ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» НА ЭТАПАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ
Е.И. ПЕРОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
Внедрение и реализация физкультурно-спортивного комплекса требует проведения широкой разъяснительной работы, понимания его актуальности для различных сфер и социальных институтов общества. В данной статье приведены программы дополнительного профессионального образования, соответствующие федеральным государственным образовательным стандартам, предназначенные для успешной подготовки кадрового состава к выполнению государственных нормативов и требований к уровню знаний и умений в области физической культуры и спорта по программе комплекса «Готов к труду и обороне».
Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс, кадровое обеспечение процесса, нормативы и требования комплекса, программы дополнительного образования.
Abstract
The introduction and implementation of the sports complex requires a wide outreach, understanding its relevance to various spheres of society and social institutions. This article presents a program of additional professional education, relevant federal state educational standards, designed for the successful preparation of the staff of the government to implement standards and requirements to the level of knowledge and skills in the field of physical culture and sports on the program complex "Ready for work and defense".
Keywords: sports complex, staffing process, standards and requirements of the complex programs of additional education.
Внедрение и реализация Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» требует проведения широкой разъяснительной работы по реализации государственной политики в области физической культуры и массового спорта, целей и задач комплекса ГТО, его актуальности для различных сфер и социальных институтов общества. Необходима работа по консолидации усилий на всех уровнях: федеральном, региональном, местном и институциональном с привлечением средств массовой информации, общественных, общественно-государственных и иных организаций, федераций, спортивных клубов, заинтересованных во введении комплекса ГТО. Главенствующая роль в проведении работы с общественностью должна отводиться образовательным организациям физкультурного профиля; факультетам и институтам физической культуры и спорта, находящихся во введении Министерства спорта Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации; спортивным клубам и федерациям по видам спорта; центрам тестирования по видам испытаний комплекса ГТО; муниципальным органам управления физической культурой и спортом, на базе которых будет организовано научно-методическое и информационно-пропагандистское сопровождение и консультирование всех участников данного процесса [1-4].
Кадровое обеспечение процесса подготовки для выполнения нормативов и требований комплекса ГТО предполагает максимальное использование ресурсов государственной системы образования и ее потенциа-
ла в части специалистов-педагогов и инструкторов по физической культуре и спорту:
• учителей физической культуры общеобразовательных организаций;
• руководителей и преподавателей физического воспитания системы начального, среднего и высшего профессионального образования;
• тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования спортивного и общефизического профиля;
• руководителей физической подготовки специальных образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также других министерств и ведомств.
Указанные специалисты осуществляют деятельность по физическому воспитанию практически для всех категорий обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. При этом объем и продолжительность программ физического воспитания обучающихся являются необходимым, обязательным и достаточным условием для успешной подготовки последних к выполнению государственных нормативов и требований к уровню знаний и умений в области физической культуры и спорта по программе комплекса ГТО.
Кроме того, всё больший сегмент в последние годы на рынке физкультурно-спортивных услуг для различных категорий и групп населения, особенно работающего населения, занимают коммерческие организации:
• клубы и фитнес-центры;
• бассейны;
• физкультурно-оздоровительные комплексы;
• физкультурно-спортивные клубы по месту работы и жительства.
Названные формы организации работы и кадрового обеспечения, в том числе в части оказания платных физ-культурно-спортивных услуг населению по подготовке к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО, имеют право на существование и поддержку со стороны государства.
Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по программам дополнительного профессионального образования комплекса ГТО рекомендуется проводить для следующих категорий:
• руководителей органов управления по физической культуре и спорту разного уровня и организаторов физ-культурно-спортивной работы;
• специалистов по физической культуре и спорту организаций и учреждений образования;
• спортивных судей;
• общественных кадров (волонтеров), участвующих в работе центров тестирования.
Система дополнительного профессионального образования (в ходе подготовки и повышения квалификации) создает условия для серьезной теоретической и практической подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта по изучению изменений, которые происходят в системе образования, сфере физической культуры, производственных и трудовых коллективах в связи с внедрением комплекса ГТО.
