МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
О.П. КУЗНЕЦОВА
проректор по внеучебной работе и социальным вопросам Омского государственного технического университета, зав. кафедрой государственного и муниципального управления,
доктор экономических наук, профессор e-mail: [email protected]
Е.А. ЮМАЕВ
специалист в сфере государственного и муниципального управления, г. Омск
e-mail: [email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ФРАНЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА*
УДК 339.97 ББК 65
Рассмотрены характерные особенности французского подхода к проведению модернизации и ускорению развития экономики. Обозначены основные проблемы деградации государственных финансов Франции и возможные пути их устранения.
Ключевые слова: Франция, кризис, модернизация, ускорение развития экономики, финансы.
O.P. KUZNETSOVA
Vice-Rector on Tutorial Work and Social Issues of Omsk State Technical University,
Chairholder, Chair of State and Municipal Management,
Doctor of Economics, Professor e-mail: [email protected]
E.A. UMAEV
Expert in public and municipal management, Omsk e-mail: [email protected]
MODERNIZATION OF ECONOMY, DEVELOPMENT ACCELERATION AND GOVERNMENT FINANCE OF FRANCE UNDER CRISIS CONDITIONS
The authors consider some special features of the French approach to the implementation of modernization and the acceleration of economy development. The basic problems of France's government finance degradation and some possible ways of their solution are indicated.
Keywords: France, crisis, modernization, acceleration of economic development, finances.
Ключевым приоритетом развития эконо- вого финансово-экономического кризиса и мики России становится объявленная Прези- укрепления статуса нашей страны в качестве дентом РФ Д.А. Медведевым модернизация одного из важнейших центров многополяр-
как условие преодоления последствий миро- ного мира. В этом аспекте большой научный
* Выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/9743), выполняемого в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 г.)».
и практический интерес вызывает исследование того, как представляют себе модернизацию в условиях деградации государственных финансов на современном этапе передовые страны мира, одной из которых, безусловно, является Франция. К слову, французские исследователи также изучают экономическую ситуацию и антикризисные меры, принимаемые в зарубежных странах (см., напр.: [5]).
Информационной базой исследования выступили материалы, размещенные на официальных интернет-порталах органов власти Франции, ее научно-исследовательских институтов, а также статьи во французских СМИ.
Согласно Плану оживления экономики, разработанному в соответствии с требованиями президента Франции Николя Саркози, для вывода страны из кризиса упор будет сделан на инвестирование. Для этих целей предназначена сумма в 26 млрд евро. Однако некоторые СМИ неоднозначно оценивают принимаемые решения. Так, отмечается, что нынешняя ситуация спровоцирована кризисом предложения, которое намного обгоняет спрос. Дополнительные же инвестиции будут работать в основном на повышение предложения, что лишь усугубит дисбаланс, наблюдаемый во французской экономике. По мнению оппозиции, План оживления экономики является настоящим «подарком» для предприятий и не направлен на укрепление покупательной способности граждан, в отличие от программ, например, Великобритании и Испании [7].
Указанную критику нельзя считать конструктивной в полной мере. Французская оппозиция, похоже, считает, что План оживления экономики должен дублировать социальную функцию французского бюджета, но это неправильно. Антикризисный план должен быть экономическим, а все вопросы социальной защиты населения, не менее важные, должны решаться в рамках бюджетного процесса. В противном случае эффективность преодоления кризиса не будет высокой. Модернизация коснется многочисленных зданий, находящихся в ведении государства (например, учреждений образования, здравоохранения), и всех видов инфраструктуры: автодорог, портов, каналов, линий высокоскоростного железнодорожного сообщения. Специальные ассигнования предусмотрены на закупку продукции для
нужд государственной обороны, что также не приведет к росту предложения на рынке, не говоря уже о расходах на высшее образование, научные исследования и объекты культурного наследия, которые можно только приветствовать. Заслуживает особого внимания предложение Н. Саркози отказать в поддержке тем предприятиям, которые выводят свои производственные мощности из Франции. Оппозиция не замечает всех этих значительнейших преимуществ, следовательно, ее высказывания и псевдозабота о гражданах имеют целью лишь получение голосов избирателей на ближайших выборах, только и всего.
Напротив, регионы и муниципалитеты Франции перспективы модернизации экономики и ускорения развития связывают именно с реализацией Плана оживления экономики Н. Саркози и считают его залогом последующего роста благосостояния населения (см., напр.: [8]).
