D. Perez [et al.] // Journal of the American college of surgeons.-2007.- №4.- P. 586-592.
THE DYNAMICS OF SYSTEMIC INFLAMMATORY RESPONSE SYNDROME IN A STAGED SURGICAL TREATMENT OF EXTANSIVE PURULENT PERITONITIS IN DEPENDENSE ON THE TYPE OF TEMPORARY ABDOMINAL CLOSURE
D.E. ZDZITOVETSKY, R.N. BORISOV, D.S. BERDNIKOV
Krasnoyarsk State Medical University after prof. V.F.Voyno-Yasenetsky
The article presents the results of surgical treating 78 patients with general purulent peritonitis using staged programmed abdominal sanitization. The effect of prevention and correction of intraabdominal hypertension syndrome on the dynamics of systemic inflammatory response syndrome is studied. The efficiency of decompressive laparostomy in patients with general purulent peritonitis is substantiated.
Key words: general purulent peritonitis, systemic inflammatory response syndrome, intra-abdominal hypertension syndrome, decompressive laparostoma, staged surgical treatment.
616 - 053.6: 371.314
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИЦ
Н.В. ЗАРЫТОВСКАЯ, А.С.КАЛМЫКОВА*
Статья посвящена исследованию психического здоровья, физического развития, физиологических констант, соматического здоровья школьниц при профильном обучении в возрасте 16 (78 девушек) и 17 (70 девушек) лет.
Ключевые слова: физическое развитие, психическое здоровье, соматическое здоровье, школьницы, профильные классы.
Физическое и половое развитие детей являются одними из интегральных характеристик, отражающих состояние здоровья ребенка. В последние годы в литературе широко дискутируется вопрос об изменении параметров и темпов физического развития детей. Отмечается тенденция к увеличению длины тела, снижению весоростового индекса, более слабому развитию грудной клетки [6], увеличению количества детей с задержкой и опережением темпов роста, дисгармоничным физическим развитием и изменениями сроков наступления пубертата [5]. К началу 1990-х у российских детей независимо от их национальности прирост длины и массы тела, обхвата грудной клетки, практически прекратился, а затем сменился снижением показателей. Подобные процессы наблюдаются и в странах Европы и Америки [8]. В последние годы в физическом развитии наблюдается отсутствие прироста размерных признаков и кардинальных изменений в уровне биологической зрелости; уменьшение доли лиц с нормальным физическим развитием и рост числа отклонений (особенно у юношей за счет избыточной массы тела [9]. Причем, среди школьников, проживающих в семьях с высоким достатком, обнаружено ухудшение физического развития (до 40% детей), обусловленное несоответствием массы тела росту, что может считаться следствием изменения стереотипов пищевого поведения, а также снижения физической активности. Дети, проживающие в семьях с низким материальным благосостоянием, характеризуются сниженными ростом и массой тела, но благоприятным соотношением данных показателей, за счет чего у 75% лиц из их числа наблюдается гармоничное физическое развитие [10].
Различные программы «развития», используемые школой, не затрагивают системного физиологического механизма адаптации ребенка, подменяя его тренировкой отдельных частных физических качеств и функций (специализированная тренировка выносливости, дыхания, зрения, памяти и др.), что делает развитие ребенка скачкообразным и хаотичным и ведет к срывам адаптационных механизмов, физическому утомлению и, как следствие, к глубокому угнетению психомоторной и умственной деятельности [1]. Адаптационные возможности подрастающего поколения определяются уровнем индивидуального здоровья, при котором обнаруженные от нормы отклонения, характерные для нозологических состояний, существенно не влияют на самочувствие и работоспособность [12]. Индивидуальное здоровье
* Ставропольская государственная медицинская академия, ул. Мира, 310, г. Ставрополь, 355017
человека является главным в определении степени жизнеспособности индивида, которое интегрально характеризует состояние дыхательной, кровеносной, метаболической функций организма и степень его устойчивости живого организма к стрессу [2]. Одним из главных параметров индивидуального здоровья является соматическое [2], позволяющее на донозологических этапах выявить стадию адаптационного процесса на пути от здоровья к болезни. Оптимальный «безопасный » уровень здоровья, на котором не регистрируются манифестированные формы хронических неинфекционных заболеваний, оценивается при помощи экспресс-метода, основанного на связи между уровнем аэробных способностей и физиологическими резервами. При выходе человека из «безопасной зоны» здоровья даже без изменения условий существования проявляется феномен «саморазвития» патологического процесса [2].
