Научная статья на тему 'Эффективная система профессионального образования'

Эффективная система профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залманов Яков Пинхосович, Балясникова Т. С.

Модернизация системы образования в современных условиях означает коренное обновление всех составляющих: содержания образования, технологий обучения, организационных форм учебных заведений при самом широком использовании информационных технологий и, конечно, принципов и организационных схем государственного и общественного управления системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективная система профессионального образования»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Эффективная система профессионального образования

Я. п. залманов,

директор

Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, Нижний Тагил

Наиболее эффективный способ выработки умений управлять технологическим процессом — прове дение упражнений с применением тренажеров

т. с. балясникова,

заместитель директора по научно-методической работе Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, Нижний Тагил

Формулу современной модернизации можно определить как усовершенствование действующей системы общего, профессионального и дополнительного образования и приведение ее в соответствие с новыми требованиями времени с учетом мирового опыта, баланса интересов и тесного, направленного взаимодействия государства, экономики, гражданского общества и отдельной личности в целях дальнейшего развития экономического механизма и всей социальной сферы России.

Эффективная система профессионального образования является одной из ведущих систем для поддержания инновационной экономики. Мотивом же инновационной деятельности в образовательном учреждении является понимание требований к современной организации образовательного процесса:

• многоуровневая система профессионального образования с наличием гибких внутренних возможностей;

• возможность получения непрерывного образования;

• компетентный подход к образованию как средству достижения нового результата образования.

Модернизация системы образования в современных условиях означает коренное обновление всех составляющих: содержания образования, технологий обучения, организационных форм учебных заведений при самом широком использовании информационных технологий и, конечно, принципов и организационных схем государственного и общественного управления системой образования.

Новая модель образовательного учреждения: совместно с работодателем

В разработке новой модели образовательного учреждения - Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса - были учтены результаты российских исследований и европейские тенденции развития профессионального образования.

Реализация национального проекта «Образование» позволила образовательному учреждению создать новый материально-технический, организационно-содержательный, кадровый, информационный ресурс, позволяющий выйти на другой уровень профессионального образования, отвечающий требованиям инновационной экономики Корпорации «Уралвагонзавод» и Свердловской области.

Реализация сотрудничества с Уралвагонза-водом осуществляется по направлениям:

• разработка профессиональных образовательных программ, аттестационных материалов, включая фонды оценочных средств;

• предоставление обучающимся оплачиваемых рабочих мест на современной технологической базе предприятия во время производственной практики;

• руководство практикой квалифицированными специалистами предприятия;

• трудоустройство выпускников;

• участие в разработке содержания профессионального образования;

• работа в качестве членов аттестационных и сертификационных комиссий;

• проведение конкурсов профессионального мастерства среди рабочих корпорации и профессиональных олимпиад среди обучающихся техникума;

• стажировки педагогов;

• участие в педагогических советах;

• участие в образовательном процессе специалистов корпорации.

Техникум стал базовой площадкой для профессиональной подготовки новых рабочих.

В результате модернизации материально-технической базы создана инновационная обучающая среда:

• приобретено 220 единиц компьютерной техники;

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

• модернизированы 18 кабинетов и мастерских;

• создан специализированный кабинет по профессии «Сварщик», оснащенный учебно-методическим комплексом «Технологии сварочного производства»;

• интерактивный класс для обучения операторов станков;

• модернизированы учебно-производственные мастерские для операторов станков;

• приобретен токарный класс с 6 универсальными токарно-винторезными станками, оснащенный системой цифровой индикации;

• созданы лаборатории по профессии «Слесарь по КИП и А», оборудованные современными стендами.

Тренажеры задают новый уровень мастерства

Наиболее эффективный способ выработки умений управлять технологическим процессом - проведение упражнений с применением тренажеров. Тренажеры не только имитируют ход технологического процесса, но и «реагируют» на действия учащихся при регулировке аппарата, установки, что значительно повышает эффективность обучения. Использование тренажеров перспективно и потому, что устаревание оборудования происходит через 3-5 лет, а тренажер позволяет варьировать нужные режимы работы, максимально приближая их к реальным условиям.

Применение тренажеров обладает и другими преимуществами:

• способствует лучшей ориентировке учащихся при переходе от изучения теории на занятиях по спецтехнологии к овладению практическими действиями, активизирует процесс обучения;

• создает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке, в то же время исключает опасность аварий, поломок оборудования;

• позволяет задавать учащимся, повторять и варьировать нужные режимы работы и производственные ситуации в любой момент, что зачастую в производственных условиях невозможно;

• создавать (имитировать) сложные условия работы, в том числе аварийные ситуации;

• моделировать и прогнозировать помехи и

неисправности до полного их устранения;

• помогает развивать у учащихся приемы самоконтроля.

Корпортативный рост

Специалисты корпорации участвуют в процедурах формирования содержания образования, организации стажировок для педагогов, процедурах оценки результатов профессионального образования через совет техникума, участие в составе методических объединений, кафедр, проведение конкурсов по профессии, проведение лекций по развитию корпорации.

Современные ресурсы Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса будут способствовать реализации требований модернизации основных производств корпорации и являться инновационным ресурсом развития экономики Свердловской области при условии, если будут решаться следующие проблемы:

• обновление материально-технической базы профессионального образования;

• корректировка ФГОС в части увеличения часов на практику в объеме не менее 1000 часов, иначе ни о каких высококвалифицированных рабочих речи не может идти;

• приведение заработной платы педагогов профессионального образования на уровень не ниже, чем учителей муниципальных образовательных учреждений. Разрушение кадрового ресурса профессионального образования приводит уже сейчас к необратимым деструктивным последствиям;

• совершенствование законов в области государственно-частного партнерства, разработка механизмов реализации принимаемых законов.

На сегодняшний день нужно признать, что любые вклады в развитие и информирование педагогического состава наилучшим образом отразятся на всем образовательном процессе. Ведь в условиях внедрения стандартов нового поколения особое значение придается не только созданию материально-технического ресурса, но и непрерывному образованию педагогов через различные формы повышения квалификации. Конкурентоспособность образовательной организации определяется конкурентоспособностью персонала: его образованием, опытом, непрерывно обновляющимися знаниями и навыками.

Инновации в обучении

ичфлп Информатизация учебного процесса и управления в Уральском радиотехническом колледже им. А.С.Попова послужила развитию электронного документооборота и, как следствие, — более эффективного менеджмента заведения.

ними Создание собственной мини-типографии в информационно-библиотечном центре Уральского радиотехнического колледжа им. А.С.Попова позволило значительно улучшить качество методического обеспечения занятий учащихся.

ними Внедрение системы удаленного доступа студентов к обучению в Уральском радиотехническом колледже им. А.С.Попова качественно расширило рамки организации самостоятельной работы студентов.

um ми Расширение Авторизованного учебно-производственного центра D-link и создание лаборатории видеонаблюдения в Уральском радиотехническом колледже им. А.С.Попова позволили получить новые формы профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.