МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Дуальное обучение в техникуме для высокотехнологичных производств корпорации «Уралвагонзавод»
ЗАЛМАНОВ Яков Пинхосович,
директор Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, отличник профессионально-технического образования РФ, г. Нижний Тагил (Свердловская область)
ГРИЦЕНКО
Наталья Владимировна,
заместитель директора по УПР Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, г. Нижний Тагил (Свердловская область)
Мировой и отечественный опыт показывает, что государственно-частное партнерство (ГЧП) является действенным способом модернизации экономических и социальных сфер страны. ГЧП в профессиональном образовании представляет собой систему долгосрочных отношений между государством и субъектом частного сектора экономики по реализации проектов путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон. Примером складывающейся системы государственно-частного партнерства являются отношения между Нижнетагильским техникумом металлообрабатывающих производств и сервиса и ОАО «НПК «Уралвагонзавод».
Аннотация
В статье представлен формат государственно-частного партнерства, действующие механизмы и результаты партнерства ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса.
Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, конкурентоспособный рабочий, инновационная образовательная среда, профессиональный стандарт, дуальная система обучения, система профориентации и профессионального самоопределения.
Основными признаками государственно-частного партнерства являются средне- и долгосрочный характер отношений, фиксация отношений в виде соглашений о сотрудничестве, совместное объединение ресурсов для осуществления деятельности, распределение расходов и результатов деятельности между сторонами.
В интересах общества и государства
Основу стратегического партнерства корпорации «Уралвагонзавод» и Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса составляют элементы дуального обучения. Основной целью обучения по дуальной системе является самостоятельное выполнение специалистом видов профессиональной деятельности по завершении учебы.
На данный момент между техникумом и Корпорацией действует совместно разработанное Соглашение о реализации дуального обучения, которое было подписано в 2014 году в рамках чемпионата HiTech WorldSkills Russia. В марте 2015 года между техникумом и ОАО «НПК «Уралвагонзавод» заключен договор «О сотрудничестве по реализации дуальной системы обучения».
Ключевую роль в обсуждении содержания профессионального образования играют работодатели. Актуальность данного положения усиливается сегодня в связи с реализацией корпоративных профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт ОАО «НПК «Уралвагонзавод» СТО-07518941-789-2014
вступил в силу в 2014 году, и программы обучения в техникуме спроектированы так, чтобы отвечать потребностям предприятия. Так, в программу подготовки квалифицированных рабочих по профессии «сварщик» по предложению работодателей был введен вариативный модуль «Перспективные технологии сварки», после изучения которого обучающиеся приобретают новую компетенцию — выполнение контактной точечной сварки деталей. Для подготовки специалистов по программе «Сварочное производство» введены новые разделы — «Перспективные способы сварки и резки» и «Технология подготовки производства сварных конструкций», в рамках которых студенты учатся проектировать технологические процессы на картах, используемых непосредственно на предприятии.
Техникум является соучредителем Корпоративного университета. В рамках лаборатории корпоративного и профессионального обучения была создана творческая группа с участием педагогов техникума для выработки корпоративного профессионального стандарта по профессии «сварщик».
В производственных цехах Корпорации организована оплачиваемая производственная практика обучающихся. Ежегодно около 300 человек получают заработную плату в размере 10-12 тыс. рублей.
Большое внимание уделяется в Корпорации и квалификации преподавателей, поскольку без соответствующей отраслевой подготовки педагогов невозможна качественная подготовка рабочих и специалистов. В 2014 году в ОАО
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
«НПК «Уралвагонзавод» была организована стажировка 21 мастера производственного обучения и преподавателя, в ходе которой педагоги приобрели новые умения, связанные с эксплуатацией высокотехнологичного оборудования, внедряемого на предприятии.
«Три кита» дуального образования
В организации и ведении образовательного процесса в рамках дуальной системы имеются три важные взаимосвязанные составляющие: система профориентации и профессионального самоопределения, система руководств по профессиям и институт наставничества.
