www.

auschwitz.org.pl

Аушвиц-альбом на сайте Мемориала «Яд Вашем»: www1.yadvashem.org/exhibitions/album auschwitz/home auschwitz album.html

Аушвиц через линзу СС: фото, сделанные нацистами в лагере

(с сайта Мемориального музея Холокоста в США): www. ushmm.org/museum/exhibit/online/ssalbum/?content=2

Немецко-фашистский концлагерь Освенцим. Фотолента работ советских фронтовых фотографов: 9mav.ru/galerv/ m5138/gallerv/page0

Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /www.un.org/ russian/holocaustremembrance/

Просветительская программа «Холокост и ООН» http:// www.un.org/holocaustremembrance

Дом Анны Франк http://www.annefrank.org http://www. museumoftolerance.com

Мемориальный музей Холокоста США http://www.ushmm. org/museum/exhibit/focus/russian/

Мемориал «Яд Вашем», Иерусалим http://www. vadvashem.org/hp rus.htm

Форум «Живая история», Швеция http://www.

levandehistoria.se

http://www.holocf.ru/

http://www.un.org/russian/holocaustremembrance/ http://holocaust.ioso.ru/ http://www.vadvashem.org/hp rus.htm http://www.ushmm.org/museum/exhibit/focus/russian/

Литература

1. Бабич Э. А., Каргаполова О. В., Каюмова Л. А., Довган Т. А. Толерантность как принцип жизни. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3. С. 24-29.

2. Мазура Т. В. Сценарий КВН по истории «Делу время - потехе час». // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 3. С. 74-77.

3. Максимова Т. В. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 2. С. 68-72.

4. Пацкалева М. В. Развитие познавательной мотивации учащихся посредством поисковой деятельности как элемента технологической интеграции на уроках истории и обществознания. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5.С.56-62.

Пестова Светлана Ивановна

зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 7 п. Висим, Свердловская обл.

visim7.ucoz.ru

J ^

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л___________________________________________________________г

(на примере МБОУ СОШ № 7 п. Висим)

Аннотация. Автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности на примере взаимодействия образовательного учреждения и социального окружения, в частности, музеев, находящихся в данной территории.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, социум, оптимизационная модель внеурочной деятельности, образовательная среда, сетевое взаимодействие.

В неурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Посредством этой деятельности и ее различных форм, школа должна решать задачи по социализации

детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности [6]. Внеурочная деятельность учащихся, которая организована в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

45

Педагоги Р омии пр оаии фашизм а

Рис.1.СетевоевзаимодействиеобразовательнойсредыМБОУСОШ№ 7

школе № 7 п. Висим, это пространство, объединяющее раоличныс виры деяггльоостишкогьников (кроме учебнсТ),т накже снциуо,ткргжающиК обнгоовы-тельное учреждение и способствующий в решении задач воспитания, социализации, адаптации обучающихся в микро и макро обществе.

В МБОУ СОШ № 7 п. Висим в 2011году создана программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования, которая создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- обеспечить успешную адаптацию обучающихся в школе;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

- развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах.

Висимская средняя школа имеет благоприятное социальное окрожевоо, понттод на пгытнштниивжк Ы1Н оггх шгт сотнугвкчастг Жотской школой искусств п. Черноисточинск, Центром культуры п. Висим, Детской юношеской спортивной школой, Центральной библиотекой п. Висим, Литературно-мемор иахь-ным музеем Д. Н. Мамина - Сибиряка, Музеем быта и ремёсел п. Висим. Часть этих учреждений находится недалеко от общеобразовательной школы, образуя социокультурный комплекс. В начале каждого учебного года составляется общий план деятельности, который успешно реализуется в течение года: музыкальное и художественное направление организовывает ДШИ; экологическое, туристическо - краеведческое и гражданско -патриотическое направление, кружки по интересам реализуют оба музея п. Висим; библиотечные уроки, литературные конкурсы, викторины, посиделки -Дом культуры; спортивные мероприятия, турниры, секции - ДЮСШ. Таким образом, реализуя собственную программу дополнительного образования, школа расширяет круг возможностей для учащихся, создавая единое образовательное пространство.

Образовательная среда МБОУ СОШ № 7 представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов (рис.1).

