Об особенностях подготовки квалифицированных кадров в Свердловской области на основе практико-ориентированного (дуального) обучения
В феврале 2014 года между Свердловской областью и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» было заключено соглашение о взаимодействии в реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». Свердловская область на уровне Российской Федерации определена как регион-ментор в части развития дуального обучения.
Безусловно, ставить знак равенства между «дуальным обучением» в нашей области и классической моделью дуального образования, например, в Германии не следует. Более точно и полно отражает специфику свердловской модели такое понятие, как практико-ориентированное (дуальное) обучение (именно такой термин используется в «Комплексе мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденном распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р).
Региональная специфика
В Свердловской области практико-ори-ентированная (дуальная) модель обучения в большей степени получила развитие в системе подготовки кадров для крупных предприятий металлургического, машиностроительного и оборонного профилей. (Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июля 2014 г. № 780 утвержден Перечень федеральных инновационных площадок по направлению «Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс» на 2014-2016 годы, в который вошли профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку для предприятий металлургической отрасли, а именно Первоуральский металлургический колледж и Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность».)
Принципиально важной особенностью свердловской модели является также принцип финансирования, в основу которого положен механизм государственно-частного партнерства как инструмента консолидации ресурсов бизнеса, образовательных организаций и государства. Поэтому формула «1 + 1», то есть «работодатель» + «образовательная
организация», трансформирована в формулу «1+1+1», где третьим субъектом выступают органы исполнительной государственной власти. Примером такого взаимодействия являются соглашения между Правительством Свердловской области, профессиональными образовательными организациями и предприятиями горно-металлургического и оборонно-промышленного комплексов: ОАО «Пер-воуральский новотрубный завод» (группа ЧТПЗ), ООО «УГМК-Холдинг», ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и другие. В настоящее время в рамках комплексной программы «Уральская инженерная школа» запускается новый проект с участием ОАО «Северский трубный завод» (ТМК). Важно подчеркнуть, что все субъекты несут солидарную ответственность за качество результата образования.
В поисках оптимального соотношения
Практико-ориентированная (дуальная) модель обучения не является самоцелью — она позволяет решить ряд вопросов, которые стоят перед системой среднего профессионального образования Свердловской области.
К их числу относится тот факт, что федеральные государственные образовательные стандарты по профессиям и специальностям СПО не в полной мере соответствуют требованиям работодателя к персоналу в условиях быстро меняющейся техники и технологий. Принципиальным является понимание того, что практико-ориентированная (дуальная) модель обучения невозможна без наличия профессиональных стандартов, включая так называемые «корпоративные стандарты».
Требованиями ФГОС СПО к программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих установлено, что обязательная часть ОПОП должна составлять около 80% от общего объема времени, отведенно-
АхЬ
ШАВАЛИЕВ Альберт Наилович,
начальник отдела профессионального образования и государственного задания Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Екатеринбург
Аннотация
Статья посвящена описанию региональной модели дуального обучения, реализуемой в профессиональных образовательных организациях Свердловской области, характерным особенностям, которые отличают ее от классической западноевропейской дуальной системы подготовки рабочих кадров
Ключевые слова:
дуальное обучение, пра-ктико-ориентирован-ный подход, подготовка рабочих, сетевое взаимодействие, конкурентоспособность
УАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
В областной системе профессионального образования есть примеры и «классической» западноевропейской дуальной модели. Так, в Уральском колледже технологий и предпринимательства в тесном сотрудничестве с германскими коллегами уже на протяжении 15 лет реализуются дуальные программы подготовки кадров для предприятий малого и среднего бизнеса в сфере строительства. Однако этот пример, по сути, является уникальным. Краткосрочность коммерческих проектов, характерная для малого и среднего бизнеса в условиях нестабильности рынка и, как следствие, отсутствие мотивации к совместной долгосрочной программе развития кадрового резерва, недостаток финансовых резервов для инвестирования в систему подготовки кадров не позволяют широко тиражировать данный опыт.
