УДК 808
педагогическая риторика: интерпретации содержания дисциплины и практика преподавания
В статье рассматривается содержание дисциплины «Педагогическая риторика», которая является обязательной в подготовке будущих учителей. Представлен обзор существующих трактовок педагогической риторики, анализ содержательного наполнения речевой подготовки учителя в наиболее распространенных программах. Отражен опыт преподавания педагогической риторики в ОмГПУ, представлена возможная модель программы дисциплины.
Ключевые слова: риторика, педагогическая риторика, культура речи, коммуникативная компетентность, эффективная профессиональная речь, речевое поведение учителя.
И. А. Астафьева I. A. Astafyeva
PEDAGOGICAL RHETORIC: INTERPRETATIONS OF SUBJECT CONTENT AND ASPECTS OF TRAINING PRACTICE
This article reviews the course description of pedagogical rhetoric, which is a compulsory subject for training future teachers. The author surveys current interpretations of pedagogical rhetoric, analyses the content of teacher's verbal education in the most popular programs. The experience of teaching pedagogical rhetoric in OSPU is described in the article. The author presents practicable model of discipline's educational program.
Keywords: rhetoric, pedagogical rhetoric, speech culture, communicative competence, effective professional speech, teacher's language behavior.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 2011 г. по направлению «Образование и педагогика» в учебных планах подготовки бакалавров (срок обучения 5 лет) в базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла появилась обязательная дисциплина «Педагогическая риторика». Дисциплина эта заменила ранее существующую в педагогическом образовании культуру речи (или русский язык и культуру речи). Считается, что риторика в России начала возрождаться во второй половине ХХ столетия, и объясняется это тем, что общество осознало необходимость не только в знаниях о языке, но и в умениях пользоваться языком. И если когда-то русская словесность вытеснила риторику, дав возможность развиться культуре речи и стилистике (риторика была исключена из школьного и вузовского курсов в 1920-е гг.), то сейчас мы наблюдаем обратный процесс «риторизации» образования.
Обзор существующей литературы (программы, учебные пособия, научные статьи с обоснованием содержания дисциплины), наряду с единодушным признанием актуальности педагогической риторики в образовании будущего педагога, показывает некоторую разницу в интерпретациях ее содержания.
Чаще всего педагогическая риторика преподносится как новая в отечественном образовании профессионально-ориентированная учебная дисциплина, выделившаяся в результате развития общей риторики, - одна из частных риторик, в центре которой - речевое поведение педагога. А в понимании речевой деятельности учителя акценты могут смещаться то преимущественно на педагогику, то на риторику. Например, есть попытка И. Кузнецова рассмотреть педагогическую риторику в контексте общепедагогической подготовки в одном ряду с такими разделами учебника по педагогике, как «Проблемное обучение», «Процесс воспитания», «Педагогическое мастерство» [1]. В. Н. Диденко акцентирует внимание на том, что педагогическое общение должно обеспечивать «результативность совместной
деятельности его участников» [2, с. 22], автора привлекает «идея возможного выстраивания педагогического общения через реализацию гармонизирующего педагогического диалога» и особенности такого диалога рассматриваются прежде всего с позиций педагогики. Такое пристальное внимание педагогики к риторике можно объяснить гуманитаризацией современной педагогики. «В педагогическом знании происходит становление гуманитарной парадигмы, чем обусловлено усиление внимания к исследовательским стратегиям гуманитаристики, ориентирующимся на интер-претативную практику, т. е. на понимание и объяснение» [3, с. 105]. В связи с этим педагогическая риторика может пониматься как один из разделов активно развивающейся «дидактики деятельности преподавателя, рассматривающей специфику его деятельности в новых условиях» [3, с. 106]. С этих позиций становится понятным активное использование педагогикой категорий дискурс, понимание, интерпретация, диалог, знак, смысл, (образовательное) событие-ситуация, что можно также считать проявлением междисциплинарных связей педагогики с лингвистикой и философией.
