Зарубежное партнерство в системе непрерывного образования
В. БЕЛЯЕВ, доцент начальник управления международной деятельности
В настоящее время Уральский государственный горный университет все шире и активнее применяет вертикально-интегрированную комплексную систему образования для подготовки инженерных кадров зарубежных предприятий-партнеров. Опыт нашего вуза показывает, что общая концепция вертикали образования успешно адаптируется к требованиям горнодобывающих предприятий стран ближнего зарубежья, может развиваться там, создавая предпосылки для реального внедрения российских образовательных технологий на международном образовательном рынке.
Речь идет о выстраивании системы международного партнерства, направленного на эффективное решение проблем технологического, кадрового и проектного обеспечения компаний-недропользователей. Такое партнерство выгодно создавать на базе двух основных типов учреждений: научно-образовательной структуры и крупных отраслевых предприятий. Один из наиболее серьёзных вопросов здесь - целевая и адресная подготовка специалистов в необходимом производству количестве и соответствующего уровня. Острый дефицит высококвалифицированных специалистов - это проблема, с которой столкнулись сейчас все бывшие страны СНГ: Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и др. Перспективы их дальнейшего экономического развития требуют совместных усилий стран-партнеров в подготовке и воспитании кадрового потенциала.
Урал с его традициями, рабочими и инженерными горными династиями, выработанным веками приоритетным, уважительным отношением населения к горным специальностям остается базовым регионом восполнения кадровых потребностей минерально-сырьевых отраслей российской экономики и уже становится таковым для
предприятий-партнеров из стран СНГ, а также Монголии и других стран азиатского региона. По ряду актуальнейших направлений, например современным методам добычи металлов, специалистов там никогда не готовили, и им привычнее ориентироваться на Урал. В этих странах наблюдаются «ножницы» между потребностями в специалистах, особенно горного и горнодобывающего профиля, и их наличием. У России, Урала в частности, есть мощные конкурентные преимущества для того, чтобы эти «ножницы» ликвидировать. Первое -исторические традиции. Мы близки географически, отношения между гражданами дружелюбные, толерантные, нет особых проблем психологической совместимости разных национальностей. Наконец, нас не разделяет сильный языковой барьер. Общеизвестно, что свои образовательные услуги сегодня активно предлагает Китай. Там образование дешевле, чем в России, однако два года у студентов уходит на освоение языка.
Второе преимущество - техническое единство. Во многих странах ближнего зарубежья еще присутствует советский парк техники, и обслуживающий персонал вклю-
Из жизни вуза
87
чен в эту инфраструктуру. Во многом техника устарела, требует обновления, поэтому процесс технического перевооружения идет параллельно как в России, так и в странах СНГ.
Третий момент связан с самим образованием и его качеством, авторитетом российских вузов. Дело в том, что мы готовим специалистов для стран ближнего зарубежья «под ключ», им не требуется дополнительное время на переучивание и адаптацию к местным условиям, так как практику и стажировку в заключительный период учебы они проходят на своих или родственных предприятиях.
УГГУ имеет одну из самых сильных в России и Европе школ и систем горнопромышленного образования с широкими возможностями оптимально совмещать теоретическую подготовку и получение практических навыков в реальных горнодобывающих и перерабатывающих производствах, которыми Урал насыщен в максимальной степени. Инициатива УГГУ по созданию системы вертикального непрерывного образования показала свою жизнеспособность и перспективу применительно и к развитию горных школ зарубежных партнеров стран СНГ.
В этой связи особого внимания заслуживает совместный опыт подготовки специалистов, отраженный в действующем с 2003 г. Генеральном договоре о сотрудничестве между Уральским государственным горным университетом (УГГУ) и Навоийским горно-металлургическим комбинатом (НГМК), который учитывает многопрофильность, вариантность и многоступенчатость современной системы подготовки специалистов. Эта система динамична, так как отражает изменяющиеся потребности (заявки) самого предприятия. Сегодня учреждения профессионального образования совместно со своими зарубежными партнерами вынуждены корректировать имеющиеся образовательные стандартыс учетом интересов (потребностей) данного предприятия и выходят на конкретные заказы. Предприятие-заказчик готово прежде всего оплачивать так называемые «короткие программы». Но в
ближайшей перспективе при условии устойчивости промышленного развития региона делается акцент на «длинные программы», комплексно решающие вопросы кадрового обеспечения производства. Наличие корпоративных стандартов, стыковка программ, сбалансированный переход в рамках образования со ступени на ступень делает обучение более адаптивным, приспособленным к «местным условиям» и более эффективным для предприятия.