го на ее освоение, программы подготовки специалистов среднего звена — около 70%. Оставшаяся вариативная часть (соответственно 20% и 30%) позволяет расширить и/ или углубить подготовку в части получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности в соответствии с запросами регионального рынка труда, конкретного предприятия, принимающего участие в подготовке выпускника на правах партнера. Успешным примером такого партнерства является взаимодействие Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод».
Во-первых, представители техникума вошли в состав творческой группы по разработке корпоративного профессионального стандарта по профессии «Сварщик» СТО-07518941-789-2014, вступившего в силу в 2014 году. В свою очередь, работники предприятия приняли активное участие в разработке учебно-планирующей документации.
Во-вторых, для проектирования целей практических занятий в техникуме проведен сравнительный анализ образовательных и профессиональных стандартов. В результате такого анализа возникло предположение, что объема вариативной части будет недостаточно для освоения компетенций, требуемых работодателем. Более того, первые результаты участия в движении ШогЫ8к11Ь также дали повод для размышлений о необходимости увеличения объема вариативной части.
Однако взвешенная экспертная оценка как со стороны представителей образовательных организаций, так и со стороны работодателей позволила сделать вывод, что действующее соотношение достаточно и для подготовки специалистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, и для успешного участия в чемпионатах ШогЫЗкйЬ. Тем более что есть наглядный пример, когда чрезмерная «практико-ориентированность» работает во вред в периоды экономических кризисов. Так, после массовых увольнений в период кризиса 2008-2009 гг. повышенная напряженность на рынке труда была характерна для более развитой экономически Германии, чем для Польши. Немцы, получившие профессиональное обучение в рамках дуальной системы и «привязанные» к технологии и технике конкретных предприятий, оказались менее мобильными в поиске работы, чем поляки, система профессионального образования которых напоминает российскую.
Объединяя усилия: сетевое взаимодействие
И все же признаемся, что уровень и качество подготовки выпускников не всегда отвечают требованиям работодателей, так как не обеспечивают условия повышения производительности труда. Так, например,
специалистами Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» была проведена сертификация квалификаций по профессиям «Электросварщик ручной сварки» и «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах» для установления соответствия уровня подготовки, профессиональных знаний, опыта и профессиональных компетенций студентов требованиям корпоративного профессионального стандарта. Из 12 участников только три студента подтвердили соответствие требованиям корпоративного профессионального стандарта.
Из этого следует, что практико-ориентиро-ванная (дуальная) модель обучения не должна ограничиваться реализацией только вариативной части, а охватывать максимальное количество учебных циклов, разделов, модулей всей образовательной программы. Как это возможно сделать? Не переносить же весь образовательный процесс в цеха предприятий? Одним из решений проблемы явился перевод части образовательного процесса на предприятия, но не на производственные участки, а в корпоративные учебные центры.
На первый взгляд, такой подход является опасным для государственных профессиональных образовательных организаций. Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Коллегией Минобрнауки России в июле 2013 года, предусмотрено, что система профессионального образования развивается под воздействием внешних и внутренних факторов, совокупность которых является вызовом для существующей системы профессионального образования и ставит задачу модернизации в разряд приоритетных. В частности, к «внешним» факторам относится «развитие корпоративных систем подготовки кадров». При этом указывается, что, согласно проведенным исследованиям, 66% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений.
Для системы профессионального образования это серьезный сигнал, указывающий, во-первых, на то, что качество подготовки выпускников не в полной мере соответствует потребностям работодателей, во-вторых, что на рынке образовательных услуг повышается конкуренция, в условиях которой отдельные образовательные организации, в том числе государственные, уйдут в небытие. Но в нынешних условиях и у представителей центров «внутрифирменной» подготовки (то есть у работодателя), и у представителей техникумов, колледжей есть понимание того, что не образовательные организации должны конкурировать друг с другом, а их общий результат — выпускник — должен быть конкурентоспособным. Конкурентоспособный вы-
пускник — это залог конкурентоспособности предприятия, на которое он придет работать и которое принимало участие в его подготовке. А конкурентоспособное предприятие — это прибыль, отчисление налогов, наполнение бюджета и, как следствие, возможность вкладывать средства в развитие государственных учреждений для повышения качества подготовки специалистов.
