Научная статья на тему 'Сравнительная гигиеническая характеристика физического здоровья, самочувствия и школьной тревожности кадетов и школьников'

Сравнительная гигиеническая характеристика физического здоровья, самочувствия и школьной тревожности кадетов и школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники / кадеты / физическое развитие / физическое здоровье / самочувствие / школьная тревожность / schoolboys / cadets / physical development / physical health / state of health / school uneasiness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л В. Кабанец

Выбор технологий обучения, наиболее способствующих сохранению здоровья детей и подростков, является актуальной гигиенической проблемой. Сравнивались показатели физического здоровья, самочувствия и школьной тревожности у 133 мальчиков-учащихся 6—11-го классов средней школы и их 124 сверстников из кадетского казачьего корпуса. Отмечено увеличение средних значений длины и массы тела у подростков 12—17 лет с одновременным снижением показателей спирометрии и динамометрии по сравнению со стандартами 1997/98 гг. Это обосновывает необходимость разработки новых стандартов. Установлено, что показатели физического здоровья и школьной тревожности более благоприятны у учащихся обычной школы, чем у их сверстников-кадетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE HYGIENIC CHARACTERISTIC OF PHYSICAL HEALTH, STATE OF HEALTH AND SCHOOL UNEASINESS OF CADETS AND SCHOOLBOYS

The choice of technologies of the education most promoting to preservation of children’s and teenagers’ health, is an actual hygienic problem. Parameters of physical health, state of health and school uneasiness at 133 boys — pupils of 6—11 classes of high school and 124 cadets from the Cossack Cadet’s Case were compared. The increase in average values of length and weights of the body at teenagers of 12—17 years with simultaneous decrease in parameters of spirometry and dynamometry is marked in comparison with standards of 1997—98. It proves the necessity of the development of new standards. It is established, that parameters of physical health and school uneasiness are more favorable at pupils of usual school, than at cadets.

Текст научной работы на тему «Сравнительная гигиеническая характеристика физического здоровья, самочувствия и школьной тревожности кадетов и школьников»

FUNCTIONALITY STATE RESPIRATORY SYSTEM SPORTSMAN'S WITH DIFFERENT TRAINING ACTIVITY

O.A. Butova, S.V. Masalov

Chair of Anatomy, physiology and hygiene human Medical-biological-chemical faculty, SGU Pushkina str., 1a, Stavropol, Russia, 355009

It had been studied the specialties of function of outer breathe in stationary and after physical load of young men who was going for professionally speed and strength types of sport, hardyness types of sport and young men who was nit going in for sport in Stavropol region. It had been discovered different ways of adaptation of respiratory system during training with different motional activity in stationary and different directional changes of parameters after making this load.

Keywords: respiratory system, sport.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, САМОЧУВСТВИЯ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ КАДЕТОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Л.В. Кабанец

Кафедра гигиены РостГМУ пер. Нахичеванский, 29, Ростов-на-Дону, Россия, 344022

Выбор технологий обучения, наиболее способствующих сохранению здоровья детей и подростков, является актуальной гигиенической проблемой. Сравнивались показатели физического здоровья, самочувствия и школьной тревожности у 133 мальчиков-учащихся 6—11-го классов средней школы и их 124 сверстников из кадетского казачьего корпуса. Отмечено увеличение средних значений длины и массы тела у подростков 12—17 лет с одновременным снижением показателей спирометрии и динамометрии по сравнению со стандартами 1997/98 гг. Это обосновывает необходимость разработки новых стандартов. Установлено, что показатели физического здоровья и школьной тревожности более благоприятны у учащихся обычной школы, чем у их сверстников-кадетов.

Ключевые слова: школьники, кадеты, физическое развитие, физическое здоровье, самочувствие, школьная тревожность.

Неблагоприятные тенденции последних 10—15 лет, проявившиеся в ухудшении показателей физического развития и снижении уровня физической подготовленности детей и подростков Российской Федерации [4, 5], определяют актуальность надзора за состоянием физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому для гигиенистов представляет большой интерес применение в школьном

обучении технологий, способствующих сохранению и укреплению физического здоровья учащихся всех возрастов.

