К 80-м годам 19 века, ряды военных капельмейстеров состояли из трех типов подготовленных музыкантов, имеющих разное этническое происхождение и разную музыкальную подготовку, это музыканты-иностранцы, имеющие высшее образование, музыканты-русские, из школ, имеющие среднее образование и музыканты-практики, русского происхождения, без образования, но имеющие оркестровую практику, полученную в полковых оркестрах. Среди них можно отметить: И. Оглоблина, Е. Хлебникова и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соловцов, А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова / А. Соловцов. - М. : Музыка, 1969. - 673 с.
REFERENCES
1. Solovtsov, A. (1969), Life and creativity of N.A. Rimsky-Korsakov, Music, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2016
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск
Аннотация
Образование взрослых - этап непрерывного образования, который включает в себя переподготовку, обучающие курсы, специальную подготовку, стажировку, повышение квалификации и самообразование. В статье представлены результаты организационных и профессиональных предпочтений специалистов в области физической культуры и спорта при повышении квалификации.
Ключевые слова: специалисты в области физической культуры и спорта, повышение квалификации, образование взрослых.
PROFESSIONAL PREFERENCES OF THE SPECIALISTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SPHERE IN THE MODERN PROFESSIONAL
ACTIVITIES CONDITIONS AND CHANGING SOCIAL ENVIRONMENT
Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Irkutsk State University, Irkutsk
Annotation
Adult education - a stage of continuous education, which includes the retraining, training courses, specialized training, internship, advanced training and self-education. The article presents the results of the organizational and professional preferences of the specialists in the field of physical culture and sports under the advanced training.
Keywords: experts in the field of physical culture and sports, training, adult education.
ВВЕДЕНИЕ
В законе РФ «Об образовании в РФ» (ст. 76) говорится, что «дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной
среды».
Данный этап занимает самый продолжительный период в профессиональной жизни любого специалиста, в том числе в области физической культуры и спорта, и в системе его непрерывного образования. Основное предназначение данного этапа непрерывного образования специалиста это повышение профессиональных знаний, совершенствование умений, навыков ключевых компетенций специалистов и подготовка их к выполнению новых профессионально-трудовых функций [2, 3].
Традиционно в системе образования взрослых, в условиях ограничения временных рамок обучения, возникает необходимость конкретизации блоков дисциплин, изучаемых в вузе, адаптируя их содержание к условиям практической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта в соответствии с возникающими в процессе ее осуществления профессиональными проблемами. Содержание образования в системе непрерывного физкультурного образования основывается не на изучении отдельных учебных предметов, а на междисциплинарном подходе и носит в основном не столько фундаментальный (в отличие от вуза), сколько прикладной характер [1].
Впервые о создании институтов усовершенствования в области общего образования упоминается в конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого века. В восьмидесятых годах часть из них была преобразована в институты повышения квалификации и институты развития образования. На сегодняшний день эта система по всей стране насчитывает академий повышения квалификации и профессиональной переподготовки 3,2%; институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования 6,5%; институтов развития образования 16,1%.
Если рассматривать учебные заведения дополнительного образования Прибайкалья и Забайкалья, то в Иркутской области несколько учреждений дополнительного образования, чья деятельность распространяется на тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры, инструкторов по ФК, инструкторов по ЛФК и других различных категорий слушателей. Институт развития образования (ИРО), Институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО) (слияние с ИРО в 2015г.), Институт дополнительного образования Восточно-Сибирской государственной академии образования, (ИДО), отделение дополнительного профессионального образования Иркутский колледж олимпийского резерва (УОР), филиал Российского Государственного университета физической культуры спорта и туризма (филиал в г. Иркутске РГУФКСиТ).
