Научная статья на тему 'Результативные способы профессонально ориентированных форм и методов подготовки будущего специалиста на основе анализа довузовского образования строительного университета'

Результативные способы профессонально ориентированных форм и методов подготовки будущего специалиста на основе анализа довузовского образования строительного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-UNIVERSITY EDUCATION / PRE-STUDY COURSES / SELF-REALIZATION / ENGINEERING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева Олеся Олеговна

В статье рассматриваются вопросы организационных форм дополнительной подготовки будущих инженеров, затрагиваются проблемы мотивации к обучению в результате социальных последствий реформирования инженерно-технического образования. Определяется основная трактовка понятия «довузовская подготовка» как гаранта опережающего обучения, который определяет идеологию подготовки инженерных и технических кадров. Определяется ряд целевых компонентов системы довузовской подготовки, таких как подготовительные курсы, предпрофильная и профильная подготовка, академические и творческие конкурсы, дни открытых дверей, олимпиад-ные марафоны, профориентационное тестирование и др. Выявляются базовые формы довузовской подготовки, анализируется деятельность и результативность подготовительных курсов и профильной подготовки как наиболее эффективных для самоопределения и профориентации абитуриентов форм довузовской подготовки Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Результаты исследований обоснованно подтверждают, что в процессе осуществления довузовской подготовки происходит развитие творческих способностей слушателей, удовлетворение их интеллектуальных, культурных и нравственных интересов, обеспечение профессиональной ориентации молодежи по направлениям и специальностям университета. В процессе подготовительной деятельности появляется возможность адаптации абитуриентов к обучению в вузе, корректировка мотивационных и психологических установок на продолжение обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE WAYS OF PROFESSONALLY ORIENTED FORMS AND METHODS OF TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS ON THE BASIS OF ANALYSIS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION OF CIVIL ENGINEERING UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the problems of organization of additional training of future engineers and considers the questions of motivation for learning as a result of social consequences of reforming engineering education. The article defines the general interpretation of the notion of "pre-university education" as a guarantee of proactive learning which determines the ideology of training engineering and technical staff. The author outlines a number of target components of the system of pre-university education, such as pre-study courses, pre-profile and profile training, academic and creative courses, doors open days, olympiad marathons, career-oriented testing, etc. The article also discloses the basic forms of pre-university education, analyzes the activity and results of the pre-study courses and profile training as the most effective forms of pre-university training for self-realization and career orientation of students in Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. The results of the undertaken research show that pre-university education develops the creative abilities of students, satisfies their intellectual, cultural and moral interests and facilitates the professional orientation of young people according to university education areas and specialties. Pre-university education gives a chance to adapt new entrants to the study at the university and to correct motivation and psychological aims during their study at the university.

Текст научной работы на тему «Результативные способы профессонально ориентированных форм и методов подготовки будущего специалиста на основе анализа довузовского образования строительного университета»

УДК 37.048.45:378.14:621 ББК Ч448.044+Н1р

ГСНТИ 14.27.05

Код ВАК 13.00.01

Пантелеева Олеся Олеговна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Воронежский государственный архитектурно-

строительный университет; 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84; e-mail: olesia_pant@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОФЕССОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: довузовская подготовка; подготовительные курсы; самореализация; инженерное образование.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы организационных форм дополнительной подготовки будущих инженеров, затрагиваются проблемы мотивации к обучению в результате социальных последствий реформирования инженерно-технического образования. Определяется основная трактовка понятия «довузовская подготовка» как гаранта опережающего обучения, который определяет идеологию подготовки инженерных и технических кадров. Определяется ряд целевых компонентов системы довузовской подготовки, таких как подготовительные курсы, предпрофильная и профильная подготовка, академические и творческие конкурсы, дни открытых дверей, олимпиад-ные марафоны, профориентационное тестирование и др. Выявляются базовые формы довузовской подготовки, анализируется деятельность и результативность подготовительных курсов и профильной подготовки как наиболее эффективных для самоопределения и профориентации абитуриентов форм довузовской подготовки Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Результаты исследований обоснованно подтверждают, что в процессе осуществления довузовской подготовки происходит развитие творческих способностей слушателей, удовлетворение их интеллектуальных, культурных и нравственных интересов, обеспечение профессиональной ориентации молодежи по направлениям и специальностям университета. В процессе подготовительной деятельности появляется возможность адаптации абитуриентов к обучению в вузе, корректировка мотивационных и психологических установок на продолжение обучения.