В этой связи, в целях выработки единого подхода к применяемым программам обучения целесообразно иметь типовые или базовые учебные планы и программы, которые помогут сохранить единство подготовки, переподготовки и повышения кадров по внедрению комплекса ГТО во всей стране.
В соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 858с [5] разработаны программы дополнительного профессионального образования для организаторов физкультурно-спортивной работы, преподавателей высших и средних учебных заведений, тренеров-преподавателей по видам спорта, учителей физической культуры, волонтеров и учителей общеобразовательных школ для работы с населением по внедрению комплекса ГТО.
Содержание разработанных дополнительных профессиональных программ и отдельных ее компонентов направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам регулируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 499 [7], в том числе в отношении форм обучения и сроков
освоения дополнительной профессиональной программы, которые определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Модульный принцип организации учебного процесса при освоении дополнительных программ повышения квалификации наиболее рационален. При нем учитывается многоуровневый характер дополнительного образования и создание перспективы для дальнейшего самосовершенствования обучающихся. Слушатель может выбрать тот модуль, который для него важен, а также может освоить программу в полном объеме. Таким образом, появляется возможность более эффективно и целенаправленно, опираясь на индивидуальные потребности, использовать возможности для прохождения курсов повышения квалификации для каждого участника.
Совершенствование государственной политики в сфере физической культуры и спорта, развитие системы физического воспитания, укрепление здоровья населения и народосбережения в Российской Федерации связано с введением комплекса ГТО. Введение комплекса ГТО требует организации широкой разъяснительной работы по реализации государственной политики в области физической культуры и массового спорта, целей и задач комплекса ГТО, его актуальности для различных сфер и социальных институтов общества.
Первоочередное внимание следует уделить обучению не только специалистов-практиков физической культуры образовательных организаций и учреждений, но и работников физкультурно-спортивных организаций, специалистов и руководителей органов, осуществляющих управление физической культурой и спортом в муниципальных образованиях. Программа дополнительного профессионального обучения «Стратегия и перспективы развития (становления) комплекса ГТО в Российской Федерации в 2014-2018 гг.» (72 часа) состоит из двух модулей: Модуль 1 «Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации на современном этапе» (29 часов) и Модуль 2 «Основные направления, особенности внедрения и развития комплекса ГТО в Российской Федерации» (43 часа) и включает изучение и разработку различных локальных актов, необходимых для управления введением комплекса ГТО; структуру первоочередных мер по научно-методическому и информационно-пропагандистскому сопровождению внедрения комплекса ГТО с учетом специфики учреждений, организаций.
Программа дополнительного профессионального образования служит формированию у специалистов, организаторов физической культуры и спорта представлений о роли государственной политики в сфере физи-
ческой культуры и спорта, программы ее реализации; о комплексе ГТО как программной и нормативной основы физического воспитания, предусматривающей повышение уровня физической подготовленности граждан Российской Федерации, формирование у них необходимых знаний и навыков для занятия физической культурой и спортом, а также нормативы физической подготовленности ступеней комплекса ГТО. Практическая реализация образовательной программы заключается в том, что слушатели определяют свои полномочия в той сфере деятельности, которую они представляют, пути взаимодействия органов, организаций, учреждений муниципальной системы по созданию условий для оптимального использования наличных ресурсов, разрабатывают мониторинг определения эффективности деятельности всех субъектов процесса введения и реализации Комплекса.
В соответствии с должностными характеристиками специалисты физической культуры и спорта (учителя, тренеры-преподаватели, инструкторы, организаторы физкультурно-спортивной работы и т.п.) несут, в первую очередь, ответственность за приведение в соответствие с требованиями комплекса ГТО процесса и результата внедрения - улучшение физической подготовленности граждан Российской Федерации. Создание условий в учреждениях, организациях, спортивных клубах, трудовых коллективах для реализации целей, задач, принципов комплекса ГТО, подготовка выделенных категорий специалистов к этой работе и оказание им методической поддержки является сферой компетенции руководителей, заместителей руководителей, заинтересованных во внедрении комплекса ГТО организаций. Для эффективного внедрения комплекса ГТО необходимо управление этим процессом на уровне муниципального органа управления образованием, физической культурой и спортом, отвечающего за оптимизацию всех условий и согласованность действий всей муниципальной системы.
