МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Эффективная система профессионального образования
Я. п. залманов,
директор
Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, Нижний Тагил
Наиболее эффективный способ выработки умений управлять технологическим процессом — прове дение упражнений с применением тренажеров
т. с. балясникова,
заместитель директора по научно-методической работе Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, Нижний Тагил
Формулу современной модернизации можно определить как усовершенствование действующей системы общего, профессионального и дополнительного образования и приведение ее в соответствие с новыми требованиями времени с учетом мирового опыта, баланса интересов и тесного, направленного взаимодействия государства, экономики, гражданского общества и отдельной личности в целях дальнейшего развития экономического механизма и всей социальной сферы России.
Эффективная система профессионального образования является одной из ведущих систем для поддержания инновационной экономики. Мотивом же инновационной деятельности в образовательном учреждении является понимание требований к современной организации образовательного процесса:
• многоуровневая система профессионального образования с наличием гибких внутренних возможностей;
• возможность получения непрерывного образования;
• компетентный подход к образованию как средству достижения нового результата образования.
Модернизация системы образования в современных условиях означает коренное обновление всех составляющих: содержания образования, технологий обучения, организационных форм учебных заведений при самом широком использовании информационных технологий и, конечно, принципов и организационных схем государственного и общественного управления системой образования.
Новая модель образовательного учреждения: совместно с работодателем
В разработке новой модели образовательного учреждения - Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса - были учтены результаты российских исследований и европейские тенденции развития профессионального образования.
Реализация национального проекта «Образование» позволила образовательному учреждению создать новый материально-технический, организационно-содержательный, кадровый, информационный ресурс, позволяющий выйти на другой уровень профессионального образования, отвечающий требованиям инновационной экономики Корпорации «Уралвагонзавод» и Свердловской области.
Реализация сотрудничества с Уралвагонза-водом осуществляется по направлениям:
• разработка профессиональных образовательных программ, аттестационных материалов, включая фонды оценочных средств;
• предоставление обучающимся оплачиваемых рабочих мест на современной технологической базе предприятия во время производственной практики;
• руководство практикой квалифицированными специалистами предприятия;
• трудоустройство выпускников;
• участие в разработке содержания профессионального образования;
• работа в качестве членов аттестационных и сертификационных комиссий;
• проведение конкурсов профессионального мастерства среди рабочих корпорации и профессиональных олимпиад среди обучающихся техникума;
• стажировки педагогов;
• участие в педагогических советах;
• участие в образовательном процессе специалистов корпорации.
Техникум стал базовой площадкой для профессиональной подготовки новых рабочих.
В результате модернизации материально-технической базы создана инновационная обучающая среда:
• приобретено 220 единиц компьютерной техники;
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
• модернизированы 18 кабинетов и мастерских;
• создан специализированный кабинет по профессии «Сварщик», оснащенный учебно-методическим комплексом «Технологии сварочного производства»;
• интерактивный класс для обучения операторов станков;
• модернизированы учебно-производственные мастерские для операторов станков;
• приобретен токарный класс с 6 универсальными токарно-винторезными станками, оснащенный системой цифровой индикации;
• созданы лаборатории по профессии «Слесарь по КИП и А», оборудованные современными стендами.
Тренажеры задают новый уровень мастерства
Наиболее эффективный способ выработки умений управлять технологическим процессом - проведение упражнений с применением тренажеров. Тренажеры не только имитируют ход технологического процесса, но и «реагируют» на действия учащихся при регулировке аппарата, установки, что значительно повышает эффективность обучения. Использование тренажеров перспективно и потому, что устаревание оборудования происходит через 3-5 лет, а тренажер позволяет варьировать нужные режимы работы, максимально приближая их к реальным условиям.
Применение тренажеров обладает и другими преимуществами:
• способствует лучшей ориентировке учащихся при переходе от изучения теории на занятиях по спецтехнологии к овладению практическими действиями, активизирует процесс обучения;
• создает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке, в то же время исключает опасность аварий, поломок оборудования;
• позволяет задавать учащимся, повторять и варьировать нужные режимы работы и производственные ситуации в любой момент, что зачастую в производственных условиях невозможно;
• создавать (имитировать) сложные условия работы, в том числе аварийные ситуации;
• моделировать и прогнозировать помехи и
неисправности до полного их устранения;
• помогает развивать у учащихся приемы самоконтроля.
Корпортативный рост
Специалисты корпорации участвуют в процедурах формирования содержания образования, организации стажировок для педагогов, процедурах оценки результатов профессионального образования через совет техникума, участие в составе методических объединений, кафедр, проведение конкурсов по профессии, проведение лекций по развитию корпорации.
Современные ресурсы Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса будут способствовать реализации требований модернизации основных производств корпорации и являться инновационным ресурсом развития экономики Свердловской области при условии, если будут решаться следующие проблемы:
• обновление материально-технической базы профессионального образования;
• корректировка ФГОС в части увеличения часов на практику в объеме не менее 1000 часов, иначе ни о каких высококвалифицированных рабочих речи не может идти;
• приведение заработной платы педагогов профессионального образования на уровень не ниже, чем учителей муниципальных образовательных учреждений. Разрушение кадрового ресурса профессионального образования приводит уже сейчас к необратимым деструктивным последствиям;
• совершенствование законов в области государственно-частного партнерства, разработка механизмов реализации принимаемых законов.
На сегодняшний день нужно признать, что любые вклады в развитие и информирование педагогического состава наилучшим образом отразятся на всем образовательном процессе. Ведь в условиях внедрения стандартов нового поколения особое значение придается не только созданию материально-технического ресурса, но и непрерывному образованию педагогов через различные формы повышения квалификации. Конкурентоспособность образовательной организации определяется конкурентоспособностью персонала: его образованием, опытом, непрерывно обновляющимися знаниями и навыками.
Инновации в обучении
ичфлп Информатизация учебного процесса и управления в Уральском радиотехническом колледже им. А.С.Попова послужила развитию электронного документооборота и, как следствие, — более эффективного менеджмента заведения.
ними Создание собственной мини-типографии в информационно-библиотечном центре Уральского радиотехнического колледжа им. А.С.Попова позволило значительно улучшить качество методического обеспечения занятий учащихся.
ними Внедрение системы удаленного доступа студентов к обучению в Уральском радиотехническом колледже им. А.С.Попова качественно расширило рамки организации самостоятельной работы студентов.
um ми Расширение Авторизованного учебно-производственного центра D-link и создание лаборатории видеонаблюдения в Уральском радиотехническом колледже им. А.С.Попова позволили получить новые формы профессиональных компетенций.