По данным Всероссийской диспансеризации 32,4% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (Ш-1У-У группы здоровья). В возрасте 15-17 лет резко возрастает число детей III группы здоровья, «хрониками» становятся дети, имевшие функциональные отклонения [13]. В последние десятилетия установлено значительное уменьшение числа абсолютно здоровых детей (2-4%), существенное увеличение распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний среди школьников [11]. Поэтому изучение индивидуального здоровья подростков выпускных классов с разработкой физиологических и гомеостатических констант организма необходимо для ранней донозологической диагностики отклонений роста, оценки эффективности оздоровительных программ.
Цель исследования — отдельных показателей индивидуального здоровья девочек 16 и 17 лет, обучающихся по различным формам обучения.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняло участие 148 девушек, обучающихся в профильных классах средней школы. Девушки обучались в общеобразовательных классах (I группа - 54 чел.), технологических с углубленным изучением компьютерных программ (II группа - 88 чел.) и спортивных (III группа - 35 чел.).
В исследование было включено определение нескольких компонентов индивидуального здоровья, таких как уровень физического развития, биологического возраста, параметров физиологического и функционального статусов, соматического здоровья, психоэмоционального развития, хронической заболеваемости.
Комплексная оценка состояния здоровья школьников проводилась индивидуально в соответствии с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей», утвержденной приказом Минздрава РФ от 30.12.2003 г № 621. Сведения о заболеваниях получены из школьной карты 026-2000/у.
Измерялись основные показатели гемодинамики: пульс и артериальное давление по методу Короткова (САД - систолическое и ДАД - диастолическое), число дыхательных движений (ЧД) в 1 минуту. Рассчитывались значения пульсового давления (ПД), по формуле Старра-систолический (СО) и минутный (МОК) объем крови. Функциональное состояние оценивалось по вегетативному индексу Кердо (ВИК), и по величине индекса межсистемных взаимоотношений Хильдебранта (ф.
Для оценки интегрированного показателя уровня физического здоровья использовалась экспресс-оценка [3], состоящая из суммы баллов 5 табличных региональных значений индексов Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой и Руфье. Отдельно оценивался жизненный индекс, определяющий состояние респираторной системы.
Для оценки типа акцентуации характера применялся модифицированный патохарактерологический диагностический опросник для подростков, сокращенный вариант ПДО А.Е. Личко. Уровень ситуативной и личностной тревожности оценивался по Спил-бергеру, степень нейротизма и принадлежность к экстра- интровертам оценивались по Айзенку, уровень притязаний и самооценки школьников определялись по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Для оценки социальной адаптирован-ности (коммуникабельности, лидерства) и вегетативной устойчивости (лабильности системы терморегуляции, тревожности) использовались тесты М. Гавлиновой [4].
Достоверность различий определяли с помощью критерия Стьюдента. Для определения доверительных границ долей (процентов) использовался метод углового преобразования Фишера [7].
