Под влиянием «Мексидола» во втором периоде исследования в группе «А» средняя величина амплитуд кривых рН Стефана уменьшилась на 30,8% (р<0,05). В группе «В» при возобновлении гигиенических мероприятий аналогичное уменьшение показателя составило 1,8 раза (р<0,05). В группе «С» амплитуда кривых увеличилась в среднем на 18,8% (р<0,05). Похожие изменения были отмечены и со стороны амплитуд тестовых карбамидных кривых рН ротовой жидкости. Так, в группе «А» под влиянием ополаскивателя наблюдалось уменьшение амплитуд кривых в среднем на 33,6% (р<0,05). При этом в конце исследования значения амплитуд оказались на 52,8% больше, чем в его начале (р<0,05). Более выраженные изменения показателя отмечены в группе «В». Здесь его редукция составила в среднем 1,9 раза (р<0,05). Среднее значение амплитуд кривых в конце исследования было на 15,5% больше, чем в его начале (р>0,05). В группе «С» при отсутствии профилактических мероприятий в полости рта к концу исследования отмечено увеличение амплитуд карбамидных кривых в среднем на 29,4% относительно конца первого периода.
Сравнение результатов изучения тестовых карбамидных кривых рН и кривых Стефана показало, что влияние ополаскивателя «Мексидол» хотя и не значимо статистически, выражено в отношении аммиак-продуцирующей микрофлоры полости рта. Это позволяет рекомендовать препарат для профилактики и лечения воспалительных заболеваний пародонта, инициатором которых является анаэробная уреазопозитивная микрофлора.
Выводы:
1. Ополаскиватель «Мексидол» обладает умеренным противомикробным действием в полости рта, наиболее выраженным в отношении аммиак-продуцирующей микрофлоры.
2. При экспериментальном гингивите ротовые ванночки с ополаскивателем «Мексидол» приводят к достоверно выраженному и быстрому купированию явлений воспаления в десне, что выражается в уменьшении кровоточивости десны, индексов гигиены и гингивита.
Литература
1. Боднева С.Л., Арутюнов А.В., Ларенцова Л.И. Электрометрический метод оценки антиоксиданта мексидола и ненаркотических анальгетиков у стоматологических больных // Организация управления, экономика и бухгалтерский учет в стоматологии: сборник трудов. - М.; Краснодар, 2005. - С. 170-174.
2. Воронина Т.А. Отечественный препарат нового поколения мексидол, основные эффекты, механизм действия, применение. -М.: Изд-во НИИ Фармакологии РАМН, 2003. - 20 с.
3. Лемецкая Т.И., Сухова Т.В. Мексидол - новый отечественный антиоксидантный и нейротропный препарат в комплексной терапии пародонтита // Материалы VI Съезда Стоматологической Ассоциации России. - М., 2000. - С. 223-226.
4. Леонтьев, В.К. Хронический генерализованный пародонтит: клиническая и экспериментальная фармакотерапия метаболическими корректорами / В.К. Леонтьев, Л.А. Фаустов, П.А. Галенко-Ярошевский, В.Л. Попков // Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. - 403 с.
5. Шестакова, Л.А. Метаболические эффекты препарата «Мексидол» при лечении воспалительных заболеваний пародонта у больных сахарным диабетом // Л.А. Шестакова, И.А. Горбачева, Л.Ю. Орехова, Р.С. Мусаева // Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы стоматологии», М., 2010. - С. 106 - 108.
Зарытовская Н.В.1, Калмыкова А.С.2
'Доктор медицинских наук, доцент; 2доктор медицинских наук, профессор; Ставропольский государственный медицинский
университет
ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Аннотация
В статье рассмотрено - изучение физического развития, соматического здоровья и психологической адаптации первоклассников общеобразовательных школ г. Ставрополя для использования в качестве предикторов нарушения состояния здоровья и проведения донозологической диагностики заболеваний.
Ключевые слова: физическое развитие, первоклассники донозологическая диагностика
Zarytovskaya N.V.1 Kalmykova A.S.2
doctor of medical sciences, Associate Professor, 2doctor of medical sciences, Professor,
Stavropol State Medical University
PRENOSOLOGICAL DIAGNOSTICS OF THE FIRST-GRADER’S HEALTH
Abstract
The article considers the study ofphysical development, somatic health and psychological adaptation offirst-graders of comprehensive secondary schools in the city of Stavropol to be used as predictors of health violations and prenosological diagnosis of diseases.