В основном же педагогическая риторика рассматривается как речеведческая дисциплина. Так, авторы учебника «Педагогическая риторика» под редакцией Н. Д. Де-сяевой трактуют дисциплину «как науку об особенностях речевой коммуникации в процессе образования и воспитания» [4, с. 3]. Учебный курс педагогической риторики авторы связывают с группой наук о речи, призванных формировать коммуникативную компетентность будущего учителя. «Это область знаний о закономерностях создания и условиях эффективности профессиональной публичной речи педагога. Основная цель педагогической риторики - формирование и развитие языковой личности будущего учителя, осознанно владеющего средствами педагогической коммуникации...» [4, с. 4]. Учебник отличается оптимальным сочетанием теоретических положений и практических заданий, большое внимание уделяется коммуникативным ситуациям,
возникающим в педагогическом общении, а также речевым жанрам, наиболее распространенным в ситуации обучения. Достоинством учебника, на наш взгляд, можно считать разделы, посвященные общериторическим знаниям, - о коммуникативной ситуации и о риторическом каноне, преподнесенные с точки зрения педагогической коммуникации.
Другой авторский коллектив учебника по риторике для педагогических вузов под редакцией Н. А. Ипполитовой [5] (учебник издавался и в другой версии - Педагогическая риторика в вопросах и ответах. М.: МПГУ, 2011. 254 с.) успех формирования коммуникативной компетентности будущего педагога связывают с наличием в обучении профессиональному общению единой концепции. Основой такой концепции авторы считают «риторический подход, ориентированный на поиски, теоретическое осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения эффективной, успешной, результативной профессиональной речью». «На базе категорий, законов и принципов общей риторики может быть создана модель профессиональной речевой подготовки будущих специалистов в рамках частной - педагогической - риторики» [5, с. 4]. В таком «профессионально-ориентированном курсе риторики», в интерпретации авторского коллектива, сформированная коммуникативная компетентность проявляется в овладении риторическими знаниями «о сути, правилах и нормах общения, требованиях к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях», и особенно в ситуациях профессионального общения, в овладении «умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения», в овладении «опытом анализа и создании профессионально-значимых типов высказываний». Концепция ориентирована на развитие творчески активной речевой личности, способной решать коммуникативные и речевые задачи в новых, постоянно меняющихся условиях. В учебнике излагаются теоретические вопросы педагогической риторики, причем риторические знания преподносятся с явным уклоном в педагогическую деятельность вообще. Практические вопросы решаются через предлагаемые читателю педагогические задачи, призванные осознать изучаемые понятия и факты. На наш взгляд, в практике преподавания учебник можно использовать в сочетании с другими пособиями, усиливающими лингвистическую составляющую риторического знания.
И. В. Вяткина, Э. Р. Хайруллина трактуют педагогическую риторику как «интегративную научную дисциплину, расширяющую коммуникативное пространство учителя-предметника». «Курс "Педагогическая риторика" должен рассматриваться как дисциплина, призванная не только развивать умения устной и письменной речи, но и обучать навыкам межличностного диалогического общения, т. е. основам коммуникации, а именно отчего зависит эффективность общения учителя, каковы функции его общения, как улучшить навыки общения» [6, с. 256].
По мнению Л. Туминой, современный курс педагогической риторики - «это курс лингвистики речи» [7, с. 71], учитывающий достижения лингвистики текста, психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Тем не менее «это самостоятельный учебный предмет, у которого свои задачи - обучение умелой, искусной,
а точнее - эффективной профессиональной речи» [7, с. 71]. Заслуживает внимания интерпретация объекта, предмета и целей педагогической риторики Л. Н. Горобец. По мнению автора, основная цель дисциплины - «формирование коммуникативно-развитой языковой личности элитарного типа, осознанно и гибко владеющей искусством объяснения, убеждения, влияния, способной к результативным выступлениям в различных видах и жанрах, для управления познавательной деятельностью учащихся» [8, с. 139]. Л. Н. Горобец предлагает выделять общую педагогическую риторику, которая подчинена основным законам общей риторики, и частную педагогическую риторику, объектом которой является «процесс формирования риторической культуры учителя конкретной специальности. Ее цель - становление учителя математики / биологии / истории как ритора». Автор убежден, что «педагогическая риторика входит в систему дисциплин речеведческого цикла: 1) «Русский язык и культура речи» (I-II курс); 2) «Практическая стилистика» (может являться разделом в предыдущем курсе); 3) «Педагогическая риторика» (III курс, 6 семестр или IV курс) и является необходимым звеном единого модуля «Методическая культура учителя-нефилолога», так как объединяет профессиональное коммуникативное пространство» [8, с. 143]. Такую идеальную (хотя, бесспорно, полезную) модель речевой подготовки учителя-нефилолога вряд ли можно реализовать на практике в современных условиях, когда преподаватели профильных дисциплин озадачены уменьшением их объемов.
