Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной
образовательной организации
Кузь Наталья Александровна
ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический
университет"
Ключевые слова:
научно-методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, образовательный процесс ДОО, ФГОС ДО, стажировочная площадка, инновационная площадка
Аннотация. В статье представлен опыт МКДОУ №329 г.Новосибирска создания системы научно-методического сопровождения образовательной деятельности в контексте введения ФГОС ДО. Раскрываются цель, направления и функции научно-методической деятельности в системе работы дошкольной образовательной организации.
Введение. Педагогическая деятельность в системе дошкольного образования многогранна и трудоемка, в ней нет неизменных элементов. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, определения эффективных путей сотрудничества с семьями воспитанников. Многие исследователи методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности. Одним из перспективных направлений совершенствования качества дошкольного образования - это организация научно-методической работы в ДОО.
Цель и концептуальные основы исследования.
Научно - методическая работа в дошкольной образовательной организации - это научное исследование, цель которого получение собственных, т.е. авторских выводов и результатов (разработок) в области работы с детьми раннего и дошкольного возраста, рост профессионального потенциала всех участников образовательного процесса. Теоретико-методологическую основу научно-методического сопровождения образовательной деятельности в ДОО г.Новосибирска в условиях введения ФГОС ДО составляют: - основные положения педагогики и психологии профессиональной деятельности (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, М.М. Левина, В.С. Леднев, Е.А. Климов, А.М. Новиков, В.Д. Шадриков, А.И. Щербаков и др.); - концепции проектирования содержания образования (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин, Ю.Г. Татур и др.); - идеи о становлении и развитии духовности и ценностно-смысловой сферы педагога (Е.И. Артамонова, А.Г. Асмолов, В.П. Бездухов, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); - научные данные о проектировании и конструировании профессионально-ориентированных технологий обучения (М.В. Кларин, М.М. Левина, В.А. Сластенин, С.И. Смирнов и др.).
Содержание (материалы) научно-методического сопровождения образовательной деятельности в ДОО.
С момента введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогический коллектив МКДОУ №329 г.Новосибирска приступил к анализу условий введения ФГОС ДО. Так первоначально, был получен статус пилотной площадки в по введению ФГОС ДО в муниципальных образовательных учреждениях города Новосибирска, реализующих образовательную программу дошкольного образования в 2014-2015 учебном году. Далее в 2015-2016 учебном году благодаря успешной деятельности был присвоен статус городской пилотной площадки по теме «Создание в ДОУ предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка». За два учебных года в ДОО была проведена
многовекторная работа для того, чтобы определить оптимальные условия организации образовательного процесса в ДОО и ее научно-методического обеспечения. Цель инновационной деятельности в МКДОУ города Новосибирска «детский сад № 329 комбинированного вида» - улучшение способности педагогической системы (в первую очередь - педагогического коллектива) образовательной организации качественно достигать более высоких результатов образования через изменение условий (нормативно-методических, организационных, кадровых, финансово-экономических, информационных, материально-технических). Нам не представлялось возможным выделить какую-то одну часть из всех направлений работы по внедрению ФГОС ДО, так как они тесно взаимосвязаны и их развитие (совершенствование) взаимообусловлено, поэтому наш проект является широкомасштабным и охватывает все направления. Один из самых важных гарантов успешной инновационной педагогической деятельности - кадровое обеспечение. В ДОО были созданы условия для профессиональной творческой самореализации педагогов, педагогический коллектив был готов к переходу на новый инновационный уровень деятельности, и, что немаловажно для обеспечения результативности, педагоги позитивно воспринимали возможность участия в проектах различного уровня.
Инновационная деятельность не может быть бесконечной, жизненный цикл инновации, связанной с внедрением ФГОС ДО, по-нашему мнению, - три года. В проекте первый год -собственно инновационный, второй год - адаптационный, третий год - итогово-аналитический. И, как известно из нормативно-правовых документов, в 2016 году на территории РФ повсеместно будет внедрен ФГОС ДО. Главная цель научно - методической работы в МКДОУ №329 г.Новосибирска является повышение профессиональной компетентности и научно -методического уровня исследований и разработок педагогов; обеспечение целостного образовательного процесса научно - обоснованными методическими материалами (Программа развития ДОО, ООП ДО в соответствии с направленностью групп, авторские парциальные программы, методические разработки, дидактические материалы и т. д.). Высшими формами представления методического творчества в практике нашей организации являются его обобщение в различных публикациях, проведение открытых мероприятий, семинаров, мастер-классов для родителей и коллег.
Результаты.
В МКДОУ №329 действует целостная методическая служба - это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, в конечном счете - на повышение качества образовательного процесса в ДОО. Основные направления методической службы ДОО: Педагогическое направление: оказание практической помощи педагогам в совершенствовании методического мастерства, повышение квалификации, консультативная помощь в научно - методическом плане (подготовка авторской парциальной программы, статьи, обобщающей опыт работы и т.д.). Управленческое направление: создание педагогического коллектива, способного к преобразованиям образовательного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Научное направление: организация исследовательской работы по апробации новых идей, концепций, авторских программ, программы развития образовательного учреждения и др. Рефлексивно-оценочное направление: анализ на диагностической основе педагогической деятельности, описание профессионального опыта, осмысление накопленного опыта, определение стратегии дальнейшего развития. Заключение. Таким образом, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволило выйти на уровень профессиональной деятельности - осознания необходимости научно-методического обеспечения образовательного процесса в ДОО.
Четкое понимание цели, направлений и содержания деятельности в системе работы дошкольной образовательной организации определило функции научно-методической работы: -аналитическая, связанная с анализом существующих программ, методических разработок, материалов, опыта коллег; - проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания образовательной деятельности для детей раннего и дошкольного возраста, проектированием развивающей предметно-пространственной среды; -конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего
мероприятия (отбором, перераспределением информации в соответствии с возрастом детей, индивидуальными интересами, задачами образовательной деятельности и т.д.); - нормативная, способствующая выполнению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, условий осуществления образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; - исследовательская - поиск, адаптация, модификация, разработка новых форм, методов, приемов работы с детьми раннего и дошкольного возраста, их родителями (лицами их замещающими), коллегами; - мониторинговая - разработка средств педагогической диагностики согласно основным положениям ФГОС ДО; участие в системе мониторинга качества образовательной деятельности ДОО; - рефлексивная - самоконтроль и саморегуляция профессиональной деятельности, определение стратегии и разработка маршрута профессионального самообразования.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., 2010. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. // «Проблемы современного образования». № 4, с. 4-18.
2. Скоролупова О.Л., 2014. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №3. с.3-9.