УДК 376
Ярцев А.А.
Оренбургский государственный педагогический университет [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Статья посвящена проблеме становления социально-профессиональной активности будущих социальных педагогов в воспитательном пространстве вуза. В статье рассмотрены возможности воспитательного пространства высшей школы в формировании социально-профессиональной активности. Так же проанализированы результаты исследования, раскрывающие воспитательное пространство вуза в качестве одного из ведущих факторов развития социально-профессиональной активности.
Ключевые слова: активность, социальная активность, социально-профессиональная активность, воспитательное пространство, досуговая деятельность.
В условиях перехода к инновационной системе образования, внедрения компетентностно-го подхода и реализации новых требований к качеству подготовки выпускников вузов, одной из важнейших задач является формирование социально-профессиональной активности будущего социального педагога в воспитательном пространстве вуза. При подготовке специалиста в системе высшего образования достаточно много внимания уделяется теоретической составляющей, от которой напрямую зависит эффективность и качество формирования специалиста нового поколения. В свою очередь воспитательное пространство вуза недостаточно внимательно рассматривается как сфера практического формирования социально-профессиональной активности студента[7].
Воспитательное пространство в вузе рассматривается как время свободное от учебы и представляет собой динамическую, многоуровневую, социально-педагогическую систему, функционирующую на основе принципов целостности, вариативности, социальной активности субъектов воспитания.
Проблемы формирования, развития и стимулирования активности молодежи, выявления особенностей мотивационно-потребностной сферы социально активной личности рассматривались социологами, педагогами и психологами во все периоды существования государства. Однако в различные периоды сформировавшиеся в обществе представления об активной личности существенно различались, и в исследованиях разных лет были предприняты попытки, с одной стороны, осуществить анализ содержа-
ния понятия социальной активности, с другой стороны, обозначить мотивы, которые направляют и реализуют активность человека в социально-значимой деятельности[4].
Социальная активность личности представляет собой форму человеческой деятельности, сознательно ориентированную на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период.
В качестве субъекта социальной активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.
Социально-профессиональная активность представляет собой не только общественно необходимое явление, но и имеет глубоко индивидуальный
аспект, требующий изучения на уровне конкретного индивида, конкретного человека[1].
Социально-профессиональная активность - это важнейшее стержневое качество личности, в котором отражается ее мировоззрение, стремление быть причастной к делам общества, осознание необходимости и значимости своей деятельности для общества, которое предполагает наличие необходимых знаний и умений и проявляется в интенсивной инициативной деятельности, участии в управлении государством, работе общественных организаций, в общественно полезном труде в различных областях науки, техники, культуры, в личностно-преобразующей деятельности, направленной на самосовершенствование в соответствии с ожиданиями общества и в соответствии со стремлением обеспечить высокую эффективность и качество своей общественно-трудовой деятельности[3].
Будущему социальному педагогу необходимо иметь высокий уровень сформированности социально-профессиональной активности, это напрямую связанно с его профессиональными обязанностями, деятельность социального педагога сопряжена с оказанием помощи детям в процессе социализации, осуществление социально педагогической поддержки, организации досуговых мероприятий.
Анализ образовательных программ вуза позволил сделать вывод, процесс становления социально-профессиональной активности студента будет наиболее эффективен в практической деятельности при организации воспитательного пространства.
Социально-педагогический смысл организации воспитательного пространства будущих социальных педагогов заключается в целенаправленном приобщении к использованию содержания и способов проведения свободного времени для самосовершенствования, формирования социально-профессиональной активности. Культура использования свободного времени является признаком адекватной социализации, социального взросления, что отражается в позитивном отношении к активному досугу как одному из видов социальной деятельности по реализации интересов, индивидуально творческой и социально значимой ак-тивности[2].
Досуговая деятельность студентов в условиях воспитательного пространства вуза выступает социально-педагогическим средством, развивающим социально-профессиональную активность будущих педагогов, так как выполняет не только рекреативно-развлекательные функции, но и обогащает профессионально-педагогический фонд знаний и умений студентов.
С целью повышения диапазона возможностей культурно-досуговой деятельности для профессионального образования, мотивации его позитивного использования, и формирования социально-профессиональной активности на факультете социальной педагогики ОГПУ в 2009-2010 была разработана и внедрена Программа воспитательной работы со студентами во внеаудиторной деятельности[5].
Цель Программы: организация воспитательного пространства, влияющего на развитие социально- профессиональной активности будущих социальных педагогов.
Реализация программы строилась на основе органического единства учебного и воспитательного процесса, как в аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.
Программа включала несколько этапов:
- диагностический этап (выявление отношения студентов к досуговой деятельности, а также их умения ее организовывать в целях профессионального развития);
- содержательный этап (реализация программы: внедрение ее содержание основных форм, средств, методов);
- аналитический этап (анализ реализации программы, выявление динамики развития социально-профессиональной активности студентов).