Если же посмотреть на содержательное наполнение существующих программ, учебно-методических комплексов, учебников, то можно убедиться в том, что без лингвистических и сугубо риторических понятий преподавать педагогическую риторику невозможно. Различные варианты программ объединяют ключевые разделы. Обязательным, например, является раздел, посвященный речевой деятельности, ее видам (говорение, слушание, чтение, письмо); речевой (коммуникативной) ситуации, условиям эффективного общения, речевым жанрам. В различных вариациях присутствуют понятия культуры речи, языковой личности (это мы видим и в изложенных выше трактовках педагогической риторики). Современное понимание культуры речи невозможно без рассмотрения ее нормативного, коммуникативного, этического аспектов. Профессиональная подготовка учителя предполагает обучение ораторскому мастерству, публичному выступлению, а значит, уделяется внимание общим законам риторики: наполнению текста (высказывания) содержанием, правилам композиции и словесного оформления. Словесное оформление высказывания тесно связано со знанием языковых норм, в том числе и стилистических, с возможностями экспрессивных средств языкового выражения. Стремление научить бесконфликтному общению объясняет включение такого раздела, как «Мастерство полемики» (стратегии и тактики спора).
Объективный взгляд на содержание современной педагогической риторики как дисциплины в вузовском обучении заставляет усомниться в ее декларируемой новизне (именно содержательной новизне). Все ключевые темы нашли отражение в достаточно разработанных курсах культуры речи и общей риторики. Мысль об эффективном, оптималь-
ном общении, предполагающем не только правильную речь, но и речь искусную, умелую, не нова в русской лингвистике. Она принадлежит известному исследователю культуры языка Г. О. Винокуру. Современная концепция культуры речи, учитывающая новые знания в области речевой коммуникации, уделяющая большое внимание коммуникативно-прагматическому аспекту, изложена еще Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяевым [9].
Если одной из главных целей в речевой подготовке будущего педагога считать формирование умения строить вою речь исходя из конкретной речевой ситуации, то стоит ли ограничивать его речевую деятельность только профессиональной сферой? Любой учитель должен быть хорошим ритором, владеть культурой речи, быть образцом речевого поведения (эти положения активно используют разные авторы, их можно считать «общими местами», с которыми не спорят). Но эти задачи способны решать такие дисциплины, как «культура речи» и «общая риторика». Если научить общим закономерностям, то частные задачи (профессионального общения) решаются гораздо легче. Да, в педагогической риторике общие законы успешной коммуникации подаются через призму педагогической деятельности. Но тогда, может быть, речь можно вести не о новой дисциплине, а об отборе материала в обучении (о чем, естественно, задумывается и что делает каждый квалифицированный преподаватель)? Кроме того, в культуре речи и общей риторике гораздо больше возможностей обсуждать с будущими учителями общечеловеческие и общекультурные ценности. Есть и другая сторона: в профессиональной подготовке будущего учителя предусмотрены такие дисциплины, как «психология», «педагогика», «методика обучения предметам». Здесь междисциплинарные связи с педагогической риторикой явные, и не всегда есть четкая граница в перечне проблем. Когда же в обучении будущего учителя главной речевой ситуацией становится ситуация урока (а именно этим «грешат» некоторые учебники и программы), не способствуем ли мы подготовке деформированного специалиста, образ которого известен по афоризму Козьмы Пруткова? Откуда такое усердие в педагогическом вузе все сделать «педагогическим» - риторика педагогическая (а дальше и математика, география, биология - тоже педагогические)? Кстати, в ФГОС 2009 г. (бакалавриат со сроком обучения 4 года) стоит дисциплина «Культура речи»; в стандартах для некоторых гуманитарных, социальных и других наук осталась дисциплина «Русский язык и культура речи» или «Культура речи». То есть введением педагогической риторики в ФГОС 2011 г. явно подчеркивается «особость» педагогического образования.
