Научная статья на тему 'Донозологическая диагностика состояния здоровья первоклассников'

Донозологическая диагностика состояния здоровья первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕРВОКЛАССНИКИ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PHYSICAL DEVELOPMENT / FIRST GRADERS / PRENOSOLOGICAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зарытовская Н. В., Калмыкова А. С.

В статье рассмотрено изучение физического развития, соматического здоровья и психологической адаптации первоклассников общеобразовательных школ г. Ставрополя для использования в качестве предикторов нарушения состояния здоровья и проведения донозологической диагностики заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRENOSOLOGICAL DIAGNOSTICS OF THE FIRST-GRADER’S HEALTH

The article considers the study of physical development, somatic health and psychological adaptation of first-graders of comprehensive secondary schools in the city of Stavropol to be used as predictors of health violations and prenosological diagnosis of diseases.

Текст научной работы на тему «Донозологическая диагностика состояния здоровья первоклассников»

Под влиянием «Мексидола» во втором периоде исследования в группе «А» средняя величина амплитуд кривых рН Стефана уменьшилась на 30,8% (р<0,05). В группе «В» при возобновлении гигиенических мероприятий аналогичное уменьшение показателя составило 1,8 раза (р<0,05). В группе «С» амплитуда кривых увеличилась в среднем на 18,8% (р<0,05). Похожие изменения были отмечены и со стороны амплитуд тестовых карбамидных кривых рН ротовой жидкости. Так, в группе «А» под влиянием ополаскивателя наблюдалось уменьшение амплитуд кривых в среднем на 33,6% (р<0,05). При этом в конце исследования значения амплитуд оказались на 52,8% больше, чем в его начале (р<0,05). Более выраженные изменения показателя отмечены в группе «В». Здесь его редукция составила в среднем 1,9 раза (р<0,05). Среднее значение амплитуд кривых в конце исследования было на 15,5% больше, чем в его начале (р>0,05). В группе «С» при отсутствии профилактических мероприятий в полости рта к концу исследования отмечено увеличение амплитуд карбамидных кривых в среднем на 29,4% относительно конца первого периода.

Сравнение результатов изучения тестовых карбамидных кривых рН и кривых Стефана показало, что влияние ополаскивателя «Мексидол» хотя и не значимо статистически, выражено в отношении аммиак-продуцирующей микрофлоры полости рта. Это позволяет рекомендовать препарат для профилактики и лечения воспалительных заболеваний пародонта, инициатором которых является анаэробная уреазопозитивная микрофлора.

Выводы:

1. Ополаскиватель «Мексидол» обладает умеренным противомикробным действием в полости рта, наиболее выраженным в отношении аммиак-продуцирующей микрофлоры.

2. При экспериментальном гингивите ротовые ванночки с ополаскивателем «Мексидол» приводят к достоверно выраженному и быстрому купированию явлений воспаления в десне, что выражается в уменьшении кровоточивости десны, индексов гигиены и гингивита.

Литература

1. Боднева С.Л., Арутюнов А.В., Ларенцова Л.И. Электрометрический метод оценки антиоксиданта мексидола и ненаркотических анальгетиков у стоматологических больных // Организация управления, экономика и бухгалтерский учет в стоматологии: сборник трудов. - М.; Краснодар, 2005. - С. 170-174.

2. Воронина Т.А. Отечественный препарат нового поколения мексидол, основные эффекты, механизм действия, применение. -М.: Изд-во НИИ Фармакологии РАМН, 2003. - 20 с.

3. Лемецкая Т.И., Сухова Т.В. Мексидол - новый отечественный антиоксидантный и нейротропный препарат в комплексной терапии пародонтита // Материалы VI Съезда Стоматологической Ассоциации России. - М., 2000. - С. 223-226.

4. Леонтьев, В.К. Хронический генерализованный пародонтит: клиническая и экспериментальная фармакотерапия метаболическими корректорами / В.К. Леонтьев, Л.А. Фаустов, П.А. Галенко-Ярошевский, В.Л. Попков // Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. - 403 с.