В образовательном учреждении посёлка Висим используется оптимизационная модель внеурочной деятельности, направленная на разностороннее развитие обучающихся. Она структурирована в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности (схема1):

46

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

Педагоги России против фашизма

Схема1

Модель внеурочной деятельности

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12, п. 1) установлено, что «Содержание образования должно содействовать взаимопони-росиюб сотрудначесннума>сцу бюдыок, аервнама абсавссимо от роасввС, нмцросально«,дтнинеской, религиозной и социальной принадлежности, учиты-нмти розноаб|эарте масс^^арр^бчедкое де/^м^^н^д, епо-асМбт^совабз реелваацнн др^^а onмчеющирnриaсвд-бодный выбор мнений и убеждений, обеспечивать назсбдие зпй^нык^стес кдмоoге ч^^в^то^^, й^^^к^ю-нансб ивиз-тни его л-чаости в сообндтотсос н сии-ссиыоик сдмье иК^1^^н^^о дммoнсм-нбСPCивюнными и социокультурными ценностями». Таким образом, чмxооне-зйaвcднонссв юйзнеен е с чсспитивте кМцчс-ющинс^б йнлйeася дepвиотйнeзной садисойсовремен-ной образовательной системы и представляет собой вaжчоlнксlоп ононеиицийРссoro «а каза длд трразов а -нчн [J>,7] ,

Дммoкнр-нйеоственное н^-зитотр-ажириини Рес-сии является ключевым фактором модернизации Р^аос^нн [1« Сендaтьсйaaйсeннрм датвадчоннсю ро^с^н^си^, тинун челокекa,рoстоонве н его

внутренней жизни, невозможно. В концепции духовно-нмавсинммасгобасоитвт н воcпбтчнир личноитн ирни-дик^то Ронсии caе<йнo: «Цyедгнa-ндчacивeнбРa

воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Оеобхиднмм акмнБнс в^юн^^ в ртоапроцинс семью, оaaдтмиoнрчlс ребсеВ^^ силигисзныр оига-низации, общественность, СМИ, учреждения куль-Tyfn.cnopra, соцсмрьныч ^роадсино» Л

еlеаJСоCpaзователыное учреждение сотрудничает в этом направлении с музеями посёлка. В Висиме два музеа: Лнтсоaы|фнo-димoантлнный ^3^ в.Н. Юсмснa-CnЗиpыкcl,Мlнзлб бч1та е peмеман. KежобlР во нма оЮоааеиноск оеЧ псограбме.

Протцс^т^ыа днeнецисоK диятслсндсты мyрeя

Д. Н. Мамина -Сибиряка называется «Добрые книги доброго человека». Работники музея учат малышей тюдчть родной кцин,иго прошдоеи МумдЩбе, любить нинло, истмвна , псйлюдсо сваю имбoриз пактуп-кам. Младшим школьникам рассказывают о писателе, сго oмемжентб, нит^июсвслух ашш Д.К Мимиса -Рнтирлко, пбо^ик^т баседмн зnртбиииы, нк(юyеcии в музее и у памятника писателю. Дети любят рисовать ге^эдот кроизведсчсй пинмтасм,счп ств^еи оформ-ытсои высидво к тб вти дожд ониа пмnриeти, дне о их поиколлтса pазципрыб мирoпеимеио пс нклзкам и творчеству писателя: «Поле чудес», игра «Угадай гератв сказзк», изготовление игрушек для новогодней нуа^сой зеки. <Рбучающитиоузнают, лот пблводи-лись праздники в доме Маминых: новый год, масле-ницот дд., Шнилкбйдниeпят сн нлевсиоснa,нlрoтpят рульчфтбnры но сием-ам нирраeбй. В муз — смйxaпит иддели дйтнкей кнаги, ире та встречу и< деоамсрнаотят местные поэты и художники (Мезенина М. Е., Черем-ныю И.И.). OMyнающnрcб —momятия д тaрpчйотзoм мид^н^ир поэтов и псcРгоыaй, пеивйеикшио свои нро-изведения родному краю (Шик В. П., Черемных Н. А., Кансчорс^и КС. и мною доугие) .

