УДК 37
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ)
А.Б. Осипова
Аннотация. Важнейшей задачей технических вузов на всех этапах их функционирования являлась подготовка компетентных специалистов, владеющих глубокими знаниями по выбранному направлению обучения, способных применять полученные навыки в практической деятельности и умеющих адаптироваться к быстроменяющимся условиям производства. В статье рассматриваются наиболее значимые формы деятельности в рамках профориентационной работы, привлечения одаренной молодежи к обучению по техническим направлениям, популяризации филиала как структурного подразделения университета, реализующего образовательный процесс по программам высшего образования в малом городе.
Ключевые слова: профильное обучение, довузовская подготовка, социальное партнерство,
подготовительные курсы, мониторинг, рейтинг.
PRE-UNIVERSITY TRAINING AS A FACTOR
OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOL
LEAVERS (FROM EXPERIENCE OF CAREER GUIDANCE)
A. Osipova
Abstract. The most important task of technical universities at all stages of their operation was to prepare competent professionals with in-depth knowledge in the chosen area of study, able to apply the acquired skills in practice and able to adapt to rapidly changing production conditions. The article considers the most important forms of activity within career guidance. It deals with attraction of talented youth to training on technical areas, promotion of the branch as structural division of the University which realizes the educational process according to programmes of higher education in a small town.
Keywords: profile training, pre-university training, social partnership, training courses, monitoring and rating.
Важнейшей задачей технических вузов на всех этапах их функционирования являлась подготовка компетентных специалистов, владеющих глубокими знаниями по выбранному направлению обучения, способных применять полученные навыки в практической деятельности и умеющих адаптироваться к быстроменяющимся условиям производства. Очевидно, что для подготовки такого специалиста необходимо обеспечить качественную профессионально ориентированную работу со школьниками на этапе выбора ими будущей профессии, предпрофильного и профильного обучения.
В сегодняшней ситуации, которую Т.Г. Пронюшкина вслед за социологами называет "революцией притязаний", возрастает значение высшего образования как приоритетной жизненной ценности для молодежи [1]. Тем не менее, довузовская подготовка - это важный период в жизни выпускника школы на пути к самоопределению в будущей профессии. Она должна способствовать фундаментальности, целостности образования учащихся; решать задачи профессионально ориентированной
подготовки будущего профессионала в соответствии с профилем вуза и предпочтенным направлением обучения.
Профориентационная работа
Лениногорского филиала осуществляется во взаимодействии с отделом
профориентационной работы КНИТУ-КАИ, но имеет свою специфику, которую диктуют условия периферийного города с небольшой численностью учащихся старших классов школ. Главной целью данной работы является привлечение талантливой и способной молодежи, обеспечение удовлетворения потребностей будущих абитуриентов в углубленном изучении предметов,
включенных в перечень вступительных испытаний, повышение интереса к техническому образованию среди жителей региона. Существенную значимость имеет также модернизация и развитие эффективной системы по координации всех видов деятельности, связанной с привлечением абитуриентов.
Поддержка одаренной молодежи осуществляется в процессе реализации сотрудничества в рамках договора о
338
социальном партнерстве, заключенным
между средними общеобразовательными школами, учреждениями среднего
профессионального образования и ЛФ
КНИТУ-КАИ.
Работа со школьниками наиболее
продуктивно выполняется в процессе
предпрофильной и профильной подготовки. За минувшие пять лет было реализовано обучение школьников по программам «Нестандартные задачи по физике»,
«Занимательный английский», «Гражданское общество и его законы», «Компьютерная графика и 3D моделирование». В результате занятий, проведенных преподавателями филиала в течение учебного года, обучающиеся не только получили набор знаний и умений, но и конкретизировали свои устремления и ориентир на будущую профессию.
