Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 117-123.
УДК 378.046.2 А. Г. Карашева, Г. А. Карсакова, А. Ж. Насипов
Довузовская подготовка: цели, задачи, принципы
Статья посвящена исследованию феномена «довузовская подготовка», уточнению целей, задач и принципов ее организации, атакжеобобщению опыта создания системы довузовской подготовкина базеКабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова с учетом региональных особенностей. Предложены новые целевые компоненты системы довузовской подготовки - стимулирующий и социализирующий, без которых не могут быть достигнуты поставленные цели. Сформулированы основные задачи, стоящие перед вузом в плане профориентационного сопровождения и довузовской подготовки будущих абитуриентов. Среди этих задач, большое внимание уделяется организации научно-исследовательской и проектной деятельности школьников, вовлечению детей и их родителей в культурное и образовательное пространство университета. Обобщены принципы построения системы довузовской подготовки, а также перечислены ее структурные элементы. Приводятся результаты масштабного опроса студентов первого курса по выявлению значимых факторов, повлиявших на выбор вуза. Предлагаемый критерий может быть использован для оценки эффективности деятельности вуза по организации профориентационной работы и довузовской подготовки.
Ключевые слова: довузовская подготовка, преемственность, непрерывное образование, профориентационная работа, школа, вуз, университетские профильные классы
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 117-123.
A. G. Karasheva, G. A. Karsakova, A. Zh. Nasipov
Pre-university training: aims, problems, principles
The phenomenon of "Pre-university training" is investigated, the aims, problems and principles of its organization are specified. The experience of creating a system of pre-university training on the basis of Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov is generalized. New target components of the system of pre-university training are proposed - stimulating and socializing, without which the aims can not be achieved. The main tasks facing the university in terms of vocational guidance and pre-university training for future applicants are formulated. Among these problems, much attention is paid to the organization of research and project activities of schoolchildren, the involvement of children and their parents in the cultural and educational space of the university. The principles of building the system of pre-university training are generalized, and its structural elements are also listed. The results of a large-scale survey of first year students on the identification of significant factors that influenced the choice of the university are presented. The proposed criterion can be used to assess the effectiveness of the institution's activities in the organization of career guidance work and pre-university training.
Keywords: pre-university preparation, continuity, continuous education, vocational guidance work, school, university, university profile classes
роблема преодоления разрыва между общеобразовательной и высшей школой приобретает в наши дни особую актуальность. Реформы последних лет в сфере образования привели ко многим негативным последствиям: низкая предметная подготовка абитуриентов; отсутствие навыков самостоятельной работы; слабая профессиональная направленность; падение интереса к естественно-научным и инженерным направлениям подготовки.
Как показывает анализ исследований и собственный опыт, одним из ключевых способов решения этой проблемы является система довузовской подготовки. В своем статусе она рассматривается как часть системы непрерывного профессионального образования. Однако до настоящего времени, цели и функции этой составляющей формулируются достаточно размыто, не выделены приоритеты. Это обстоятельство, безусловно, снижает эффективность обеспечения преемственных связей в системе «школа-вуз» [1].
Задачи настоящей работы: критическое осмысление феномена «довузовская подготовка» и его трактовок; формулировка целей и функций, возлагаемых на нее; выявление основных принципов ее становления и развития; обобщение опыта реализации системы довузовской подготовки на базе Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ); определение перспективных путей ее совершенствования.
Современный этап социально-экономического развития, благодаря переменам, происходящим в обществе, складывающейся ситуации на рынке труда, предъявляет новые требования к выпускникам вузов. Успеха в профессиональной деятельности могут добиться те специалисты, которые отличаются высокой квалификацией, конкурентоспособностью, способностью адаптироваться, готовностью к непрерывному личностному и профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностью, высокими личностными качествами и уровнем интеллектуального потенциала. В связи с этим, проблема повышения качества профессионального образования становится еще более актуальной [2].
Ряд исследователей указывают на наличие внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на уровень качества образования [3]. К внешним факторам, как правило, относят набор политических, национальных и экономических особенностей страны, а также региона. Внутренние факторы обусловлены уровнем материально-технической базы, качеством применяемых педагогических технологий, научной и профессиональной квалификацией преподавателей, исходным уровнем знаний первокурсников.