5. Шестакова, Л.А. Метаболические эффекты препарата «Мексидол» при лечении воспалительных заболеваний пародонта у больных сахарным диабетом // Л.А. Шестакова, И.А. Горбачева, Л.Ю. Орехова, Р.С. Мусаева // Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы стоматологии», М., 2010. - С. 106 - 108.

Зарытовская Н.В.1, Калмыкова А.С.2

'Доктор медицинских наук, доцент; 2доктор медицинских наук, профессор; Ставропольский государственный медицинский

университет

ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрено - изучение физического развития, соматического здоровья и психологической адаптации первоклассников общеобразовательных школ г. Ставрополя для использования в качестве предикторов нарушения состояния здоровья и проведения донозологической диагностики заболеваний.

Ключевые слова: физическое развитие, первоклассники донозологическая диагностика

Zarytovskaya N.V.1 Kalmykova A.S.2

doctor of medical sciences, Associate Professor, 2doctor of medical sciences, Professor,

Stavropol State Medical University

PRENOSOLOGICAL DIAGNOSTICS OF THE FIRST-GRADER’S HEALTH

Abstract

The article considers the study ofphysical development, somatic health and psychological adaptation offirst-graders of comprehensive secondary schools in the city of Stavropol to be used as predictors of health violations and prenosological diagnosis of diseases.

Keywords: physical development, first graders, prenosological diagnostics

Донозологическая диагностика представляет собой определение стадии адаптационного процесса на пути от здоровья к болезни [2]. Главными диагностическими критериями являются физическое развитие, адаптационные возможности организма детей. В современных экономических условиях физическое развитие подвержено процессам децелерации и дисгармоничности [3]. Для экспресс-анализа адаптационных возможностей организма детей младшего школьного возраста наиболее информативной является оценка индекса физического здоровья по Г.Л. Апанасенко как более связанная с ведущими показателями физического развития и уровня адаптации [1]. По данным некоторых авторов у 84% младших школьников уже в возрасте 7 лет зарегистрировано напряжение регуляторных систем организма [5]. Интенсивное эволюционное саморазвитие современного человека, проявляющееся в «секулярных трендах», сопровождается целым комплексом психологических признаков: большими креативными способностями детей, меньшей степенью эктравертированности, большей самодостаточностью, независимостью мышления, глубинными изменениями восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера их ориентации [6]. Тем не менее, у детей, начинающих обучение в школе, негативные реакции и нарушения здоровья возникают чаще, проявляясь тенденцией к ухудшению психического здоровья школьников, увеличивается частота невротических реакций, формируется дезадаптационный синдром [4].

Гендерных различий в физическом развитии не выявлено. Рост мальчиков колебался в пределах 125,1 - 127,4 см, масса тела -24,9 - 25,4 кг, ОГК 58,6 - 60,6 см. У девочек рост составил 126,0 - 126,8 см, масса тела 22,6 - 24,6 кг, ОГК - 57,4 - 59,2 см. Средние показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) выявлены у 54,4% детей, у 10,7% выявлены низкие показатели, у 34,9% высокие. Гармоничное развитие имели 71,1% мальчиков первоклассников и 68,8% девочек. Дисгармоничное развитие наблюдалось у 28,9% ц

мальчиков, у 31,4% девочек. Дисгармоничность и у мальчиков и у девочек проявлялась уменьшением окружности грудной клетки (24,6 % мальчиков и у 28,6 % девочек), дефицитом массы тела (17,3% мальчиков и 19,3% девочек), избыточной массой тела (14,6 % мальчиков и 13,6 %).

Распределение школьников по соматотипам представлено в таблице 1. Гендерные отличия выявлены в появлении мезомакросоматотипа и макросоматотипа, причем мальчиков с макросоматотипом было достоверно больше (15,7% против 4,1 % девочек, p<0,05), с мезомакросоматотипом достоверно больше девочек (31,2% против 21,1% мальчиков, p<0,05).

