Достижения дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан в ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования
Башинова Светлана Николаевна, Латыпова Расиля Ильдусовна
ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан", г.Казань
Ключевые слова:
стандарт дошкольного образования, трудности, проблемы реализации
Введение. С 1 января 2014 года вступил в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, а также основой для формирования содержания профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников и проведения их аттестации. Были проведены мониторинговые исследования определения состояния реализации ФГОС ДО в пилотных дошкольных образовательных организациях Республики Татарстан.
Цель исследования. Выявить затруднения, потребности и образовательные запросы педагогических работников дошкольных образовательных организаций в целях совершенствования процесса реализации образовательного стандарта.
Материалы и методы. Мониторинг проводился в пилотных дошкольных образовательных организациях (ДОО) Республики Татарстан по введению и реализации ФГОС ДО.
Участники мониторинга: воспитатели разных групп ДОО, педагоги и специалисты ДОО, руководители ДОО.
Метод опроса: онлайн-анкета.
Результаты. В опросе приняли участие 48 (92,3%)представителей ДОО-пилотных площадок по внедрению ФГО ДО.
В большинстве - 92%- пилотных площадках создана система психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы. В 60,5% дошкольных образовательных организациях созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги дошкольных организаций (79,5%) отметили, что развивающая предметно-пространственная среда их детского сада содержательно насыщенная, 53,8% указали ее полифункциональность (46,2% респондентов оценили эту качественную характеристику на 2 и 3). Слабо оценили трансформируемость среды: свыше 10% педагогов поставили этому качеству 1 и 2 балла, 43,6% - 3 балла, 46% респондентов - 4 и 5 баллов. Лучше обстоит дело с оценкой вариативности среды - почти 77%, доступности - 89,7%, безопасности - 94,9% респондентов.
В дошкольных образовательных организация созданы площадки для организации взаимодействия участников образовательного процесса: на сайте детского сада - 100%, в блоге ДОО - 28,3%, на форуме - 33,3%, на родительских собраниях - 100%, конференциях - 90%, а также в форме совещаний, семинаров, творческих лабораторий, социальных сетей, консультативных пунктов, педагогических советов, мастер-классов, ресурсных центров и детско-родительских клубов.
У 97.4% пилотных площадок организована работа с родителями по разъяснению и ходе реализации ФГОС. А условия для развития инновационной деятельности имеются у 87,2% из 48 ДОУ, принявших участие в анкетировании по реализации ФГОС.
Результаты опроса показали, что ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности, в полной мере владеют 43,6% ДОО, в основном - владеют - 51,3%, недостаточно - 5,13%.
Вопросы опроса касались наличия затруднений, связанных с внедрением ФГОС. Педагоги 59% пилотных площадок испытывают трудности, из них: 16% опрошенных испытывают затруднения в области нормативно-правового обеспечения, 59% - в области методического обеспечения, 34,2% - в информационно-коммуникационном обеспечении, 21,1% в содержательной (теоретической) базе ФГОС ДО. Кроме того, некоторые ДОО испытывают затруднения в связи: с нехваткой кадров, малым финансированием, низкой технической оснащенностью.
Отвечая на вопросы, респонденты (87,2% пилотных площадок) признаются, что хотели бы получить помощь в реализации ФГОС. Дополнительное методическое обеспечение хотели бы получить 17,9% пилотных площадок; материально-техническое обеспечение - 38,5%. Недостаток в воспитателях, специалистах и педагогах-психологах имеют 30,8 площадок, принимающих участие в реализации ФГОС.
Был вопрос о качественном составе педагогов пилотных дошкольных организаций: высшее педагогическое образование имеют 64,6% работников ДО; среднее специальное образование -41,8%; не имеют специального образования 3,3%. Высшую квалификационную категорию имеют 22,1% сотрудников. 32% педагогов дошкольного образования имеют стаж работы до 10 лет; от 10 до 15 лет имеют стаж работы 14% человек; от 15 до 25 лет - 30% сотрудников; свыше 25 лет - 24%.
В 37% пилотных площадках используются соответствующие ФГОС ДО современные учебно-методические комплекты (УМК). Используют или разработали авторские программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО 27% ДОО. 23% опрошенных пилотных площадок используют или разработали программы дополнительного образования.
Помощь и поддержка районной методической службы по реализации ФГОС в ДОО удовлетворяет 34% руководителей. Тьюторская помощь по вопросам ФГОС оказывается также 34% опрошенных.
Выводы. Для эффективной реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогическим работникам дошкольных организаций необходимо повышать знания в нормативно-правовой, методической и информационно-коммуникативной областях; плодотворнее изучать и использовать в работе ИКТ-технологии, пополнять развивающую предметно-пространственную среду.
Список литературы:
Письмо ФГАУ «ФИРО» о проведении мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС дошкольного образования № 01-00-05/219 от 14.02.2014 - http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/01-00-05 219-14 02 2014.pdf
Мониторинг готовности образовательных организаций к введению ФГОС дошкольного образования - http://www.firo.ru/7page id=11688
Аналитические материалы по результатам мониторинга готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования -
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Analitika monitoring-FGOS-DO.pdf
Мониторинг эффективности апробации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - http://xn--n1abdok.xn--p1ai/node/1354