Panteleeva Olesya Olegovna,

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Foreign Languages, Voronezh State University of Architecture and

Civil Engineering, Voronezh, Russia.

EFFECTIVE WAYS OF PROFESSONALLY ORIENTED FORMS AND METHODS OF TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS ON THE BASIS OF ANALYSIS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION OF CIVIL ENGINEERING UNIVERSITY STUDENTS

KEYWORDS: pre-university education; pre-study courses; self-realization; engineering education.

ABSTRACT. The article deals with the problems of organization of additional training of future engineers and considers the questions of motivation for learning as a result of social consequences of reforming engineering education. The article defines the general interpretation of the notion of "pre-university education" as a guarantee of proactive learning which determines the ideology of training engineering and technical staff. The author outlines a number of target components of the system of pre-university education, such as pre-study courses, pre-profile and profile training, academic and creative courses, doors open days, olympiad marathons, career-oriented testing, etc. The article also discloses the basic forms of pre-university education, analyzes the activity and results of the pre-study courses and profile training as the most effective forms of pre-university training for self-realization and career orientation of students in Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. The results of the undertaken research show that pre-university education develops the creative abilities of students, satisfies their intellectual, cultural and moral interests and facilitates the professional orientation of young people according to university education areas and specialties. Pre-university education gives a chance to adapt new entrants to the study at the university and to correct motivation and psychological aims during their study at the university.

В с

в

»свете глобальных перемен нового ) времени возникают иные представления о мире, меняется менталитет социума. В настоящее время в связи с экономическими преобразованиями в России в условиях рыночных отношений кардинально меняются требования к подготовке специалистов, подразумевая их высокую профессиональную компетентность, конкурен-

тоспособность на рынке труда, способность быстро приспосабливаться к новым условиям. Возрастает интенсивность труда, усиливается напряженность, экономическая ситуация требует от работника высокого профессионализма и ответственности, постоянного совершенствования в своей профессии, социальной активности. В этой связи необходимым условием достижения же-

© Пантелеева О. О., 2015

лаемого социального статуса и более высокого материального положения для современной молодежи является получение полноценного образования.

Следует, однако, отметить, что изменения, происходящие в обществе, не могут не влиять на такую важнейшую область человеческой деятельности, как сфера высшего профессионального образования. Обобщенная диагностика современных инженерных кадров обнаруживает отсутствие стремления к профессиональному и личностному совершенствованию, достижению более высоких результатов в труде, а также обуславливает текучесть кадров на предприятиях [1; 2], несмотря на тот факт, что в настоящее время особое внимание уделяется проблемам качества и эффективности на всех уровнях образования. Таким образом, возникающая в свете сказанного парадигма образования в России, влияющая на качество подготовки к профессиональной деятельности будущего студента, детерминирует, в свою очередь, новое понимание системы довузовской подготовки.

Обобщение данных многолетних наблюдений показывает, что современному старшекласснику свойственна низкая самоорганизация, невысок уровень социальной зрелости, отмечено пассивное отношение к происходящим в обществе преобразовательным процессам. В школьной программе сведены к минимуму предметы, развивающие творческий потенциал, ориентирование на прагматичный подход зачастую обнаруживает отсутствие предметов, необходимых для продолжения образования в высшей школе. Так, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет осуществляет образовательные программы по техническим и технологическим направлениям, а также информационным и экономическим, где показательными результатами при поступлении соответственно являются математика, физика, обществознание, информатика. У студентов, поступивших в указанное заведение, отмечается слабая графическая подготовка, вызванная практически полным отсутствием в современной школьной программе предмета «Черчение». Данные обстоятельства существенно сказываются на уровне подготовки абитуриентов, поступающих в инженерно-технический вуз.