Следовательно, можно утверждать, что уровень базовых знаний студентов-первокурсников, относится к основным факторам, влияющим на
процесс и результат их профессиональной подготовки. Кроме того, является очевидным и то, что степень результативности образовательной деятельности вуза во многом определяется эффективностью профориентационной работы, проведенной на довузовском этапе. Немаловажным является также наличие у абитуриента четкой мотивации стать студентом конкретного вуза по избранному направлению подготовки. Эти факторы способствуют повышению результативности образовательного процесса и шансов дальнейшего трудоустройства выпускников вуза.
Мы согласны с авторами работы [3] в том, что выступая в качестве внешнего фактора, уровень подготовленности абитуриентов, после того как они будут зачислены в вуз, трансформируется в один из внутренних факторов. Теперь он задает исходный уровень знаний первокурсника, тем самым оказывая ключевое влияние на успешность образовательного процесса. Как показывает практика, формирование профессионального менталитета будущего специалиста невозможно без достаточного уровня исходных знаний и мотивации к учебе у студентов.
Приемные кампании последних лет в вузах РФ проходят на фоне демографического спада. Как следствие, наблюдается жесткая конкуренция между вузами за осуществление набора качественного контингента. Она обусловлена тем, что многие выпускники школ не обладают достаточным уровнем базовых знаний, готовностью к обучению в вузе, мотивировкой в выборе профессии.
Для решения вышеперечисленных проблем многие вузы создают управления или факультеты довузовской подготовки. В числе задач, стоящих перед ними:
- подготовить к поступлению в вуз путем организации курсов по ОГЭ и ЕГЭ;
- способствовать психологической адаптации при переходе из средней в высшую школу;
- осуществлять профессиональную ориентацию и сопровождение в профессиональном самоопределении;
- диагностировать и корректировать знания абитуриентов по различным школьным дисциплинам.
Активное использование термина «довузовская подготовка» в педагогической литературе связано с развитием идеи непрерывного образования в нашей стране и начинается с 90-х годов ХХ века. Общепринятого определения этого термина в научной литературе пока нет. Исследователи предлагают различные трактовки сущности и содержания этого феномена. При этом большинство авторов соглашаются с тем, что довузовская подготовка является важным и относительно самостоятельным звеном непрерывного образования.
Она представляет собой промежуточную ступень между средним и профессиональным об-
разованием. При этом ее функция заключается не только в узконаправленной деятельности, направленной на подготовку абитуриентов к государственной итоговой аттестации (ГИА). Не менее важными являются мероприятия, направленные на то, что помочь абитуриентам сделать сознательный выбор своей будущей профессии, а также обучить умениям, необходимым для продолжения образования на более высокой ступени.
Современная система довузовской подготовки имеет ряд особенностей, отличающих ее от традиционных курсов, предназначенных для формирования у обучающихся первичных знаний и умений в избранной профессии. К ним можно отнести:
- необходимость формирования у абитуриентов потребности в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями;
- создание условий для формирования культуры самообразования;
- предоставление возможностей для осуществления первоначальной профессиональной пробы;
- ознакомление с будущей профессиональной деятельностью с использованием института наставничества из числа преподавателей и представителей работодателей.
Анализ работ, посвященных исследуемой теме, показал, что существует несколько подходов к трактовке сущности и содержания понятия «довузовская подготовка». Вместе с тем, большинство исследователей сходятся во мнении, что довузовская подготовка занимает важное место в современной системе непрерывного образования. Рассмотрим кратко наиболее характерные признаки этого феномена.
В работе [4] довузовская подготовка представляется в форме пропедевтического этапа профессионального становления личности. Она позволяет развивать личностные познавательные интересы старшеклассников, здесь происходит коррекция уровня образованности и адаптация к условиям обучения в вузе. Другой подход состоит в том, что этот вид подготовки является самостоятельным, самоценным, личностно-ори-ентированным, направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей личности и формирование готовности к обучению в вузе [5].
В одном из подходов [6], довузовской подготовке отводится роль, связанную с допро-фессиональной, предшествующей высшему профессиональному образованию. Помимо профориентационной работы, предпрофильно-го и профильного обучения она включает обеспечение практико-ориентированной и профессиональной направленности взаимодействию между учреждениями дополнительного образования и высшими учебными заведениями.
Таким образом, обобщая вышеприведенные позиции, можно констатировать, что довузов-
ской подготовке, как подсистеме непрерывного предпрофессионального образования предстоит реализация триединой цели образования: обучение - воспитание - развитие [7].
