Научная статья на тему 'Дисциплина «Педагогическая риторика» как основа профессиональной культуры педагога'

Дисциплина «Педагогическая риторика» как основа профессиональной культуры педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / КАЧЕСТВО РЕЧИ / SPEECH ACTIVITY / SPEECH COMMUNICATION / SPEECH QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяткина И. В., Хайруллина Э. Р.

В статье рассматриваются основные положения, на которые следует обратить внимание при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Автор трактует понятие «педагогическая риторика» как интегративную научную дисциплину, расширяющую коммуникативное пространство учителя-предметника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper examined the main provisions, which should be brought to attention in the preparation of bachelors of "Teacher Education." The author considered the concept of "pedagogical rhetoric" as an integrative scientific discipline, which extends the communicative space of subject teachers.

Текст научной работы на тему «Дисциплина «Педагогическая риторика» как основа профессиональной культуры педагога»

И. В. Вяткина, Э. Р. Хайруллина

ДИСЦИПЛИНА «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА» КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Ключевые слова: речевая активность, речевое общение, качество речи.

В статье рассматриваются основные положения, на которые следует обратить внимание при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Автор трактует понятие «педагогическая риторика» как интегративную научную дисциплину, расширяющую коммуникативное пространство учителя-предметника.

Keywords: speech activity, speech communication, speech quality

This paper examined the main provisions , which should be brought to attention in the preparation of bachelors of "Teacher Education." The author considered the concept of "pedagogical rhetoric" as an integrative scientific discipline, which extends the communicative space of subject teachers.

Сегодня для вузовского образования важнейшей является проблема качества преподавания. Подходить к решению этой сложной проблемы можно с разных сторон. Необходимо обратить внимание на ту его составляющую, которая объединяет всех преподавателей, независимо от того, какой предмет он преподает, технический или гуманитарный, педагогическую риторику. Преподаватель связал свою жизнь с профессией, которая находится в зоне повышенной речевой активности. Он ежедневно обращается с речью к студентам, чтобы передать знания. В зоне повышенной речевой активности находятся и другие профессии, но одних обучают речи в вузах (например, юристов, журналистов и т.д.), на речевой имидж политиков работают целые команды, бизнесмены приглашают специалистов по речевому общению непосредственно в офис для обучения членов компании. И только преподаватель, специалист, чья профессиональная деятельность, подобно управленцам, на 80 % состоит из речи, лишен возможности специально обучаться речи и коммуникативным умениям.

Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Уметь общаться особенно важно для преподавателей, журналистов, деловых людей, предпринимателей, людей занятых в сфере управления [1].

С уверенностью можно сказать, что если преподаватель сможет сделать более эффективным речевое общение со студентами, то он сможет повысить качество образовательного процесса. Кроме того, формируя на своих занятиях у студентов коммуникативные навыки, он сможет повысить конкурентоспособность будущего специалиста.

О том, как важна роль эффективной речевой коммуникации в обществе и в образовании одними из первых задумались американцы и японцы. Они пришли к пониманию, что на смену веку индустриальному пришел век информационный. В американском образовании есть предмет, отсутствующий у нас, — «Речевая коммуникация» («Речь и общение»). Студент, успешно завершивший этот курс, имеет по сравнению с другими больше шансов получить пре-

стижную работу.

В Японии уже в 50-е годы была создана теория «языкового существования». Разработчики этой теории исходили из следующего убеждения: единственным ресурсом экономического развития является культура и интеллект, а для развития интеллекта нужна реформа в области речи и языка.

В вузах Франции уделяется огромное внимание формированию у студентов коммуникативных умений. Здесь уверены, что будущий инженер должен быстро находить необходимую информацию, продуктивно работать в команде, достойно выражать культуру предприятия, уметь слушать клиента [2].

В этих странах был сделан вывод о том, что развитие речи является залогом успешного развития общества, так как через слово организуется вся человеческая жизнь. Современное же российское образование уделяет совершенствованию речи недостаточно внимания, хотя, как известно, русский язык и русская культура - одна из самых сложных в коммуникативном отношении.

В этом плане современная отечественная педагогическая риторика, как частная риторика, имея богатые традиции в воспитании риторической культуры у старших школьников (гимназистов, лицеистов) и студентов университетов и педагогических вузов прошлого, Х1Х в., наследуя их, развивает и совершенствует, прежде всего, содержание современной школьной и вузовской риторики, её жанрово-стилистические особенности применительно к специфике каждого учебного предмета, и риторическую технологию, не забывая о межпредметной функции русского языка как языка познания и межкультурной коммуникации.