К тому же коммерциализация образовательных услуг, массовость и доступность получения высшего образования вызвали значительное сокращение числа обучающихся в России инженеров и увеличение спроса на профессии в области экономической и юридической сфер. Определенную роль в разрыве преемственности школы и

вуза сыграло также введение ЕГЭ и его уровень требований, направленность школьных учителей лишь на подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ.

Иными словами, для осуществления преемственности в системе образовательной деятельности «школа - вуз» необходим тщательный анализ процесса образования учащихся старших классов.

На наш взгляд, преодолеть барьер, разделяющий среднее и высшее образование, перед поступлением в вуз помогает прежде всего подготовительная работа. Понятие «дополнительное образование» представляет собой сложившийся во многих странах, в том числе и в России, такой социальный институт, как «довузовское образование» или «довузовская подготовка». Находясь между средней и высшей школой, а по содержанию обучения - ближе к средней, довузовская подготовка неразрывно связана с высшей школой и может существовать только в ее системе, по сути, являясь гибкой педагогической подсистемой непрерывного образования [13, с. 10].

Необходим комплекс мероприятий, направленный на саморазвитие и самореализацию абитуриента, включающий активную познавательную деятельность, сочетание групповых и индивидуальных способов учебного взаимодействия преподавателей и абитуриентов и др. Это предполагает совершенствование системы довузовской подготовки с поиском ее эффективных форм и методов.

Целью данной статьи является определение наиболее результативных способов профессионально ориентированных форм и методов подготовки будущего специалиста на основе анализа довузовского образования строительного университета.

Довузовская подготовка - это период развития профессионального самосознания, когда у школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт постижения своих реальных возможностей, происходит уточнение социально-профессионального статуса [9; 15].

Довузовская подготовка учащихся в системе «технический вуз - школа» может быть гарантом опережающего обучения, тем звеном в цепи непрерывного образования, которое определяет идеологию подготовки инженерных и технических кадров. Такая постановка требует детального теоретического и практического исследования организации среднего и высшего образования, учебных планов и программ, методов, средств обучения, которое позволит осуществить давнюю традицию - учитывать индивидуальные особенности ученика в образовательном процессе [6].

Обратимся к рассмотрению деятельности факультета довузовской подготовки Воронежского государственного архитектурно-строительного университета для определения форм и методов, наиболее эффективных для самоопределения и профориентации абитуриентов. В рамках деятельности факультета объективируется целый ряд целевых компонентов системы довузовской подготовки: подготовительные курсы, пред-профильная и профильная подготовка, академические и творческие конкурсы, дни открытых дверей, профориентационное тестирование и др. Остановимся более подробно на некоторых формах довузовской подготовки будущих инженеров.

Как известно, основополагающими в преемственности в обучении среднего и высшего образования являются подготовительные курсы, которые всегда были направлены на сглаживание разрыва между школой и вузом, обладая специфическими условиями для реализации содержательных и воспитательных аспектов преемственности в обучении, помогающие без отрыва от основного места учебы совершенствовать, корректировать и углублять свои знания, усвоенные в средней школе, в соответствии с требованием высшей школы, по математике, физике, русскому языку.

Так, одновременно с реализацией задачи повторения и закрепления наиболее важных разделов школьной программы выявляются существенные пробелы в зна-

ниях обучаемых, что позволяет обучать их в дальнейшем в соответствии с их возможностями и способностями. Осуществляется развитие познавательных потребностей, с одной стороны, и формирование научного мировоззрения учащихся в процессе преподавания указанных предметов - с другой. Помимо формирования у выпускников школ определенного уровня знаний, умений, навыков и подготовки к успешной сдаче ЕГЭ у абитуриентов появляется возможность иметь в качестве учителей и наставников преподавателей университета, специалистов с большим педагогическим опытом, которые в своей работе учитывают специфику дальнейшего обучения абитуриентов, осуществляя, таким образом, преемственные связи.