Нами оценивалась оздоровительная эффективность учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе № 27 (СОШ-27) и во 2-м Донском казачьем (кадетском) корпусе (КК-2) г. Ростова-на-Дону. С этой целью у 133 мальчиков-учащихся 6—11 классов из СОШ-27 и у 124 мальчиков-кадетов из тех же возрастных групп в ходе специального обследования оценивалось физическое развитие и физическое здоровье по индексам Кетле-1, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой и Руфье. Исследование проводилось на уроках физкультуры по специальной методике [2].

Повозрастные среднеарифметические значения основных показателей физического развития школьников и кадетов сравнивались между собой и с соответствующими возрастными стандартами детей и подростков г. Ростова-на-Дону 1997— 1998 гг. [6] по ¿-критерию Стюдента.

Индексы физического здоровья, рассчитанные в условных единицах, оценивались затем с помощью специальных возрастных таблиц в баллах; балльные оценки индексов в сумме определяли уровень физического здоровья школьников в соответствии с оценочными таблицами в методических рекомендациях [2].

Самочувствие учащихся оценивалось по результатам их анкетирования с помощью скрининг-теста [1], а школьная тревожность определялась по 8 показателям с помощью теста Филлипса [7].

Обработка материала и его анализ проводились в программе Statistica [3] с учетом возрастных особенностей групп сравнения.

Сравнение основных показателей физического развития школьников и кадетов выявило следующее: при одинаковом среднем возрасте всех обследованных (14,1—14,2 года), средняя длина тела учащихся СОШ-27 достоверно больше, чем у сверстников-кадетов — 169,1 ± 0,8 см против 166,2 ± 1,0 см соответственно (р < 0,05). Показатели массы тела по группам сравнения достоверно не различаются (р > 0,05).

У школьников из СОШ-27 также выше среднее значение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) — 2,9 ± 0,1 л против 2,4 ± 0,1 л у кадетов (р < 0,05). Кроме того, при выполнении функциональных проб подростки-школьники достоверно дольше задерживают дыхание (49,3 ± 1,4 с против 44,3 ± 1,5 с) и делают больше (на 20— 25%) наклонов за 1 минуту (51,2 ± 0,9 против 40,8 ± 0,6), чем их сверстники-кадеты.

Однако у кадетов несколько выше показатели динамометрии правой кисти — 33,8 ± 0,8 кгс против 31,5 ± 0,7 кгс у школьников (р < 0,05).

Можно отметить также, что в группе обследованных школьников показатели частоты сердечных сокращений в покое были достоверно ниже, чем у их сверстников-кадетов (74,4 ± 0,8 уд/с против 83,7 ± 1,0 уд/с соответственно). Показатели систолического артериального давления у школьников, напротив, были несколько выше, чем у кадетов — 118,4 ± 0,9 мм рт. ст. против 115,7 ± 0,9 мм рт. ст. (р < 0,05) —

при относительно меньших значениях диастолического артериального давления, что определило достоверные различия в средних величинах пульсового давления в пользу учащихся СОШ-27 по сравнению с кадетами (44,0 ± 0,7 мм рт. ст. против 39,7 ± 0,6 мм рт. ст.; р < 0,05). Подобные различия в показателях функционирования органов кровообращения в покое свидетельствуют, на наш взгляд, о большей экономичности работы сердечно-сосудистой системы у учащихся обычной школы.

При сравнении со стандартами 1997/98 гг. данные обоих учреждений рассматривались вместе как результаты «пилотных» исследований по физическому развитию детей и подростков г. Ростова-на-Дону. В большинстве случаев значение ошибки средней арифметической в возрастных группах, объединяющих школьников и кадетов, было не более 3—5% от собственного значения средней, что свидетельствовало о достаточной их репрезентативности.