Результаты опросов свидетельствуют, что по завершению обучения по дисциплинам технического профиля, мнение учащихся десятых классов относительно перспективы обучения по направлению
«Машиностроение» и «Конструкторскотехнологическое обеспечение
машиностроительных производств»
существенно изменилось. На момент начала занятий 32% обучающихся были уверены в выборе инженерной специальности как единственно возможной области их трудовой деятельности, к завершению учебного курса таких ребят оказалось 58%.
Школа на данный момент интенсивно готовит к сдаче ЕГЭ, а особенности этой формы экзаменов не ориентированы на последующее плодотворное обучение в высшей школе, и уж тем более на формирование представления молодых людей о своей профессиональной пригодности. Таким образом, социальные и психологические функции учебно-производственных комбинатов, в которых старшеклассники могли определиться с выбором будущей профессии, частично принял на себя филиал университета.
Одной из особенностей
профориентационной работы в современных условиях является отсутствие четко сформированного запроса от абитуриента в отношении получения образования определенного вида (направления обучения). Это связано с возможностью поступать одновременно в 5 вузов и на 3 специальности в каждом из них. При этом большое количество абитуриентов придерживается
цели «хочу стать студентом вуза (любого)», а не цели — «хочу получить профессию» [2]. В этих условиях большое значение имеет правильная направленность
профориентационной довузовской
подготовки, включающая полноценное информирование как абитуриентов, так и их родителей.
Основными формами
профориентационной работы,
осуществляемыми администрацией и профессорско-преподавательским составом филиала являются:
- очные подготовительные курсы для учащихся 9 - 11 классов школ и выпускных курсов колледжа и техникума, где в малочисленных группах используется индивидуальный подход;
- отборочные туры Всероссийских
олимпиад и конкурсов: аэрокосмическая
олимпиада по физике, математике, информатике, «Наследники Левши», «Полет мысли» и др.;
- ежегодный Региональный научно-
практический интеллектуальный молодежный форум «Новое поколение», участниками которого становятся учащиеся 8 - 11 классов школ, студенты учреждений среднего профессионального образования,
обучающиеся 1 - 2 курсов вузов;
- «Дни открытых дверей» в рамках Инженерного фестиваля, с проведением мастер-классов от ведущих преподавателей университета и встречами с представителями предприятий - работодателей региона;
- профориентационные встречи на классных часах и родительских собраниях, организованных совместно с администрацией учебных заведений;
- совместная деятельность
преподавателей, студентов и
старшеклассников в рамках занятий кружков «Я и мой внутренний мир», «Экономика и управление», «Свой круг» для обеспечения притока талантливой молодежи в науку;
- традиционные «Открытые лекции» профессорско-преподавательского состава, охватывающие широкий спектр вопросов общеобразовательных дисциплин;
- фотоконкурсы в социальных сетях на призы с символикой университета;
- выездная работа со школьниками юговостока РТ, участие в ярмарках «Образование. Карьера», на которых осуществляются контакты с абитуриентами и их родителями;
339
- семинары по особенностям сдачи ЕГЭ (совместно с учреждением «Управление образования»);
- работа с родителями реализуется в мероприятии «Диалог», проводимом совместно с руководителями профильных производственных предприятий города, нуждающихся в квалифицированных технически грамотных кадрах.
Демографические закономерности таковы, что молодые люди, уезжающие в крупные города, остаются там по окончании вуза, строят карьеру, заводят семьи. Следовательно, происходит отток наиболее способных к плодотворной трудовой деятельности личностей с активной жизненной позицией. Однако система довузовской подготовки старшеклассников не сводится к одной лишь популяризации филиала и привлечению одаренной молодежи к обучению в городе. Хотя мы видим миссию нашего учебного заведения и в том, чтобы сохранить и приумножить главное богатство любой земли - людей, стремящихся действовать, способных к развитию и совершенствованию. Важно отметить, что для развития малых городов необходимо наличие возможности подготавливать кадры в непосредственной близости и в тесном сотрудничестве с теми предприятиями, на которых и будут трудиться выпускники.
