92 | 3/2019 Щ
ЮПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования специалистов сферы физической культуры и спорта
КЕТРИШ
Евгения Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
Аннотация
В статье рассмотрены особенности дополнительного профессионального образования как части непрерывного. Представлен опыт разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования на кафедре теории и методики физической культуры Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ
Ключевые слова:
дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, физическая культура и спорт
001 10.24411/2307-4264-2019-10312
АНДРЮХИНА Татьяна Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
Непрерывное образование — это образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы. Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни [9, с. 293].
Одной из форм непрерывного образования является дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО). Известно, что во многих странах темпы развития ДПО превосходят темпы развития традиционной системы учебных заведений, поскольку в его сфере эффективно действует один из основных принципов образования — «нужные знания нужным людям в нужное время» [10].
Сегодня в связи с формированием нового информационного, экономического, социального, правового, политического и культурного пространств появилась потребность в большом количестве новых профессий и специальностей. В свою очередь, современным специалистам необходимо постоянно обновлять знания, расширять круг компетенций, необходимых
Кетриш Е. В., Андрюхина Т. В. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования специалистов сферы физической культуры и спорта // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 92-97.
для успешной профессиональной деятельности. Они должны быть готовы к постоянному повышению квалификации и периодической профессиональной переподготовке, а также к усвоению новейших форм и технологий профессиональной деятельности.
Вопросами непрерывного образования и ДПО как его части занимались многие исследователи: А. Б. Белинская, М.Т. Громкова, О. П. Курден-кова, Т. С. Панина, И. Д. Чечель [3; 5; 7; 8; 11]. Между тем, на наш взгляд, не все вопросы достаточно освещены в научной литературе. В частности, например, отсутствуют исследования, посвященные проблемам электронного обучения и дистанционного образования при реализации ДПО в сфере физической культуры и спорта. При этом сфера физической культуры и спорта на сегодняшний день является одной из перспективных для реализации ДПО.
Согласно «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ, которые могут быть представлены программами повышения квалификации и программами профессиональной переподготовки. Целями подобных программ являются получение новых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, приобретение новой квалификации. При организации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки следует учитывать особенности профессиональной деятельности слушателей, их целевую установку на результаты обучения [1].
Содержание реализуемых программ должно отражать требования профессиональных стандартов, квалификационных характеристик соответствующих должностей, профессий, специальностей. В настоящее время Министерством труда и социальной защиты РФ утверждены следующие профессиональные стандарты в области физической культуры и спорта (05): 05.001 Профессиональный стандарт «Спортсмен»; 05.002 Профессиональный стандарт «Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту»; 05.003 Профессиональный стандарт «Тренер»; 05.004 Профессиональный стандарт «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту»; 05.005 Профессиональный стандарт «Инструктор-методист»; 05.006 Профессиональный стандарт «Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних»; 05.007 Профессиональный стандарт «Спортивный судья»; 05.008 Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в сфере физической культуры и спорта»; 05.009 Профессиональный стандарт «Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования»; 05.010 Профессиональный стандарт «Специалист по антидопинговому обеспечению»; 05.011 Профессиональный стандарт «Контролер-распорядитель» [2].
Сегодня, для того чтобы быть успешным в профессиональной деятельности, специалист сферы физической культуры должен постоянно расширять и обновлять свои профессиональные компетенции. Однако
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
компетенции не формируются сами собой, а самостоятельное повышение квалификации специалистами не приносит желаемого результата. Для этого необходимы специальные условия и высококвалифицированные преподаватели, способные организовать процесс обучения. Решение этого вопроса возможно только через специальные образовательные организации, занимающиеся ДПО.
Исследователи определяют разработку и внедрение в профессиональное образование открытых онлайн-курсов по различной тематике как одного из ведущих трендов в развитии ДПО [4; 6]. Между тем анализ перечня онлайн-курсов, размещенных на современных российских образовательных платформах («Универсариум», «Открытое образование», ЬеМопишЛу, «Университет без границ»), показал, что сфера физической культуры и спорта на них практически не представлена. На наш взгляд, это связано с тем, что данная сфера является технически сложной для самостоятельного изучения с помощью исключительно дистанционных технологий и электронного обучения. Проблематично разработать целостный онлайн-курс, охватывающий не только теоретические аспекты, но способный помочь в формировании целого ряда профессиональных компетенций, необходимых специалисту сферы физической культуры и спорта для дальнейшей полноценной профессиональной деятельности.