Эти «крамольные» мысли «спровоцированы» реальным состоянием дел. Например, в Омском государственном педагогическом университете педагогическая риторика включена в учебные планы подготовки бакалавров в основном на 1 курсе (первый семестр, объем 2 зачетных единицы). На нефилологических факультетах кроме педагогической риторики никаких других речеведческих дисциплин не предусмотрено (все понимают обстановку с объемом часов для профильных дисциплин). Преподавателю педагогической риторики при наполнении дисциплины содержанием приходится учитывать не только ее
небольшой объем, но и определенную специфику образовательной ситуации.
Во-первых, перед нами первокурсник, как правило, вчерашний школьник, только что сдавший ЕГЭ по обязательному школьному предмету «русский язык». Экзамен этот, кстати, оценивает языковую и коммуникативную компетентность выпускника школы. У некоторых первокурсников есть иллюзия, что они знают про русский язык и риторику все, ведь они недавно писали сочинение, выполняли часть «С» - составляли текст, формулировали проблему, тезис, подбирали аргументы. К тому же в некоторых школах преподаются элективные курсы по риторике. Но специалистам известно, что очень многие выпускники справляются с частью «С» на очень «среднем» уровне. Во-вторых, первокурсник практически не знаком с педагогикой, психологией, методикой обучения, а о профессии учителя судит исключительно по «жизненному опыту». В-третьих, современный студент - это молодой человек, ориентированный на «компьютерное», а не на живое общение (во всяком случае, с живым общением у многих трудности). Добавим к этому, что первый курс - это период адаптации к вузовской жизни, когда многим надо «научиться учиться».
Обратим внимание и на то, каких компетенций требует стандарт. Это общекультурные компетенции: (ОК-6) -способность логически верно выстраивать устную и письменную речь; (ОК-16) - способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; а также общепрофессиональные компетенции: (ОПК-3) - владение основами речевой профессиональной культуры; (ОПК-5) -способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.
Следовательно, в этой ситуации содержание дисциплины надо отобрать таким образом, чтобы обратиться в первую очередь к главным вопросам риторики, оттолкнуться от общих закономерностей построения речи (а это опять-таки основы общей риторики и культуры речи). Поэтому в ОмГПУ в учебной программе дисциплины «Педагогическая риторика» предусмотрены три основных раздела: риторика и речевое поведение человека, культура речи как необходимое условие эффективного общения учителя, мастерство публичного выступления.
В разделе «Риторика и речевое поведение человека» изучаются основные понятия риторики и речевой деятельности: риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения; педагогическая риторика как разновидность частной риторики; общие закономерности речевого поведения в процессе общения, речевая ситуация, речевая деятельность, эффективная коммуникация, педагогическое общение.
Раздел «Культура речи как необходимое условие эффективного общения учителя» ориентирован на дальнейшее развитие языковых и коммуникативных компетенций. Его основное содержание: литературный язык и нелитературные варианты языка; языковые, коммуникативные, этические нормы речевой деятельности; типология языковых норм; кодификация в языке (нормативные словари и справочники), речевые ошибки; учитель как языковая личность.
Раздел «Мастерство публичного выступления» предполагает развитие навыков публичной речи: принципы и приемы
подготовки публичной речи, поведение оратора в аудитории, основные виды аргументов и структура доказательства.
По сути изложенный подход является общериторическим, что не мешает придерживаться требований стандарта. Для этого достаточно в процессе преподавания сделать уместные акценты на будущую профессиональную деятельность, подобрать задания и упражнения, способствующие формированию профессиональной речи, рассматривать речевые ситуации, которые первокурсник может осмыслить. Так, например, вполне логично познакомить студентов с понятиями речевой деятельности и коммуникативной ситуации вообще, а потом осмыслить специфику коммуникативной деятельности учителя. Нам представляется достаточно важным раздел, посвященный вопросам культуры речи, поскольку материал о языковой норме, преподнесенный в нужном ключе, позволяет через язык и речь влиять на мировоззрение студента, на переосмысление им понятия культура, влияет на формирование способности уважать родной язык, уважать другого человека. В плане развития общеучебных навыков (а дальше - культуры труда) не менее важной является организация лексикографической работы при освоении дисциплины. Школьным учителям и вузовским преподавателям известна роль Википедии в освоении учащимися интернет-пространства. Исследователи этого явления отмечают: «"Народная" лексикография сегодня не только вступает в конкурентные отношения с научной, более того, "свободная энциклопедия" и (в меньшей степени) ее дочерний проект Викисловарь становятся для значительной части населения безальтернативным источником лексикографических сведений» [10]. Показать студенту такую альтернативу, научить пользоваться лингвистическими словарями - одна из задач в преподавании педагогической риторики, которая вполне укладывается в более широкую задачу формирования навыков работы с информационными ресурсами.