В рамках договора с НГМК в УГГУ апробирован и хорошо себя зарекомендовал способ «растворения» иностранных студентов в академических группах с целью улучшения их адаптации к новой учебносоциальной среде. Надо отметить, что студенты из бывших стран СНГ уже прошли определенную школу постсоветской системы образования, что позволяет им легче адаптироваться в российских вузах, облегчает процесс вхождения в учебный коллектив за счет «эффекта узнавания».
Социологический опрос, проведенный в
2004 г. Центром социологических исследований Минобрнауки РФ в ряде вузов России, в том числе в УГГУ, и продолженный в
2005 г. социологической лабораторией УГГУ, показал высокий авторитет российского диплома для иностранных студентов.
У 70% респондентов качество получаемой в УГГУ профессиональной подготовки полностью соответствует личным ожиданиям, 80% опрошенных будут советовать друзьям и знакомым учиться в России и в том же вузе, а 90% считают, что с российским дипломом можно будет легко устроиться на родине на работу по специальности.
Как правило, информацию о вузе иностранные студенты получают от родителей и родственников (30%), от выпускников данного вуза (30%), от предприятия, организации, направившей на учебу (60%). Другие каналы получения информации (телевидение, радио, пресса, рекламные проспекты, сайт вуза в Интернете) задействованы слабее, а иногда совсем «не работают». Это поднимает вопрос об использовании их возможностей в деле профес-
сиональной ориентации иностранных студентов.
Основная трудность, с которой сталкиваются иностранные студенты после приезда на учебу в Россию, - это языковой барьер. Для 1/3 опрошенных русский язык является родным, 70% обучались русскому языку на родине на специальных курсах. Однако лишь 20% опрошенных знания русского языка хватает для учёбы в вузе в полной мере, подавляющему же большинству - лишь частично. Решить эту проблему помимо индивидуального обеспечения иностранных студентов методическими пособиями можно путём увеличения экспериментальных курсов, рассчитанных на использование компьютеров, причем в основном в первые годы обучения.
Проведенное социологическое исследование показало, что вопросы адаптации и профессиональной ориентации иностранных студентов в российских вузах тесно взаимосвязаны. Оно позволило выявить условия и механизмы дальнейшей оптимизации процесса обучения иностранных студентов в России, для того чтобы сделать его доступным, привлекательным, а главное -эффективным.
Отметим в этой связи, что в первый год действия договора между УГГУ и партнера-
ми из Узбекистана был проведен сопоставительный анализ учебных планов бакалавриатов двух родственных вузов Екатеринбурга и Навои, а также работа по формированию содержания учебных дисциплин, читаемых студентамиз Узбекистана. Например, спецкурс «Эксплуатация горных предприятий» был максимально приближен к проблемам разработки карьеров открытым способом. Руководители ряда ведущих производственных структур НГМК и его Учебного центра приняли участие в координации учебных планов и внесли свои предложения по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов.
Сейчас в УГГУ на дневном полнопрофильном обучении (5 лет) проходят подготовку 34 студента из Узбекистана, причем их число постоянно увеличивается.
В 2004 г. по очной форме обучения было выпущено 14 дипломированных горных инженеров. В октябре 2005 г. успешно защитили дипломные проекты 24 специалиста, обучавшиеся по заочной форме.
Комплексное обучение в нашем вузе служит основой профессионального и карьерного роста выпускаемых специалистов. Так, Р. Маджидов и Д. Бричкин до обучения в УГГУ были аппаратчиками УПР, а сейчас они мастера цеха ГМЗ-1. Инжене-
Из жизни вуза
89
рами ПТО работают Д. Турсунов (РУ-5), И. Павлов и К. Зарипов (ЦРУ, рудник «Му-рунтау»).
В 2005 г. состоялся выпуск 8 магистров (срок обучения - 2 года), часть из них пополнила преподавательский состав НГГИ. Двое выпускников магистратуры УГГУ -М. Бобаев и Д. Турсунов - по договору с НГМК поступили в заочную аспирантуру УГГУ для обучения без отрыва от производства. Еще один выпускник магистратуры Ф. Каримов осенью 2006 г. поступил в очную аспирантуру УГГУ. Таким образом, подготовка специалистов и магистров является ступенью к дальнейшему профессиональному и научному росту в аспирантуре и докторантуре.
