ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОСПРОГРАММА
«Уральская инженерная школа»: от идеи к практике реализации
ЗАЛМАНОВ Яков Пинхосович,
директор Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, отличник профессионально-технического образования РФ, г. Нижний Тагил (Свердловская область)
Аннотация
В статье представлен опыт реализации целей и задач комплексной программы «Уральская инженерная школа» в Нижнетагильском техникуме металлообрабатывающих производств и сервиса
Ключевые слова:
Комплексная программа «Уральская инженерная школа», техническая и конструкторская деятельность, робото-технические комплексы
лЧ-
4
. V
'"ЩГ
1 ■■
г
Обеспеченность предприятий промышленного комплекса высококвалифицированными инженерными кадрами является залогом стабильного развития реального сектора экономики Свердловской области. В связи с этим особую актуальность приобретает реализация комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа».
БАЛЯСНИКОВА Татьяна Сергеевна,
заместитель директора по научно-методической работе Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, заслуженный учитель РФ, г. Нижний Тагил (Свердловская область)
Согласно Указу Губернатора «Об утверждении основных направлений инвестиционной политики Свердловской области на период до 2030 года», инструментами, стимулирующими приток инвестиций в Свердловскую область, выступают:
- создание специализированной инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности;
- создание условий для формирования и развития кооперационных связей, технологических и производственных цепочек, интеграции крупного, среднего и малого бизнеса, академической и прикладной науки для выхода предприятий, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, на российский и международный рынки;
- создание условий для обеспечения инвесторов и создаваемых ими новых производств высококвалифицированными кадрами — построение гибкой системы профессионального образования, в том числе реализация проекта «Уральская инженерная школа», развитие сети ресурсных центров, корпоративных университетов;
- создание условий для концентрации ресурсов бизнеса и бюджетов всех уровней на комплексных проектах, способных стать «точками роста» для отдельных территорий Свердловской области, развитие инструментов государственно-частного партнерства.
Цели, задачи, этапы
Комплексная программа «Уральская инженерная школа» (далее — Программа) определяет основные концептуальные подходы к
развитию системы подготовки рабочих и инженерных кадров для экономики Свердловской области через создание системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования; является основой для формирования соответствующих разделов в структуре государственных программ Свердловской области и призвана обеспечить возрождение и развитие уральской инженерной школы.
Целью Программы является обеспечение условий для подготовки в регионе рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики области с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозаме-щения и возращения отечественным предприятиям технологического лидерства.
Решение задач Программы и обеспечение планируемого результата ее реализации обеспечивается за счет выполнения мероприятий, которые объединены в пять укрупненных направлений:
1) довузовская подготовка;
2) подготовка специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования;
3) послевузовское сопровождение инженерных кадров;
4) информационное сопровождение и продвижение;
5) формирование экономических и нематериальных стимулов для поступления выпускников на работу по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям на предприятия Свердловской области.
Каждое направление Программы реализуется как совокупность взаимосвязанных мероприятий, ориентированных на решение отдельного блока задач, сформированного с учетом специфики целевого контингента данного направления. Этапы реализации Программы представлены на схеме.
ГОСПРОГРАММА
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Техническая и конструкторская деятельность
Решение целей и задач Программы в Нижнетагильском техникуме металлообрабатывающих производств и сервиса потребовало создания комплекса условий. В частности, для становления профессиональной компетенции студентов особое значение имеет активное привлечение их к самостоятельной технической и конструкторской деятельности, навыки которой необходимы будущим специалистам для освоения нового оборудования высокотехнологичных производств.
Инженерная культура характеризуется профессиональной компетентностью, а также профессиональной мобильностью - развитой способностью быстро переучиваться, готовностью к поиску новых подходов к решению профессиональных задач, умением ориентироваться в нестандартных ситуациях. В техникуме разработана программа деятельности студенческого конструкторского бюро «Робототехника», в лабораториях ребята реализуют свои проекты с использованием современного высокотехнологичного оборудования. Это позволяет сформировать умения: выполнять сборку робототехнических устройств на основе конструктора ТРИК; разрабатывать и создавать робототехнические конструкции ТРИК по своему усмотрению; создавать программы для робототехнических устройств в программной среде TRIK Studio; разрабатывать и исследовать программы для роботов с использованием датчиков для решения творческих задач.
Формами технической и конструкторской деятельности студентов являются:
- работа в студенческом конструкторском бюро «Робототехника»;
- работа по индивидуальным исследовательским проектам;
- выступление с докладами на конференциях, в том числе научно-практических конференциях молодых специалистов, студентов АО «НПК «Уралвагонзавод»;
- участие в олимпиадах и конкурсах, в том числе WorldSkills;
- подготовка публикаций по результатам деятельности;
- участие в профориентационной работе;
- участие в реализации курса предпрофиль-ного обучения школьников;
- участие в выставках «Иннопром», «Инновации в образовании», «Образование и карьера», Russia Arms Expo.
Робототехнические комплексы
Компетенция WorldSkills «Промышленная робототехника» соответствует современным требованиям, применяемым к широкому кругу специальностей, связанных с управлением в технических системах, автоматизацией, автоматикой и робототехникой. Предмет данной компетенции — это, прежде всего, автоматиче-
Этапы реализации Программы
Фср^нрсвлнив стимулов: ■конкурсы *Спавим
•Программы закреплении кадров; \
•целевая юд"в"0вка.
Довумвекаи подготовка; • развитие интереса; ■ вынвл&чиэ СклОчнОсиетг > профотбор, грофлроби; - шлорукторежие бюро; -сегеесе взаимодействие.
Информационное
COnpniCDMflFMLIi:
> публикации: ■ информационные стекды в ПОО.
Цель: оБаспечен.'е узпооий nojrcmcefM рябонил / инженерных ■алрсе в нюгеегсчия с текущиич и пврСлвктиЁль ни потребностями регион
*
подготовка ■ спо, во:
1 преемственные орогрфыьы;
■ WrtdSkills:
• профстэндарны,
■ дуальное обучение.
Поспввуэовекое сопровождение: ' участие в корпоративных конференциях;
■ нает^йинчвсгм:
■ стажировки.
ские и автономные промышленные и сервисные робототехнические системы.
Уникальность проектов, созданных на основе робототехнических комплексов, состоит в том, что у обучающихся формируются универсальные умения: программирование роботизированных комплексов, настройка параметров и управление роботом. Программирование устройств позволяет студентам постигать взаимосвязь между различными областями знаний, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество.
На основе имеющихся в лабораториях техникума автоматизированных и роботизированных комплексов получили развитие современные специальности: автоматизация технологических процессов и производств, электрические приборы и устройства, сварщик-оператор автоматизированной и роботизированной сварки, наладчик аппаратного и программного обеспечения и др.
Таким образом, робототехника, являющаяся одной из инновационных областей в промышленной сфере, объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии, развитие проектного мышления. Встраивание ее элементов в образовательное пространство делает обучение эффективным и продуктивным для всех участников процесса, а современное образовательное учреждение конкурентоспособным.
Литература
1. Голуб Е. В. Научно-методические основы развития научно-исследовательской деятельности в свете компе-тентностного подхода // Среднее профессиональное образование: Приложение, 2015. — № 10.
2. Программа Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса по реализации основных направлений Уральской инженерной школы. — Н.Тагил: НТТМПС, 2016.