Программа дополнительного профессионального образования обучения «Модели управления внедрением комплекса ГТО» (34 часа) служит формированию у руководящих работников, организаторов физкультурно-спор-тивной работы представлений о процессе моделирования условий для реализации комплекса ГТО на региональном и муниципальном уровнях. В ходе освоения разделов образовательной программы слушатели изучают основные подходы, условия, требования, виды моделей управления, осваивают процесс построения оптимального варианта модели внедрения Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), знакомятся с опытом других регионов.
Практическая реализация программы предусматривает насыщение знаний слушателей современными теоретическими положениями и практическими навыками, строящимися с учетом анализа передового опыта и материалов фундаментальных наук в области физической культуры и спорта.
Дополнительная профессиональная программа обучения «Организация и проведение тестирования в рамках комплекса ГТО» (144 часа) разработана в соответствии
с правилами соревнований по видам легкой атлетики, гимнастики, плавания, лыжного спорта, спортивной стрельбы, с требованиями к подготовке мест соревнований и технологии судейства и состоит из четырех модулей. Практическая реализация программы предусматривает насыщение знаний слушателей современными теоретическими положениями, практическими навыками, и компетенциями, строящимися с учетом анализа передового опыта и материалов фундаментальных наук в области физической культуры и спорта.
Основным разделом программы является раздел профессионально-педагогической подготовки, в котором выделяются два аспекта: методико-подготовительный и реализационный (исполнительский). Первый учит разрабатывать необходимую документацию и программировать деятельность судей по видам тестирования ГТО. Второй - формирует умение применять на практике полученные знания по организации и судейству соревнований по видам тестирования ГТО непосредственно на соревнованиях, т.е. конкретизирует умения, обеспечивающие практическую деятельность судьи на отдельных видах испытаний комплекса ГТО.
Дополнительная профессиональная программа обучения «Организационно-методические основы внедрения комплекса ГТО в организациях Российской Федерации» (144 часа) ориентирована на широкий круг специалистов физической культуры: преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, тренеров, педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры общеобразовательных школ и состоит из трех модулей. Практическая реализация программы предусматривает насыщение знаний слушателей современными теоретическими положениями и практическими навыками, строящимися с учетом анализа передового опыта и материалов фундаментальных наук в области физической культуры и спорта. Работа проводится в форме лекций, методических, практических занятий, учебной практики.
Дополнительная профессиональная программа обучения «Комплекс ГТО в практике физической культуры и спорта» (144 часа) разработана в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования и предназначена для слушателей следующих категорий: специалистов и педагогических кадров, занятых в сфере физической культуры, спорта и туризма; обновление их теоретических и практических знаний, а также для освоения современных технологий и решение профессиональных задач, направленных на повышение уровня знаний в области физической культуры, спорта и туризма; совершенствование качества подготовки специалистов, их деловых качеств, подготовка и реализация в современных условиях физической культуры Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Практическая реализация программы предусматривает повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников, специалистов и педагогических кадров, занятых в сфере физической культуры, спорта и туризма; обновление их теоретических и практических знаний; освоение совре-
менных технологий и решение профессиональных задач, направленных на повышение уровня знаний в области физической культуры; совершенствование качества подготовки специалистов, их деловых качеств; подготовка к выполнению новых трудовых функций. Работа проводится в форме лекций, методических, практических занятий, учебной практики.
Разработанные программы повышения квалификации по внедрению и реализации комплекса ГТО направлены на совершенствование необходимой для профессиональной деятельности организаторов физкультурно-спортив-ной работы, преподавателей высших и средних учебных заведений, тренеров-преподавателей по видам спорта, учителей физической культуры, волонтеров, учителей общеобразовательных школ, общественных инструкторов для работы с обучающимися и населением.