Следует отметить, что подготовительные курсы всегда были направлены на сближение связей между школой и вузом в организационных и воспитательных моментах. Возможна на курсах и корректировка мотивационных и психологических установок на продолжение обучения. Неслучайно абитуриенты, прошедшие подготовительные курсы, как правило, лучше адаптированы к обучению в вузе [14, с. 195].

Так, наблюдения показывают, что из 448 слушателей в 2011 году в Воронежский ГАСУ поступило 262 человека, в 2014 результативность поднялась до 546 поступивших из 827 обучавшихся и т. д. (результаты мониторинга отражены на рис. 1).

Количество обучавшихся на Подготовительных курсах Воронежско

ГАСУ (11 кл.)

827 Кол-во

618

515 „со 546 Кол-во

448 469

448 406

262

Рис. 1. Количество обучавшихся на подготовительных курсах и поступивших в Воронежский ГАСУ

Исходя! из сказанного, можно констати- На процесс профессионального станов-

ровать, что около 69% слушателей подготови- ления влияют различные факторы: соци-

тельных курсов Воронежского ГАСУ впослед- ально-экономические, социально-психоло-

ствии становятся студентами указанного вуза. гические, психологические, психофизиче-

ские. Стоит вопрос огромной важности: как построить образование таким образом, чтобы в его процессе у школьников сформировать личные качества, знания, мотивацион-ные установки, способствующие самореализации личности в будущей профессиональной деятельности. Реализации данных задач, на наш взгляд, способствует организация профильных классов при университете.

С целью повышения качества подготовки будущих абитуриентов Воронежского ГАСУ более двадцати лет сотрудничает со школами Воронежской, Липецкой областей, на базе которых формируются профильные классы. Согласно разработанной модели, в данных учебных заведениях организуются сессии, во время которых проходит дополнительное изучение математики, физики, информатики, обществознания силами профессорско-преподавательского состава ВГАСУ. Участники модели - старшеклассники, учащиеся 10-х и 11-х классов. Углубленное обучение школьников проводится в течение двух лет [11].

Подобный формирующий этап, на наш взгляд, не только помогает абитуриентам углубленно изучить предметы, необходимые в дальнейшем образовании, но и играет важнейшую роль в профессиональном самоопределении школьников. Как правило, благодаря такой системе подготовки учащиеся выпускных классов на завершающем этапе уже определились с выбором дальнейшей профессии и при поступлении в вуз осознанно подают заявление на конктретную специальность или направление. Деятельность в профильных классах

способствует мобилизации ресурсов за счет рационального использования и уплотнения учебного времени, создания требуемой методики обучения, целенаправленного отбора и содержания учебных предметов. Более того, многое в развитии интеллектуально-творческих способностей личности зависит от преподавателя-наставника, его личных и профессиональных качеств, методов обучения, избираемых им, учебных материалов, которые часто приходится создавать самому. Лишь творчески одаренный наставник может воспитывать обучающихся, способных к нестандартному мышлению. Грамотный учитель положительно влияет на развитие чувствительности у старшеклассников к стимулам окружения, свободное манипулирование объектами и идеями, умение дать конструктивную информацию о творческом процессе, поощрение самоуважения, рассеивание чувства страха перед оценкой и т. д. [3, с. 32; 5].

Целью профильного обучения школьников является формирование первичных знаний и умений выбранной профессии, предоставление возможности осуществления профессиональных проб, содействие в профессиональном самоопределении личности [8].

Мониторинг количественных показателей слушателей профильных классов показал, что после двухгодичной подготовки более 60% старшеклассников определяется с выбором будущей профессии и, успешно пройдя вступительные испытания, становится студентами Воронежского ГАСУ (результаты мониторинга отражены на рис. 2).

Количество слушателей в профильны классах (10, 11 кл.)