В республике Бурятия повышение квалификации и переподготовку специалистов физкультурно-спортивной деятельности осуществляет Институт непрерывного образования Бурятского государственного университета (БГУ), а также Бурятский институт повышения квалификации работников образования. В Читинской области повышением квалификации занимаются: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»; Государственное учреждение «Центр развития профессионального образования Забайкальского края» (ГУ ЦРПО Забайкальского края), в ГУ ЦРПО Забайкальского края работают научно-методический совет, краевые секции методистов и педагогов-психологов; Государственное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Забайкальского края» (ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»); Государственное учреждение дополнительного образования «Забайкальский краевой центр физической культуры и спорта Факультет дополнительного образования ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
Несмотря на расхождения в названии, основной функцией этих учреждений является образовательная, но помимо этой функции также осуществляются экспертные, организационные, мониторинговые и другие мероприятия. Таким образом, система дополни-
тельного профессионального педагогического образования помимо повышения квалификации работников образования, выполняет и другие разнообразные функции в образовательной системе своего региона.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На констатирующем этапе исследования, нам предстояло определить, какие формы и направления в содержании и организации повышения квалификации приоритетны для слушателей. Выборку составили специалисты в области физической культуры и спорта Иркутской области всего 1018 человек. Из них 57,7% - мужчины, соответственно 42,3% -женщины, средний возраст испытуемых - 45 лет. Слушателей проживающих и работающих в сельской местности 46%, представителей города 54%. Тренеров из всей выборки - 23,41%, учителей физической культуры - 64,65%, 11,94% - специалисты («межпредметники»). Такие специалисты в лучшем случае совмещают профессиональные обязанности учителя физической культуры и тренера по виду спорта. В основном это представители села, которые в силу производственной необходимости вынуждены совмещать различные виды профессиональной деятельности. Более половины этих учителей работают в малокомплектных сельских школах, и есть случаи, когда кроме своей специальности, ведут занятия по другим дисциплинам, по которым не имеют специальной подготовки. Далее в отношении этих специалистов мы будем использовать термин «межпредметники».
Представителей сельской местности среди тренеров - 21,86%, среди учителей физической культуры - 60,32%, «межпредметников» - 17,82%.
Среди проживающих в городе 17,18% - тренеры, 68,70% - учителя физической культуры, соответственно «межпредметников» - 14,12%.
Женщин, среди учителей физической культуры - 67,44%, мужчин - 62,59%.
В тренерской деятельности представителей сильного пола больше: 26,53% и 19,07% соответственно.
Около 29,67% специалистов имеют среднее специальное физкультурное образование, а 45,97% высшее, 3,34% слушателей закончили средние специальные учебные заведения по другим профилям, 21,02% высшие учебные заведения, не имеющие отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
Целью исследования было выявление организационных и профессиональных предпочтений специалистов в области физической культуры и спорта при повышении квалификации. Был проведен социологический опрос представленного выше контингента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оказалось, что 49% слушателей из предложенных форм повышения квалификации предпочитают очные курсы, а дистанционные курсы не считают целесообразными, за исключением 3,36% учителей физической культуры. Все-таки для специалистов в области физической культуры и спорта важно обсуждать вопросы и проблемы «в живую». Для многих это возможность вникнуть в информационное поле новых законодательных аспектов образовательной физкультурно-спортивной отрасли, освоить общепрофессиональные и профильные направления в дополнительных профессиональных программах прошедших рецензирование и утверждение на соответствие образовательным требованиям, стандартам, рекомендациям, положениям и т.д.. Если рассматривать результаты по категориям специалистов, то учителя (9,17%) в отличие от тренеров (2,11%) предпочитают «мастер классы». Тогда как для тренеров семинары более информативны (5,72%). Самообразование актуально в основном у учителей - 8,06%, тренеры -2,17%, межпредметники - 0%.
Далее для нас представляло интерес определить удовлетворенность своей профессиональной подготовкой специалистов Иркутской области. Выяснилось, что 59,53% тре-
неров считают, что их профессиональный уровень достаточен для профессиональной деятельности. Практика показывает, что среди тренеров по видам спорта большая часть специалистов уверена (а нередко и самоуверенна) в своей методической, психологической, педагогической и других видах компетентности. Соответственно у учителей физической культуры этот показатель составил 27,13%. Среди межпредметников удовлетворены своей профессиональной подготовкой лишь 8,11%. Данные категории специалистов, на наш взгляд, имеют меньший уровень притязаний (социальный, профессиональный статус, удаленность от областного центра и т.д.) и, как следствие, заниженная самооценка и неуверенность в своих профессиональных возможностях.
