2008. - 38 с.
4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование.
- М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-
познавательной деятельности студентов. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
УДК 376
А.А. ЯРЦЕВ
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
В статье рассматривается генезис социально-профессионально мобильности будущего педагога в контексте свободного времени студентов. Раскрываются исходные принципы и общая структура социально-профессиональной мобильности будущего педагога. Рассматривается значимость досуговой деятельности.
Ключевые слова: мобильность, социально-профессиональная мобильность, педагогическая мобильность, досуговая деятельность, студенческий досуг.
Происходящие в настоящее время в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства страны значительные изменения затронули практически все сферы жизнедеятельности человека. Последствия свидетельствуют о возникающей проблеме интенсивного становления личностных качеств, отношений и позиций студенческой молодежи как активного субъекта реалий окружающего мира.
Досуговая деятельность студентов как социально-педагогическое явление является важной сферой жизнедеятельности человека, способствующей восстановлению физических, эмоциональных и интеллектуальных сил в процессе переключения с одного вида деятельности на другой. Между тем сегодня обнаруживаются трудности организации досуга, что порождено нестабильностью общества в целом, кризисом привычных норм и ценностей в жизни людей в обществе, устранением государства от проблем отдыха подрастающего поколения, расширением сферы досуга для выбора направлений, форм и способов развлечений, далеко не всегда положительно развивающего личность характера. В противоположность прошлому наблюдается резкое расслоение
категорий населения, имеющего различные материальные возможности для отдыха детей.
Принципиальное значение приобретает в этой связи проблема использования досуговой деятельности студента, как фактора становления социально-профессиональной мобильности будущего педагога. Досуговая деятельность студентов рассматривается нами как совокупность занятий, существенным образом обогащающих образовательный процесс в вузе. Она влияет на расширение общего кругозора личности и диапазона социокультурных знаний, получаемых студентом в занятиях внеаудиторного характера, осуществляя дополнение к профессионально-педагогическому фонду знаний и умений студента, накопленных в ходе учебно-познавательной деятельности в вузе. Так же на наш взгляд досуговая деятельность студентов является существенным фактором становления социально-профессиональной мобильности будущего социального педагога.
Сложившееся представление о социальнопрофессиональной мобильности человека как способности менять профессию или род деятельности в условиях высокой динамичности обще-
© А.А. Ярцев, 2009
65
ственных отношений и связей предполагает также способность к успешной самореализации в общественной (бытовой, семейной, конфессиональной, этнической и т.п.) среде. Однако, мобильность, являясь одним из основных показателей профессиональной и социальной востребованности субъекта, выступает одновременно как ценностно-смысловой конструкт, как тип реагирования личности на ситуацию (жизненную, профессиональную) в изменяющихся условиях жизнедеятельности.
В широком смысле под мобильностью (от лат. тоЬі^ - подвижный) понимают подвижность, готовность к быстрому передвижению, действию, выполнению заданий. В психологическом словаре указанное понятие конкретизируются применительно к профессиональной деятельности, и определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [4].
Направлений мобильности множество: горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходящая, межгрупповая и межпоколенческая и т.п. Для определения того или иного вектора перемещений важную роль играет активность индивида, мобильность становится одной из сущностных характеристик личности.
В качестве «каналов» социальной циркуляции, «лифтов мобильности» выступают социальные институты, среди которых особое значение в самореализации личности имеют институты образования, профессии. В период перехода общества к инновационной экономике образование становится в прямом смысле капиталом, обеспечивающим восходящую мобильность и соответствующую траекторию жизненного пути индивида. Капитализация профессионального образования, его детерминирующая роль в самоопределении, самореализации личности непосредственно связана с ее мобилизационными возможностями, с наличием сформировавшейся и явно выраженной готовностью к изменениям.
Наличие социально-профессиональной мобильности предусматривает готовность специалиста к быстрой смене выполняемых профессиональных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии; способность быстро осваивать новые специальности или
изменения в них, возникшие под влиянием научно-технологических преобразований.
Кроме того, можно констатировать, что исследование данной проблематики ведется в рамках двух основных направлений, отражающих две относительно самостоятельные проблемные области.
Первое направление связано с изучением проблем подготовки в учреждениях профессионального образования социально и профессионально мобильных специалистов, психологически и инструментально готовых как к «горизонтальным», так и к «вертикальным» перемещениям в рамках социально-профессиональной структуры общества [3].