На первом этапе было проведено исследование по выявлению отношения студентов к досуговой деятельности на факультете социальной педагогики ОГПУ. Студентам было предложено продолжить следующую фразу - «в свободное время я....»: читаю, разговариваю по телефону, общаюсь по ICQ, играю в компьютерные игры, занимаюсь спортом, смотрю телевизор, посещаю кафе, бары, развлекательные клубы и т. д.
В результате исследования мы получили следующее: более половины респондентов (76,7%) ежедневно располагают свободным временем; 54,5% студентов располагают «случайным» свободным временем; 7,8% студентов считают, что учеба не оставляет им свободного времени. Свободное время часть студентов в основном проводят пассивно: читают художественную литературу, газеты, журналы; смотрят телепередачи, видеофильмы; основное предпочтение студенты отдают таким вида досуговой деятельности как общение с друзьями, посещение кафе, баров; выезжают на природу, занимаются спортом и физкультурой.
На втором этапе осуществлялась реализация основных идей Программы.
Использовались разнообразные методы организации досуговой деятельности студентов: социально-педагогические тренинги; театрализация; драматизация; состязания, стимулирование, как индивидуального, так и командного духа, воспитывающие ситуации; импровизации.
Создавались ситуации личностно-актив-ного участия каждого студента в подготовке и проведении досугово-творческих дел, которые
позволили студентам реализовать различные социальные роли, ощутить на себе радость творческого воплощения идей и сценариев досуга. Наиболее эффективными творческими формами досуга были: театр эстрадной миниатюры «СП плюс», фестиваль молодежи и студентов, КВН, экологические проекты Гринпис-шоу, конкурсы и «Шоу-Профи», дискуссионно-развлекательные программы «Я-моло-дой»; танцевальные программы «Стартиней-джер» и другие.
Использование театральных технологий в подготовке будущих социальных педагогов позволило студентам понять, что педагогический труд имеет общие признаки с театральным творчеством как разновидностью социокультурной и художественной деятельности: (представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель возбудить мысли и чувства у аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры).
В ходе реализации программы были использованы возможности социокультурной до-суговой деятельности для формирования социально-профессиональной активности, которая необходима в педагогической деятельности: психологическая и физическая раскрепощенность, выразительность мимики и жеста, темпоритм речи, диапазон голоса и интонаций, перевоплощение и импровизация.
В целях решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки социальных инициатив в университете осуществлялось сотрудничество с организациями, такими как профком студентов ОГПУ, Ассоциация студенческих отрядов г.Оренбурга, студенческое научное общество.
В целях развития молодежного общественного движения на факультете социальной педагогики в Программу были включены деятельность штаба студенческих отрядов («Ориентир», «Вега», «Город солнца», волонтерский студенческий отряд «Энергия» и др.), и школа вожатского мастерства «Контакт».
Развитию социально-профессиональной активности студентов в значительной степени способствовало включение студентов в разработку проектов, программ, сценариев разнообразных социально-значимых творческих
дел, проводившихся в рамках работы студенческого клуба.
В рамках реализации Программы на факультете социальной педагогики был создан дискуссионный киноклуб, в котором студенты знакомились с художественными фильмами социально ориентированного содержания о проблемах человека; анализировали идею и актуальность фильмов.
Третий этап включал анализ реализации Программы и мониторинг развития социально-профессиональной активности студентов в досуговой деятельности.
В результате реализации программы было зафиксировано значительное повышение уровня развития эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной и деятельностной сфер личности студентов, художественно-эстетических интересов, коммуникативности.
Позитивные изменения в мотивационной сфере отразились в развитии способности осознавать и контролировать свои эмоции, справляться с ними, в умении управлять своим поведением, создавать настроение себе и другим людям, появлении желания не только помогать в организации мероприятий но и приобщать первокурсников к социально одобряемой деятельности. Студенты выступили инициаторами организации волонтерского движения, что явилось показателем формирования способности к эмоциональному сопереживанию.
На обогащение интеллектуальной сферы позитивно влияли организация праздников для детей находящихся в детских домах, при подготовке к которым, студенты изучали комплекс различных видов искусств. Включенность студентов в различные виды художественно-эстетической деятельности обеспечивала интеграцию предметных областей знаний, формирование базовой культуры личности, стимулировала самопознание.
Процесс подготовки и непосредственного проведения многообразных форм досуга был особой средой развития деятельностной сферы личности студента, навыков общения будущего социального педагога в совместной деятельности, налаживании взаимопонимания и способов взаимопомощи и поддержки в деле. В процессе ролевых перевоплощений студенты обогащались способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий,
что, в свою очередь, способствовало развитию опыта практического действия.
Результаты наблюдения, тестирования и анкетирования студентов, проводимые на различных этапах реализации программы «ДИП» свидетельствуют о том, что данная программа способствовала:
- повышению уровня рефлексии (способность к свободному и критическому мышлению);
- росту творческого потенциала (умение находить и реализовывать нестандартные решения в новых ситуациях);
- формированию индивидуальной системы ценностей.
