ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 339.972 О.П. КУЗНЕЦОВА
ББК 65.6 проректор по внеучебной работе и социальным вопросам
Омского государственного технического университета, зав. кафедрой государственного и муниципального управления,
доктор экономических наук, профессор e-mail: [email protected]
Е.А. ЮМАЕВ
аспирант Омского государственного технического университета
e-mail: [email protected]
ДОМИНАНТЫ АНТИКРИЗИСНОЙ политики, РЕАЛИЗУЕМОЙ ВО ФРАНЦИИ И ЕЕ РЕГИОНАХ
Рассматриваются особенности антикризисной политики, проводимой во Франции на государственном уровне и на уровне ее отдельных регионов. Отмечается, что в случае успешной реализации комплекса мероприятий по противодействию кризису страна упрочит свои позиции в мире, создаст условия для совершения технологического рывка, сгладит социально-экономическую асимметрию в системе Центр-периферия.
Ключевые слова: Франция, регион, кризис, меры реагирования.
O.P. KUZNETSOVA
Vice-Rector on Tutorial Work and Social Issues of Omsk State Technical University, the Chief of the State and Municipal Management Department,
Doctor of Economics, professor e-mail: [email protected]
E.A. YUMAYEV
post-graduate student of Omsk State Technical University
e-mail: [email protected]
DOMINANTS OF THE ANTI-CRISIS POLICY IMPLEMENTED IN FRANCE AND ITS REGIONS
The peculiarities of the anti-crisis policy implemented in France on a government level and on the level of separate regions are analyzed. It is noted that in the case of successful implementation of the set of the measures aimed to counteract the crisis the country will strengthen its positions on the world arena, will form conditions for a technological breakthrough, and will smooth the socio-economic asymmetries in the Center—periphery system.
Keywords: France, region, crisis, measures of reaction.
Антикризисные мероприятия, разрабатываемые практически всеми странами мира с осени 2008 г., являются лакмусовой бумажкой, позволяющей оценить достижения и проблемы их экономики. При поверхностном рассмотрении может показаться, что
актуальность проведения антикризисной политики и необходимость ее изучения уменьшаются по мере выхода той или иной страны из кризиса. Данное утверждение неверно, поскольку без обстоятельного анализа кризисной ситуации и механизма выхода из нее
© О.П. Кузнецова, ЕА Юмаев, 2010
невозможно формирование такого управления экономикой, которое предотвращало бы возникновение и усиление кризисных явлений. К тому же все антикризисные мероприятия сопряжены со сменой приоритетов развития, выбором наиболее мощных «точек роста», «накачиванием» в короткие сроки экономики инвестициями в объемах, в разы превосходящих годовые планы. Поэтому они способны формировать вектор развития страны по меньшей мере на десятилетие вперед.
Для России, уже являющейся активным участником процесса глобализации, важно располагать детальной информацией об антикризисных мероприятиях, проводимых прежде всего ведущими в экономическом плане государствами мира. В данном исследовании нами рассмотрены особенности антикризисной политики, реализуемой во Франции на государственном уровне и на уровне ее отдельных регионов. Для анализа были отобраны 4 из 22 регионов: Эльзас, Бургундия, Бретань, Центр. Информационную базу составили материалы, размещенные на правительственных порталах Франции, официальных серверах органов власти регионов в виде программ антикризисных мероприятий, официальных пресс-релизов, а также статьи в ведущих французских СМИ.
Усредненно регион Франции, являющийся основной административно-территориальной единицей, равен по площади трем-шести вместе взятым муниципальным районам, например, Омской области (20-30 тыс. км2), а по численности населения сопоставим с Новосибирской областью (2,7 млн чел.).
Мероприятия, осуществляемые на общегосударственном уровне. Лейтмотивом борьбы с кризисом для органов государственной власти является формулировка «1 000 проектов для всех территорий Франции». Другое основное положение — укрепление конкурентоспособности страны [5]. Важнейшими приоритетами признаны транспортная инфраструктура, высшее образование и сфера научных исследований, культурное наследие государства (речь идет о недвижимом имуществе), жилищная сфера и реконструкция городов, здоровье [9]. Практически полностью отсутствует упоминание слова «кризис», для обозначения антикризисных мер используется термин «la relance» («оживление экономики, ускорение
развития»). Комплекс мероприятий реализуется по всей территории Франции и подготовлен таким образом, чтобы выделяемая сумма в 26 млрд евро «коснулась» каждого француза.