Ко второму направлению научно-педагогических исследований социально-профессиональной мобильности относятся работы, посвященные изучению профессиональной мобильности педагогов, которая рассматривается прежде всего в аспекте подготовки профессионально мобильных педагогических кадров
Особая актуальность данного направления определяется тем, что это - условие переориентации всего образования на подготовку мобильных членов общества, а не только профессиональных кадров. Многие исследователи отмечают, что профессиональная мобильность педагога выступает важнейшим качеством, определяющим опережающую функцию образования и приоритетную роль учителя в развитии цивилизации XXI века.
Поскольку деятельность будущего социального педагога разнообразна и много характерна, в современном мире педагогу необходимо быть мобильны и быстро, решать поставленные задачи. Важнейшим фактором развития социальнопрофессиональной мобильности становится инновационное профессиональное образование, которое не только должно отвечать потребностям развития профессиональной сферы, но и гибко реагировать на их изменение, т.е. само должно быть мобильным в своем развитии и функционировании [2].
Таким образом, социально-профессиональная мобильность рассматривается, как способность личности реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую склонностям и возможностям с пользой для общества, умело переходить от одного уровня профессиональной деятельности к другому, т.е.
расширяя, углубляя ее характер и уровень, проявлять свою профессиональную компетентность [4].
Следовательно, что бы сформировать у студентов социально-профессиональную мобильность. На наш взгляд необходимо дополнить систему подготовки современных специалистов. Проблема заключается в нескольких системных ошибках. Это:
- консервативность системы образования;
- недостаточная практическая подготовленность студентов (много теории, а практических навыков недостаточно);
- отсутствие научно-методических рекомендаций по их формированию социально профессиональной мобильности студентов
- несущественная работа преподавательского корпуса в формировании социально-профессиональной мобильности будущего специалиста;
- не достаточная работа в организации внеаудиторной деятельности направленной на формирование социально-профессиональной мобильности.
С этих позиций становится очевидным, необходимость создания на базе университетов творческие мастерские, клубы по интересам, молодежные объединения которые существуют не формально на бумаге, а реально функционируют. В подавляющем большинстве такие молодёжные объединения рассматриваются только как, возможность организации социокультурного досуга студентов. На наш взгляд такое восприятие студенческих объединений ущербно и не эффективно в современных реалиях [1].
Студенческий досуг и студенческие молодежные объединения необходимо рассматривать как дополнительное образовательное пространство, в котором личность самореализуется, самообу-чается и вырабатывает навыки практической деятельности.
Досуговая деятельность студентов является необходимым социально-педагогическим средством, развивающим профессиональную мобильность будущих педагогов, так как она выполняет не только рекреативно-развлекательные функции, но и обогащает профессионально-педагогический фонд знаний и умений студентов, формируя социально-профессиональную мобильность будущего специалиста. С целью развития социально-профессиональной мобильности была разработана и внедрена на факультета со-
циальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета Программа «Досуг и профессия» («ДИП»).
Цель Программы «Досуг и профессия» -организация социокультурного досуга студентов, влияющего на становление социально-профессиональной мобильности будущих социальных педагогов.
Для достижения поставленной цели были определены основные задачи программы:
- решение вопросов занятости молодежи, профессионально-педагогическое воспитание и профориентационная работа, развитие движения студенческих трудовых отрядов;
- поддержка талантливых студентов, развитие художественно-эстетического, научного творчества;
- создание условий для духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания молодежи;
- развитие студенческого самоуправления, поддержка деятельности молодежных объединений и организации их инициатив, организация свободного времени студентов;
- формирование здорового образа жизни, физическое воспитание.
В программу были включены профессионально значимые виды деятельности с учетом особенностей, возможностей и потребностей студентов:
- досугово-развивающая деятельность;
- досугово-оздоровительная деятельность;
- научно-исследовательская деятельность.
Реализация программы строилась на основе
органического единства учебного и воспитательного процесса, как в аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.
Программа включала несколько этапов:
I. диагностический этап (выявление отношения студентов к досуговой деятельности, а также их умения ее организовывать);
II. содержательный этап (реализация программы: внедрение ее основных форм, средств, методов);
III. аналитический этап (анализ реализации программы, выявление динамики развития профессиональной мобильности студентов).
На первом этапе было проведено исследование по выявлению отношения студентов к досуговой деятельности, а также их умения ее организовывать. Для исследования включенности сту-
дентов в досуговую деятельность было проведено анкетирование студентов, занимающихся на факультете социальной педагогики ОГПУ
Результаты анкетирования показали, что более половины респондентов (56,7%) ежедневно располагают свободным временем; 35,5% студентов располагают «случайным» свободным временем; 7,8% студентов считают, что учеба не оставляет им свободного времени. Свое свободное время студенты в основном проводят пассивно: читают художественную литературу, газеты, журналы; смотрят телепередачи, видеофильмы; основное предпочтение студенты отдают таким вида досуговой деятельности как общение с друзьями, посещение кафе, баров; выезжают на природу, занимаются спортом и физкультурой.