В качестве конструктивных отметим ряд замечаний, высказанных Пьером Паскал-лоном: разработка Плана основывалась на показателях третьего квартала 2008 г., в результате не были учтены негативные тенденции, которые начали разворачиваться почти сразу же, в четвертом квартале того же года; период действия Плана ограничен двумя годами, тогда как реализация ряда заявленных крупных проектов требует гораздо более длительного срока; в общую сумму, которую планируется израсходовать на оживление экономики и модернизацию (26 млрд евро), входят гарантии по кредитам, которые едва ли будут востребованы в полном объеме; выделение суммы в размере 26 млрд евро требует увеличения дефицита государственного бюджета Франции до 4% к ВВП, тогда как в соответствии с принятыми требованиями Евросоюза он не может превышать 3% [10].
Комплекс антикризисных мероприятий, реализуемых во Франции, действительно отличается от общеевропейского подхода. Европейской комиссией странам — членам Евросоюза было предложено скоординировать меры противодействия кризису. Высказывалась идея о приоритетной поддержке спроса. Эффективность антикризисной политики будет определяться, по мнению Еврокомиссии, тремя составляющими: своевремен-
О.П. КУЗНЕЦОВА, Е.А. ЮМАЕВ
ность, поддержка наиболее пострадавших домохозяйств и секторов экономики и исключение чрезмерной нагрузки на государственные бюджеты [6]. Нет ничего плохого в том, что французы с учетом особенностей своей страны приняли программу, отличную от программ большинства стран.
В целях ускорения процесса модернизации во Франции для представителей частного сектора организовано масштабное информационное сопровождение деятельности [12]. Акцент сделан на то, что даже небольшое повышение осведомленности представителей экономики может решить многие проблемы, с которыми сталкиваются в период кризиса предприятия и организации. Речь идет о четырех неразделимых аспектах: «Паспорт ускорения» (брошюра, в которой рассмотрены многочисленные трудные ситуации, с которыми может столкнуться предприятие / организация в процессе взаимодействия с клиентом, и возможные выходы из них); «Ускорение развития. Особые заметки» (полезная информация по различным вопросам с точки зрения кризисной ситуации); «Видеосоветы» (видеозаписи интервью с ведущими экспертами Франции по антикризисному управлению по различной тематике); «Площадь ускорения развития» (специальный центр, где участники программы могут встретиться с антикризисными специалистами лично или в режиме видеоконференции, задать им интересующий вопрос и получить развернутую консультацию).
Модернизация французской экономики будет направлена на внедрение инноваций, на переход к экономике знаний, что в XXI в. станет основным приоритетом для страны, намеревающейся сохранить лидирующие позиции. По мнению Кристины Лагард, для ускоренной модернизации у Франции есть целый ряд козырей, главными из которых являются высокоразвитая система высшего образования, технологические инновации, новейшая инфраструктура [3].
С целью содействия ускорению развития во Франции принят отдельный закон о модернизации экономики [1], направленный на снижение цен, что повысит уровень конкуренции и поддержит эффективные предприятия, а также на установление нового статуса независимого предпринимателя, кардинальное упрощение административного порядка
регистрации новых малых предприятий, содействие повышению привлекательности французских территорий для реализации экономической и финансовой деятельности. Этот закон, по мнению премьер-министра страны Франсуа Фийона, станет важной вехой структурной перестройки экономики, поскольку с его помощью правительство намерено «разбить» монополии на местном уровне и усилить позиции Парижа как финансового центра мирового значения.
В марте 2010 г. в Париже были подведены итоги масштабного конкурса, к участию в котором были привлечены исследовательские коллективы университетов [2]. Цель — отбор инновационных проектов, которые позволят модернизировать систему государственного управления. Участникам предлагалось «изобразить» органы власти будущего. Из 85 заявок были отобраны три. Первая премия досталась проекту «Геолокализация государственных услуг» (разработка Интернет-сайта и работающего с ним на одной программной платформе смартфона, позволяющего гражданам получать информацию о ближайшем местонахождении учреждения, предоставляющего требуемую государственную услугу), вторая — проекту «Cap 2020» (совершенствование образовательного процесса в сфере подготовки государственных служащих), третья — проекту «Monade: espace-etudiant.fr» (создание студенческого сайта, облегчающего взаимодействие молодежи с руководством своих образовательных учреждений и органами власти).
