УДК 37.047:378(571.150)
Ю. О.Несветаева Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются особенности организации и реализации профориентационной работы в вузе культуры. Раскрываются основные направления формирования профессионального самоопределения в соответствии с уровнем общего образования. Обосновываются основные идеи профориентацион-ной подготовки в вузе, общего и дополнительного образования, развитие взаимодействия с ссузами и школами города и края.
Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, предпрофессиональная подготовка.
Yu. O. Nesvetaeva Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
THE SPECIFICITY OF VOCATIONAL GUIDANCE WORK IN THE ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE
In the article the features of organization and realization of professional orientation work in the culture university are considered. The main directions of the professional self-determination formation are revealed in accordance with the level of general education. The main ideas of vocational guidance in the university, general and additional education, development of interaction with colleges and schools of the city and the region are substantiated.
Keywords: vocational guidance, professional orientation, professional self-determination, pre-professional training.
Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном определении, призвана профессиональная ориентация.
В современном цивилизованном обществе особую актуальность приобретает задача создания условий для эффективного применения и развития человеком своих способностей. Решение этой задачи позволяет специалисту быть максимально востребованным, а обществу - использовать результаты труда профессионалов, работающих творчески и с полной отдачей.
К сожалению, сегодня мало кто может похвастаться ощущением полноты жизни, любовью к своей работе. Очень часто люди воспринимают часы, проведенные на работе, как вычеркнутые из жизни. Даже в тех случаях, которые принято считать вполне благополучными, нередко можно видеть, что человек честно трудится, но не любит свое дело. В чем причина? Он просто не на своем месте.
А есть и другие, те, кто достиг в чем-то немалых успехов, как бы играючи. Это не значит, что они не прикладывали труда. Прикладывали и немало, но труд этот доставляет такое удовольствие, что они часто не могут поверить, что именно эту сферу и надо связывать с профессией [1, с. 51].
Профориентационная деятельность образовательного учреждения рассматривается как научно обоснованная система подготовки абитуриентов к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Сегодня многие высшие образовательные учреждения испытывают проблемы набора студентов. Причем эта проблема касается не только частных вузов, но и государственных образовательных учреждений [2]. Следовательно, крайне актуальной становится эффективная профориентационная деятельность с целью привлечения потенциальных абитуриентов в вуз.
Методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения можно представить в виде пассивных и активных.
К пассивным методам относятся:
- беседы о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения;
- приглашение профессионалов на тематические вечера;
- организация лекториев;
- оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза;
- посещения предполагаемыми абитуриентами образовательных учреждений;
- организация «Дня открытых дверей»;
- подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;
- выступление ученых вуза в СМИ.
Активные методы профориентационной деятельности образовательного учреждения требуют более тщательной подготовки и направлены на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества.
Активными методами профориентации являются:
- вовлечение в работу вузовских научных кружков школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений;
- организация консультаций (психологических, юридических, консультаций по ведению бизнеса и т. п.);
- проведение дней открытых дверей, участие в которых принимают потенциальные абитуриенты;
- активное участие преподавателей вуза в государственных программах по переквалификации безработных через центры занятости;
- организуемые в вузах различные клубы и лагеря;
- организация олимпиад для школьников;
- издаваемая в вузах справочная литература: книги, пособия, учебники, которые могут распространяться как через специализированные магазины, так и предлагаться для распространения в школах, учебных заведениях начального и среднего образования;
- создание в вузах студентами и преподавателями профориентационных и имиджевых роликов, позволяющих позиционировать направления и профили вуза [3].
Рассмотрим практику профориентационной работы вуза на примере деятельности Алтайского государственного института культуры в г. Барнаул. С этой целью на базе института действует центр довузовской подготовки. Объектами профориентационной работы являются дошкольники, школьники старшего звена и выпускники ссузов, для которых организуются подготовительные курсы по различным направлениям (школьные предметы, творческие вступительные испытания).
Кроме того, для дошкольников и школьников созданы Детский развлекательный центр «Лазурный» и Детская школа искусств, включающая в себя отделение дизайна и ИЗО, отделение хореографии, хоровой театр, театральную школу и школу будущих первоклассников. Стоит отметить, что в 2015-2016 учебном году представители АГИК, в лице ведущих преподавателей и студентов, посетили 43 района Алтайского края, где была проведена профориентационная работа среди учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ и среднеспециальных учебных заведений. В рамках ежегодной ярмарки профессий «Строим будущее Алтая» приняли участие 528 школ (более 10 000 школьников). По итогам ярмарки были заключены и пролонгированы договоры о сотрудничестве с 8 среднеспециальными учебными заведениями Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской области, Республики Алтай, Казахстана, Монголии. В 13 районных школ Алтайского края были отправлены благодарственные письма директорам и педагогическом коллективам за качественную, профессиональную подготовку выпускников школ и успешное поступление в АГИК в 2015 году.