Опыт преподавания педагогической риторики показывает (в ОмГПУ дисциплина на некоторых нефилологических факультетах ведется с 2012 г.), какие темы и проблемы становятся наиболее «востребованными» студентами, на что они откликаются наиболее живо, какие знания кажутся им действительно новыми и интересными. Так, теоретически новыми для студентов-первокурсников являются знания о речевой деятельности и ситуации общения. Осознать специфику коммуникативной ситуации в педагогической деятельности помогает анализ различных ситуаций общения: оказывается, что «троллинг» в интернет-пространстве -это тоже коммуникация с определенными намерениями, целями, мотивами и содержанием, и при таком сопоставлении осознание специфики речевых ситуаций в деятельности учителя происходит достаточно эффективно. Живой отклик получают темы, посвященные культуре речи и языковой норме: в чем-то трудные, в чем-то спорные, но всегда воспринимаемые, по данным анкетирования студентов, как «нужные и полезные» для будущего учителя. Актуализацию знаний о бесконфликтном общении, практические навыки ведения дискуссии обеспечивают занятия - коммуникативные тренинги, примером такого тренинга является диспут на заданную тему. Занятия такого рода всегда воспринимаются студентами положительно и дают понять, что
мастерство приобретается упорными упражнениями. Самыми трудными для первокурсников, по-прежнему, являются задания, ориентированные на создание собственного текста. Нелюбовь к школьному сочинению и отсутствие активной практики в сочетании с готовыми текстами, предоставляемыми Интернетом, дают о себе знать очень наглядно. Тем не менее некоторое преодоление ситуации возможно через расширение представлений и риторическом каноне, через углубление знаний о типологии аргументов, о законах композиции. Знакомство студентов с риторическим каноном, с наиболее важными разделами общей риторики помогает сформировать представление о том, что педагогическая риторика - это одна из частных риторик, но, самое главное, первокурсники приходят к выводу о том, что эффективная профессиональная речь учителя невозможна без знания общериторических закономерностей. Самой положительной оценкой курсу педагогической риторики и преподавателю звучит вопрос студентов: «А в следующем семестре (на следующем курсе) у нас будет педагогическая риторика?» - и их некоторое разочарование от того, что «риторы» из первокурсников еще только начали формироваться, а занятия уже закончились.
Подводя итог высказанным соображениям о современной ситуации в преподавании, хотелось бы отметить, что здесь не ставится под сомнение сама область знания, которой занимается педагогическая риторика. Эта частная риторика активно развивается, осмысляется круг вопросов, которые она охватывает, на нее сильное влияние оказывают педагогические инновации. Нам хотелось привлечь внимание к содержанию дисциплины, которая в стандартах позиционируется как новая, и разобраться в этом содержании.
1. Кузнецов И. Настольная книга практикующего педагога. URL: http://www.tinlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/ nastolnaja_kniga_praktikuyushego_pedagoga/index.php (дата обращения: 25.10.2015).
2. Диденко В. Н. Историко-педагогический аспект развития научных представлений о диалоге в педагогической риторике // Учитель и время. 2013. № 8. С. 22-29.
3. Макарова Н. С. Развитие дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 2(3). С. 104-107.
4. Педагогическая риторика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / под ред. Н. Д. Десяевой. М.: Издат. центр «Академия», 2012. 256 с.
5. Риторика: учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Проспект, 2012. 448 с.
6. Вяткина И. В., Хайрулина Э. Р. Дисциплина «Педагогическая риторика» как основа профессиональной культуры педагога // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 15. Т. 16. С. 255-257.
7. Тумина Л. Преподавание риторики в педагогическом вузе // Высшее образование в России. 2000. № 6. С. 69-78.