нет, непаесйp, -со стою ммHoзnр poднoмп краю с помощью поэзии показала В. П. Шик:

Страна моя, Висимия,

Pдагoид «он^с^^иии,

адст >кий<oгоa-ткMнрис- ЮдHискк ,

В стране своей Висимии,

Гдегорысинк-самин,

Зелёными любил их называть.

Или строчки из другого стихотворения В. П. Шик:

У нас в Висиме вкусная вода,

Вкоснзс млнрдaчбa гкоьPмз,

Грязнее грязь после дождя

4 7

Эрггepнмзнт и имноечцин р шроте ОРос/Л

Педагоги России против фашизма

И ночи зимние длиннее.

Нам родину не выбирал никто,

В нас материнским молоком её впитали,

И мы живём, неся в душе тепло

И негасимый свет родного края.

Работники музеев пытаются привить такую любовь к родному краю и у наших младших школьников.

Программа внеурочной деятельности музея быта и ремёсел называется «Край, в котором я живу». Составлена она на базе экспозиции музея быта и ремесел п. Висим. Задача курса - представление учащимся целостной картины мира на основе изучения истории родного края. Понятия - «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», о которых говорится в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, раскрываются музейными работниками. Занятия в музее начинаются с самого доступного - изучения природы, истории родного посёлка и семьи, т.к. важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости [8] .

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, их знакомят, убеждают в ценности традиций, приобщают к ним, вырабатывают привычку следовать им. Актуальна и экологическая направленность занятий. Характер современного технологического и социально-экономического развития способствует росту экологических рисков, то есть ведет к загрязнению окружающей среды и негативно влияет на здоровье всего населения [9,10] .

Цель данного курса -расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.

За 4 года обучения дети узнают историю своего края и п. Висим, особенности быта и ремёсел посёлка, растительный и животный мир родных мест, научатся грамотно вести себя в природе.

Так, в 1-2 классах происходит знакомство с природой родного края: лес, растения, животные, птицы -в наш музей привозят переносные выставки из музея г. Н-Тагила, а также проходят экскурсии на природу. Есть в Висиме ферма, где разводят животных, которых в природе нашего края нет (страусы, моралы, олени...) - с ними также знакомят наших школьников. Работники музея рассказывают детям о висимском заповеднике, о том, для чего создаются заповедники, как вести себя в таких местах, о редких растениях и животных.

Знакомство с ремёслами происходит через экспонаты музея и с помощью мастеров посёлка. Школьникам рассказывают о ремёслах: кузнецов, шорни-

ков, бондарей, плотников, столяров, жестянщиков, пимокатов, сапожников, знакомят с производством сундуков, с различными видами рукоделия. Экспонатами музея являются и работы бабушек обучающихся, т.о. дети больше узнают о тех, кто рядом. Многими ремёслами давно уже никто не занимается в посёлке, но есть мастера, которые ещё хранят память или у самих есть ещё навыки какого-либо ремесла. Они с удовольствием приходят на встречи со школьниками, рассказывают или даже показывают, а иногда мастерят вместе с детьми. Так, например, в знакомстве с плетением корзин помог Новожилов И. С., с ткачеством - Щибрик М. Д., с плотницкими и столярными работами - Канонеров Г. Б..

Знакомят младших школьников с тем, как и когда основан был наш посёлок, какие заводы были построены и работали в посёлке, кто такие старатели. Много посвящено знакомству с 3 концами посёлка. Дети узнают о туляках, хохлах, киржаках не только из произведений Д. Н. Мамина -Сибиряка, а своими глазами могут увидеть предметы одежды, быта в музее. Работники музея рассказывают о гражданской войне, ВОВ, представляя фотографии, документы участников гражданской и ВО войны, рассказывают о работе висимчан в тылу, о Висиме - сегодня, о предприятиях посёлка сегодня - водят детей на экскурсии на эти предприятия.

