УДК 612.766.1; 612.015.3; 591.05.;591.13
Капышева У.Н.1, Ахметова М.Н.2
!Д.б.н., профессор, 2к.б.н. Институт физиологии человека и животных, лаборатория экологической физиологии, г. Алматы, Казахстан
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Экспресс-оценка уровня соматического здоровья городских и сельских школьников показала наличие «среднего» уровня физических возможностей учащихся, хотя имелись достоверные отличия между данными города и села по отдельным показателям.
Ключевые слова: здоровье, школьники, оценка Keywords: health, schoolboys, an estimation
Медицинские наблюдения последних лет констатируют, что у значительной части населения отмечается дистрофия мышечной системы и гипертрофия жировой ткани, возрастающая аллергозависимость, слабая защищенность от вирусных атак, повышенное артериальное давление и учащенное сердцебиение [1,15]. Это далеко не полный список адаптационных синдромов нездорового образа жизни населения.
В этой связи основное внимание уделяется оценке функционально-адаптационных резервов физиологических систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем у подрастающего поколения, как наиболее уязвимого [2,18].
С этой целью нами была выбрана широко используемая методика экспресс-оценки уровня соматического здоровья детей [3,8]. Как известно, соматическое здоровье отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма, уровень их развития и функциональных возможностей. Предложенный метод показан для детей I, II, III, IV групп здоровья. Он позволяет дать общую оценку состояния здоровья школьников, уровень их физического развития, определить «слабые места» организма каждого школьника, создает основы для разработки норм рационального питания, а также может использоваться при назначении различных диет и оздоровительного режима.
Объект и методы обследования. Обследования были проведены в 8 школах г. Алматы, а также в школе для детей, одаренных в спорте (всего 250 городских школьников), сельских школах Алматинской области (всего 180 школьников).
Порядок обследования уровня соматического здоровья детей и подростков (10 и 15 лет). Исследование проводилось в соответствии с требованиями методики: измеряли по общепринятым методикам рост, масса тела, ЖЕЛ, затем в положении обследуемого сидя подсчитывали пульс за 15 с (Р1), измеряли АД. На основании результатов исследований кардиореспираторной системы вычислялись 5 индексов, характеризующих уровень развития общей выносливости или уровень аэробных возможностей организма: индексы Кетле (Iketle), Скибинского (Iskib), Шаповаловой (Ishapov), Робинсона (IRobins.), Руфье (Irufye).
Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После оценки каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма баллов, по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника [4,37].
Результаты обследования Экспресс-оценка уровня здоровья у городских школьников 10 и 15 лет.
Физическое развитие. Количество городских школьников с гармоничным физическим развитием, определяемом по индексу Кетле, составило 93,75%, что свидетельствует о повышении в последние годы доли школьников с нормальным физическим развитием. Дефицит массы тела или тучность были отмечены у 6,25% обследуемых, что значительно ниже литературных данных.
Сердечно-сосудистая система. Определение индекса Робинсона показало, что более 90% городских учащихся 10 и 15 лет имеют сбалансированный уровень состояния вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы (таблица 1). Лишь у небольшой части (9,37%) школьников был установлен низкий индекс Робинсона, что указывало на риск развития артериальной гипертонии или гипотонии, а также синдрома вегетативной дистонии.
Индекс Шаповаловой отражающий силу и скоростно-силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины, развитие которых во многом определяет формирование осанки детей и подростков, у большей половины (69%) школьников оказался низким (таблица 1).
Таблица 1
Уровень соматического здоровья городских школьников в зависимости от возраста в
баллах
Индексы в баллах ГкеИе I.shapov ГтГуе ГгоЫп. Итого
10 лет 1,55±0,05 4,0±0,41 1,57±0,12 4,25±0,15* 2,95±0,03** 14,32
15 лет 1,95±0,04 4,25±0,35 1,60±0,05* 3,00±0,25* 3,10±0,05** 13,90
*- р<0,001; ** р<0,01
Более чем у 56,2% школьников оценка индекса Руфье оказалась выше средней и высокой, что свидетельствует о хорошем вегетативном обеспечении деятельности сердечно-сосудистой системы. В то же время у 43,75% регистрировался средний уровень и ниже среднего, что является отражением перенапряжения регуляторных систем организма и риске срыва механизмов адаптации.
Таким образом, экспресс- оценка соматического здоровья городских учащихся, состоящая из пяти физиологических показателей, имеющих наивысшую степень взаимосвязи с энергообеспечением организма, уровнем общей выносливости и резистентностью, показала, что общий уровень физического здоровья 10-летних и 15-летних школьников соответствует среднему уровню развития (таблица 1). Достоверных возрастных отличий не обнаружено.