Основная роль в преодолении кризиса принадлежит французскому правительству, роль регионов значительно меньше той, которую в России играют ее субъекты. Собственно антикризисные меры, т.е. меры, способствующие выходу страны из кризисного состояния и модернизации экономики, принимаются прежде всего на государственном уровне. Регионы сосредоточены на урегулировании социальных проблем и участии в реализации программ «государство-регион», финансирование которых осуществляется французским правительством, а также на решении вопросов жизнеобеспечения, безработицы, сохранения памятников культурного наследия, находящихся в границах регионов, оказания помощи предприятиям в пределах определенной компетенции [7; 11]. В официальных сообщениях подчеркивается отсутствие политической окраски деятельности по оживлению экономики во избежание возможного бойкотирования оппозицией принятия пакета мер. Добавим, что антикризисные мероприятия, осуществляемые во Франции, согласуются с аналогичными действиями, предпринимаемыми в объединенной Европе [2].
Для борьбы с кризисом в структуре правительства выделено специализированное структурное подразделение — Le ministère de la Relance [там же]. Роль его в экономике Франции сравнима с той, которую в нашей стране в техногенной сфере играет МЧС.
Комплексом мероприятий предусмотрено размещение инвестиционных проектов по всей территории Франции [9], что позволит не допустить скачкообразного усиления социально-экономической асимметрии в развитии территорий после преодоления кризиса, будет способствовать более полному вовлечению территорий страны в хозяйственную деятельность и созданию рабочих мест на периферии [4]. Крупнейшие предприятия страны получат дополнительную поддержку в виде развития железнодорожной и энергетической инфраструктуры, средств связи [9]. Акцент сделан на развитии инфраструктуры
нового поколения, например четырех линий высокоскоростного железнодорожного сообщения [4].
Нарастает внутренний протекционизм, наиболее сильно он проявляется в отношении отрасли автомобилестроения, обеспечивающей 10% рабочих мест страны [там же]. Констатируется слабая роль роста внутреннего потребления товаров собственного производства для выхода из кризиса [5]. Причины этого, по нашему мнению, две: сверхвысокий уровень потребления на момент начала кризиса и реализованный в последние два десятилетия вынос производственных мощностей из Франции в третьи страны.
Значительно должен увеличиться фонд социального жилья (намечено построить до 100 тыс. квартир). В целом же акцент сделан не столько на обеспечении жильем, сколько на гарантировании приемлемых условий проживания, снижении энергоемкости сферы ЖКХ [9]. Для впервые приобретающих жилье в кредит граждан предусмотрено предоставление беспроцентной ссуды [5].
Французское правительство требует от банков, получивших финансовую поддержку, увеличивать объемы кредитования, руководствуясь при этом не только принципами экономической целесообразности, но и этическими нормами [4].
Мероприятия, осуществляемые на уровне регионов. В России все субъекты приняли планы антикризисных мероприятий в форме приложения к нормативно-правовому акту или специально созданного документа. Для регионов Франции такая практика не является повсеместной, сводный план антикризисной деятельности там чаще заменяется рядом различных документов [12]. Обращают на себя внимание незначительные объемы денежных средств, выделяемых на оживление экономики (по сравнению с суммами, направляемыми на осуществление антикризисных мероприятий в большинстве субъектов РФ). В регионе Бретань это 96 млн евро [11], в Бургундии — всего 23 [7]. Объяснить это можно высоким уровнем централизации, характерным для французской системы управления; кроме того, французские регионы не прибавляют к суммам, выделяемым в рамках борьбы с кризисом, те средства, которые предусмотрены в бюджетном законодательстве на текущий период, либо
разделяют «антикризисное» и бюджетное финансирование. Особо отметим план оживления экономики Бретани, в котором все намеченные меры характеризуются для каждого составляющего регион департамента в разрезе «антикризисного» и бюджетного финансирования [11].
Регионами Франции в официальных сообщениях признан тот факт, что без финансовой помощи со стороны правительства страны они не смогут преодолеть кризисную ситуацию [3]. В данном случае речь идет не столько о слабости их экономики, сколько о сильной бюджетной централизации и гораздо более значительном, чем в других промышленно развитых странах, вмешательстве государства в экономику.
Выделены те регионы, развитие индустриального сектора в которых позволит резко снизить остроту проблемы безработицы [13]; для предприятий, использующих местное сырье, предусмотрено двукратное увеличение размера льготного кредита [7]. Распространена практика выделения в рамках преодоления кризиса предприятиям средств на конкретные проекты, перечень которых и затраты на которые строго оговариваются [10].
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социальная сфера во Франции считается реальной альтернативой рыночной экономике. Это позволяет принимать эффективные антикризисные меры. Социальной сфере придаются черты укрупненного субъекта рыночных отношений. Ее роль определяется возможностью создания большего количества рабочих мест по сравнению с традиционной экономикой [12]. Практика показывает, что значительное число рабочих мест в соответствии с осуществлением антикризисных мероприятий должно появиться именно на государственных предприятиях и в государственных организациях [13].