Keywords: physical development, first graders, prenosological diagnostics
Донозологическая диагностика представляет собой определение стадии адаптационного процесса на пути от здоровья к болезни [2]. Главными диагностическими критериями являются физическое развитие, адаптационные возможности организма детей. В современных экономических условиях физическое развитие подвержено процессам децелерации и дисгармоничности [3]. Для экспресс-анализа адаптационных возможностей организма детей младшего школьного возраста наиболее информативной является оценка индекса физического здоровья по Г.Л. Апанасенко как более связанная с ведущими показателями физического развития и уровня адаптации [1]. По данным некоторых авторов у 84% младших школьников уже в возрасте 7 лет зарегистрировано напряжение регуляторных систем организма [5]. Интенсивное эволюционное саморазвитие современного человека, проявляющееся в «секулярных трендах», сопровождается целым комплексом психологических признаков: большими креативными способностями детей, меньшей степенью эктравертированности, большей самодостаточностью, независимостью мышления, глубинными изменениями восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера их ориентации [6]. Тем не менее, у детей, начинающих обучение в школе, негативные реакции и нарушения здоровья возникают чаще, проявляясь тенденцией к ухудшению психического здоровья школьников, увеличивается частота невротических реакций, формируется дезадаптационный синдром [4].
Гендерных различий в физическом развитии не выявлено. Рост мальчиков колебался в пределах 125,1 - 127,4 см, масса тела -24,9 - 25,4 кг, ОГК 58,6 - 60,6 см. У девочек рост составил 126,0 - 126,8 см, масса тела 22,6 - 24,6 кг, ОГК - 57,4 - 59,2 см. Средние показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) выявлены у 54,4% детей, у 10,7% выявлены низкие показатели, у 34,9% высокие. Гармоничное развитие имели 71,1% мальчиков первоклассников и 68,8% девочек. Дисгармоничное развитие наблюдалось у 28,9% ц
мальчиков, у 31,4% девочек. Дисгармоничность и у мальчиков и у девочек проявлялась уменьшением окружности грудной клетки (24,6 % мальчиков и у 28,6 % девочек), дефицитом массы тела (17,3% мальчиков и 19,3% девочек), избыточной массой тела (14,6 % мальчиков и 13,6 %).
Распределение школьников по соматотипам представлено в таблице 1. Гендерные отличия выявлены в появлении мезомакросоматотипа и макросоматотипа, причем мальчиков с макросоматотипом было достоверно больше (15,7% против 4,1 % девочек, p<0,05), с мезомакросоматотипом достоверно больше девочек (31,2% против 21,1% мальчиков, p<0,05).
Таблица 1 - Распределение школьников по соматотипам, %
Показатели ООУ
Всего Мальчики Девочки
Микросоматотип 12,4 12,3 12,5
Мезомикросоматотип 51,5 50,9 52,1
Мезомакросоматотип 25,7 21,1 31,2*
Макросоматотип 10,5 15,7* 4,1
Примечания: * - достоверные отличия мальчиков и девочек по критерию ф, р<0,05
Адаптационные возможности кардиореспираторной системы оценивались по уровню физического здоровья, т. е. поспособности организма к выполнению физической нагрузки и функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы в покое и при нагрузке, по силе, быстроте и выносливости организма, по упитанности ребенка. Нормальные показатели индекса Кетле имели 65,4 % мальчиков и 58,6% девочек, посещающих первые классы. Удовлетворительные значения индексов Робинсона определялись у 55,1 % мальчиков и 62, 8 % девочек, Скибинского - у 53,8% мальчиков и 55,7 % девочек, Шаповаловой - у 55,1% мальчиков и 65,7% девочек, Руфье - у 51,3% мальчиков и 58,6% девочек (табл. 2).
Низкие показатели индексов Кетле определялись у 13,4%, Робинсона - 15,5%, Скибинского - 11,4%, Шаповаловой - 8,9%, Руфье - 13,7 % обследованных в ООУ детей обоего пола. Высокие показатели индексов определялись: Кетле у 23,2%, Робинсона -25,6%, Скибинского - 18,3%, Шаповаловой - 30,7%, Руфье - 31,4% обследованных в ООУ мальчиков и девочек.
Таблица 2 - Показатели функциональных проб первоклассников, %
Индексы Пол Характеристика показателей
Снижен Удов. Повышен
Кетле М 13,9 65,4 20,7
Д 12,9 58,6 28,5
Робинсона М 15,3 55,1 29,6
Д 15,7 62,8 21,5
Скибинского М 11,5 53,8 34,7
Д 11,4 55,7 32,9
Шаповаловой М 6,4 55,1 38,5
Д 11,4 65,7 22,9
Руфье М 23,0 51,3 25,7
Д 4,3 58,6 37,1
Выявлены особенности в способности организма к выполнению физической нагрузки и функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы в покое. Достоверно больше 24,6% против 15,3% выявлено мальчиков и 21,5% против 15,7% девочек с высокими значениями индекса Робинсона, (p<0,05). С высокой устойчивостью организма ребенка к гипоксии (индекс Скибинского) выявлено достоверно больше и мальчиков (34,7% против 11,5%, p<0,05) и девочек (32,9% против 11,4%, p<0,05).