Установлено, что по сравнению со стандартами 1997/98 гг. отмечено достоверное увеличение средних показателей длины тела в группах 12-, 13- и 14-летних подростков. Достоверное увеличение средних показателей массы тела было отмечено в каждой возрастной группе у подростков 12—16 лет. Средние значения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) во всех возрастных группах обследованных подростков 12—17 лет оказались достоверно меньшими по сравнению с соответствующими стандартами 1997—1998 гг. Наконец, средние значения динамометрии обеих рук у подростков 12—14 лет были достоверно большими, по сравнению со стандартами 1997—1998 гг.; в возрастной группе 15-летних школьников средние показатели динамометрии обеих рук практически не отличались от возрастных стандартов 1997—1998 гг.; среднее значение динамометрии левой кисти у 16-летних было уже достоверно меньше стандарта 1997—1998 гг., а у 17-летних подростков оба показателя мышечной силы рук были достоверно меньше показателей стандарта 1997—1998 гг.

Таким образом, большинство показателей физического развития мальчиков-подростков 12—14 лет (кроме значений ЖЕЛ) увеличились по сравнению с данными их сверстников из популяции 1997/98 гг.; позитивными в целом являются также изменения длины и массы тела у подростков 15—17 лет, хотя статистически они менее значимы (р > 0,05). Это «взаимное» увеличение росто-массовых показателей можно рассматривать как относительно благоприятную тенденцию в биологическом созревании организма подростков. Вместе с тем было отмечено снижение показателей динамометрии рук с возраста 15 лет, что вместе с показателями ЖЕЛ (которые во всех 6 возрастных группах подростков 12—17 лет были существенно ниже, чем у сверстников в 1997/98 гг.) свидетельствует о продолжающемся ухудшении функциональных возможностей организма подростков.

Все это указывает на неоднозначные тенденции в физическом развитии детей и подростков г. Ростова-на-Дону, проявившиеся через 10 лет после установления последних возрастно-половых стандартов, и обосновывает необходимость создания новых стандартов физического развития для детей и подростков г. Ростова-на-Дону.

Среди школьников и кадетов доли детей с нормальным физическим развитием (по росто-массовому индексу Кетле-1) были практически одинаковы — 48% и 43,5% (р > 0,05), близкими статистически (р > 0,05) были и соотношения детей с дефицитом и избытком массы тела — 15,4% против 41,1% в КК-2 и 15,8% против 36% соответственно в СОШ-27. При этом каких-либо заметных различий в структурах распределения оценок по индексу Кетле-1 среди детей 1-й и 2-й возрастных подгрупп обоих контингентов сравнения тоже не выявлено (р > 0,05), что указывает на одинаковое физическое развитие детей в СОШ-27 и КК-2 по индексу Кетле-1.

Средние распределения оценок учащихся СОШ-27 и КК-2 по индексу «двойного произведения» Робинсона также достоверно не различаются, хотя в возрастных подгруппах их структуры распределения были разными. Так, в 1-й возрастной группе более благоприятными были оценки индекса Робинсона у кадетов: среди них значения возрастной нормы отмечались у 71,6% против 34,5% у школьников из СОШ-27, а отклонения первой и второй степени встречались в 2— 2,5 раза реже, чем у учащихся обычной школы — 11,3% против 29,3% и 17% против 36,2% соответственно (все р < 0,05). Во 2-й возрастной группе, напротив, более благополучными были показатели индекса Робинсона у учащихся из СОШ-27: среди них возрастная норма встречалась у 77,3% школьников против 58,6% у кадетов (р < 0,05), и крайняя (вторая) степень отклонений отмечалась лишь у 6,7% школьников — втрое реже (22,5%), чем среди кадетов из 8—11 классов КК-2 (р < 0,05).

Средние значения индекса Скибинского у учащихся СОШ-27 достоверно выше, чем у кадетов как по абсолютным значениям показателя — 2215,6 ± 105,3 против 1805,9 ± 176,8 усл. ед., так и по его качественной оценке — 4,1 ± 0,1 против 2,9 ± 0,1 балла соответственно (р < 0,05). Этот индекс, учитывающий значения ЖЕЛ и задержки дыхания, указывает на достоверно более существенные резервы функциональных возможностей дыхательной системы у учащихся СОШ-27 по сравнению с их сверстниками из КК-2 в обеих возрастных подгруппах.