Результаты и их обсуждение. В ходе исследования установлено, что показатели физического развития старшеклассниц, обучающихся в компьютерных классах, оказались лучшими. Так, медиана роста у них составила 168 см, массы тела 55 кг, окружности грудной клетки (ОГК) - 81 см. За истекший год 48,8% девушек выросли в среднем на 2,6 см. Среди них чаще выявлялся мезомакро- и макросоматотипы (40,3%); 70,7% девушек были гармонично развиты. Медиана роста у школьниц общеобразовательных классов составила 165 см, массы тела - 51 кг, ОГК -78 см, 73,9% девушек выросли в среднем на 2,0 см. Для этой группы характерны низкий и средне-низкий темпы физического развития (81,3%). Дисгармоничность массы тела за счет ее дефицита выявлена у 10,5% школьниц. В этой группе наблюдалось 8,7% девушек с отставанием полового развития.
Медиана роста у девушек спортивных классов составила 166 см, массы тела - 53 кг, ОГК - 81 см. В этой группе было 78,8% гармонично развитых детей. У спортсменок чаще выявляется мезо-соматотип (27,3%), но выявлена тенденция к мезомикро- и микро-соматотипам, которые встречались у 45,4% и 18,2% соответственно. Месячные у этих девушек появились в более ранние сроки - в возрасте 12 лет 1 мес. ±3 мес., что указывает на благоприятное влияние спортивных упражнений на развитие ребенка.
Интересная картина складывается при изучении физиологических показателей девушек в зависимости от профиля их обучения. Так, адекватные возрасту уровни САД и ДАД зарегистрированы у школьниц, обучающихся в спортивных классах, у которых медиана САД составила 120 мм рт.ст, в других классах -110 мм рт.ст. Медиана ДАД в третьей группе подростков составила 80 мм рт. ст. против 70 и 65 мм рт.ст. соответственно I и II группам. За счет активации системы вегетативного обеспечения высшей нервной деятельности при обучении в компьютерных классах зарегистрировано увеличение МОК, которое сопровождалось учащением ЧСС (медиана ЧСС составила 84 против 80 и 76 соответственно) и ЧД (22 против 18 из других профильных классов, р<0,05), что соответствует хронотропному типу реакции на умственную и эмоциональную нагрузку.
Среди спортсменок было больше ваготоников (35,7%) и эй-тоников (14,3%), что свидетельствовло о балансе регуляции сердечно-сосудистой системы. А среди учащихся в двух других классах преобладали симпатотоники (56,5% и 70,7% соответственно 1 и 2 группам), что указывало на стимуляцию регуляции сердечно-сосудистой системы подростка. Нормальные межсис-темные взаимоотношения выявлены у 87,0% девушек общеобразовательных классов, 90,2% школьниц из компьютерных классов и 95,0% спортсменок. Средний показатель Q равен 4,44-4,87 у.е., что соответствовало верхней границе нормы.
Наибольшие значения ЖЕЛ выявлены у девушек I группы (МЕ=3300 мл). Соответствовала нормальным показателям ЖЕЛ у школьниц II группы (МЕ=3100 мл), и была достоверно снижена у девушек III группы (МЕ=3000 мл). Вероятно, это связано с отсутствием адекватной физической подготовки у девушек II группы и экономном использовании кардиореспираторной системой спортсменок поступающего в организм кислорода.
Средние индексы Кетле I выявлены у половины девушек из профильных классов, у остальных выявлено как их снижение, так и повышение, что соответствовало количеству школьниц, имеющих дисгармоничное развитие, в каждом из них. Средние и высокие индексы Робинсона выявлены у 69,5%, 75,7% и 78,6% девушек соответственно I, II и III группам. У остальных (30,4%, 24,25 и 21,4% соответственно классам) были низкими или с тенденцией к низким. Показатели индекса Скибинского распределялись следующим образом: у 73,9% I группы, 73,1% II группы и 78,5% III группы были высокими, у остальных - низкими. Показатель мощности, силы и выносливости (индекс Шаповаловой) был низким у 26,1% девушек из общеобразовательных классов, 26,9% девушек из компьютерных классов и у 21,4% девушек из спортивных классов. Также как и остальные индексы, индекс Руфье был средним и высоким у 73,9% учащихся из общеобразовательных классов, у 68,3% школьниц из компьютерных классов и у 57,2% спортсменок.