Наиболее интересной формой профориентационной работы является проведение Дня открытых дверей в вузе. Так, например, Дни открытых дверей Алтайского государственного института культуры ежегодно собирают более 500 потенциальных абитуриентов. С учетом специфики вуза активно используются творческие методы вовлечения школьников в профориентационную работу (флешмобы, театрализованные представления и концерты, мастер-классы и творческие выставки студенческих и школьных проектов), которые способствуют наиболее эффективному воздействию на профессиональное самоопределение школьников. Данные формы реализуются факультетами института под руководством про-фориентационного центра АГИК. Использование не только вузовских площадок для профориентацион-ной работы способствует наиболее широкому охвату аудитории. С этой целью организован и действует вузовский профориентационный студенческий отряд «Лидер», который выступает в школах г. Барнаула с программой «Хочу, могу, умею!». С 1 декабря 2015 г. по 28 февраля 2016 г. на базе Музея «Город» (г. Барнаул) действовала рекламная профориентационная выставка АГИК. Посетители выставки имели возможность не только познакомиться с информационными стендами института, но и получить профо-риентационный буклет, который содержит основную информацию о поступлении в АГИК.
По итогам профориентационной работы до начала приемной кампании в 2016 году количество потенциальных абитуриентов по направлениям подготовки в АГИК составило 344 человека, из них по направлению «Дизайн» - 37 человек, «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» -16 человек, «Выставочная деятельность» - 8 человек, «Документоведение и архивоведение» - 5 человек, «Туризм» - 34 человека, «Хореография» - 47 человек, «Декоративно-прикладное творчество» - 25 чело-
век, «Режиссура праздников» - 47 человек, «Любительский театр» - 47 человек, «Социально-культурная деятельность» - 29 человек, музыкальные направления - 49 человек. В будущем в профориентационном центре АГИК планируется расширение творческих направлений подготовки, открытие студии изучения английского языка для начинающих, возобновление работы школы голоса и речи для детей, где на основе современных инновационных подходов к обучению педагогами института будет проводиться работа по художественному воспитанию детей.
Таким образом, перечисленные формы профориентационной работы в Алтайском государственном институте культуры являются привлекательными для подрастающего поколения и способствуют наиболее эффективному привлечению абитуриентов. Работу профориентационных центров при вузах необходимо строить так, чтобы она способствовала своевременному доступу школьников к актуальной информации о возможностях получения высшего образования и включала в себя творческие формы взаимодействия с абитуриентами.
Работа и учеба должны доставлять человеку радость, дарить уверенность в завтрашнем дне, а не становится камнем преткновения в жизни. Чем раньше удастся определить способности, которыми природа наградила человека, тем проще будет ему понять, какой путь легче и увереннее приведет к жизненному успеху.
Список литературы
1. Девяткин, А. С. Подготовка кадров для системы профориентации подростков / А. С. Девяткин, Т. Н. Прокофьева // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - 2008. - № 2. -С. 51-58.
2. Быкова, Е. П. Непрерывное дополнительное образование в области образовательного искусства в современных социально-культурных условиях / Е. П. Быкова // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. -2015. - № 5. - С. 170-174.
3. Титова, С. В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза [Электронный ресурс] / С. В. Титова // Мир современной науки. - 2011 - № 6. - Режим доступа: ЬИр://суЪег1ешпка. ru/artic1e/n/effektivnyy-metod-proforientatsionnoy-deyate1nosti-vuza (дата обращения: 21.03 2017).
УДК 021.62:004.946(571.150)
Н. В. Попова
Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова,
Барнаул, Россия
АЛТАЙСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ:
ОПЫТ РАБОТЫ
В статье раскрывается опыт работы Алтайского регионального центра Президентской библиотеки. Приводятся основные характеристики национальной электронной библиотеки, ее фонда и направлений деятельности. Выделены основные направления деятельности регионального центра Президентской библиотеки в Алтайском крае с их качественными и количественными характеристиками.
Ключевые слова: Президентская библиотека, Алтайский региональный центр Президентской библиотеки, культурно-просветительская деятельность библиотек, электронные библиотеки.
N. V. Popova
Altai Regional Universal Scientific Library named after V. Ya. Shishkov,
Barnaul, Russia
THE ALTAI REGIONAL CENTER OF THE PRESIDENTIAL LIBRARY:
WORK EXPERIENCE
The article deals with the experience of Altai regional center of the Presidential library work. It provides main characteristics of the national electronic library, its holdings, and directions of activity. The article indicates main directions of Altai regional center of the Presidential library in Altai krai with its quantitative and qualitative characteristics.
Keywords: Presidential library, Altai regional center of the Presidential library, cultural and educational library activity, electronic libraries.