Безусловно, реализация масштабных проектов требует наличия сопоставимого объема финансовых ресурсов. В условиях кризиса основным их поставщиком становится государство, поскольку частные компании попросту отказываются инвестировать имеющиеся ресурсы в условиях сверхвысокого риска. В связи с этим отмечается серьезнейший рост нагрузки на государственный бюджет Франции, а это выносит на повестку дня вопрос о жизнеспособности государственных финансов [11]. При этом законодательство строго регламентирует бюджетный процесс, и хотя существует понимание, что нужно придерживаться установленных правил, соблюдать их в период кризиса очень трудно. Ситуация в сфере государственных финан-
сов Франции характеризуется с помощью терминов «деградация», «разбалансировка», «дефицит» [13]. Это потребовало принятия неотложных мер еще в ноябре 2008 г. Признано, что ситуация в сфере государственных финансов Франции менее обнадеживающая, чем у большинства ее европейских соседей. По нашему мнению, этим и объясняется тот факт, что антикризисные мероприятия Франции направлены в первую очередь на поддержку экономики.
Ухудшение экономической конъюнктуры и принятие мер поддержки закономерно привели к увеличению бюджетного дефицита и государственного долга. По мнению французских властей, этот процесс должен строго регулироваться, чтобы ухудшение ситуации в сфере государственных финансов не стало контрпродуктивной мерой по отношению к антикризисной политике. Чтобы не допустить подобного развития событий, специалистами предложено придерживаться двух позиций: расходы по антикризисным мероприятиям должны носить временный характер, а рост дополнительных расходов бюджета помимо финансирования антикризисных мероприятий — строго ограничиваться [там же]. Качество принимаемого бюджета в современной системе управления государственными финансами определяется прозрачностью и честностью [9].
По мнению министра бюджета, государственных расходов, функций и реформы Франции Эрика Воэрта, государственные финансы являются важным элементом обеспечения суверенитета Франции [4].
В своем докладе «Г осударственные финансы в условиях кризиса» он отмечает важность наличия ответов на два вопроса: эффективно ли мобилизуются государственные финансы для преодоления кризиса и как управлять ими в среднесрочной перспективе. С учетом взаимозависимости национальных экономик им делается акцент на улучшение регулирования международной финансовой системы. Первостепенной задачей является поддержка банковской системы, которая представляет собой «кровеносную систему» экономики. Для спасения экономики возможно увеличение государственного долга страны, но при этом должна стоять четкая цель его снижения в будущем. В таком аспекте, по его мнению, не стоит драматизировать ситуацию с ростом дефицита госбюджета, сам по себе дефицит был всегда, его появление не обусловлено кризисом, более того, он никуда не исчезнет после преодоления экономических трудностей. Правильнее максимально не допускать увеличения текущих расходов.
В заключение отметим, что во Франции реализуемая социально-экономическая политика проводится как на основе изучения лучших образцов зарубежного опыта, так и с учетом собственных специфических проблем. Это позволяет значительно повысить эффективность мер противодействия мировому финансово-экономическому кризису, проводить политику коренной модернизации государства, решать проблемы деградации государственных финансов в непростых экономических условиях.
Список использованной литературы
1. Berber M. Des mesures pour moderniser l'économie // Radio France Internationale. URL: http://www.rfi. fr/actufr/articles/099/article_64124.asp.
2. Challenge administration 2020: le palmarès // Le portail de la modernisation de l'État. URL: http://www. modernisation.gouv.fr/piliers/simplifier/evenements/challenge-administration-2020-le-palmares/index.html.
3. Discours de Christine Lagarde — lors du colloque «Le nouveau crédit d'impôt recherche: quels conseils et quels résultats pour les entreprises?» // Loi de modernisation de l'èconomie. URL: http://www.modernisationeconomie. fr/presse/lme_disc081210.html.
4. Intervention d'Éric Woerth — Colloque Fondafip «Les finances publiques face a la crise» // Ministère de Budget, des Comptes publics, de la Fonction publique et de la Réforme de l'État. URL: http://www.budget.gouv. fr/discours-presse/discours-communiques_budget.php?type=discours&id=653&rub=501.
5. La crise Hypotheque-t-elle la modernisation de l'Etat? // La Fondation iFRAP. URL: http://www.ifrap.org/ La-crise-hypotheque-t-elle-la-modernisation-de-l-Etat,11400.html.
6. Le Plan de Relance de l'èconomie // Ministère de Budget, des Comptes publics, de la Fonction publique et de la Réforme de l'État. URL: http://www.budget.gouv.fr/presse/dossiers_de_presse/plf2010/grandes_ orientations/plan_relance.pdf.