Среди учащихся СОШ-27 встречается вдвое больше детей с высокими оценками по индексу «мощности» Шаповаловой, чем среди кадетов — 69,9% против 35,5% соответственно (р < 0,05). Эти различия отмечаются в обеих возрастных подгруппах в пользу «обычных» школьников; среди них также достоверно меньше детей с ниже среднего и низкими значениями физической мощности (2,3% против 8,8% у кадетов), что свидетельствует о больших возможностях в выполнении физической работы школьниками, по сравнению с кадетами.

Вместе с тем у кадетов оказались более благоприятными значения индекса Руфье: среди них в 2 раза меньше детей с низкой скоростью восстановления ЧСС после дозированной пробы (15,3% против 30,8% у учащихся из СОШ-27; р < 0,05) и среди кадетов в 3 раза больше лиц с повышенной скоростью восстановления ЧСС, чем среди школьников — 16,1% и 5,3% (р < 0,05). Интересно, что в 1-й возрастной подгруппе более благоприятны показатели индекса Руфье у школьников,

чем у кадетов, а во 2-й подгруппе, напротив — более благоприятными были показатели восстановления ЧСС после нагрузки у кадетов (р < 0,05).

В целом же суммарные средние баллы индексов физической подготовленности у школьников оказались несколько выше, чем у кадетов — 14,8 ± 0,3 и 13,5 ± ± 0,4 (р < 0,05), как и средние показатели итоговой оценки физического здоровья (3,4 ± 0,1 и 3,1 ± 0,1; р < 0,05). Подобные тенденции с разной степенью достоверности выявлялись при сравнении итоговых показателей физического здоровья школьников и кадетов в обеих возрастных подгруппах.

Это указывает на различия и особенности в характере физической подготовки учащихся в этих учреждениях: потенциал физических возможностей больше у учащихся СОШ-27, а восстановительные способности организма лучше проявляются у учащихся кадетского корпуса.

Анализ результатов исследования самочувствия показал, что среди школьников (по сравнению со сверстниками-кадетами) достоверно чаще регистрируются жалобы на головные боли (42 ± 5% против 24 ± 4%), слабость и утомляемость после занятий в школе и дома (57 ± 5% против 39 ± 5%) и двигательную растор-моженность (33 ± 5% против 11 ± 3%). Это определило достоверно большее среднее количество жалоб на здоровье астено-неврологического характера у мальчиков-школьников по сравнению с кадетами — 201 ± 18 жалоб на 100 обследованных против 137 ± 14 соответственно.

Отметим, что в большей мере статистически значимые различия выявлялись между учащимися и кадетами в 7—8 классах, а к 9—11-м классам все отмеченные различия между ними по этим показателям нивелировались (р > 0,05): это происходило одновременно за счет ухудшения с возрастом показателей самочувствия кадетов и некоторого улучшения показателей здоровья их сверстников-школьников.

Вместе с тем средние показатели школьной тревожности были благоприятнее у учащихся СОШ-27, особенно в 7—8 классах. Так, у мальчиков-школьников были достоверно меньше, чем у кадетов, выражены такие факторы тревожности как «переживание социального стресса» (2,4 ± 0,4 против 4,3 ± 0,3 баллов), «фрустрация потребности в достижении успеха» (3,8 ± 0,4 против 5,9 ± 0,3 баллов) и «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (2,6 ± 0,3 против 4,0 ± 0,2 баллов соответственно). К 9—11-м классам показатели школьной тревожности школьников и кадетов заметно сблизились, но теперь уже за счет некоторого снижения уровней тревожности у кадетов (по фактору «фрустрация потребности в достижении успеха» — с 5,9 ± 0,3 до 4,4 ± 0,3 баллов; р < 0,05) и определенного повышения тревожности у старших школьников (по тому же фактору — с 3,8 ± 0,4 до 5,0 ± 0,4 баллов; р < 0,05).