На втором этапе осуществлялась реализация основных идей Программы, внедрение ее форм, средств, методов.
Для реализации программы использовались следующие формы: праздники («День смеха и юмора», «Посвящение в студенты» др.)., фестивали («На Николаевской», «Долг. Честь. Родина», «Наполним музыкой сердца», «Гаудеамус»), конкурсы («Мисс факультета», «Студент года» и др.); акции («Мы против терроризма», «Молодежь за чистый город», «Помоги ребенку» и др.).
Использовались методы организации досуговой деятельности студентов: тренинги; театрализация; состязания, стимулирование, как индивидуального, так и командного духа, воспитывающие ситуации; импровизации; метод примера.
Создавались ситуации личностно-активного участия каждого студента в подготовке и проведении досугово-творческих дел, которые позволили студентам переживать различные социальные роли, ощутить на себе радость творческого воплощения идей и сценариев досуга. Наиболее эффективными творческими формами досуга были: фестиваль молодежи и студентов, КВН, экологические проекты Гринпис-шоу, конкурсы и «Шоу-Проффи», дискуссионно-развлекательные программы «Я-молодой»; танцевальные программы «Стартинейджер» и другие(6).
Использование театральных технологий в подготовке будущих педагогов позволило студентам понять, что педагогический труд имеет общие признаки с театральным творчеством как разновидностью социокультурной и художественной деятельности: (представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель возбу-
дить мысли и чувства у аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры).
В ходе реализации программы были широко использованы возможности социокультурной досуговой деятельности для формирования профессиональных качеств, необходимых в педагогической деятельности: психологическая и физическая раскрепощенность, выразительность мимики и жеста, темпоритм речи, диапазон голоса и интонаций, перевоплощение и импровизация.
В целях решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки социальных инициатив в университете Программа организации досуга студентов была интегрирована с деятельностью студенческого совета факультета.
Для объединения студентов по интересам, удовлетворяющих их потребность в общественно-полезной деятельности, осуществлялось сотрудничество с организациями, такими как профком студентов ОГПУ, Ассоциация студенческих отрядов г. Оренбурга, студенческое научное общество.
В целях развития молодежного общественного движения в Программу была включена деятельность штаба студенческих отрядов («Ориентир», «Вега», «Город солнца», «БЭМС», «Мосты», волонтерский студенческий отряд «Энергия» и др.), и школа вожатского мастерства «Контакт».
Развитию творческого потенциала студентов в значительной степени способствовало включение студентов в разработку проектов, программ, сценариев разнообразных социально-значимых творческих дел, проводившихся в рамках работы студенческого клуба, на базе которого работают следующие творческие коллективы: студенческий драматический театр, студенческий театр эстрадных миниатюр «Театр Карабаса Барабаса», команда КВН «Социальное положение», ансамбли современного бального и эстрадного танцев, вокально-инструментальные ансамбли, различные кружки (вокала, гитарной песни, прикладного искусства).
В рамках реализации Программы на факультете социальной педагогики был создан дискуссионный киноклуб, в котором студенты знакомились с художественными фильмами социально значимого содержания о проблемах человека; анализировали идею и актуальность фильмов.
Участие студентов в работе данных объединений способствовало становлению индивидуальной проблематизации и самоопределения личности по отношению к выбору вида деятельности, ее включения в социальную деятельность, а также рефлексии процесса данной деятельности.
Третий этап включал анализ реализации Программы и мониторинг развития профессиональной мобильности студентов в досуговой деятельности.
Анализ реализации Программы «ДИП» показал, что составляющие досуга студентов праздники, тематические вечера, интеллектуальные конкурсы, диспуты и драматизации, репетиции способствуют развитию профессиональной мобильности.
В результате целенаправленной деятельности по реализации программы было зафиксировано значительное повышение уровня развития эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной и деятельностной сфер личности, развитие художественно-эстетических интересов, коммуникативности.
Позитивные изменения в мотивационной сфере касались взглядов на мир и ценностного отношения к профессии: развивались способность осознавать и контролировать свои эмоции, справляться с ними, управлять своим поведением, создавать настроение себе и другим людям, формировалась способность к эмоциональному сопереживанию.
На обогащение интеллектуальной сферы позитивно влияли праздники, при подготовке к которым, студенты изучали комплекс различных видов искусства, происходило ознакомление с возможностями их применения в дальнейшей работе. Включенность студентов в различные виды художественно-эстетической деятельности обеспечивала интеграцию предметных областей знаний, формирование базовой культуры личности, стимулировала самопознание.