Для совершенствования системы профессиональной ориентации молодежи организовано обучение учащихся МБОУ Лицей по предпро-фильному курсу «Основы управления автоматизированными и робототизированными комплексами» в Центре инновационных технологий техникума.
Проведены профессиональные пробы для учащихся в 20 школах Нижнего Тагила, проди-агностированы 273 учащихся школ в программе «Профмастер».
Совместно с Корпорацией в техникуме реализуется проект «Наставничество: модель взаимодействия корпорации «Уралвагонзавод» и техникума для повышения качества кадровых ресурсов».
Современное наставничество направлено на профессиональное и личностное воспитание молодых рабочих и специалистов, развитие их потенциала, усвоение трудовых традиций и правил поведения в коллективе, принятие ценностей корпоративной культуры и обладание стойкой мотивацией к труду.
Формированию профессиональных личностных качеств будущих рабочих и специалистов способствуют такие мероприятия, как участие в выставках, совместное проведение спортивных соревнований, лидерских сборов, профессиональных конкурсов, конференций, круглых столов, встреч с ветеранами в музее Уралвагонзавода.
Наставники оказывают помощь мастерам в овладении новыми технологиями, участвуют в оценке квалификационных работ и освоенных профессиональных компетенций. Так, для наставников, представителей центра подготовки персонала, отдела кадров, молодежной организации, менеджеров по персоналу производств осенью 2014 года в техникуме была проведена конференция «Организация дуального обучения для формирования профессиональных компетенций». В мероприятии приняли участие более 50 представителей Корпорации, по его завершении были выработаны рекомендации по совершенствованию системы наставничества.
Еще одним важным элементом дуальной системы является независимость оценки результатов обучения, сертификация квалификаций. В 2014 году для создания независимого
центра сертификации профессиональных достижений в техникуме состоялась процедура оценки и сертификации квалификаций по профессии «сварщик», организованная Корпорацией, с участием Уральского центра аттестации и УрФУ В ней приняли участие 12 человек из трех образовательных учреждений.
Ориентир на запросы производства
Целевая подготовка молодежи — один из важнейших факторов эффективной совместной деятельности Корпорации и техникума.
С 2013 учебного года в рамках целевого набора за счет средств Корпорации в техникуме обучается группа студентов из 25 человек по специальности «Технология машиностроения».
Для обеспечения баланса интересов Корпорации и образовательного учреждения предусмотрено совместное использование материально-технической базы. Так, учебным цехом Корпорации проводятся курсы целевого назначения «Гидроавтоматика», «Мехатроника», «Электротехника и электроника». В 2014 году на курсах прошли подготовку 125 обучающихся очного и заочного отделений техникума. Так создаются условия для перехода от использования экстенсивных подходов в развитии системы подготовки персонала к интенсивным, сокращения числа работников низкой квалификации.
Сотрудничество продолжается
Дальнейшее развитие государственно-частного партнерства нашло свое отражение в новых совместных проектах образовательного учреждения и корпорации «Уралвагонзавод» на 2014-2015 годы. В частности, подписано трехстороннее соглашение между Министерством образования и науки РФ, Правительством Свердловской области, ОАО «НПК «Уралва-гонзавод» о выделении техникуму более 45 млн руб. на развитие профессиональных образовательных программ на 2014-2015 годы.
В рамках проекта учебно-производственные мастерские, лаборатории на площадке техникума модернизируются в соответствии с европейскими стандартами качества. В настоящее время ведутся ремонтные работы помещений техникума на общую сумму 10 млн руб.
Это позволит техникуму решать новые задачи:
- привести структурно-содержательные компоненты профессионального образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;
- открыть новые специальности в соответствии с потребностями корпорации «Уралва-гонзавод»;
- создать новые лаборатории, учебные мастерские робототехники, сенсорных технологий, роботизированных сборочных линий с компьютерным управлением транспортно-накопи-тельной системы и техническим зрением.