Целью дополнительных профессиональных программ обучения является подготовка специалистов физической культуры к реализации и внедрению комплекса ГТО.
Обучение слушателей по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно, в том числе
посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин, прохождения практики, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. Освоение образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией слушателей, которые после успешного ее прохождения, получают документы установленного образца: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.
Наличие специальной подготовки со временем станет необходимым и обязательным элементом для кандидатов на замещение вакантных должностей в центрах тестирования и спортивных судей.
Опорными центрами подготовки кадров станут спортивные вузы, подведомственные Министерству спорта Российской Федерации. Там, где таких вузов нет, при наличии базы и квалифицированных кадров, в работе по повышению квалификации для работы по комплексу ГТО могут быть использованы факультеты и институты физической культуры и спорта университетов системы Министерства образования и науки Российской Федерации.
Литература
1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / Н.В. Паршикова, В.В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров. - 2-е изд. с измен. и до-полн. - М.: Спорт, 2015. - 208 с.
2. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации: реализация стратегии развития отрасли. Документы и материалы (2011-2014 годы) / Н.В. Паршикова, П.А. Виноградов // под общей ред. В.Л. Мутко; Министерство спорта Российской Федерации. - М.: Советский спорт, 2014 г. - 1592 с.
3. Методические рекомендации «Организация медицинского сопровождения выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», утверждены президиумом Российской Ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных инвалидов (протокол № 12 от 21 ноября 2014 г.).
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию
мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в рамках подпрограммы "Развитие физической культуры и массового спорта" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"» от 2 октября 2014 г. № 1013.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» от 28 июля 2014 г. № 839.
6. Приказ Минспорта России от 28 октября 2014 г. № 858 «О разработке программы дополнительного профессионального образования для организаторов физ-культурно-спортивной работы, преподавателей высших и средних учебных заведений, тренеров-преподавателей по видам спорта, учителей физической культуры, волонтеров, учителей общеобразовательных школ для работы с населением по внедрению комплекса ГТО».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 499. - Ьйр://^^^ rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html
References
1. Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP): documents and teaching materials / N.V. Parshikova, V.V. Babkin, P.A. Vinogradov, V.A. Uvarov. - M.: Sport, 2015, 208 p.
2. Normative legal maintenance of sphere of physical culture and sports in the Russian Federation: the implementation of the strategy of development of the
industry. Documents and materials (2011-2014 years) / N.V. Parshikova, P.A. Vinogradov // under the general editorship. V.L. Mutko; Ministry of Sports of the Russian Federation. - M.: Soviet sport, 2014. - 1592 p.
3. Guidelines "Organization of medical support implementation of standards-Russian sports complex" Ready for Labor and Defense", approved by the Presidium of the
Russian Association of Sports Medicine and Rehabilitation of Disabled Persons (Minutes No 12 of 21 November 2014).
4. Resolution of the Government of the Russian Federation "On Approving the Rules of the 2014 subsidy from the federal budget to the budgets of subjects of the Russian Federation on the implementation of measures to phase the introduction of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) in the framework of the subprogram" Development of physical culture and mass sports, "The state program of the Russian Federation Development of physical culture and sports" from October 2, 2014. - No 1013.
5. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On Approving the Procedure for Admission to training on educational programs of higher education -
undergraduate, specialty programs, master's programs in the 2015/16 academic year" from July 28, 2014. -No 839.
6. The Order of the Ministry of Sports of Russia on 28 October 2014 No 858 "On the development of the program of additional vocational training for organizers of sports and sports activities, teachers of higher and secondary educational institutions, trainers and teachers of sports, physical education teachers, volunteers, teachers of secondary schools to work with the public on the implementation of the complex TRP".
7. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation 01.07.2013 g. No 499.- // http://www. rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html