7. Le Plan de Relance de Nicolas Sarkozy // Larousse.fr: encyclopédie collaborative et dictionnaires gratuits en ligne. URL: http://www.larousse.com/encyclopedie/article/Le%20plan%20de%20relance%20de%20Nicolas%20 Sarkozy./11014980.
O.n. KY3HEÖOBA, E.A. föMAEB
8. Le Plan de Relance économique mise sur le Palais des festivals // Toute l'actualité avec Nice-Matin. URL: http: / / www.nicematin.com/ta/ palais /171556/cannes-le-plan-de-relance-economique-mise-sur-le-palais-des-festivals.
9. Modernisation des finances publiques // Malikounda: Actualité Malienne. URL: http://www.malikounda. com/nouvelle_voir.php?idNouvelle=20879.
10. Pascallon P. Le plan de Relance français. Peut-il être efficace? // IRIS — Institut de Relations Internationales et Stratégiques. URL: http://www.iris-france.org/docs/pdf/forum/2009_01_07_relance.pdf.
11. Rapport 2009 sur les finances publiques // Regards citoyens. URL: http://www.regards-citoyens.over-blog.com/article-33578087.html.
12. Relance + Modernisation, même combat au congrès de Nantes 2009!!! // La profession comptable. 2009. Juin-Juill. № 317-318. P. 19.
13. Situation des finances publiques // Les juridictions financières. URL: www.ccomptes.fr/fr/CC/documents/ RPA/1-situation-finances-publiques.pdf.
Bibliography (transliterated)
1. Berber M. Des mesures pour moderniser l'économie // Radio France Internationale. URL: http://www.rfi. fr/actufr/articles/099/article_64124.asp.
2. Challenge administration 2020: le palmarès // Le portail de la modernisation de l'État. URL: http://www. modernisation.gouv.fr/piliers/simplifier/evenements/challenge-administration-2020-le-palmares/index.html.
3. Discours de Christine Lagarde — lors du colloque «Le nouveau crédit d'impôt recherche: quels conseils et quels résultats pour les entreprises?» // Loi de modernisation de l'èconomie. URL: http://www.modernisationeconomie. fr/presse/lme_disc081210.html.
4. Intervention d'Éric Woerth — Colloque Fondafip «Les finances publiques face a la crise» // Ministère de Budget, des Comptes publics, de la Fonction publique et de la Réforme de l'État. URL: http://www.budget.gouv. fr/discours-presse/discours-communiques_budget.php?type=discours&id=653&rub=501.
5. La crise Hypotheque-t-elle la modernisation de l'Etat? // La Fondation iFRAP. URL: http://www.ifrap.org/ La-crise-hypotheque-t-elle-la-modernisation-de-l-Etat,11400.html.
6. Le Plan de Relance de l'èconomie // Ministère de Budget, des Comptes publics, de la Fonction publique et de la Réforme de l'État. URL: http://www.budget.gouv.fr/presse/dossiers_de_presse/plf2010/grandes_ orientations/plan_relance.pdf.
7. Le Plan de Relance de Nicolas Sarkozy // Larousse.fr: encyclopédie collaborative et dictionnaires gratuits en ligne. URL: http://www.larousse.com/encyclopedie/article/Le%20plan%20de%20relance%20de%20Nicolas%20 Sarkozy./11014980.
8. Le Plan de Relance économique mise sur le Palais des festivals // Toute l'actualité avec Nice-Matin. URL: http: / / www.nicematin.com/ta/ palais /171556/cannes-le-plan-de-relance-economique-mise-sur-le-palais-des-festivals.
9. Modernisation des finances publiques // Malikounda: Actualité Malienne. URL: http://www.malikounda. com/nouvelle_voir.php?idNouvelle=20879.
10. Pascallon P. Le plan de Relance français. Peut-il être efficace? // IRIS — Institut de Relations Internationales et Stratégiques. URL: http://www.iris-france.org/docs/pdf/forum/2009_01_07_relance.pdf.
11. Rapport 2009 sur les finances publiques // Regards citoyens. URL: http://www.regards-citoyens.over-blog.com/article-33578087.html.
12. Relance + Modernisation, même combat au congrès de Nantes 2009!!! // La profession comptable. 2009. Juin-Juill. № 317-318. P. 19.
13. Situation des finances publiques // Les juridictions financières. URL: www.ccomptes.fr/fr/CC/documents/ RPA/1-situation-finances-publiques.pdf.