Наиболее полно особенности реализованной в КБГУ системы довузовской подготовки отражает определение, предложенное в работе [8, 12 с.]. Оно звучит так: «Довузовская подготовка школьников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на адаптацию выпускников школ к обучению в вузе, выявление и развитие у них качеств, необходимых специалисту, и она является формой дополнительного образования, полученного выпускниками различных общеобразовательных учреждений сверх базисного плана или в рамках его инвариантной части при прямом или косвенном участии в образовательном процессе вузов».
Анализ публикаций показывает наличие широкого разброса целевых установок, присущих системе дополнительной подготовки. Более подробно этот вопрос рассмотрен в работе [9]. В ней автор выделяет четыре основных целевых компонента: знаниевый, аксиологический, развивающий и деятельностный. Однако, как показывает практика, необходимо принять во внимание важность и наличие стимулирующего и социализирующего компонентов.
Исходя из обозначенных целевых компонентов, университетская система довузовской подготовки на базе КБГУ ориентирована на решение следующих задач:
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- подготовка обучающихся к итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ и ЕГЭ;
- формирование навыков самостоятельной работы школьников;
- оказание помощи родителям и школьным педагогам в раннем выявлении, поддержке и организации образовательного и интеллектуального сопровождения талантливых детей;
- привлечение обучающихся к выполнению научно-исследовательских и проектных работ совместно со студентами и преподавателями КБГУ;
- популяризация математики, информатики и предметов естественно-научного профиля и соответствующих направлений подготовки;
- формирование объективного образовательного имиджа университета;
- вовлечение детей и их родителей в вузовскую среду, в образовательное и культурное пространство университета.
Объединение и координацию деятельности коллектива КБГУ по выполнению этих задач осуществляет управление по довузовской подготовке и профориентационной работе. В своей работе мы опираемся на ряд хорошо известных принципов [10]:
- добровольности участия детей и старшеклассников в проводимых мероприятиях;
- открытости и доступности, то есть предоставлении возможности участия в образователь-но-профориентационных проектах, олимпиадах, конкурсах без предварительного отбора;
- системности, обеспечивающей системный характер взаимодействию со всеми субъектами единого образовательного пространства региона;
- непрерывности и последовательности процессов перехода между стадиями развития системы с сохранением и поддержкой базовых ценностей и ориентиров современной образовательной политики;
- соответствия качества довузовской подготовки актуальным и перспективным личностным и общественным потребностям.
Довузовскую подготовку осуществляют с помощью разных организационных форм: факультетов и центров довузовского образования, профильных школ и классов, лицеев и гимназий при вузах, университетских комплексов вуз-ссузы, систем опорная школа-вуз, а также подготовительных курсов. Несмотря на признание ее актуальности, многие абитуриенты и их родители, не в полной мере готовы использовать довузовскую подготовку в качестве ресурса, позволяющего получить дополнительное образование. Причин здесь несколько. Основная, на наш взгляд, заключается в введении в школах ЕГЭ и отмене вступительных испытаний в вузах. Это привело к резкому падению интереса к довузовской подготовке.
Однако, практика показывает, что в последние годы все больше абитуриентов и их родителей осознают тот факт, что успешное обучение в вузе невозможно только при наличии порогового количества баллов, полученных на ЕГЭ. Становится очевидным, что для этого требуется набор определенных навыков и умений, которые формируются только в рамках довузовской подготовки. Следовательно, для обеспечения преемственности перехода со школьного на вузовский этап образования, необходимо наличие промежуточной ступени. Благодаря ей процесс адаптации сглаживается и становится более комфортным для студентов-первокурсников. Для решения этой задачи и создаются структуры довузовской подготовки, обеспечивающие плавность перехода между средней и высшей школой.
Основными структурными элементами реализованной нами системы довузовской подготовки, выступают:
- университетские профильные классы;
- Малая школьная академия;
- воскресная физико-математическая школа;
- группы для подготовки к олимпиадам;
- конкурсы школьных проектов;
- открытая республиканская олимпиада школьников по русскому языку;
- тематические олимпиады по направлениям подготовки;
- открытая Северо-Кавказская олимпиада по предметам;
- открытый родительский университет.
Университетские профильные классы или
школы создаются КБГУ на базе общеобразовательных организаций при наборе в группу 2025 человек по различным направлениям подготовки. В частности, нами созданы и успешно функционируют филологический, туристско-кра-еведческий, инженерный классы, школа «Юного психолога», физико-математическая школа и другие. Цель состоит в углубленном изучении профильных предметов под руководством опытных наставников-преподавателей университета. В процессе обучения школьников используются современные образовательные технологии и новейшие учебные ресурсы. Образовательный процесс осуществляется на основе учебных программ, разработанных совместно преподавателями университета и администрацией школы.