Высокие качества силы, быстроты и выносливости организма также встречались достоверно чаще у мальчиков и девочек (38,5% против 6,4% мальчиков и 22,9% против 11,4% девочек, p<0,05). Высокий уровень функции сердечно - сосудистой системы при физической нагрузке (индекс Руфье), отвечал той же тенденции у девочек (37,1% против 4,3%, p<0,05), у мальчиков количество детей с высоким и низким уровнями отличались не достоверно (25,7% против 23,0%). Однако удовлетворительный уровень физического здоровья (рис. 1) установлен у 70,3% первоклассников, низкий - 16,9%, высокий - у 12,8% детей.
По адаптационным способностям кардиореспираторной системы в оптимальной зоне здоровья находилось 12,8% первоклассников. Удовлетворительные адаптационные особенности респираторной системы по значениям жизненного индекса выявлены у 57,6%, низкие - у 13,7%, высокие - у 28,7% обследованных первоклассников.
18
80
70
60
50
40
30
20
10
0
нижесреднего среднее выше среднего
^Физическое здоровье ^Жизненный индекс
Рис. 1 Показатели физического здоровья и жизненного индекса школьников, %
Нарушения психоэмоционального развития (табл. 3) выявлены у 55,0% школьников, проявившиеся в нарушениях сна. Утомляемость при физической и умственной нагрузке фиксировалась у 47,8% детей обоего пола, ночные страхи, боязнь оставаться одному у 47,2%. Отметили повышенную возбудимость и двигательную расторможенность 38,4% школьников, головные боли и быструю смену настроения - 28,0%. Вегетативные нарушения - плохо переносили поездки в транспорте и духоту в помещениях установлены у 27,3% детей, 22,7% имели патологические привычки.
Нарушения в психо-эмоциональном развитии имели гендерные отличия. Так, достоверно чаще девочки страдали нарушениями сна (33,2% против 21,8%, p<0,05), мальчики - повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью (25,6% против 12,8%, p<0,05), головной болью (20,4% против 8,5%, p<0,05).
Таблица 3 - Показатели психоэмоционального состояния первоклассников, %
Признаки ООУ
Всего Мальчики Девочки
Нарушения в психоэмоциональной сфере
Нарушения настроения 28,9 16,1 12,8
Тревожность, раздражительность 21,2 10,3 10,9
Вегето-диэнцефальные нарушения
Плохая переносимость транспорта, закрытых помещений и т.д. 27,3 13,4 13,9
Утомляемость при физической и умственной нагрузке 47,8 21,2 26,6
Г оловные боли 28,9 20,4 8,5*
Нарушения поведения
Возбудимость, двигательная расторможенность 38,4 25,6 12,8*
Страхи 47,2 21,9 25,3
Тики 13,2 7,8 5,4
Патологические 22,7 12,3 10,4
Нарушение сна 55,0 21,8* 33,2
Нарушения речи 6,3 3,4 2,9
Примечание: * - достоверные различия между мальчиками и девочками по критерию ф, p<0,05
Страхи, нарушения настроения, повышенная утомляемость при физической и умственной нагрузке характерны для лиц обоего пола и не имели достоверной разницы (p>0,05).
При выявлении факторов экстраверсии - интроверсии установлено, что независимо от пола 60,3% детей, обучающихся в 1 классах ООУ, экстраверты, т.е. общительные дети, имеющие много друзей, нуждающиеся в общении с людьми, но не любящие самостоятельно читать и учиться, что отличается от данных литературы [9].
Нейротизм, выявленный у 48,3% школьников, свидетельствовал об эмоциональной, психологической неустойчивости и отражал предрасположенность к неврозу. У детей с нейротизмом выявлены плохая адаптация, склонность к быстрой смене настроения, постоянному чувству беспокойства, озабоченности, рассеянности внимания, неустойчивости к стрессу, плаксивости.
19
Им свойственны импульсивность, эмоциональность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, впечатлительность, склонность к раздражительности, неадекватность поведения.
Ситуативная, реактивная тревожность, как общее состояние нервной системы ребенка, характеризовалась высоким напряжением, беспокойством, нервозностью, вызывающими нарушения внимания, тонкости координации, эмоциональные и невротические срывы. Высокий уровень ситуативной тревожности установлен у 32,3% школьников. Уровень личностной тревожности, как устойчивой склонности к восприятию большого круга ситуаций как «угрожающих», присущ 42,3% первоклассников. Психологические черты личности, оценивающие уровень тревожности, указывали, что у 42,3% школьников присутствовали страх, тревога, агрессивная защита от окружающих и их сочетания.