Для Франции в идеологическом контексте характерно усиление доминирующей роли человека над экономическим процессом, вплоть до отказа от высокого уровня прибыли, если деятельность по ее получению противоречит моральным нормам. Прямо признается, что классическая рыночная экономика имеет множество недостатков, проявление которых равносильно последствиям кризисной ситуации [12]. В связи с этим
французской общественностью обсуждается вопрос о недобросовестном поведении дистрибьюторов и ритейлеров: в условиях ощутимого снижения закупочных цен на продукцию, реализуемую в крупных торговых сетях, продавцы не идут на адекватное снижение отпускных цен на прилавках, что ведет к получению ими в период кризиса необоснованно высокой сверхприбыли [1].
Для повышения эффективности борьбы с безработицей предусмотрена индивидуальная профориентационная диагностика. Это касается наименее защищенных категорий работников, занятых на малых предприятиях. Введение паспортов профессионального роста (le passeport transition professionnelle) [7] позволит каждому потерявшему работу гражданину адекватно оценить свою профессиональную компетенцию, что исключит необоснованно высокие требования к новому месту работы и уровню заработной платы с его стороны. Структуры, взаимодействующие с потерявшими работу гражданами, на время кризиса открывают дополнительные отделения, чтобы повысить их доступность для населения, проживающего на отдаленных территориях.
Для сохранения рабочих мест в автомобилестроении регионы, на территории которых развита эта отрасль, дотируют ее предприятия с целью сохранения рабочих мест [6]. По нашему мнению, такая мера вступает в конфликт с требованием властей повысить конкурентоспособность данного сектора.
Классической мерой в эпоху кризиса считается создание рабочих мест за счет развития инфраструктуры (автодорог, электросетей и др.), в регионах же Франции не меньшее значение в этом аспекте приобретают объекты национального культурного наследия, инвестиции в реконструкцию которых позволят создать до 500 тыс. рабочих мест [8]. Это свидетельствует о том, что экономика регионов не нуждается повсе-
местно в новых объектах инфраструктуры, поскольку развитие инфраструктурной сети в основном достаточно, а уровень ее износа находится в допустимых пределах. Кстати, в США это привело к комическим ситуациям, когда в планы антикризисных мероприятий попадали такие объекты, как надземный переход через автостраду для черепах при насыщенности движения 10-15 машин в сутки.
Пожалуй, важнейшими разделами региональных антикризисных программ являются те, которые связаны с ускорением перехода к постиндустриальному обществу на отдаленных и периферийных территориях континентальной части Франции, сопровождающимся формированием интегрированных научнообразовательных сетей, объединяющих разрозненные научные коллективы [14].
Таким образом, важнейшая особенность разработанного комплекса мероприятий во Франции состоит в существенном преобладании собственно антикризисных мер над социальными. Успешная их реализация упрочит позиции страны в мире, будет способствовать совершению технологического рывка, позволит сгладить социально-экономическую асимметрию в системе Центр-периферия. Объявленное в качестве одного из важнейших приоритетов восстановление национального культурного наследия даст возможность сформировать благоприятный имидж для всей совокупности территорий Франции, что окажет влияние на рост потока туристов и привлечение иностранных инвестиций. Программы, реализуемые в целях оживления экономики, направлены на обеспечение экономической безопасности, несмотря на то что прямо такая задача нигде не обозначена. Проведенный в рамках исследования анализ позволяет сделать вывод, что намеченные меры адекватны сложившейся ситуации и их успешное осуществление обеспечит Франции сохранение ее позиций как одной из ведущих стран мира.
Список использованной литературы
1. Avis sur la conjuncture 2008 / Conseil économique et social régional — CESR — Centre [Электронный ресурс]. URL: http://www.regioncentre.fr/jahia/webdav/site/portail/shared/CESR/Avis/2009/Juin%202009/ Avis_conjoncture.pdf.
2. Baché D. Le plan de relance examiné à l'Assemblée nationale // Radio France Internationale [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfi.fr/actufr/articles/109/article_76989.asp.
3. Bilan d'étape (En Bretagne, le plan de relance est une réalité concrète) / Préfecture de région — Bretagne [Электронный ресурс]. URL: http://www.bretagne.pref.gouv.fr/sections/relance_economique/view.
4. Face à la crise / Portail du Gouvernement [Электронный ресурс]. URL: http://www.gouvernement.fr/ gouvernement/face-a-la-crise.
5. Intervention du Premier ministre (Préfecture de Lyon, lundi 2 février 2009) / Préfecture de région — Bretagne [Электронный ресурс]. URL: http://www.bretagne.pref.gouv.fr/sections/relance_ economique/view.
6. La relance passé par la Bretagne/ Préfecture de région — Bretagne [Электронный ресурс]. URL: http:// www.bretagne.pref.gouv.fr/sections/relance_economique/view.