Малая школьная академия (МША) при КБГУ осуществляет свою деятельность уже второй год. За это время в ней прошли обучение около 400 учащихся с 9 по 11 классы. Основные направления работы МША:
- работа в олимпиадных группах;
- подготовка к ОГЭ и ЕГЭ;
- руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью;
- проведение тренингов.
Стратегические задачи этого проекта - обеспечение эффективного взаимодействия в системе «школа - вуз - работодатель», оказание помощи в профессиональном самоопределении учащихся общеобразовательных организаций и организация довузовской подготовки школьников, раннее выявление и работа с талантливыми детьми.
Особого внимания заслуживает проект «Открытый родительский университет». Его цель - активное вовлечение родителей в культурное и образовательное пространство университета. Влияние родителей на выбор будущей профессии детьми, как показывают многочисленные исследования, остается доминирующим. Поэтому, очень важно, чтобы родители имели четкое представление об особенностях обучения в конкретном вузе, специфике работы преподавателей со студентами, о важности умения самостоятельно работать в течение всего семестра.
Эффективность системы довузовской подготовки определяется многими параметрами. В работе [9] предложена соответствующая модель, построенная на оценке достижений по ее целевым компонентам:
- знаниевому, связанному с формированием дополнительных знаний;
- аксиологическому, отражающему профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение учащихся;
- развивающему, определяемому по разви-
тию общеучебных умений;
- деятельностному, обеспечивающему эффективность учебной деятельности на этапе вузовского образования.
В качестве интегрального критерия эффективности деятельности КБГУ в области довузовской подготовки мы рассматриваем процент первокурсников, поступивших в университет благодаря осознанному выбору, сделанному под влиянием профориентационных факторов. В начале 2017-2018 учебного года нами было проведено анкетирование 2065 первокурсников, зачисленных на программы высшего и среднего специального образования. На пункт анкеты «Укажите три наиболее значимых фактора, повлиявших на Ваше решение поступить в КБГУ», выбранные варианты ответа распределились следующим образом:
1) желание в будущем найти хорошую работу - 1211 (58,6%);
2) рекомендация родителей - 920 (44,6%);
3) рекомендация родственников или друзей -432 (20,9%);
4) рекомендация представителей КБГУ - 393 (19%);
5) участие в профориентационных мероприятиях КБГУ - 347 (16,8%);
6) участие в профориентационных мероприятиях, проведенных представителями КБГУ в школе - 258 (12,5%);
7) отсутствие возможности поступить в другой вуз - 245 (11,9%);
8) рекомендация школьных учителей - 199 (9,6%);
9) учеба в Малой школьной академии - 74 (3,6%);
10) учеба в воскресных школах КБГУ - 27 (1,3%).
Таким образом, 1099 абитуриентов (53,2%
всего контингента первокурсников), считают основным фактором, повлиявшим на их решение, участие в тех или иных мероприятиях и проектах, проведенных преподавателями и студентами университета в рамках довузовской подготовки.
Ежегодно в различных образовательно-про-фориентационных мероприятиях, организуемых КБГУ, принимает участие не менее 5000 школьников Кабардино-Балкарской республики. Это возможно благодаря тесному сотрудничеству с Министерством образования и науки и по делам молодежи республики, муниципальными городскими и районными органами власти, департаментами (управлениями) образования, образовательными организациями.
Однако, система довузовской подготовки на базе КБГУ находится только на начальном этапе своего формирования и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. При этом, основной вектор деятельности управления ориентирован на создание единого образовательного пространства региона, организацию эффективного взаимодействия: семья - школа -
университет - работодатели - органы власти.
Для повышения эффективности деятельности университета в реализации довузовской подготовки и профориентационной работы необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях:
- увеличение доли проектной и исследовательской составляющей в работе Малой школьной академии;
- разработка научно-методического обеспечения системы довузовской подготовки и профори-ентационной работы университета;
- расширение сети университетских профильных классов по предметным областям и интересам;
- организация тесного сотрудничества с методическими объединениями муниципальных органов управления образованием;
- разработка программ элективных курсов профориентационной направленности и проведение занятий со школьниками;
- организация семинаров, конференций и программ повышения квалификации для лиц, принимающих участие в реализации проектов в рамках довузовской подготовки;
- использование ресурсов университетской библиотеки и технологий дистанционного обучения.
