Научная статья на тему 'Генезис развития социально-профессиональной мобильности будущего педагога'

Генезис развития социально-профессиональной мобильности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярцев Артем Александрович

В статье рассматривается генезис социально-профессионально мобильности будущего педагога. Раскрываются исходные принципы и общая структура социально-профессиональной мобильности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис развития социально-профессиональной мобильности будущего педагога»

нального образования в рамках Болонского соглашения», 27-29 января 2006 г.

2. Интеграция России в Болонский процесс: www.prof.msu.ru/publ/book6/c66_05.htm.

3. Игумен Георгий (Шестун) Образование и цивилизация: http://www. ^рр. su/pravoslavie/ statyi/obrazovanie_civilization.html.

4. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 10.

5. Педагогическое образование: что нужно менять? Спорных вопросов как минимум три, и решить их должно государство // Учительская газета. - N° 45 - ноябрь, 2008 г.: http://www.mpgu.edu/ pressa7030.htm.

6. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. -С.334.

7. Флоринская А. Исследование уровня куль-

туры чтения среди студентов: http://

www.spbstu.ru/public/polytech/issue11_03/ article_5.html.

8. Кураев А. Школа не должна учить духовности:http://kuraev.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=198.

9. Аверинцев С.С. Филология: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 545.

10. Аннушкин В.И. Русские науки о речи: классика и XXI век: http://www.centr-zlatoust.ru/ index.php?name=biblioteka&id=5.

11. Флоренский П.А. Мысль и язык: Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. - М.: Правда, 1990. - С. 264.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С. 281.

13. Шлейермахер Ф. Герменевтика: Пер. с нем.

- СПб.: Европейский Дом, 2004. - С. 237.

УДК 371 А.А. ЯРЦЕВ

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье рассматривается генезис социально-профессионально мобильности будущего педагога. Раскрываются исходные принципы и общая структура социально-профессиональной мобильности будущего педагога.

Ключевые слова: мобильность, социально-профессиональная мобильность, педагогическая мобильность, социокультурная мобильность, психолого-педагогическая компетенция, субъектно-развивающая компетенция, общественно-значимая компетенция.

Современные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой переориентацией с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие, предопределяют принципиально новые требования к профессиональной подготовке специалистов. В этом контексте обостряется внимание к проблеме подготовки личности, готовой к успешной самореализации. Решение указанной проблемы возможно посредством подготовки мобильных специалис-

тов, так как только мобильный специалист сможет полноценно жить, творить, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

На сегодняшний день цикл смены профессии стал меньше, а сохранение профессиональной компетенции становится все более сложной задачей, поскольку ежегодно специалист должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний, также сокращается период устаревания знаний - для современного

© А.А. Ярцев, 2009

105

выпускника он наступает через 2-3 года.

Следовательно, успешнее тот, кто учится быстрее и тем самым имеет возможность в кратчайшие сроки решить ту или иную задачу. Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

В широком смысле под мобильностью (от лат. mobilis - подвижный) понимают подвижность, готовность к быстрому передвижению, действию, выполнению заданий. В психологическом словаре указанное понятие конкретизируются применительно к профессиональной деятельности, и определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [2].

Мобильность - это интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде.

Понятие мобильность для обозначения качеств личности, обеспечивающих быструю социальную и профессиональную адаптацию человека в обществе, было введено П.А. Сорокиным в 1927 году. Позднее, в 50 - 60-е годы ХХ века изучение этого феномена получило развитие в трудах таких ученых как Э.Ф. Джексон, Г Д. Крокет, П.М. Бол, О.Д. Данкен, Б. Шефер и др.

Существуют несколько альтернативных позиций по типологии мобильности. Их выделение представляет собой достаточно условное объединение различных представлений о типах мобильности специалиста в современных условиях его жизнедеятельности. Тем не менее, каждая из рассмотренных позиций обладает общими чертами, что позволяет отнести их к тому или иному типу мобильности специалиста.

Мобильность может быть горизонтальной и

вертикальной, мобильность в пространстве (социальном) и мобильность во времени (межгене-рационная и внутригенерационная). По степени интенсивности мобильности выделяют: мобильные социальные группы, умеренно мобильные социальные группы, иммобильные группы. В нашем исследовании мы рассмотрим социальную, культурную, социокультурную, академическую и профессиональную мобильность [4].

Социальная мобильность (процесс перемещения индивида в социальном пространстве, которое приводит к изменению места и статуса человека в структуре общества) есть критерий социальной дифференциации и индикатор состояния современного общества. Современный педагог постоянно взаимодействует с различными социальными группами (дети, родители, коллеги), которые принадлежат к различным социальным стратам. Педагог перемещается в социуме из одной социальной группы в другую с целью организации взаимодействия, например родителей и школы. Таким образом, социальная мобильность основывается на совокупности различных способов взаимоотношений между индивидом и обществом (группой, социальным слоем), складывающихся в постоянно меняющихся условиях. Следовательно, будущему специалисту необходимо быть адаптивным, коммуникативным и толерантным.

Культурная мобильность обеспечивает инновационный подход к решению поставленных перед человеком задач с опорой на принцип гуманизма в социальной среде. Культурная мобильность педагога, понимается как способность к творчеству, самостоятельному, свободному и критическому мышлению, рефлексии событий, умение находить нестандартные решения в новых ситуациях, предвидеть характер и ход изменений. Умение «передать нужную мысль в разнообразной форме» является ключевым умением культурной мобильности педагога, необходимым для обеспечения культурного сопровождения процесса обучения и воспитания людей.