Более того, в силу публичности педагогической профессии вузовский преподаватель как носитель гражданского самосознания, является носителем и хранителем элитарной речевой культуры русского литературного языка, который должен являться образцовым для студентов и речевым идеалом в их самостоятельной речетворческой деятельности. А поскольку, по мысли А.А.Потебни, «мы речь не воспроизводим, а творим», то риторическое искусство сугубо личностно, носит индивидуально-творческий характер, отражающий инди-

видуальный стиль мышления и стиль вербального и невербального общения языковой личности, достигшей уровня адекватного синтеза во владении родным языком [3].

Речь вузовских преподавателей полифунк-циональна. Поэтому, владея стилистическим богатством русского языка, преподаватель вуза, будучи ещё и куратором, вводит своих студентов в мир традиционных государственных и народных праздников, приобщает их к истории культуры русского народа и народов России, воспитывая историческую и межпоколенную память подрастающего поколения, благодарность нашим предкам, отстоявшим в многочисленных битвах свободу и независимость родного Отечества, сохранивших нам родную русскую речь как величайшее достояние всех народов России. Умение публицистически ярко, образно, убедительно, эмоционально донести до сознания обучающихся непреходящие духовные ценности наших народов, отразившиеся в языке (н-р, фразеологизмы, в том числе и библейские, пословицы и поговорки, крылатые слова и выражения, евангельские притчи и др. прецедентные тексты), требует знакомства и с риторикой, и с основами красноречия, поскольку риторика, с точки зрения стилистики, впитала в себя и особенности публицистической и проповеднической речи.

Общая культура речи связана с качествами речи, её нормированностью, точностью, выразительностью, чистотой, богатством, уместностью. Владение терминологией науки предусматривает знание фактов, усвоение основных понятий этой науки, понимание взаимоотношений между ними, умение устанавливать связи между известными и новыми фактами и понятиями, а также умение использовать их в практическом анализе, в организации профессионального диалога. Умение строить монологическую научную речь, безусловно, связано с овладением речевой системой построения научного текста. Основным путем формирования этих умений следует назвать наблюдение и анализ образцов научной речи, которые могут служить основой построения и совершенствования самостоятельных высказываний в научном стиле. При рассмотрении вопросов профессионального педагогического мастерства обсуждают, как правило, не индивидуальную культуру личности, а профессиональную коммуникативную культуру. Её можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов [4].

Первый из них — эмоциональная культура, культура чувств, которая представляет собой адекватное реагирование на воздействие окружающего мира, действительности. Второй компонент — культура мышления, связанная с законами построения речи, с употреблением средств и форм выражения, с отбором информации для высказываний. Третий компонент — культура речи, являющаяся объектом изучения языкознания в школе и вузе.

В последнее время всё чаще говорят о культуре речевого общения, предполагающей владение не только вербальными, но и невербальными средствами обмена информацией. Но профессиональная культура

речевого общения педагога неполноценна без особого профессионального коммуникативного умения — умения слушать. По мнению Н.М. Щетинина, «...профессиональная болезнь многих учителей - неумение, даже неспособность слушать другого. Это абсолютизирование себя - одна из причин разобщения с учениками». А разобщение — это уже отсутствие желаемого результата, поэтому приобретение умения слушать является важнейшей задачей, понимать и решать которую должен каждый учитель [5].

Кроме этого, необходимо учитывать, что человек помнит и воспринимает другого человека чаще по тому, как он на него воздействовал. Память хранит учителя, вузовского преподавателя чаще не по тому, что он говорил, читал, рассказывал, а как он это делал. Поэтому надежда сохраниться в памяти студентов есть у того преподавателя, который не только имеет что сказать, но и знает, как это говорить в каждой конкретной ситуации. Способность понимать ситуацию, оценивать её, ориентироваться в ней, управлять ею -это важнейший компонент профессиональной культуры педагога. Реализуются эти способности через тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манеру общаться со студентами, отвечать им через характер мимики, жестов, движений, сопутствующих речь [6].

Именно педагогическая риторика удовлетворяет эту насущную потребность, так как дает конкретные рекомендации в области владения словом.

Педагогическая риторика - интегративная научная дисциплина, объединяющая профессиональное коммуникативное пространство учителя-предметника и формирующая его профессиональное мастерство [6].

Педагогическая риторика может выполнять и функцию интеграции учебной дисциплины, и сама может выступать в роли интегратора учебных предметов, таких как «Культура речи», «Основы коммуникативной культуры педагога» и т.д., благодаря своему содержанию, отличающемуся как общекультурной (развитие умения мыслить) и общеречевой (развитие коммуникативно-речевых и риторических умений) направленностью. Цель педагогической риторики -увлечь, вовлечь в сопереживание, в «сомыслие», показать красоту речемыслительной деятельности. Речь Учителя всегда гражданственна, т.к. учитель любой специальности формирует гражданское самосознание. Учитель должен объяснять, убеждать, привлекая, настраивая на себя аудиторию. Он должен быть оратором, но оратором не трибунным, а оратором наставником [7,9].