Исходя из этого в сфере физической культуры и спорта образовательными организациями высшего образования предлагаются актуальные направления получения ДПО в виде повышения квалификации продолжительностью от 16 часов и профессиональной переподготовки — от 250 часов. Как правило, актуальными остаются программы ДПО, формирующие профессиональные компетенции в следующих областях.
1. Теория и методика спортивной подготовки в избранном виде спорта (с учетом специфики вида спорта).
2. Технология организации физкультурно-спортивной деятельности с различными возрастными группами населения.
3. Спортивное питание и фармакология в избранном виде спорта.
4. Психолого-медицинские основы спорта.
5. Методика лечебной физической культуры и спортивного массажа.
6. Менеджмент физкультурно-спортивных организаций в современных экономических условиях.
7. Адаптивная физическая культура.
Отвечая актуальным запросам в области подготовки и повышения квалификации специалистов физической культуры и спорта г. Екатеринбурга и Свердловской области, в Институте гуманитарного и социально экономического образования РГППУ, на кафедре теории и методики физической культуры (ТМФК) разрабатываются дополнительные образовательные программы по различным направлениям деятельности. С 2014 года и по настоящее время реализуются следующие дополнительные профессиональные программы повышения квалификации:
- «Организационно-педагогические и медико-биологические основы построения учебно-тренировочного процесса» (108 часов);
- «Основы профессиональной деятельности тренера» (102 часа);
- «Адаптивная физическая культура» (108 часов).
А также дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки:
- «Современные технологии в учебно-тренировочном процессе» (512 часов);
- «Физическая культура и спорт» (512 часов);
- «Эффективное управление спортивно-образовательным учреждением» (512 часов);
- «Адаптивная физическая культура» (512 часов);
- «Особенности современных фитнес-направлений» (256 часов).
За период реализации дополнительных профессиональных образовательных программ преподавателями кафедры ТМФК было обучено 226 слушателей по программам повышения квалификации и 215 слушателей по программам профессиональной переподготовки.
В ходе реализации дополнительных профессиональных программ были выявлены определенные проблемы и сложности, как со стороны слушателей, так и со стороны преподавателей и специалистов. Перечислим их.
1. Как правило, слушатели дополнительных профессиональных образовательных программ — это работающие люди, с устоявшимися рабочими графиками и отсутствием времени на дополнительное обучение, но с неизменным пожеланием от работодателей скорейшего получения диплома о профессиональной переподготовке (удостоверения о повышении квалификации), желательно без отрыва от производства. Один из вариантов решения данной проблемы — согласование со слушателями времени обучения в вечернее время либо в выходные дни. Другой вариант — использование дистанционных образовательных технологий в части теоретического обучения, при обязательном присутствии слушателей на практических занятиях. Третий вариант — проведение занятий на площадках заказчика. Последний вариант возможен при реализации курсов повышения квалификации, когда организация делает заявку на обучение достаточно большого числа слушателей.
2. В связи с имеющимися тенденциями в оптимизации работы учебных подразделений вузов, увеличением нагрузки преподавателей, работающих по основным образовательным программам, увеличением количества учебно-методической документации и различных форм отчетности, обязательных для разработки и заполнения, по причине нехватки временных ресурсов, не все преподаватели кафедры готовы участвовать в реализации дополнительного образования. Помимо этого, вузы не всегда располагают достаточной материально-технической базой, необходимой для реализации определенных дополнительных профессиональных образовательных программ. Выходом из этой ситуации стало партнерство с физкультурно-спортивными организациями г. Екатеринбурга: детско-юношескими спортивными школами, центрами подготовки спортивного резерва, фитнес-центрами, что позволяет осуществлять практико-ориентированную часть программы обучения. Помимо этого, к реализации дополнительных профессиональных программ привлекаются специалисты-практики из числа работников вышеназванных организаций.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
3. Отсутствие на кафедре ставки специалиста по дополнительному образованию во многом затрудняет реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ. В связи с этим вопросы набора и ведения групп, информационного и методического обеспечения, документационного сопровождения процесса обучения вынуждены брать на себя преподаватели основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Решением данной проблемы стало включение деятельности по разработке и реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в показатели балльно-рейтинговой системы профессорско-преподавательского состава РГППУ
4. Снижение платежеспособности слушателей дополнительных профессиональных образовательных программ. Для решения данной проблемы предусмотрены меры по рассрочке оплаты за обучение, а также официально закрепленный в договоре на обучение пункт о невозможности повышения стоимости обучения по дополнительным образовательным программам в период их реализации.