Таблица 1 - Распределение школьников по соматотипам, %

Показатели ООУ

Всего Мальчики Девочки

Микросоматотип 12,4 12,3 12,5

Мезомикросоматотип 51,5 50,9 52,1

Мезомакросоматотип 25,7 21,1 31,2*

Макросоматотип 10,5 15,7* 4,1

Примечания: * - достоверные отличия мальчиков и девочек по критерию ф, р<0,05

Адаптационные возможности кардиореспираторной системы оценивались по уровню физического здоровья, т. е. поспособности организма к выполнению физической нагрузки и функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы в покое и при нагрузке, по силе, быстроте и выносливости организма, по упитанности ребенка. Нормальные показатели индекса Кетле имели 65,4 % мальчиков и 58,6% девочек, посещающих первые классы. Удовлетворительные значения индексов Робинсона определялись у 55,1 % мальчиков и 62, 8 % девочек, Скибинского - у 53,8% мальчиков и 55,7 % девочек, Шаповаловой - у 55,1% мальчиков и 65,7% девочек, Руфье - у 51,3% мальчиков и 58,6% девочек (табл. 2).

Низкие показатели индексов Кетле определялись у 13,4%, Робинсона - 15,5%, Скибинского - 11,4%, Шаповаловой - 8,9%, Руфье - 13,7 % обследованных в ООУ детей обоего пола. Высокие показатели индексов определялись: Кетле у 23,2%, Робинсона -25,6%, Скибинского - 18,3%, Шаповаловой - 30,7%, Руфье - 31,4% обследованных в ООУ мальчиков и девочек.

Таблица 2 - Показатели функциональных проб первоклассников, %

Индексы Пол Характеристика показателей

Снижен Удов. Повышен

Кетле М 13,9 65,4 20,7

Д 12,9 58,6 28,5

Робинсона М 15,3 55,1 29,6

Д 15,7 62,8 21,5

Скибинского М 11,5 53,8 34,7

Д 11,4 55,7 32,9

Шаповаловой М 6,4 55,1 38,5

Д 11,4 65,7 22,9

Руфье М 23,0 51,3 25,7

Д 4,3 58,6 37,1

Выявлены особенности в способности организма к выполнению физической нагрузки и функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы в покое. Достоверно больше 24,6% против 15,3% выявлено мальчиков и 21,5% против 15,7% девочек с высокими значениями индекса Робинсона, (p<0,05). С высокой устойчивостью организма ребенка к гипоксии (индекс Скибинского) выявлено достоверно больше и мальчиков (34,7% против 11,5%, p<0,05) и девочек (32,9% против 11,4%, p<0,05).

Высокие качества силы, быстроты и выносливости организма также встречались достоверно чаще у мальчиков и девочек (38,5% против 6,4% мальчиков и 22,9% против 11,4% девочек, p<0,05). Высокий уровень функции сердечно - сосудистой системы при физической нагрузке (индекс Руфье), отвечал той же тенденции у девочек (37,1% против 4,3%, p<0,05), у мальчиков количество детей с высоким и низким уровнями отличались не достоверно (25,7% против 23,0%). Однако удовлетворительный уровень физического здоровья (рис. 1) установлен у 70,3% первоклассников, низкий - 16,9%, высокий - у 12,8% детей.

По адаптационным способностям кардиореспираторной системы в оптимальной зоне здоровья находилось 12,8% первоклассников. Удовлетворительные адаптационные особенности респираторной системы по значениям жизненного индекса выявлены у 57,6%, низкие - у 13,7%, высокие - у 28,7% обследованных первоклассников.

18

80

70

60

50

40

30

20

10

0

нижесреднего среднее выше среднего

^Физическое здоровье ^Жизненный индекс

Рис. 1 Показатели физического здоровья и жизненного индекса школьников, %

Нарушения психоэмоционального развития (табл. 3) выявлены у 55,0% школьников, проявившиеся в нарушениях сна. Утомляемость при физической и умственной нагрузке фиксировалась у 47,8% детей обоего пола, ночные страхи, боязнь оставаться одному у 47,2%. Отметили повышенную возбудимость и двигательную расторможенность 38,4% школьников, головные боли и быструю смену настроения - 28,0%. Вегетативные нарушения - плохо переносили поездки в транспорте и духоту в помещениях установлены у 27,3% детей, 22,7% имели патологические привычки.