339 343 356

320 кол-во об

266

177 184

212 225 кол-во пс

Рис. 2. Количество слушателей в профильнъх классах и поступивших

в Воронежский ГАСУ

Итак, в настоящее время довузовская пройдя ряд промежуточных этапов, моди-

подготовка абитуриентов является дина- фицировалась в многоэлементную структу-

мично развивающейся системой, которая, ру, позволяющую обеспечить работу с раз-

личными контингентами абитуриентов, с группами, имеющими различные по характеру запросы и потребности - от разовых консультаций до многолетней профильной подготовки [7].

В процессе функционирования подготовительных курсов профильной подготовки предоставляется, с одной стороны, возможность потенциальным абитуриентам университета повысить уровень своей подготовки, устранить пробелы и систематизировать знания по предметам вступительных испытаний, ознакомиться с процедурой и методикой вступительных испытаний в университет как по материалам ЕГЭ, так и по материалам, разрабатываемым преподавателями-предметниками подготовительных курсов [10]. С другой стороны, обучение на подготовительных курсах имеет обучающее, ориентационное, коррекционное, реабилитационное, адаптационное, стимулирующее, а для многих - и системно организующее назначение [12].

Можно утверждать, что превращение ученика в субъект учебной деятельности происходит только после появления у него цели собственной деятельности. В процессе вышеуказанной довузовской подготовки учащийся самоорганизуется и, осуществляя

выбор дальнейшего пути, ориентируется на один из собственных путей эволюции сложной системы, с которой он имеет дело, а также на свои ценностные предпочтения. Субъект выбирает наиболее благоприятный для себя путь, определяемый внутренними свойствами этой сложной системы [4]. В процессе осуществления довузовской подготовки происходит развитие творческих способностей слушателей, удовлетворение их интеллектуальных, культурных и нравственных потребностей, обеспечение профессиональной ориентации молодежи по направлениям и специальностям университета.

Таким образом, несмотря на разнообразие теоретической и методической литературы, свидетельствующей о совершенствовании довузовской подготовки в условиях вуза, на практике высшие учебные заведения далеко не в полной мере используют возможности подготовительных отделений. На наш взгляд, необходимо выделить ряд форм довузовской подготовки, являющихся наиболее эффективными, как предпосылки успешности обучения в вузе и необходимости подготовки абитуриента к высшему образованию для дальнейшего формирования личности студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банько Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетенции как компонента профессиональной подготовки менеджеров : монография / Волг! ТУ. Волгоград, 2004.

2. Банько Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетенции у будущих инженеров : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002.

3. Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза (системно-деятельностный подход) : дис. ... д-ра пед. Тамбов, 2011.

4. Гладких В. В. Формирование поликультурной среды вуза в рамках новой образовательной парадигмы : монография. Воронеж : ВАИУ, 2011.

5. Гладких В. В., Волынкина Н. В. Организация интеллектуально-творческой деятельности обучающихся в условиях поликультурной информационной образовательной среды военного вуза: коллективная монография. Воронеж : Элист, 2010.

6. Глушков В. Ф. Теоретические основы довузовской подготовки учащихся в системе "Технический вуз - школа" : ди с.... доктора пед. наук. Новосибирск, 1997.

7. Губарева О. Н. Организационно-педагогическое проектирование деятельности довузовской подготовки абитуриентов в современных условиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2012.

8. Князевский Д. А. Специфика довузовской подготовки школьников в учреждении дополнительного образования аэрокосмического профиля : дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005.

9. Михайлова Э. П. Организационно-педагогические условия адаптации сельских школьников к обучению в вузе в процессе довузовской подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2010.

10. Охтя Н. В. Повышение объективности оценки знаний слушателей подготовительных курсов САМ-ГТУ // Вестник Самарского гос. технического ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. № 3. С. 139144.

11. Пантелеева О. О. О ходе работы с талантливой молодежью в Воронежском ГАСУ в рамках информационно-аналитической системы ОДАРМОЛ // Информационные технологии в работе с одаренной молодежью. Самара, 2015. С. 66-69.