Для выявления динамики развития социально-профессиональной активности студента применялись следующие научно-обоснованные психолого-педагогические диагностики:
- диагностика развития творческого потенциала: тест «Каков ваш творческий потен-циал»(Гатанов Ю.);
- диагностика коммуникативных и организаторских склонностей: тест «Лидер»(Мотков О.И.);
- диагностика эмпатийных возможностей: диагностика уровня поликоммуникативной эм-патии, диагностика социальной эмпатии ((И.М.Юсупов); [6]
- диагностика профессиональных интересов и склонностей: тест Дж.Голланда (Дж.Хол-ланда) на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной), опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши и методика «Карта интересов» А.Е.Голомштока;[4]
- диагностика потенциала профессиональной самореализации: методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элер-
са, экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности; диагностика самоактуализации личности (А.В.Лазукин), самооценка реализации жизненных целей личности (Н.Р.Молочников); [8].
- диагностика профессиональных качеств педагога: диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н.Бережнова), диагностика парциальной направленности личности учителя [9].
Результаты мониторинга социально-профессиональной активности студента показали позитивные изменения в сформированности содержания личностного компонента. Наиболее эффективными формами, способствующие развитию рефлексии, сформированности индивидуальной системы ценностей и качеств личности, являлись участие в социально ориентированных делах (проведение фестивалей, выездных и внутри университетских концертов, смотров, акций, субботников по уборке и благоустройству территории и др.).
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что воспитательное пространство вуза, обладает существенными возможностями в плане формирования социально-профессиональной активности будущего социального педагога. Организация воспитательной деятельности согласно предложенной Программе, с учетом ее социально-профессиональной направленности, требований индивидуально-дифференцированного подхода к студентам, позволяет подготавливать будущего специалиста с высшим образованием с высоким уровнем сформированности социально-профессиональной активности личности.
20.06.2011
Список литературы:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 364 с.
2. Викулина М. А. Проектирование и реализация личностно ориентированного процесса подготовки педагогов в вузе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2001. - 38 с.
3. Горюнова, Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Монография. / Л.В. Горюнова. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - 15,5 п.л.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф.Зеер. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
5. 5.Кагерманьян, B.C. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов (Конкурс моделей и проектов.) / B.C. Кагерманьян. - М.: МО РФ, 2004. - С. 13-49.
6. Пак, Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография / Л. Г. Пак. - М. : Спутник, 2010. - 178 с.
7. Сальцева, С. В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство : курс лекций / С. В. Сальцева. - М. : Владос, 2009. - 436 с.
8. Социальная педагогика: генезис научного исследования понятий, идей, проблематики: монография / под науч.ред. С.В. Сальцевой, - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - 340 с.
9. Ярцев, А.А. Профессиональное становление и досуговая деятельность социального педагога: теория и практика: Монография/Ярцев А.А.-Оренбург, 2007.
Сведения об авторе: Ярцев Артем Александрович, доцент кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, докторант Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук доцент 460844, г. Оренбург, Советская 19, (3532)339584, [email protected]
UDC 376 Jartsev A.A.
The Orenburg state pedagogical university; [email protected]
FORMATION OF SOCIALLY-PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE FUTURE SOCIAL TEACHERS IN EDUCATIONAL SPACE OF HIGH SCHOOL
Article is devoted a problem formation of socially-professional activity of the future social teachers in educational space of high school. In article possibilities of educational space of the higher school in formation of socially-professional activity are considered. As the results of research opening educational space of high school as one of leading factors of development of socially-professional activity are analysed. Keywords: activity, social activity, socially-professional activity, educational space.
Bibliography:
1.Andreeva, M. The social psychology. - 5 e. - М: Aspect-press, 2002. - 364 s.
2. Vikulina, M. A. Designing and realization the focused process of preparation of teachers in high school: authors abstract Dr.ped . sciences. - Orenburg, 2001. - 38 s.
3.Gorjunova, L.V. professional mobility of the expert as a problem of developing formation of Russia: the Monographic. / L.V.Gorjunova. - Rostov : Publishing house RSPU, 2006.
4. Zeer, E.F.psychology of trades / E.F.Zeer. М: the Academic Project; Ekaterinburg: the Business book, 2003.
5. 5. Kagermanjan, V.S. Conceptual bases of formation of an educational system of socially active person of students (Competition of models and projects.) / V.S . Kagermanjan. - М: МО the Russian Federation, 2004. - 13-49 s.
6. Pak, L.G.Subject-developing socialization of the student of high school: the teoretiko-methodological bases: the monography / L. G.Pak. - М: the companion, 2010. - 178 s.
7. Saltseva, S. V. Pedagogika: teoretiko-methodological space: a course of lectures / S. V.Saltseva. - М: Vlados, 2009. - 436 s.
8. Social pedagogic: genesis of scientific research of concepts, ideas, problematics: the monography / scientific editorship. S.V.Saltsevoj, - Orenburg: Publishing house OSPU, 2010. - 340 s.
9.Jartsev, A.A . Professional formation and free activity of the social teacher: the theory and practice: Monography/Jartsev A.A.-Orenburg, 2007.