Нарушения в психо-эмоциональном развитии имели гендерные отличия. Так, достоверно чаще девочки страдали нарушениями сна (33,2% против 21,8%, p<0,05), мальчики - повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью (25,6% против 12,8%, p<0,05), головной болью (20,4% против 8,5%, p<0,05).

Таблица 3 - Показатели психоэмоционального состояния первоклассников, %

Признаки ООУ

Всего Мальчики Девочки

Нарушения в психоэмоциональной сфере

Нарушения настроения 28,9 16,1 12,8

Тревожность, раздражительность 21,2 10,3 10,9

Вегето-диэнцефальные нарушения

Плохая переносимость транспорта, закрытых помещений и т.д. 27,3 13,4 13,9

Утомляемость при физической и умственной нагрузке 47,8 21,2 26,6

Г оловные боли 28,9 20,4 8,5*

Нарушения поведения

Возбудимость, двигательная расторможенность 38,4 25,6 12,8*

Страхи 47,2 21,9 25,3

Тики 13,2 7,8 5,4

Патологические 22,7 12,3 10,4

Нарушение сна 55,0 21,8* 33,2

Нарушения речи 6,3 3,4 2,9

Примечание: * - достоверные различия между мальчиками и девочками по критерию ф, p<0,05

Страхи, нарушения настроения, повышенная утомляемость при физической и умственной нагрузке характерны для лиц обоего пола и не имели достоверной разницы (p>0,05).

При выявлении факторов экстраверсии - интроверсии установлено, что независимо от пола 60,3% детей, обучающихся в 1 классах ООУ, экстраверты, т.е. общительные дети, имеющие много друзей, нуждающиеся в общении с людьми, но не любящие самостоятельно читать и учиться, что отличается от данных литературы [9].

Нейротизм, выявленный у 48,3% школьников, свидетельствовал об эмоциональной, психологической неустойчивости и отражал предрасположенность к неврозу. У детей с нейротизмом выявлены плохая адаптация, склонность к быстрой смене настроения, постоянному чувству беспокойства, озабоченности, рассеянности внимания, неустойчивости к стрессу, плаксивости.

19

Им свойственны импульсивность, эмоциональность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, впечатлительность, склонность к раздражительности, неадекватность поведения.

Ситуативная, реактивная тревожность, как общее состояние нервной системы ребенка, характеризовалась высоким напряжением, беспокойством, нервозностью, вызывающими нарушения внимания, тонкости координации, эмоциональные и невротические срывы. Высокий уровень ситуативной тревожности установлен у 32,3% школьников. Уровень личностной тревожности, как устойчивой склонности к восприятию большого круга ситуаций как «угрожающих», присущ 42,3% первоклассников. Психологические черты личности, оценивающие уровень тревожности, указывали, что у 42,3% школьников присутствовали страх, тревога, агрессивная защита от окружающих и их сочетания.

Устойчивость и способность к концентрации внимания (V) была имела тенденцию к постоянному снижению (табл. 4) и уменьшалась с 1-й минуты к 5-ой на 65%.

Таблица 4 - Результаты корректурной пробы

показатель 1 минута 2 минута 3 минута 4 минута 5 минута

K 0,74±0,07 0,63±0,05 0,69±0,04 0,59±0,06 0,54±0,060

V 103,8±8,9 91,7±7,9 88,9±7,1 84,9 ±6,1 67,3±6,7

C 42,8±4,1 37,9±3,4 26,1±3,1 23,7±2,2 22,2±2,8

Примечание: К - коэффициент точности выполнения работы; V - коэффициент устойчивости внимания, работоспособность; С - скорость обработки информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент (К) точности выполняемой работы (количество сделанных ошибок) имел волнообразный характер. Так, ко 2-ой минуте количество выполненных ошибок нарастало на 15,0% , к третьей минуте количество ошибок уменьшалось, что свидетельствовало о врабатывании ребенка, но к 5 минуте резко увеличивалось на 22,9%, что указывало на развитие быстрой утомляемости.