Социокультурная мобильность - подвижность, изменчивость внутреннего состояния индивида по отношению к меняющейся культуре, социальным изменениям. Социокультурная мобильность определяется внутренней потенцией личности и обуславливается взаимодействием двух структур: постоянной (духовный стержень, стабильное ядро, ценности высшего ранга) и пе-

ременной (гибкость, изменчивость, подвижность сознания).

Академическая мобильность - это пространственная мобильность, основанная на «включенном обучении», обеспечивающая свободный выбор студентом образовательной траектории и реализацию внутренней потребности интеллектуального потенциала в движении. Посредством академической мобильности реализуется внутренняя потребность интеллектуального потенциала в движении в производственную сферу через пространство взаимоотношений и взаимосвязей [3].

Под социально-профессиональной мобильностью понимается изменение группой лиц или индивидом позиции, места, занимаемого в профессиональной структуре; переходы людей из одних профессиональных групп и слоев в другие.

Большинство авторов рассматривают социально-профессиональную мобильность через призму социологического подхода. При этом можно выделить две точки зрения. Согласно первой, профессиональная мобильность рассматривается как смена позиций, обусловленная внешними обстоятельствами (такими как отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, бытовая неустроенность и т.д.). В данном случае мобильность продиктована необходимостью адаптироваться к реальным жизненным ситуациям. Согласно другой точке зрения, мобильность рассматривается как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самосовершенствова-нии[5].

Основой социально-профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессии.

По мнению зарубежных исследователей (Д. -Мартенс, А. Шелтон), в основу формирования социально-профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые квалификации», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых спе-

циальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности [1].

Социально-профессиональная мобильность личности это ещё и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную или профессиональную ситуацию по-новому, нестандартно, иногда выходя за рамки обыденного. Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями. Поэтому, по мнению ряда ученых (З.А. Решетова, А.М. Столяренко), основой профессиональной мобильности в современный период развития общества является развитое творческое мышление будущих специалистов.

Специалисты выделяют три взаимосвязанных сущности социально-профессиональной мобильности, которая определяется как:

1) качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека;

2) деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;

3) процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

В соответствии с выявленной структурой социально-профессиональной мобильности следует рассматривать исходя из следующих уровней:

- уровень личностных качеств: адаптивность, коммуникативность, самостоятельность, приспособляемость, целеустремленность, ценностные ориентации и установки, социальная память, критическое мышление, способность к самопознанию, саморазвитию, самообразованию, социальная подвижность;

- уровень характеристик деятельности: рефлексивность, креативность, проективность, прогнозирование, целеполагание, гибкость, пластичность;

- уровень процессов преобразования собственной личности, деятельности и окружающей среды.

Социально-профессиональная мобильность имеет междисциплинарное содержание и раскрывается в контексте личностно-деятельностного, событийного и компетентностного подходов.

Личностно-деятельностный подход выявляет такие характеристики мобильности, как способ-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

107

ность специалиста рефлексировать исходный уровень своего профессионализма, своих возможностей, объективно оценивать степень произошедших изменений в своей личности и деятельности, готовность специалиста к изменениям в жизнедеятельности и др.

Событийный подход ориентирует на изучение профессиональной мобильности в условиях быстро меняющихся событий и их личностной значимости для специалиста.

Компетентностный подход позволяет представить профессиональную мобильность как совокупность определенных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности по мере возникновения важных проблем. Данный подход обеспечивает взаимосвязь образования и рынка труда и ориентирует на включение в образование практико-ори-ентированных жизненных проблем и ситуаций.

Таким образом, социально-профессиональная мобильность представляет собой способность личности реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую склонностям и возможностям с пользой для общества, умело переходить от одного уровня профессиональной деятельности к другому, т.е. расширяя, углубляя ее характер и уровень, проявлять свою профессиональную компетентность.

Поворот образования к личности, повышение ее роли в развитии государства и общества знаний, зависимость успеха трудовой карьеры человека не только от высокого уровня его общей подготовки, но и профессиональной, вызывает необходимость в изменении подхода к целям, содержанию, организационной структуре профессиональной подготовки специалистов в системе профессионального образования. При этом следует учитывать изменение главной цели развития общества; интердисциплинарный характер профессионального труда; личностную ориентацию в непрерывном образовании, заинтересованность общества в образованных гражданах с высоким уровнем педагогической подготовки как гаранта их успешной профессиональной карье-

ры и конкурентоспособности на рынке труда.

Это означает, что мобильность должна стать одним из ведущих принципов современного профессионального образования, основанного на классических принципах фундаментальности, научности, систематичности, профессиональнопредметной направленности. Мобильность образовательного процесса, в известной степени противостоящая этим принципам, является способом преодоления сущностного противоречия между тенденцией к устойчивости, неизменности, законченности содержания образования и новыми задачами и требованиями его инновационного изменения, встраивания его в современную быстроменяющуюся жизнь, социокультурную и производственную (педагогическую) ситуацию.

Библиографический список

1. Викулина М.А. Формирование общей культуры личности студента - насущная проблема современной педагогической науки / М.А. Викулина, Д.Н. Гугин. - Н. Новгород: НГПУ, 2007.

2. Горюнова Л.В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста: Монография. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2005.

3. Гугин Д.Н. Компетентностный подход к определению общей культуры человека // Современные проблемы науки, образования и производства: VII межвуз. науч.-практ. конф., 14 апреля 2007 г. - Н. Новгород; НФ УРАО, 2007. - С. 53-58.

4. Зновенко Л.В. Сравнительный анализ уровня развития академической мобильности студентов в странах Европы и в России // Материалы II Всероссийских Менделеевских чтений: Образование и культура как фактор развития региона. -Тобольск: Тобольский гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева, 2007. - С. 84-88.

5. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 201 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.