На занятиях по педагогической риторике «студент должен получить не просто набор филологических знаний как неких прописных истин, а почувствовать потребность в этих знаниях и возможность их реального применения» [8].

«Педагогическая риторика» как учебная дисциплина на неязыковом факультете решает задачу получения студентом основам риторической деятельности.

Курс «Педагогическая риторика» должен рассматриваться как дисциплина, призванная не только развивать умения устной и письменной речи, но и обучать навыкам межличностного диалогического

общения, т.е. основам коммуникации, а именно, отчего зависит эффективность общения учителя, каковы функции его общения, как улучшить навыки общения и т.п.

Данная учебная дисциплина должна вызвать у студентов размышления о сути человеческого общения, о тех нравственных ценностях, которые лежат в основе этого общения, что будет способствовать формированию у них взглядов, идей суждений, вкусов, имеющих общекультурную ценность [8].

Всё это и создает индивидуальный стиль педагога. Таким образом, настоящий Учитель — это всегда коммуникативный лидер, который способен приковать внимание монологом, организовать диалог и вести его в соответствии с нормами национального речевого этикета. Он способен выслушать учащегося и не остаться равнодушным к его проблемам, делая свои занятия средством их разрешения. Преподаватель должен уметь выходить из нестандартных ситуаций общения, знать, какие слова ожидают от него, чтобы вступить в творческое взаимодействие на основе проявившейся заинтересованности. Однако подобрать эти слова педагогу в настоящее время бывает всё сложнее, т.к. обучающиеся новые поколения говорят на языке, порождённом сложными временами, социальными преобразованиями. Этот язык отличается от языка недавнего времени во всех отношениях, и современный учитель не может не учитывать этого в процессе обучения и общения. Объясняя учебный материал, читая и обсуждая произведения художественной литературы, он должен помнить, что многие слова сейчас приобрели новые, часто жаргонные значения, которые ближе и понятнее студентам вызывают другие ассоциации и ощущения, например такие как, приколоться, приклеить, снимать, отстегивать, капуста, зелень и т.п. Всё чаще преподавателя студенты ставят в тупик, вызывают недоумение вопросы о значении слов, казалось бы, простых и понятных ещё совсем недавно. Поэтому речь педагога, умная и пра-

вильная, далеко не всегда усваивается и оседает в умах и сердцах студентов, не всегда до них доходит. Для этого педагогу необходимо знать этот язык, чтобы понимать то, что говорят студенты, а, понимая, обнаруживая компетентность, «играть» некоторыми из них, давая слушать со стороны и комментируя, разрушая притягательность их и заставляя смеяться или испытывать чувство неловкости. При этом необходимо соблюдать осторожность и знать меру. Сам преподаватель должен быть эталоном поведения, и, прежде всего —- речевого. Педагог тот, кто за кем хочется идти, а не тот, кто «тащить» за собой, поможет вести за собой риторическая образованность, которая дает право быть творцом и вдохновителем, актером и режиссером. И педагогическая риторика — волшебная палочка: если её нет, чудо подлинного общения не сбудется.

Литература

1. Л. А. Введенская, Л.Г. Павлова, Риторика и культура речи.— изд-е 6-е, доп. и перераб.— Феникс, Ростов-на -Дону: 2005.—537с.

2. А.А. Мурашов, Культура речи. Книга для учителей: уч.пос.-3-е испр. МСПИ, Москва, 2007. — 640с.

3. О.М.Казарцева, Культура речевого общения: теория и практика обучения Флинта,Наука, М, 2003. — 412с.

4. И. Мальханова, Школа красноречия. АиФ -Принт, 2001. — 272с.

5. А.И.Савостьянов, Техника речи в профессиональной подготовке учителя. Владос-пресс.1999.- 144с.

6. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. Педагогическое общество России, М:, 2001. —480 с.

7. И.В.Вяткина, Духовно-нравственное воспитание молодежи. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Димитровград. 2012. - С.91-95.

8. Э.Р. Хайруллина, И.В. Вяткина, Вестник Казанского технологического университета, т.15, 19, 2012,218 - 224.

9. Гурье Л.И. Вестник Казанского технологического уни-верситета,9, 2012,327-332.

© И. В. Вяткина - канд. пед. наук, доц. каф. обучения на двуязычной основе КНИТУ, [email protected]; Э. Р. Хайруллина - д-р пед. наук, проф. каф. дизайна и программной инженерии КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.