Уровень соматического здоровья это интегрирующий показатель, в котором важно не столько высокие уровни перечисленных индексов, сколько их оптимальное взаимоотношение, способствующее сохранению здоровья. Среди девушек II группы 63,4% имели средний уровень физического здоровья. Однако компенсаторные возможности кардиореспираторной системы
были снижены у 36,6%, что, возможно, объясняется длительными статическими нагрузками при углубленном изучении компьютерных программ. Жизненный индекс был снижен у 39,0% подростков этой группы. В I группе, несмотря на увеличение в ней девушек с дисгармоничным развитием, у 89,2% определялся средний и высокий уровень соматического здоровья, что свидетельствует о меньшей статической нагрузке на школьниц, и, возможно, появлению большего времени для проведения оздоровительных мероприятий. Об этом свидетельствует и количество старшеклассниц этой группы с высоким жизненным индексом (86,9%). Физическое здоровье у 80,8% спортсменок было средним и выше среднего, а адаптационные возможности респираторной системы у 78,5% были высокими (рис.1,2).
Рис. 2. Показатели жизненного индекса по классам образования
Преобладающим типом акцентуаций личности вне зависимости от профиля классов был гипертимный, который диагностировался у 34,8% обследованных в I группе, 43,9% во II группе, 42,9% в III группе. Для «гипертимных» подростков характерна демонстрация своих возможностей, может быть, поэтому в компьютерных и спортивных классах их было преобладающее число, т.к. профили этих классов способствуют развитию демонстративности характера. Лабильный тип акцентуации личности также наблюдался во всех трех классах: 30,4%, 19,5%, 35,7% соответственно группам. Лабильные подростки чутки ко всякого рода знакам внимания, похвалам. Видимо, именно этот тип характера и способствует определению подростка в спортивные классы, где наиболее ярко выражаются степени оценки их достижений. В общеобразовательных же классах чаще, чем в других, выявлялись школьницы с неустойчивой акцентуацией характера - 13,0%. Во всех 3 классах преобладали экстраверты (78,3%, 80,5% и 85,7% соответственно I, II, III группам). Наибольшее количество (17,1%) интровертов наблюдалось в классах с углубленным изучением компьютерных технологий. Высокий уровень нейротизма присущ всем учащимся независимо от формы обучения (56,5% -I группа, 36,6% - II группа, 57,1% - III группа), по-видимому, это связано с обучением подростков в выпускных классах.
Учащиеся общеобразовательных классов более всех остальных (82,6%) имеют высокий и умеренный уровни ситуативной, и особенно личностной тревожности, что, возможно, связано с большим числом (87,0%) детей, имеющих различные функциональные состояния и хронические заболевания. Значителен процент детей (95%) с высокой и умеренной ситуативной и личностной тревожностью и среди девушек, занимающихся углубленным изучением компьютерных технологий, что возможно, связано с особым психоэмоциональным напряжением, присущим обучению в этих классах. Наибольший процент высокой личностной тревожности выявлен среди спортсменок (57,1%). Это, скорее всего, связано с особой психологической установкой на достижение спортивного результата.
Самое большое число детей с некритичным отношением к своим возможностям, выявлено у старшеклассниц, обучающихся по общеобразовательным программам (69,6%). В компьютерных и
спортивных классах 70,7% и 64,3% подростков соответственно показывали оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. При проведении самооценки в образовательных классах 39,1% девушек проявили некритичное отношение к своим возможностям, а в компьютерных и спортивных классах 70,7% и 64,3% соответственно показывали адекватную самооценку. С низким уровнем притязаний и самооценки старшеклассниц не выявлено, что свидетельствует о нормальном развитии личности в условиях профильного обучения. Наибольшее количество девушек с низкой коммуникабельностью и высокой вегетативной лабильностью встречалось в общеобразовательных классах (30,4% и 34,8% соответственно). Среди девушек, обучающихся в компьютерных классах, 30,4% школьниц имели задатки лидера, а в спортивных классах - преобладали подростки со средней коммуникабельностью и вегетативной лабильностью (64,3% и 71,4% соответственно).