7. 27 mesures concrètes pour réagir face à la crise/ Conseil économique et social régional — CESR — Bourgogne [Электронный ресурс]. URL: http://www.cr-bourgogne.org/?o=article&c=685&article_article_id=4266&article_ direction=fiche.
8. Modalités du plan de relance. En faveur du patrimoine en Région Centre (Avril 2009) / Préfecture de la région Centre et du Loiret [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture.gouv.fr/culture/sites-dracs/centre/ accueil/plan_de_relance/plan_relance_communique.pdf.
9. Plan de relance: 1000 projets dans toute la France/ Portail du Gouvernement [Электронный ресурс]. URL: http://www.gouvernement.fr/premier-ministre/plan-de-relance-1-000-projets-dans-toute-la-france.
10. Plan de relance de l'économie française 2009 en région Centre/ Préfecture de la région Centre et du Loiret [Электронный ресурс]. URL: http://www.loiret.pref.gouv.fr/rubrique.php3?id_parent=467&id_pere=467&id_ rubrique=449.
11. Plan national de relance de l'économie en Bretagne/ Préfecture de région — Bretagne [Электронный ресурс]. URL: http://www.bretagne.pref.gouv.fr/sections/relance_economique/view.
12. Plan régional de développement de l'économie sociale et solidaire en Bourgogne/ Conseil économique et social régional — CESR — Bourgogne [Электронный ресурс]. URL: http://www.cr-bourgogne.org/ ?o=article&c=685&article_article_id=4419&article_direction=fiche.
13. Présentation du plan de relance en Alsace / Préfecture — Bas-Rhin (Alsace) [Электронный ресурс]. URL: http://www.bas-rhin.pref.gouv.fr/site/Plan-de-relance-401.html.
14. Un «Campus numerique» prometteur / Préfecture de région — Bretagne [Электронный ресурс]. URL: http://www.bretagne.pref.gouv.fr/sections/relance_economique/view.
Bibliography (transliterated)
1. Avis sur la conjuncture 2008 / Conseil économique et social régional — CESR — Centre [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.regioncentre.fr/jahia/webdav/site/portail/shared/CESR/Avis/2009/Juin%202009/Avis_ conjoncture.pdf.
2. Baché D. Le plan de relance examiné à l'Assemblée nationale // Radio France Internationale [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.rfi.fr/actufr/articles/109/article_76989.asp.
3. Bilan d'étape (En Bretagne, le plan de relance est une réalité concrète) / Préfecture de région — Bretagne [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.bretagne.pref.gouv.fr/sections/relance_economique/view.
4. Face à la crise / Portail du Gouvernement [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.gouvernement.fr/ gouvernement/face-a-la-crise.
5. Intervention du Premier ministre (Préfecture de Lyon, lundi 2 février 2009)/ Préfecture de région — Bretagne [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.bretagne.pref.gouv.fr/sections/relance_economique/view.
6. La relance passé par la Bretagne/ Préfecture de région — Bretagne [Elektronnyi resurs]. URL: http://www. bretagne.pref.gouv.fr/sections/relance_economique/view.
7. 27 mesures concrètes pour réagir face à la crise/ Conseil économique et social régional — CESR — Bourgogne [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.cr-bourgogne.org/?o=article&c=685&article_article_id=4266&article_ direction=fiche.
8. Modalités du plan de relance. En faveur du patrimoine en Région Centre (Avril 2009) / Préfecture de la région Centre et du Loiret [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.culture.gouv.fr/culture/sites-dracs/centre/accueil/ plan_de_relance/plan_relance_communique.pdf.
9. Plan de relance: 1000 projets dans toute la France/ Portail du Gouvernement [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.gouvernement.fr/premier-ministre/plan-de-relance-1-000-projets-dans-toute-la-france.
10. Plan de relance de l'économie française 2009 en région Centre/ Préfecture de la région Centre et du Loiret [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.loiret.pref.gouv.fr/rubrique.php3?id_parent=467&id_pere=467&id_ rubrique=449.
11. Plan national de relance de l'économie en Bretagne/ Préfecture de région — Bretagne [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.bretagne.pref.gouv.fr/sections/relance_economique/view.
12. Plan régional de développement de l'économie sociale et solidaire en Bourgogne/ Conseil économique et social régional — CESR — Bourgogne [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.cr-bourgogne.org/?o=article&c= 685&article_article_id=4419&article_direction=fiche.
13. Présentation du plan de relance en Alsace / Préfecture — Bas-Rhin (Alsace) [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.bas-rhin.pref.gouv.fr/site/Plan-de-relance-401.html.
14. Un «Campus numerique» prometteur / Préfecture de région — Bretagne [Elektronnyi resurs]. URL: http:// www.bretagne.pref.gouv.fr/sections/relance_economique/view.