С целью выявления сущностного влияния досуговой деятельности на развитие социальнопрофессиональной мобильности будущего социального педагога были выявлены основные критерии и показатели: информационный, мотивационный, деятельностный.
Участие в практической реализации Программы «ДИП» способствовало обогащению знаний и развитию профессиональных умений
Наблюдение за студентами в течение 4 лет,
показывает, положительное развитие социальнопрофессиональной мобильности. Наиболее эффективными формами, способствующие росту рефлексии, сформированности индивидуальной системы ценностей и качеств личности, являлись участие в социально ориентированных делах (проведение фестивалей, выездных и внутри университетских концертов, смотров, акций, субботников по уборке и благоустройству территории и др.).
Проведение диагностик подтвердило эффективность разработанных форм и средств, которые качественно повлияли на рост критериев деятельности: организация и проведение научных конференций и тематических чтений; участие в олимпиадах и конкурсах; обучение в школе актива «Управленческое общение и навыки оргработы»; организация встречи студентов с представителями молодежной биржи труда способствовали росту образовательного уровня, становлению карьеры, формированию профессиональных компетенций.
В результате анализа эффективности Программы было зафиксировано значительное повышение уровня развития эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной и деятельностной сфер личности, развитие художественно-эстетических интересов, коммуникативность.
Позитивные изменения в эмоциональной сфере касались взглядов на мир и отношения с окружающими, развивались способность осознавать и контролировать свои эмоции, справляться с ними, управлять своим поведением, создавать настроение себе и другим людям, формировалась способность к эмоциональному сопереживанию.
Развитие мотивации участия в социально и профессионально значимых формах коллективной досуговой деятельности студентов происходило в процессе подготовки общего дела, оформления зала, изготовление костюмов, создание стенгазет и радиогазет, написание программ и сценариев, что обеспечивало сопричастность к результативности дела и проверку студентом своих личных творческих и продуктивных способностей.
На обогащение интеллектуальной сферы позитивно влияли праздники, при подготовке к которым, студенты изучали комплекс различных видов искусства (песни, танцы, художественное слово, театрализация, мультипликационные филь-
мы, кинофрагменты), происходило ознакомление с возможностями их применения в дальнейшей работе с детьми в школе. Представленность разных сфер художественно-эстетической деятельности обеспечивала интеграцию предметных областей знаний, формирование базовой культуры личности, стимулировала самопознание. Организация и проведение национальных праздников, конференций по этническим проблемам позволили расширить поликультурные знания студентов.
Процесс подготовки и непосредственного проведения многообразных форм досуга был особой средой развития деятельностной сферы личности, навыков общения будущего педагога в совместной деятельности, налаживании взаимопонимания и способов взаимопомощи.
Таким образом, проведенное исследование показало, что реализация культурно-досуговой деятельности в становлении социально-профессиональной мобильности будущего педагога протекает более успешно в рамках специально разработанных педагогических средств. Согласно разработанной нами логике именно в предложенной нами программе, происходит взаимодополняющее развитие интеллектуальной, мотивационной и практической сфер будущего профессионала. Данная программа вышла за рамки факультета и стала внутри вузовской программой. Многие, студенты которые, участвовали в данной программе по окончанию вуза, были внесены в реестр лучших студентов области и им были предложены вакантные места.
Таким образом, развитие социально-профес-
сиональной мобильности у будущих социальных педагогов средствами досуговой деятельности способствует формированию конкурентно способного специалиста, профессионала с широким кругозором и который в короткое время сможет решить вновь поставленные задачи тем самым оказать необходимую помощь своим воспитанникам.
Библиографический список
1. Амирова Л.А. Профессионально-педагогическая мобильность: сущность, стратегии реализации, векторы развития / Л.А. Амирова, З.А. -Багишаев. - М., 2004. - 191 с.
2. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Монография . - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - 15,5 п.л.
3. Егорова Ю.Н. Самоопределение студентов в специализации деятельности социального педагога: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 22 с.
4. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Профиздат, 2000. - 287 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
6. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
7. ЯрцевА.А. Профессиональное становление и досуговая деятельность социального педагога: теория и практика: Монография. - Оренбург, 2007.
УДК 378
И.Г. ГУЗЕНКО, Р.В. ЧЕРКАСОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В статье раскрыты понятия: мануальная ловкость, уровневая дифференциация движений (по Н.А. Бернштейну). Показана их роль в улучшении двигательной деятельности будущего учителя. Представлена диагностическая карта, которая содержит критерии и уровни сформированности