В организованной УГГУ системе подготовки кадров для Навоийского горно-металлургического комбината очень важна связь, установленная между двумя профильными вузами России и Узбекистана -Уральским государственным горным университетом и Навоийским государственным горным институтом (НГГИ), отметившим в
2005 г. свое 10-летие. С целью развития партнерских отношений с НГМК 26 августа 2005 г. был подписан договор о сотрудничестве между УГГУ и НГГИ в области применения ИКТ. Цель договора - развивать современный научно-технический информационный обмен между горными вузами России и Узбекистана, создавать учебно-методическую базу по специальным направлениям подготовки специалистов для НГМК с использованием Интернет-технологий, проводить дистанционное обучение
студентов и специалистов, переподготовку преподавателей.
В течение 2005 г. совершенствовалось техническое и программное обеспечение центров современных образовательных дистанционных технологий УГГУ и НГГИ, проводилась модернизация компьютерной сети, отработка телекоммуникационных технологий, в том числе стыковка по программным средствам, пропускной способности каналов, подбору провайдеров.
22 сентября 2005 г. в рамках международной конференции, посвященной 10-летию НГГИ, была проведена видеоконференция в режиме on-line между НГГИ и УГГУ. В ней приняли участие специалисты, студенты, аспиранты, преподаватели, руководители вузов, в том числе ректор УГГУ Н.П. Косарев и ректор НГГИ Ш.К. Агзамов.
5 апреля 2006 г. на совещании «Непрерывное образование: региональный аспект», проходившем в УГГУ в рамках Уральской горнопромышленной декады, выступил проректор по учебной работе НГГИ У.Ф. Насиров с докладом «Горное образование в Узбекистане. Интеграция учебного процесса с производством», в котором он говорил о тенденции формирования вертикально-образовательной структуры НГГИ, включающей основные элементы, аналогичные структурным элементам образовательной системы УГГУ. Основными приоритетными направлениями в ней являются следующие:
□ осуществление широкой кооперации с крупными местными и зарубежными учебными заведениями, ведущими горными и горно-металлургическими университетами;
□ создание совместно с профильными вузами зарубежья единой информационной сети;
□ широкое внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, информа-
тизация учебного процесса на базе ИКТ и современных технических средств обучения;
□ повышение квалификации специалистов в области горнодобывающей промышленности, их переподготовка на базе передовых достижений науки и технологии.
Следует отметить, что в настоящее время складывается консорциум - объединение родственных вузов УГГУ и НГГИ и базового предприятия НГМК, где функции
Ф. НУРМУХАМЕТОВ, директор Уральского геологического музея
Уральский геологический музей - гордость Уральского государственного горного университета - в настоящее время является не только государственным хранилищем уральских минералов и других каменных материалов, но и учреждением культуры, которое проводит большую воспитательную, научную и просветительскую работу и объединяет истинных знатоков и любителей камня. Основная задача музея -накопление, изучение и систематизация каменного материала уральских месторождений и сохранение его для потомков. В его коллекциях - свыше 40 тыс. экспонатов, отражающих минеральные богатства и геологию Урала.
Музей был открыт в 1937 г. как выставка минерально-рудных богатств, организованная к XVII сессии Международного геологического конгресса, посвященного проблемам Евразии, и к 20-летию Октябрьской революции. Над оформлением и комплектованием коллекций трудились Д.С. Штейнберг, А.Н. Ходалевич, А.А. и А.И. Ивановы, Г.М. Мажаев, Ф.И. Рукавишников, А.П. Сигов, И.Д. Соболев, П.И. Аладинский, О.Н. Щеглова-Бородина, Е.И. Мягкова. В качестве консультантов работали крупнейшие геологи - знатоки Урала А.Е. Ферсман, Д.В. Наливкин, А.Н. Заварицкий, И.И. Горский, В.А. Вар-санофьева, Е.А. Кузнецов и др. В1938 г. вы-
каждого члена партнерства определены и согласованы.
Международные контакты Горного университета и его партнеров из Узбекистана показывают действенный характер вертикально-интегрированной комплексной системы образования, которую УГГУ все шире и активнее применяет для подготовки инженерных кадров зарубежных предприятий.
Уральский геологический музей
ставка была передана Уральскому горному институту и переименована в геологическую лабораторию-музей СГИ.
Сегодня экспозиция музея представлена отделами кристаллографии и минералогии, полезных ископаемых, общей и исторической геологии, петрографии и литологии.
В мире известно более 3000 минеральных видов. Свыше 1000 из них встречается на Урале, из которых более 600 экспонируются в музее.
Знакомство с музеем начинается с «Малютки» - гигантского кристалла дымчатого кварца высотой 170 см и весом 784 кг. Он найден в 1966 г. на Южном Урале на глубине 13 м.