Представляется интересным опыт сетевой организации реализации образовательных программ между Первоуральским металлургическим колледжем и Образовательным центром компании ЧТПЗ, Верхнепышмин-ским механико-технологическим техникумом «Юность» и Техническим университетом УГМК, Нижнетагильским техникумом металлообрабатывающих производств и сервиса и Учебным цехом Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод». Во всех случаях негосударственные образовательные организации не дублируют государственную систему образования, а дополняют базовые профессиональные знания, получаемые студентами и слушателями в техникумах и колледжах, конкретными практическими навыками.
Повышение квалификации педагогических кадров: двусторонний процесс
Еще одной проблемой, которая может быть решена за счет внедрения практико-ориен-тированной (дуальной) модели обучения, является повышение уровня технической квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин. Все соглашения между Правительством Свердловской области, профессиональными образовательными организациями и предприятиями в обязательном порядке включают ответственность сторон за организацию стажировок мастеров и преподавателей на предприятиях, осуществивших перевооружение и внедривших в производственный процесс высокотехнологичное оборудование.
Не менее важным является практика повышения уровня педагогического мастерства для работников предприятия — наставников, так как подход к обучению практикантов из числа студентов по принципу «Делай, как я» уже не отвечает современным требованиям. Сегодня на первый план выходит совместная деятельность, основанная на принципе «Делаем вместе», а для этого наставнику необходимо иметь минимум педагогических компетенций. Кроме того, зачастую программное обеспечение высокотехнологичного современного оборудования в гораздо большей степени понятно молодым людям, нежели ветеранам-производственникам. Современное наставничество как основа развития корпоративной культуры в первую очередь должно быть направлено на твор-
ческое решение совместных производственных, конструкторских задач в соответствии с индивидуальными способностями студента. Ведь суть практико-ориентированной (дуальной) модели обучения заключается не только в том, чтобы готовить специалиста для решения будущих проектов предприятия, но и в участии студента в реализации действующих проектов «здесь и сейчас».
Совместная материально-техническая база
Успешность применения практико-ориен-тированной (дуальной) модели обучения априори связана с использованием материально-технической базы предприятий. Особенностью реализации данной модели в Свердловской области является то, что, как отмечалось выше, работодатель в лице своих центров «внутрифирменной» подготовки активно использует площадки государственных профессиональных образовательных организаций. В основе данной практики — совместное участие техникумов, колледжей и работодателей в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации».
***
Все примеры успешной реализации пра-ктико-ориентированной (дуальной) модели обучения основаны на взаимодействии образовательных организаций с крупным бизнесом. Это не случайно, поскольку, во-первых, в Свердловской области промышленность и далее будет оставаться основой экономики, во-вторых, система образования обязана идти в ногу со временем, реагируя на инновации, происходящие, прежде всего, в реальном секторе экономики, в-третьих, крупный бизнес готов оказывать софинанси-рование в рамках не краткосрочных, а долгосрочных проектов. Однако приведенные модели взаимодействия могут творчески дорабатываться и использоваться в подготовке специалистов для предприятий малого и среднего бизнеса.
В завершение хотелось бы отметить, что серьезным подтверждением жизнеспособности практико-ориентированной (дуальной) модели обучения является высокий уровень трудоустройства выпускников в первый год после окончания ПОО по полученной специальности (профессии). И если в целом по области этот показатель к 2018 году запланирован на уровне 65 %, то в колледжах и техникумах, где реализуется пра-ктико-ориентированная (дуальная) модель обучения, уже сегодня эта цифра составляет 95-100 %.
Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для металлургических производств в 2011-2013 годах в рамках реализации мероприятий ФЦПРО составила:
• средства федерального бюджета — 101 804 тыс. рублей;
• средства областного бюджета —
194 580 тыс. рублей;
• средства работодателей в разных формах — 741 303 тыс. рублей.
Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для оборонно-промышленного комплекса в 2014-2015 годах составляет:
• средства федерального бюджета — 63 373 тыс. рублей;
• средства областного бюджета — 76 000 тыс. рублей;
• средства работодателей в разных формах — 283 898 тыс. рублей