Таким образом, довузовскую подготовку мы понимаем как образовательно-профориентаци-онную деятельность, направленную на сопровождение профессионального самоопределения, оказание помощи в подготовке к выпускным экзаменам, выявление и развитие способностей и интересов детей и молодежи, на адаптацию школьников к обучению в вузе. Только в тесном сотрудничестве со всеми субъектами единого образовательного пространства возможно успешное осуществление этой деятельности. Университет выполняет при этом роль интеллектуального центра, осуществляющего ее информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение.
Проблема совершенствования довузовской подготовки весьма актуальна. Внешние факторы создают благоприятные условия для ее перехода на качественно новый уровень. Однако, есть немало нерешенных задач, препятствующих такому переходу. Как отмечено в [11], в их числе:
- недостаточная разработанность нормативно-правовых актов, регулирующих довузовскую подготовку и ее организационные структурные образования;
- отсутствие концептуальной основы самой подготовки, включая все вышеперечисленные элементы (формирование потребности в самообразовании; осуществление профессиональной пробы; организация наставничества как со стороны вуза, так и потенциального работодателя);
- недостаточная сформированность содержательного ядра такой подготовки;
- отсутствие целостного учебно-методического комплекса, направленного на осуществление специфических форм работы с абитуриентами;
- слабая научно-методическая обеспеченность функций сложившихся образовательных структур, а также недостаточная проработанность увязки целей, содержания, методов в единую систему.
С другой стороны, отбор содержания образования в системе довузовской подготовки связан с определенными трудностями, обусловленными спецификой подготовки потенциальных абитуриентов к новым условиям. Поэтому назрела необходимость в разработке принципов отбора содержания образования, обеспечивающих качественную подготовку будущих абитуриентов. Эти принципы должны быть построены с учетом их возрастных особенностей и специфических потребностей, а также, особенностей перехода от школьного к вузовскому образованию. Программы обучения следует составлять с учетом предстоящих задач. Помимо традиционного учебного материала, в них надо предусмотреть вопросы, которые способны развивать креативность, самостоятельность мышления, готовность к продолжению обучения в вузе, комплексность восприятия обширной информации.
Проведенные нами эмпирические исследования свидетельствуют о том, что процесс интеграции первокурсников в учебный процесс затруднен по ряду причин. Они, как правило, те же, что и в других вузах [12]:
- недостаточность базовых знаний;
- низкая развитость умений, позволяющих самостоятельно работать с научной, учебной и справочной литературой, анализировать и синтезировать большие объемы информации;
- низкая мотивация к учебе из-за неосознанного выбора будущей профессии;
- несистемная учебная работа, откладывание проработки материала на конец семестра;
- неумение составлять конспекты.
Одной из основных задач довузовской подготовки является нивелирование указанных недостатков для эффективной адаптации абитуриентов к учебному процессу в вузе.
Таким образом, проектирование системы довузовской подготовки абитуриентов - важнейшая научно-педагогическая проблема. От ее решения во многом зависит успешность функционирования региональных систем непрерывного профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова М.А., Кошеутова О.Л. Довузовская подготовка как компонент непрерывной системы образования // Вестник НВГУ. 2016. №1. С.3-9.
2. Беляева О.В. Роль довузовской подготовки в повышении качества профессионального образования // https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-dovuzovskoy-podgotovki-v-povyshenii-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения 27.04.2018)
3. Ананьев П. И., Кайгородова М. А. Уровень подготовленности абитуриента как фактор, влияющий на качество образовательного процесса // Ползуновский вестник. 2006. № 1. С. 12-16.
4. Красильникова Н. В. Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2010. 18 с.
5. Капелевич М.С. Концептуальные основы довузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2001. 22 с.
6. Князевский Д. А. Специфика довузовской подготовки школьников в учреждении дополнительного образования аэрокосмического профиля: дис. ... канд. пед. наук / Ульяновск, 2005. 338 с.
7. Дятлова К. Д., Францева Ю. Е. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. Вып. 1. С. 19-24. Сер. «Инновации в образовании».
8. Волгина Т.Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 23 с.
9. Францева Ю.Е. Оценка эффективности довузовской подготовки абитуриентов в системе «школа - университет»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011. 23 с.