В 3 классе происходит знакомство с нашими предками: внешний облик, предметы старины, быт, отношения, семья, обычаи. Роль природы в жизни человека, боги наших предков, знакомство с крестьянским двором - как строили дом, кто такой домовой и др.. Школьники учатся объяснять особенности построения и устройства русской избы, сравнивают их с постройками, сохранившимися в посёлке с демидовских времён, узнают секреты старых построек, которые дали им долгую жизнь. Так и сам музей расположен в старинном двухэтажном доме постройки демидовских времён, состоит из 3-х комнат. Дети знакомятся с женскими нарядами и их символическим смыслом -на практике шьют кукол в традиционных женских костюмах, а мальчики изготавливают вещи, нужные в быту. Также есть раздел, посвященный гостеприимству, школьники учатся, как нужно принимать гостей в духе русской традиции, знакомятся с блюдами, которые умеют готовить их бабушки и прабабушки. Дети узнают, что значит «моё» и «чужое». Обучающиеся учатся правильно употреблять, объяснять смысл поговорок, крылатых выражений, слов, исторических терминов, пришедших в наш язык из языческих времён.

Младшим школьникам работники музея разрешают потрогать своими руками большинство экспонатов, находящихся в музее, что не практикуется в других музеях. Это позволяет детям в прямом смысле соприкоснуться с историей родного края, ведь всё, что собрано в музее - дар местных жителей, хранивших вещи как реликвии. В стенах музея дети не только слушают экскурсовода, но и на практике выполняют раз-

48

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

Педагоги России против фашизма

личные мини-проекты, посвященные темам занятий, праздникам, а также совместно с работниками музея шла работа по КТД нашей школы.

Таким образом, в результате совместной деятельности образовательного учреждения и музеями, находящимися на территории посёлка, у обучающихся школы формируются такие базовые национальные ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, природа и др..

Несколько слов о том, кто ещё занимается воспитанием наших школьников. Кроме совместной работы с музеями наша школа сотрудничает с местным Центром культуры. Так, целью программы воспитания и дополнительного образования детей «Салют» (Союз Активных, Любознательных, Юных Талантов) является воспитание гражданственности и патриотизма, лидерских качеств, культуры свободного времени, обучение ребят практическими умениями и навыками в различных видах деятельности, развитие у мальчишек и девчонок познавательной активности, эрудиции, интеллектуальных, творческих способностей и интересов, коммуникативных навыков общения, приобретения новых друзей. Здесь дети учатся творчеству, получают музыкальное и сценическое воспитание, участвуют в ролевых играх. В них формируют ответственность за общее дело, выявляют индивидуальные творческие способности.

Программа, с которой работают в Центральной библиотеке посёлка, называется «В мире фольклора». Ребята знакомятся с устным творчеством, с основными жанрами народной мудрости, происходит приобщение к истокам народной мудрости. Также воспитывается любовь к Родине, уважительное отношение к старшим, почитание родителей, трудолюбия и мастерства.

Духовно-нравственному воспитанию младших школьников посвящена и программа внеурочной деятельности «Истоки», которую проводят педагоги образовательного учреждения, а также в школе проводится много мероприятий в течение года (участие в различных акциях, игра «Зарница», смотр строя и песни, оказание помощи ветеранам и труженикам тыла...) .

Посещаемость внеурочной деятельности 100%. Обучающиеся с удовольствием посещают эти занятия внеурочной деятельностью, особенно им нравятся занятия в Музее быта и ремёсел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы прогнозируем, что наши обучающиеся приобретут социальные знания, первичное понимание

социальной реальности и повседневной жизни, получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, опыт самостоятельного общественного действия. В результате реализации программы внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 7 будут сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенции и социальная идентичность в различных аспектах. Результаты внеурочной деятельности представлены в детских портфолио, выставках художественного и декоративно-прикладного творчества, КТД.

Литература

1. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5.С. 24-30.

2. Беденко И. Г Знакомство детей дошкольного возраста с русской зрелищной культурой. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 75-80.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2009.

4. Клепиков В. Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 44-50.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

6. Ковылева Ю. Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 3.С.70-74.

7. Погорелова И. М. Закон Российской Федерации «Об образовании» как нормативная база для разработки образовательной программы учреждения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 3.С. 7-10.

8. Тараканова В. В. Обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды // Современные исследования социальных проблем.- Красноярск: Научно инновационный центр, 2010, № 4.- С.577-584

9. Яшина Г. А., Сиденко А. С. Школа Здоровья: стратегия и тактика. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.31-34.

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.