Литература:
1. Пронюшкина Т.Г. Социальная роль довузовского образования // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 3 - С. 107-108. Режим доступа http://www.rae.ru/fs/pdf/2005/3/83 .pdf
2. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2010. - 48с.
3. Сапсай Е.В., Шипкова Л.Н., Шевчук Л.Д.
Роль довузовского образования в процессе адаптации первокурсников // Materials of conference. International journal of experimental education. - № 4. - 2013. Режим доступа
http://cyberleninka.ru/article/n/rol-dovuzovskogo-obrazovaniya-v-protsesse-adaptatsii-pervokursnikov
4. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. - 2011. - № 6. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnyy-metod-proforientatsionnoy-deyatelnosti-vuza
5. Хурцилава О.Г. Роль довузовского образования в системе непрерывного медицинского
Мы полагаем также, что довузовская подготовка как дополнительная
общеобразовательная программа, реализуемая профессорско-преподавательским составом, очень значима для успешной адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе. Она формирует готовность к обучению и в дальнейшем положительно сказывается на успеваемости обучающихся.
Многочисленные исследования этого вопроса, регулярно проводимый мониторинг подтверждают данную мысль. К примеру, в текущем учебном году среди обучающихся, занимающих 20 % верхних строчек рейтинга по результатам зимней и летней зачетно -экзаменационных сессий по балльнорейтинговой системе оценки качества успеваемости, 65% тех, кто являлся слушателем подготовительных курсов, «Открытых лекций», посещал занятия в классах профильной довузовской подготовки.
По нашему мнению, профориентация есть система, помогающая управлять мотивами выбора профессии, выявлять интересы и способности школьников. Ее содержание и формы организации обусловливаются необходимостью поиска абитуриента, твердо выбирающего технический вуз, уверенного в успешности своего будущего. Совместная работа в рамках довузовской подготовки многогранна, она устремлена на то, чтобы сформировать, укрепить и развить адаптационные возможности обучающихся.
профессионального образования // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Организация довузовской подготовки». Режим доступа http ://www.ped5 5.ru/conf/april_ 12/21.html
References:
1. Pronjushkina T.G. Social'naja rol' dovuzovskogo obrazovanija // Fundamental'nye issledovanija. - 2005. - № 3 - S. 107-108. Rezhim dostupa http://www.rae.ru/fs/pdf/2005/3/83.pdf
2. Rezapkina G.V. Skoraja pomoshh' v vybore professii. Prakticheskoe rukovodstvo dlja pedagogov i shkol'nyh psihologov. - M.: Genezis, 2010. - 48s.
3. Sapsaj E.V., Shipkova L.N., Shevchuk L.D.
Rol' dovuzovskogo obrazovanija v processe adaptacii pervokursnikov // Materials of conference.
International journal of experimental education. - № 4. - 2013. Rezhim dostupa http://cyberleninka.ru/article/n/ rol-dovuzovskogo-obrazovaniya-v-protsesse-adaptatsii- pervokursnikov
4. Titova S.V. Jeffektivnyj metod
proforientacionnoj dejatel'nosti vuza // Mir
sovremennoj nauki. - 2011. - № 6. URL:
340
http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnyy-metod-
proforientatsionnoy-deyatelnosti-vuza
5. Hurcilava O.G. Rol' dovuzovskogo obrazovanija v sisteme nepreryvnogo medicinskogo professional'nogo obrazovanija // Materialy III
Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Organizacija dovuzovskoj podgotovki» Rezhim dostupa http ://www.ped5 5.ru/conf/april_ 12/21.html
Сведения об авторе:
Осипова Альфия Баязитовна (г. Лениногорск, Россия), старший преподаватель кафедры ЕНГД, Лениногорский филиал ФГБО ВПО КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Osipova A. (Leninogorsk, Russia), senior lecturer of Department of Sciences and Humanities, Leninogorsk branch of Kazan National Research Technical University named after A. Tupolev (KAI), email: [email protected]
341