В общеобразовательных классах здоровых было 13,0% девушек. У остальных 87,0% выявлено 38 различных функциональных состояний и хронических заболеваний (индекс заболеваемости = 1,7). Из функциональных состояний чаще всего регистрировались: нарушения осанки - 26,3%, вегетососудистая дистония
- 15,8% и дефицит массы тела - 10,5%. Хронические заболевания зарегистрированы у 34,8% школьниц, у 13,2% из них болезни органов пищеварения, у 10,5% болезни глаза и его придаточного аппарата и у 2,6% болезни мочеполовой системы.
В компьютерных классах здоровых девушек было 43,1%. Всего выявлено 42 функциональных состояния и хронических болезней. Индекс заболеваемости составил 1,0. С функциональными нарушениями (II группа здоровья) выявлено 34,1% школьниц: дефицит массы тела - 16,7%, пролапс митрального клапана и избыток массы тела у одинакового количества девушек (11,9%). С хроническими заболеваниями выявлено 19,5% школьниц, у которых выявлялись миопия 16,7%, хронический гастродуоденит
- 4,8%, церебро-астенические реакции и хронический пиелонефрит у одинакового количества девушек (2,4%).
В спортивных классах было 57,1% здоровых девушек. У остальных выявлено 9 функциональных состояний и хронических заболеваний. Индекс заболеваемости составил 0,6. У 28,6% выявлены функциональные состояния в виде нарушений осанки, плоскостопия, дефицита массы тела. Хроническая патология представлена миопией средней степени у 22,2% школьниц.
Таким образом, физическое развитие школьниц, обучающихся в компьютерных классах, отличается сохранением акселерационных процессов, гармоничным развитием, спортивных классов - гармоничным средне-низким развитием, а общеобразовательных классов - дисгармоничным низким и средне-низким темпом развития. Для школьниц спортивных классов присущи оптимальные характеристики функциональных показателей, высокий уровень физического здоровья и прекрасные адаптационные способности кардиореспираторной системы. Для девушек, обучающихся в общеобразовательных и компьютерных классах, характерны низкие уровни систолического и диастолического давлений, высокими показателями СО и МОК, преобладание активации симпатоадреналовой системы, средний уровень соматического здоровья. Обучение в профильных классах способствует психологическому комфорту развития девушек, подтвержденное полезным уровнем ситуативной и личностной тревожности у всех старшеклассниц. В выпускных классах обучаются преимущественно гипертимные экстраверты. В спортивных классах учатся девушки с лабильным типом акцентуации, склонным к самореализации личности. Для выпускниц общеобразовательных и компьютерных классов присущ высокий уровень нейротизма, а для спортсменок - высокий уровень эмоциональной стабильности. Школьницы общеобразовательных классов отличаются завышенными притязаниями и некритичным отношением к своим возможностям, низким уровнем коммуникабельности и низкой вегетативной устойчивостью. У всех школьниц выпускных классов выявлена миопия средней степени, как проявление «школьного заболевания». Из функциональных состояний чаще диагностированы дефицит массы тела, нарушения осанки и вегето-сосудистые дистонии, пролапс митрального клапана.
Литература
1. Алифанова, Л.А. Реализация системного подхода к здо-ровьесбережению и гармоничному развитию школьников/
Л.А. Алифанова // Педиатрия.- 2007.- том 86.- № 2.- С. 106-110.
2. Апанасенко, Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г.Л. Апанасенко // Гиг. и сан.- 2004.- № 2.- С. 55-58.