Устойчивость и способность к концентрации внимания (V) была имела тенденцию к постоянному снижению (табл. 4) и уменьшалась с 1-й минуты к 5-ой на 65%.
Таблица 4 - Результаты корректурной пробы
показатель 1 минута 2 минута 3 минута 4 минута 5 минута
K 0,74±0,07 0,63±0,05 0,69±0,04 0,59±0,06 0,54±0,060
V 103,8±8,9 91,7±7,9 88,9±7,1 84,9 ±6,1 67,3±6,7
C 42,8±4,1 37,9±3,4 26,1±3,1 23,7±2,2 22,2±2,8
Примечание: К - коэффициент точности выполнения работы; V - коэффициент устойчивости внимания, работоспособность; С - скорость обработки информации.
Коэффициент (К) точности выполняемой работы (количество сделанных ошибок) имел волнообразный характер. Так, ко 2-ой минуте количество выполненных ошибок нарастало на 15,0% , к третьей минуте количество ошибок уменьшалось, что свидетельствовало о врабатывании ребенка, но к 5 минуте резко увеличивалось на 22,9%, что указывало на развитие быстрой утомляемости.
Скорость обработки информации также была низкой и постепенно, снижаясь со 2-ой минуты, к концу 5-ой минуты падала на 51,8%, что свидетельствовало о низкой работоспособности первоклассника. Проведенные исследования показали, что у детей, обучающихся в общеобразовательной школе, выявлены повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, снижение способности к его концентрации и пониженная работоспособность.
Таким образом, для первоклассников характерны средние величины антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки), преимущественно гармоничное развитие (70% детей обоего пола), треть первоклассников -дисгармоничны за счет узкой грудной клетки, избытка или дефицита массы тела. Темп физического развития первоклассников средне-низкий или низкий, что указывало на отрицательный секулярный тренд физического развития детей.
Обучение в первых классах в меньшей мере влияло на адаптированность кардиореспираторной системы. Это, возможно, связано с удовлетворительной нагрузкой при проведении уроков физкультуры в детском учреждении, и физиологическая адаптация детей в этих учреждениях протекала удовлетворительно.
Обучение в первых классах сказывалось на психологической адаптации. Для первоклассников характерны изменения эмоционального статуса, проявляющиеся в виде колебаний настроения (раздражительность, плаксивость); нарушений поведения (расторможенность, возбуждение); вегето-диэнцефальных нарушений (избирательность в пище, непереносимость отдельных факторов внешней среды, усталость после физической и психической нагрузок, появление навязчивых движений, рассеянность внимания и плохая память), снижение работоспособности. Сочетанная патология в эмоционально-поведенческой сфере наблюдалась у 2/3 детей. Полученные данные свидетельствовали о том, что значительная часть детей имеет среднетяжелую, а отдельные дети тяжелую степень адаптации к школе.
Использование показателей физического развития, адаптационных возможностей сердечнососудистой системы и психоэмоционального состояния в качестве предикторов нарушения состояния здоровья позволит проводить донозологическую диагностику заболеваний. Для облегчения адаптации детей к первому году обучения школе в плане диспансерного наблюдения необходимо предусмотреть проведение психологического тестирования и постоянное медико-педагогическое наблюдение психологом, неврологом с проведением коррекционных мероприятий.
Литература
1. Афанасьев Е.А., Васильев В.Н., Терентьева Ю.В. и др. Методические подходы к оценке здоровья младших школьников // Бюллетень Сибирской медицины. - 2003. - № 3. - С. 61-66.
2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский - М.: Медицина. - 1979. - С. 298.
3. Калмыкова А.С., Ткачева Н.В., Зарытовская Н.В. и др. Физическое развитие и состояние здоровья детей Ставропольского края / Монография. - Ставрополь, 2010. - 280 с.
4. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Коноплев О.Н. и др. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гигиена и санитария. - 1997. - № 3. - С. 33-36.
5. Почивалов А.В., Фокина Н.А. Роль донозологической диагностики в комплексной оценке состояния здоровья младших школьников // Материалы XIV Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». - М.,
2010. - С. 644
6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК. - 2010. - № 5. - С. 3-9.
Кузьмин А.Г.
Врач, кандидат медицинских наук, Читинская государственная медицинская академия РОЛЬ АПОПТОЗА КАРДИОМИОЦИТОВ И ДИССИНХРОНИЗМА ЖЕЛУДОЧКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫСОКОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КЛАССА ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
Аннотация
Ремоделирование сердца является составной частью структурно-функциональной перестройки сердца после Q инфаркта миокарда, характеризуется повышенным риском фатальных аритмий и прогрессированием сердечной недостаточности.
В исследование включено 223 пациента, перенесших Q 2 0