Скорость обработки информации также была низкой и постепенно, снижаясь со 2-ой минуты, к концу 5-ой минуты падала на 51,8%, что свидетельствовало о низкой работоспособности первоклассника. Проведенные исследования показали, что у детей, обучающихся в общеобразовательной школе, выявлены повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, снижение способности к его концентрации и пониженная работоспособность.

Таким образом, для первоклассников характерны средние величины антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки), преимущественно гармоничное развитие (70% детей обоего пола), треть первоклассников -дисгармоничны за счет узкой грудной клетки, избытка или дефицита массы тела. Темп физического развития первоклассников средне-низкий или низкий, что указывало на отрицательный секулярный тренд физического развития детей.

Обучение в первых классах в меньшей мере влияло на адаптированность кардиореспираторной системы. Это, возможно, связано с удовлетворительной нагрузкой при проведении уроков физкультуры в детском учреждении, и физиологическая адаптация детей в этих учреждениях протекала удовлетворительно.

Обучение в первых классах сказывалось на психологической адаптации. Для первоклассников характерны изменения эмоционального статуса, проявляющиеся в виде колебаний настроения (раздражительность, плаксивость); нарушений поведения (расторможенность, возбуждение); вегето-диэнцефальных нарушений (избирательность в пище, непереносимость отдельных факторов внешней среды, усталость после физической и психической нагрузок, появление навязчивых движений, рассеянность внимания и плохая память), снижение работоспособности. Сочетанная патология в эмоционально-поведенческой сфере наблюдалась у 2/3 детей. Полученные данные свидетельствовали о том, что значительная часть детей имеет среднетяжелую, а отдельные дети тяжелую степень адаптации к школе.

Использование показателей физического развития, адаптационных возможностей сердечнососудистой системы и психоэмоционального состояния в качестве предикторов нарушения состояния здоровья позволит проводить донозологическую диагностику заболеваний. Для облегчения адаптации детей к первому году обучения школе в плане диспансерного наблюдения необходимо предусмотреть проведение психологического тестирования и постоянное медико-педагогическое наблюдение психологом, неврологом с проведением коррекционных мероприятий.

Литература

1. Афанасьев Е.А., Васильев В.Н., Терентьева Ю.В. и др. Методические подходы к оценке здоровья младших школьников // Бюллетень Сибирской медицины. - 2003. - № 3. - С. 61-66.

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский - М.: Медицина. - 1979. - С. 298.

3. Калмыкова А.С., Ткачева Н.В., Зарытовская Н.В. и др. Физическое развитие и состояние здоровья детей Ставропольского края / Монография. - Ставрополь, 2010. - 280 с.

4. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Коноплев О.Н. и др. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гигиена и санитария. - 1997. - № 3. - С. 33-36.

5. Почивалов А.В., Фокина Н.А. Роль донозологической диагностики в комплексной оценке состояния здоровья младших школьников // Материалы XIV Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». - М.,

2010. - С. 644

6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК. - 2010. - № 5. - С. 3-9.

Кузьмин А.Г.

Врач, кандидат медицинских наук, Читинская государственная медицинская академия РОЛЬ АПОПТОЗА КАРДИОМИОЦИТОВ И ДИССИНХРОНИЗМА ЖЕЛУДОЧКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫСОКОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КЛАССА ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Аннотация

Ремоделирование сердца является составной частью структурно-функциональной перестройки сердца после Q инфаркта миокарда, характеризуется повышенным риском фатальных аритмий и прогрессированием сердечной недостаточности.

В исследование включено 223 пациента, перенесших Q 2 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.