Кроме этого, на кафедре ТМФК разработаны специализированные дополнительные программы для студентов РГППУ, позволяющие обучающимся по программам бакалавриата направлений подготовки «44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)», профиля «Сервис», профилизации «Физкультурно-оздоровительный сервис» и «49.03.01 Физическая культура», профиля «Спортивный менеджмент» параллельно с обучением по основным программам получить диплом о профессиональной переподготовке.
Специально для студентов этих направлений разработаны следующие дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки:
- «Физкультурно-спортивная деятельность с присвоением квалификации «педагог по физической культуре»» (512 часов);
- «Современные подходы к спортивной тренировке с присвоением квалификации «тренер-преподаватель»» (512 часов);
- «Управление в сфере физической культуры и спорта» (512 часов).
Содержание программ при этом построено таким образом, что позволяется частично перезачесть отдельные, ранее освоенные студентами дисциплины. Это, в свою очередь, ведет к сокращению времени обучения и соответственно к уменьшению стоимости обучения по дополнительным образовательным программам. Это особенно важно для студентов, обучающихся по программам бакалавриата на внебюджетной основе.
В настоящее время перспективными направлениями деятельности в рамках ДПО на кафедре ТМФК являются:
- расширение перечня дополнительных образовательных программ с использованием дистанционных технологий обучения, включая создание онлайн-курсов по отдельным дисциплинам;
- повышение качества организации и проведения дополнительных профессиональных образовательных программ (в том числе оценка удовлетворенности слушателей);
- повышение интереса студентов к дополнительному образованию, привлечение выпускников к реализации дополнительных профессиональных образовательных программ;
- проведение маркетинговых исследований в области рынка образовательных услуг, потребностей слушателей и качества ДПО.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/70440506/ (дата обращения — 13.05.2019).
2. Реестр профессиональных стандартов [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/archive.php4 (дата обращения — 14.05.2019).
3. Белинская А. В. Непрерывное образование как фактор развития социального капитала российского общества // Социальная педагогика в России. — 2013. — № 3. — С. 81-86.
4. Великанова О. Онлайн-образование: плюс к резюме [Электронный ресурс] // РБК: Работа и образование. URL: http://spb.rbcplus.ru/ news/579e67467a8aa92b63ea5e37 (дата обращения — 14.05.2019).
5. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 495 с.
6. Дочкин С. А. Особенности реализации открытых онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер. Гуманитарные и общественные науки. — 2017. — № 3. — С. 4-8.
7. Курденкова О. П. Реализация концепции непрерывного образования в ведущих вузах России // Педагогика. — 2014. — № 7. — С. 79-85.
8. Панина Т. С., Павельева Н. В. Непрерывное образование пожилых людей в контексте устойчивого развития государства // Мир образования — образование в мире. — 2014. — № 3 (55). — С. 66-71.
9. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Сост. Г. М. Ро-манцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова и др.; под ред. Г. М. Романцева. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005 — 456 с.
10. Татарникова А. А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 299. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-sostavnaya-chast-nepreryvnogo-profes-sionalnogo-obrazovaniya (дата обращения — 15.05.2019).
11. Чечель И. Д. Современные подходы реализации непрерывного профессионального развития руководителей образовательных организаций // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2015. — № 3 (24). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-realizatsii-nepreryvnogo-professionalnogo-razvitiya-rukovoditeley-obrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения — 26.05.2019).