10. Казакова О.Н., Кобзева Н.И. Довузовское образование в системе современной профессиональной подготовки // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. №8 (208). С. 9-16.
11. Моисеева Н.В. Роль и значение совершенствования довузовской подготовки в системе непрерывного профессионального образования // Вестник Мордовского университета. Серия «Педагогические науки». 2009. №2. С. 160-165.
12. Снаговская Е.С., Барабась Д.А. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Вестник Тульского государственного университета. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2016. № 1 (15). С. 177-179.
REFERENCES
1. Abramova M.A., Kosheutova O.L. Pre-university training as a component of a continuous education system. Bulletin Of Nizhnevartovsk State University. 2016. no. 1. pp. 3-9. (in Russian)
2. Belyaeva O.V. The role of pre-university training in improving the quality of professional education. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-dovuzovskoy-podgotovki-v-povyshenii-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya (accessed 1 May 2018) (in Russian)
3. Ananiev P.I., Kaigorodova M.A. The level of preparedness of the applicant as a factor influencing the quality of the educational process. Polzunovsky vestnik. 2006. no 1. pp. 12-16. (in Russian)
4. Krasilnikova N.V. Pre-university preparation of students as a means of developing a regional system of lifelong education: Diss. PhD Ped. Sci., Saransk, 2010. 18 pp. (in Russian)
10.
11.
12.
Kapelevich M.S. Conceptual basis of pre-university training: Diss. PhD Ped. Sci.. Kaliningrad, 2001. 22 pp. (in Russian) Knyazevsky D.A. Specificity of pre-university training of schoolchildren in the establishment of additional education in the aerospace profile: Diss. PhD Ped. Sci., Ulyanovsk, 2005. 338 p. (in Russian)
Dyatlova KD, Frantseva Yu. E. Effective pre-university training as a prerequisite for the success of studies at a university. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2010. Issue. 1. pp. 19-24. Ser. "Innovations in Education". (in Russian) Volgina T.Yu. Adaptation of high school students in the university environment in the process of pre-university training: Diss. PhD Ped. Sci., Omsk, 2005. 23 pp. (in Russian)
Frantseva Yu.E. Evaluation of the efficiency of pre-university training of applicants in the system "school - university": Diss. PhD Ped. Sci.. Nizhny Novgorod, 2011. 23 pp. (in Russian)
Kazakova O.N., Kobzeva N.I. Pre-university education in the system of modern vocational training. Bulletin of the Orenburg State University. 2017. no. 8 (208). pp. 9-16. (in Russian)
Moiseyeva N.V. The role and importance of improving pre-university training in the system of continuing professional education. Bulletin of the Mordovian University. Series "Pedagogical Sciences" 2009. no. 2. pp. 160-165. (in Russian) Snagovskaya E.S., Barabas D.A. Effective pre-university training as a prerequisite for the success of studies at a university. Bulletin of Tula State University. A series of modern educational technologies in the teaching of natural science disciplines. 2016. no. 1 (15). pp. 177-179. (in Russian)
Информация об авторах Карашева Аксана Георгиевна
(Россия, г. Нальчик) Доцент, кандидат экономических наук, зав. кафедрой экономики и менеджмента в туризме, начальник управления по довузовской подготовке и
профориентационной работе ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (КБГУ) E-mail: karasheva05@inbox.ru
Information about the authors
Karasheva Aksana Georgievna
(Russia, Nalchik) Associate professor, PhD in Economic sciences, Head of the Department of Economics and Management in Tourism, Head of the Department for Pre-University Training and Professional Guidance Work Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov E-mail: karasheva05@inbox.ru
Карсакова Галина Алексеевна
(Россия, г. Нальчик) Магистрант второго года обучения программы «Педагогическая психология», зам. начальника управления по довузовской подготовке и профориентационной работе ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (КБГУ) E-mail: galina_karsakova@mail.ru
Насипов Артур Жабагиевич
(Россия, г. Нальчик) Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме, директор Малой школьной академии ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (КБГУ) E-mail: alanda@rambler.ru
Karsakova Galina Alekseevna
(Russia, Nalchik) Master of the second year of the program "Pedagogical Psychology", Deputy head of the Department for pre-university training and career guidance work Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov E-mail: galina_karsakova@mail.ru
Nasipov Artur Zhabagievich
(Russia, Nalchik) PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Tourism, Director of the Small School Academy Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov E-mail: alanda@rambler.ru
7
8
9