Выявлены достоверные прямые корреляционные связи слабой и средней силы между показателями самочувствия и тревожности. Так, выраженность астено-неврологических жалоб школьников на здоровье прямо коррелирует с уровнем их общей тревожности (г = 0,50), с фрустрацией потребности в достижении успеха

(r = 0,45), с уровнем страха самовыражения (r = 0,24), страха ситуации проверки знаний (r = 0,32), страха несоответствовать ожиданиям окружающих (r = 0,30), а также с показателями низкой физиологической сопротивляемости стрессу (r = = 0,46) и страха перед учителем (r = 0,25). Вообще показатель общей тревожности прямо коррелирует с наличием и частотой жалоб на дисфункцию органов кровообращения (r = 0,33), ЛОР-органов (r = 0,24), органов пищеварения (r = 0,47), иммунной системы (r = 0,27), а также с частотой заболеваний за год (r = 0,38). Это, на наш взгляд, подтверждает данные литературы о взаимосвязи между показателями школьной тревожности и самочувствием школьника.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости наблюдений за физическим развитием и уровнем физической подготовленности современных школьников. Сравнительный анализ показателей физического здоровья, самочувствия и школьной тревожности у учащихся общеобразовательной школы и кадетского корпуса пока не выявил здравоохранительных преимуществ обучения в последнем, несмотря на его малую вместимость, гендерную направленность и декларированное усиление физического воспитания. Кроме того, не исключено, что повышенные у кадетов в 7—8 классах показатели «переживания социального стресса», «фрустрации потребности в достижении успеха» и «страха в отношениях с учителем» отражают затяжные личностные конфликты и хронические стрессовые состояния в коллективах, изначально ориентированных на поддержание принципов ролевого доминирования и подчинения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ананьева Н.А., Бондаренко Н.М., Ямпольская Ю.А. и др. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школ. — М., 1993. — 163 с.

[2] Бабенко Т.И., Каминский И.И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Методические рекомендации. — Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995. — 32 с.

[3] Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. — М., 1997. — 632 с.

[4] Изаак С.И., Панасюк Т.В. Характеристика физического развития школьников различных регионов России // Гиг. и сан. — 2005. — № 5. — С. 61—64.

[5] Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. — М., 2004. — 154 с.

[6] Трушкин А.Г. Методические рекомендации по комплексной оценке физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону (от 5 до 17 лет). — Ростов-на-Дону, 2000. — 71 с.

[7] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.

THE COMPARATIVE HYGIENIC CHARACTERISTIC OF PHYSICAL HEALTH, STATE OF HEALTH AND SCHOOL UNEASINESS OF CADETS AND SCHOOLBOYS

L.V. Cabanetz

Faculty of hygiene RostSMU Nakhichevansky str, 29, Rostov-on-Don, Russia, 344022

The choice of technologies of the education most promoting to preservation of children's and teenagers' health, is an actual hygienic problem. Parameters of physical health, state of health and school uneasiness at 133 boys — pupils of 6—11 classes of high school and 124 cadets from the Cossack Cadet's Case were compared. The increase in average values of length and weights of the body at teenagers of 12—17 years with simultaneous decrease in parameters of spirometry and dynamometry is marked in comparison with standards of 1997—98. It proves the necessity of the development of new standards. It is established, that parameters of physical health and school uneasiness are more favorable at pupils of usual school, than at cadets.

Key words: schoolboys, cadets, physical development, physical health, state of health, school uneasiness.

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ УРОГЕНИТАЛЬНОЙ ХЛАМИДИЙНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ, РОДОВ И СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ

С.В. Черкасова, С.В. Ватагина, С.Н. Черкасов

ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Росздрава» ул. Чапаевская, 89, Самара, Россия, 443099

Исследование выполнялось проспективно и ретроспективно. Всего обследованы 241 беременная. Доказано, что женщины, имеющие указание в анамнезе на перенесенную урогенитальную хламидийную инфекцию, имеют достоверно более высокий риск осложненного течения гестации в отношении угрозы прерывания беременности, нарушения состояния фетоплацентарного комплекса. Получены данные о неблагоприятных условиях развития плода, подтвержденные данными КТГ в виде повышенной частоты сочетанных нарушений, а также исследованием состояния новорожденного.

Полученные данные объективной оценки прогностических и диагностических характеристик фактора — «перенесенная урогенитальная хламидийная инфекция» — позволяют считать его значимым фактором риска, который необходимо учитывать при планировании комплекса мероприятий на всех этапах медицинского наблюдения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.