При выборе желаемых профессиональных направлений повышения квалификации были выявлены очевидные приоритеты. Так для тренеров наиболее актуальным являются «Инновационные технологии в системе подготовки спортсменов в современных условиях» и «Психолого-педагогические основы тренировочной и соревновательной деятельности» (43,04% и 28% соответственно). Среди учителей высшую позицию занимают «Приоритетные направления в реализации программ по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС», данное направление интересно и межпредметникам (21,78%), и «Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании» (36,07%; 20,56% межпредметники - 21,56%). Все направления отражают последние тенденции в физкуль-турно-спортивном мире и соответственно вызывают профессиональный интерес у данных категорий специалистов. В аутсайдерах у всех представленных категорий специалистов такие направления как «Информационно-компьютерные технологии, компьютерная грамотность», «Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры», «Основы законодательства Российской Федерации в области образования». На наш взгляд, это связанно с тем, что сейчас лишь единицы специалистов не владеют компьютерной грамотностью. Даже сельские жители оснащены доступом и возможностями в пользовании компьютерными средствами, и если еще 3-4 года назад ИКТ были обязательным условием прохождения курсов повышения квалификации, то сейчас такая необходимость почти отпала. Направление, связанное с адаптивной физической культурой не востребовано только потому, что специалистов работающих в данном направлении очень мало, и как следствие, в общей массе специалистов в области физической культуры и спорта процент «адаптивщиков» очень мал.
Таким образом, рассматривая профессиональные предпочтения всех категорий специалистов в общем можно отметить «Приоритетные направления в реализации программ по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения» и «Инновационные технологии в системе подготовки спортсменов в современных условиях» (57,85 и 56,52%) наиболее востребованы. Также как и «Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании» 54,01%. Менее интересны для слушателей «Психолого-педагогические основы тренировочной и соревновательной деятельности» (41,78%) и «Педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту» (31,58%). Почти не востребованы «Информационно компьютерные технологии, компьютерная грамотность» (6,26%) и «Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры» (11,4%).
Таким образом, были выявлены предпочтительные формы в организации при проведении курсов повышения квалификации, а также приоритетные направления в содержании повышения квалификации для специалистов в области физической культуры и спорта Иркутской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пружинин, К.Н. Влияние проектирования собственной траектории профессионального развития на эффективность повышения квалификации тренеров по различным видам спорта / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 1 (131). - С. 197-201.
2. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования: монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин. - Иркутск : Иркутский филиал «РГУФкСМИТ», 2013.- 214 с.
3. Пружинин, К.Н. Адаптация и социализация специалистов в области физической культуры и спорта в условиях профессионального образования: монография / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина,- Иркутск : ВСГАО, 2009. - 241 с.
REFERENCES
1. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2016), "Impact design their own path of professional development on the effectiveness of training coaches in various sports", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 197-201.
2. Pruzhinina, M.V., Kishinsky, A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: Monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk.
3. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2009), Adaptation and Socialization of Professionals in the Field of Physical Culture and Sports in Terms of Vocational Education: Monograph, Irkutsk
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.09.2016
УДК 796.011.3
ДИНАМИКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
ПРОФИЛЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Викторовна Кулешова, старший преподаватель, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск
Аннотация
В статье отражены результаты организации занятий по специальным дисциплинам (профиль «физическая культура» с дополнительным профилем «безопасность жизнедеятельности») с учетом уровня физической работоспособности и физической подготовленности студентов на основе личностно-ориентированного подхода.
Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, физическая работоспособность, личностно ориентированный подход.
LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF THE STUDENTS OF PROFILE "PHYSICAL
CULTURE" ON THE BASIS OF INDIVIDUALLY ORIENTED APPROACH
Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Viktorovna Kuleshova, the senior lecturer, Irkutsk State University, Irkutsk
Annotation
The article presents the results of the organization of classes on special subjects (profile of "physical culture" with extended profile "safety of life"), taking into account the level of physical health and physical fitness of students, based on the student-centered approach.
Keywords: students, physical fitness, physical performance, personality-oriented approach.
ВВЕДЕНИЕ
Абитуриенты, поступающие на профиль «физическая культура» помимо результатов ЕГЭ должны иметь определенные характеристики (разряд по виду спорта, звание, показатели физической и специальной подготовленности, двигательный опыт и т.п.) не-