3. Бабенко, Т.И. Экспресс - оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания/Т.И. Бабенко, И.И. Каминский // Метод. рекомендации.- Ростов-на-Дону.- Изд-во Ростовского облИУУ.- 2001.- 32 с.
4. Баранов, АА. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах/ А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Руководство для врачей.- М., 2004.- 168 с.
5. Болотова, Н.В. Особенности полового и физического развития девочек 8-16 лет /Н.В. Болотова, В.К. Поляков, А.П. Аверьянов // Российский педиатрический журнал.- 2007.-№4.- С. 33-36.
6. Гречкина, Л.И. Динамика физического развития девочек в условиях северного климата за последние 25 лет/Л.И. Гречкина, А.Я. Соколов//Российский педиатрический журнал.- 2007.- №1.-С. 25-28.
7. Зайцев, В.М. Прикладная медицинская статисти-ка/В.М. Зайцев, В.Г. Лифляндский, В.И. Маринкин.- С.-Пб., 2003. - 432 с.
8. Козлов, А.И. Долговременные изменения антропометрических показателей детей в некоторых этнических группах РФ / А.И. Козлов, Г.Г. Вершубская, Д.В. Лисицын // Педиатрия.-2009.- № 3.- С. 63-66.
9. Кучма, В.Р. Тенденции роста и развития московских школьников старшего подросткового возраста на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Ю.А.Ямпольская // Гигиена и санитария.- 2009.- №2.- С. 18-21.
10. Максимова, Е.В. Особенности физического развития школьников в зависимости от материальной обеспеченности их семей / Е.В. Максимова, С.А. Максимов, М.С. Куракин // Российский педиатрический журнал.- 2009.- №6.- С. 38-41.
11. Сухарева, Л.М. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, Л.Ф. Бережков, Ю.А. Ямпольская, И.В. Звездина // Гигиена и санитария.- 2009.- №2.- С. 21-26.
12. Ушаков, И.Б. Системная концепция индивидуального здоровья с позиций практической медицины. Часть I. Теоретические аспекты / И.Б.Ушаков, Р.А. Вартбаронов, В.М. Усов // Гиг. и сан.- 2004.- № 2.- С. 64-68.
13. Шарапова, О.В. Всероссийская диспансеризация: основные тенденции в состоянии здоровья детей / О.В. Шарапова, А.Д. Царегородцев, Б.А. Кобринский // Рос. вестн. перинат. и пед.- 2004.- № 1.- С. 56-60.
THE ANALYSIS OF SENIOR SCHOOLGIRLS' INDIVIDUAL INDICES OF HEALTH AT PROFILE TRAINING
N.V. ZARYTOVSKAYA, A.S. KALMYKOVA Stavropol State Medical Academy
The article considers studying mental health, physical development, physiological constants, somatic health of schoolgirls of 16 (78 girls) and 17 (70 girls) years old at profile training.
Key words: physical development, mental health, somatic health, schoolgirls, profile classes.
УДК 615.015+616.001.8
ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВОДНЫХ БЕНЗОТИАЗОЛА НА БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ МЫШЕЙ В УСЛОВИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
Е.Г. ЦУБЛОВА*, Т.Г. ИВАНОВА**, Т.Н. ИВАНОВА***, В.В. ЯСНЕЦОВ****
В опытах на нелинейных мышах были выявлены особенности изменения биохимических параметров крови под влиянием новых производных бензотиазола в обычных условиях, а также под влиянием физической нагрузки различной продолжительности. Установлено, что исследованные соединения в обычных условиях стимулируют
Брянская государственная инженерно-технологическая академия, пр.Ст. Димитрова, г.Брянск, 3241037
Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, ул. Бежицкая, д.14, г. Брянск, 241036
Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН, ул. Косыгина, д. 4, г. Москва, 119334
ГНЦ РФ - Институт медико-биологических проблем РАН, Хорошевское шоссе 76 А, Москва, 123007