12. Потанина О. В., Саксонова Л. П. Проблемы и перспективы формирования когнитивной компетенции слушателей подготовительных курсов // Наука и школа. 2010. № 6. С. 99-101.

13. Ременцов А. Н. Дополнительная подготовка иностранных граждан для обучения в вузах России в системе непрерывного профессионального образования : монография. М. : Техполиграфцентр, 1999.

14. Федорова Е. И. О преемственности в обучении математике на подготовительных курсах в вузе // Вестник Омского ун-та. 2014. № 2 (72). С. 194-197.

15. Черных А. И. Современный рынок труда и довузовская подготовка школьников // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 248-256.

LITERATURE

1. Ban'ko N. A. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy kompetentsii kak komponenta pro-fessional'noy podgotovki menedzherov : monografiya / VolgGTU. Volgograd, 2004.

2. Ban'ko N. A. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoy kompetentsii u budushchikh inzhenerov : dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2002.

3. Gladkikh V. V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi v polikul'turnoy srede vuza (sistemno-deyatel'nostnyy podkhod) : dis. ... d-ra ped. Tambov, 2011.

4. Gladkikh V. V. Formirovanie polikul'turnoy sredy vuza v ramkakh novoy obrazovatel'noy paradigmy : monografiya. Voronezh : VAIU, 2011.

5. Gladkikh V. V., Volynkina N. V. Organizatsiya intellektual'no-tvorcheskoy deyatel'nosti obuchayu-shchikhsya v usloviyakh polikul'turnoy informatsionnoy obrazovatel'noy sredy voennogo vuza: kollektivnaya mo-nografiya. Voronezh : Elist, 2010.

6. Glushkov V. F. Teoreticheskie osnovy dovuzovskoy podgotovki uchashchikhsya v sisteme "Tekhnicheskiy vuz - shkola" : di s.... doktora ped. nauk. Novosibirsk, 1997.

7. Gubareva O. N. Organizatsionno-pedagogicheskoe proektirovanie deyatel'nosti dovuzovskoy podgotovki abiturientov v sovremennykh usloviyakh : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kirov, 2012.

8. Knyazevskiy D. A. Spetsifika dovuzovskoy podgotovki shkol'nikov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obra-zovaniya aerokosmicheskogo profilya : dis. ... kand. ped. nauk. Ul'yanovsk, 2005.

9. Mikhaylova E. P. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya adaptatsii sel'skikh shkol'nikov k obuche-niyu v vuze v protsesse dovuzovskoy podgotovki : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Cheboksary, 2010.

10. Okhtya N. V. Povyshenie ob"ektivnosti otsenki znaniy slushateley podgotovitel'nykh kursov SAMGTU // Vestnik Samarskogo gos. tekhnicheskogo un-ta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2010. № 3. S. 139-144.

11. Panteleeva O. O. O khode raboty s talantlivoy molodezh'yu v Voronezhskom GASU v ramkakh infor-matsionno-analiticheskoy sistemy ODARMOL // Informatsionnye tekhnologii v rabote s odarennoy mo-lodezh'yu. Samara, 2015. S. 66-69.

12. Potanina O. V., Saksonova L. P. Problemy i perspektivy formirovaniya kognitivnoy kompetentsii slusha-teley podgotovitel'nykh kursov // Nauka i shkola. 2010. № 6. S. 99-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Rementsov A. N. Dopolnitel'naya podgotovka inostrannykh grazhdan dlya obucheniya v vuzakh Rossii v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya : monografiya. M. : Tekhpoligraftsentr, 1999.

14. Fedorova E. I. O preemstvennosti v obuchenii matematike na podgotovitel'nykh kursakh v vuze / / Vestnik Omskogo un-ta. 2014. № 2 (72). S. 194-197.

15. Chernykh A. I. Sovremennyy rynok truda i dovuzovskaya podgotovka shkol'nikov // Sibirskiy pe-dagogicheskiy zhurnal. 2008. № 4. S. 248-256.

Статью рекомендует д-р технич. наук, проф. В. Я. Мищенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.