Экспресс-оценка уровня здоровья у сельских школьников 10 и 15 лет
Физическое развитие. Как показали исследования, количество сельских школьников с гармоничным физическим развитием, определяемом по индексу Кетле, составило около 78% от общего числа обследованных (140 школьников). В отличие от алматинских школьников, у которых дефицит массы тела и тучность наблюдалась всего у 6,25% обследуемых, у сельских школьников данный показатель несколько возрос - почти 11 % школьников отличались дефицитом массы тела или склонностью к избыточной массе тела.
Сердечно-сосудистая система. У 8,8% школьников был выявлен низкий индекс Робинсона, что показывает недостаточный уровень вегетативной регуляции сердечнососудистой системы. У всех остальных было отмечено среднее состояние регуляторной функции, что отразилось на количестве баллов - 3, по всем обследованным группам (таблица 2).
Индекс Шаповаловой показал, что у 64% обследованных детей величина индекса оказалась на среднем уровне. Следует отметить, что основная масса мальчиков показали
средний уровень физической выносливости и силовых качеств, в то время как большая часть девочек показала низкий уровень физической подготовленности и выносливости. У 22% обследуемых (36 мальчиков и 4 девочки) были отмечены хороший и высокий уровень развития скоростно-выносливых качеств, у остальных (25 школьников) мышечная система и выносливость находились на уровне квалифицируемом как «ниже среднего» (таблица 2).
Вычисления индекса Руфье показали, что оценку «средний» и «выше среднего» уровня показали 50% школьников, 23% обследованных - «ниже среднего», что является отражением перенапряжения регуляторных систем организма и риске срыва механизмов адаптации. 27% мальчиков и девочек 10 и 15 лет показали низкий уровень адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы, что, согласно литературным данным, указывает на развитие синдрома нейроциркуляторной дистонии. По сравнению с городскими школьниками процент сельских учащихся с достаточным уровнем адаптации ССС-ы, куда вошли данные, оцениваемые как «высокий», «выше среднего» и «средний» уровень, уменьшился на 7%, а число учащихся с низким уровнем адаптации, наоборот, увеличилось на 8% (таблица 2).
Таблица 2
Уровень физического здоровья сельских школьников 10 и 15 лет _
Индексы в баллах Гкейе I.shapov ГтГуе ГгоЫп. Итого
10 лет 2,15±0,22* 3,6±0,19* 1,62±0,16* 3,17±0,02** 3,00±0,18** 13,44
15 лет 2,27±0,16 2,68±0,17* 1,79±0,05 2,34±0,16** 3,49±0,14 12,57
*- р<0,001; ** р<0,01
Таким образом, анализ данных по сельским школам показал, что 75% школьников имеют средний уровень физического здоровья, «ниже среднего» - 22% и 3% детей оказались с низким уровнем физического здоровья и вошли в группу риска [5,44].
В целом, общая оценка физического здоровья учащихся сельских школ по 5 интегральным показателям, отражающих физиологические показатели функций кардиореспираторной системы, уровень общей выносливости и резистентность организма к действию неблагоприятных факторов находится в пределах от 13,3 до 13,44 баллов, что соответствует «среднему» уровню соматического здоровья учащихся (таблица 2). Особо следует отметить увеличение значений индекса Шаповаловой, отражающего силу и скоростно-силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины, индекса Скибинского, что показывает более выраженное развитие респираторной функции (ЖЕЛ) у школьников сельских школ по сравнению с данными, полученными у городских учащихся. Сравнение данных индекса Кетле, Руфье и Робинсона показало увеличение числа детей из сельской местности с нарушением гармоничности развития, снижением адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы, с риском развития вегетативных нарушений. Тем не менее, общая экспресс-оценка уровня здоровья школьников г. Алматы и сельских районов Алматинской области показала наличие «среднего» уровня физических возможностей учащихся, хотя имелись достоверные отличия между данными города и села по отдельным показателям.
Литература
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. -1994.- Т. 1.- №1. - С. 13-18.
2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - с.248.
3. Хрущев С. В., Поляков С. Д., Иванов И. Л. Экспресс-оценка физического здоровья школьников. //Методические рекомендации.— М, 1995.— 15 с.
4. Година Е.З. Некоторые тенденции соматического развития московских школьников на рубеже столетий / Материалы IV междунар. конф. «Воспитываем здоровое поколение». -2004. - С.36-40.
5. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - Санкт-Петербург: МГП Петрополис. - 1992. - 123 с.