8. Горобец Л. Н. Педагогическая риторика в системе профессиональной подготовки учителя-нефилолога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Вып. № 42. Т. 9. С. 132-144;
URL: http://www.cyberleninka.пJ/artide/n/pedagogюheskaya-ritorika-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki-uchitelya-nef¡lologa#ixzz3mLqlhn3d (дата обращения: 25.10.2015).
9. Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М.: Изд-во НОРМА, 2000. 560 с.
10. Демченков С. А., Федяева Н. Д. Википедия как инструмент лексикографических исследований (на материале русскоязычного корпуса статей) // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-12. С. 2759-2763.
© Астафьева И. А., 2015
УДК 811.161.137
образ матери в представлении современной молодежи
(по данным свободного ассоциативного эксперимента)
В статье описывается проведенный среди молодежи свободный ассоциативный эксперимент со словами-стимулами мать и мама. Также дана интерпретация результатов и их сравнение с уже имеющимися и отраженными в различных ассоциативных словарях. Кроме того, сделана попытка проследить гендерные отличия в реакции на слово-стимул.
Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, концепт, ассоциации, словари, фразеологизмы, респондент, гендер.
Е. А. Глотова, К. Н. Кузьмина E. A. Glotova, K. N. Kuzmina
THE IMAGE OF THE MOTHER IN THE VIEW OF TODAY'S YOUTH (according to the data of the free associative experiment)
This article describes a free associative experiment with the usage of stimulus words "mother" and "mom" conducted among young people. The interpretation of the results and their comparison with those already existed in different associative dictionaries are also given. Besides, an attempt to trace gender differences in reactions to the stimulus words is made.
Keywords: associative experiment, concept, association, dictionary, idioms, respondent, gender.
Концепт МАТЬ считается одним из базовых концептов культуры и общества. Семья - это тот социальный институт, который осмысляется как обязательный, и мать - наиболее значимая его составляющая.
Образ матери также обладает символическими значениями, присущими каждой культуре, включает в себя многие традиции, стереотипы, нравственные правила, связанные с рождением и воспитанием детей.
Мать - это первый человеческий образ, появляющийся у маленького ребенка. Этот образ используется во многих произведениях литературы и искусства. Концепт МАТЬ относится к ключевым концептам русской национальной языковой картины мира.
Данные ассоциативных словарей [1; 2; 3] показывают, что образ матери в первую очередь соотносится с семьей, другими членами семьи: отец, дочь, ребенок, т. е. связан с основным значением 'женщина по отношению к рожденным ею детям'.
В рамках эксперимента испытуемым предлагалось дать ассоциации на слова мать и мама, а также вспомнить фразеологизмы, пословицы, поговорки, цитаты из песен (стихов, фильмов), афоризмы и т. д., связанные с образом матери.
Большинство реакций получено от школьников 1215 лет и студентов университета в возрасте 17-23 года, для которых язык стимулов является родным.
Вид эксперимента - свободный. Участникам не ставилось никаких ограничений, в результате чего были получены различные реакции: существительные, прилагательные, глаголы, словосочетания.
В опросе участвовало 77 человек от 12 до 23 лет (мужчин - 26, женщин - 51), среди них: 12-15 лет - 37 человек; 16-19 лет - 15 человек; 20-23 года - 25 человек.
На слово мать опрошенными были даны следующие ответы:
родина - 39;
дом - 15;
любовь - 13;
семья, земля - 11;
забота, защита - 8;
тепло, строгость - 7;
родитель, женщина, мама, отец - 6;
жизнь - 5;
ответственность, кормилица, природа - 4; сыра земля, доброта, родная, мачеха, уют, заботливая - 3;
добро, радость, помощь, солнце, свет, страна, родственник, родной человек, родила меня, поддержка, ругань, справедливость, дисциплина, добрая, война, патриотизм, жесткость, грубость, дерево, уважение, очаг, строгая, хозяйка, дети, злость, непонимание, ответственная, верность - 2;
рождение, переживание, любимая, кормление грудью, героиня, официальный статус, отечество, родня, М. Горький, защитница, матушка, самый близкий человек, Русь, Россия, злой, эгоистичный, серьезный, лицо с платком, женщина, с которой я живу, человек, который меня ругает, воспитатель, учитель, мотиватор, помощник, зов, сила,