Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 615.851.1
В. Ю. Афанасьев, Е. А. Кайсина Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ДИНАМИКА ВОЗМОЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ОТНОСИТЕЛЬНО ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ 1-З КУРСОВ
Проведен анализ возможности сохранения здоровья у относительно здоровых студентов (ОЗС), проходивших обучение по физической культуре в периоды 2001-2004 и 2007-2010 гг. Приведены результаты опроса более 1000 студентов. Сформулированы задачи по совершенствованию занятий по физической культуре для ОЗС.
В нашем вузе для основной группы студентов, не имеющих тяжелых заболеваний, т. е. относительно здоровых студентов (ОЗС), предоставлена возможность выбора варианта обучения по физической культуре (ФК). ОЗС могут либо посещать типовые занятия по общефизической подготовке, либо заниматься по программе одной из специализаций по ФК, к которым относятся: силовая подготовка, плавание, шейпинг, фитнес, игровые виды спорта.
В наших работах доказана эффективность типовых занятий ОЗС по физической культуре в плане сохранения здоровья. Однако необходимо выяснить, что изменилось за последние годы (т. е. рассмотреть вопрос в динамике), и как повлияло введение специализаций на возможность сохранения здоровья ОЗС.
Критерием оценки физического здоровья человека можно считать самочувствие этого человека. Достаточно объективные данные о состоянии здоровья группы людей можно получить путём опроса этих людей об их самочувствии. В нашем вузе проводится периодический (раз в 3-4 года) опрос ОЗС. В данной работе для выяснения динамики возможностей сохранения здоровья у студентов нами проводится сравнительный анализ некоторых суммарных результатов опросов студентов в 2001-2004 гг. (при обучении всех ОЗС по одной типовой программе по физической культуре) и в 2007-2010 гг. (при обучении ОЗС по типовой программе по физической культуре и по программам специализаций).
Для проведения исследования отбирались студенты, активно посещавшие занятия по физической культуре. Для выявления динамики возможностей сохранения здоровья они были объединены в разные группы студентов, обучавшихся в вузе в 2001-2004 г.г. и в 2007-2010 гг. Обозначим эти группы следующим образом (ниже в скобках приведены объемы выборок для групп 2001-2004 и 2007-2010 гг. соответственно): 1, 2, 3 - ОЗС 1 (267 и 201 человек), 2 (276 и 52 человека), 3 (119 и 43 человека) курсов соответственно, посещавшие обычные занятия по физической культуре; 1с, 2с, 3с - ОЗС 1 (96 человек), 2 (73 человека), 3 (83 человека) курсов соответственно, посещавшие занятия специализаций по физической культуре. Всего в исследовании приняло участие более 1000 ОЗС.
Опрос студентов по оценке общего самочувствия показал следующее:
1. Проценты (или вероятность) ухудшения самочувствия групп 1-3 в 2001-2004, 2,3 и 1с-3с в 2007-
2010 гг. различаются незначимо. Наибольший процент ухудшений - в группе ОЗС 1 курса 2007-2010 гг., занимающихся по типовой программе занятий по физической культуре, но и он не превышает 39. Занятия по физической культуре в основной группе студентов дают возможность большинству студентов (более 61 %) сохранить или улучшить состояние здоровья.
2. Рост оценок самочувствия ОЗС 1-3 курсов за период занятий 2001-2004 гг. в среднем различается незначимо и близок к нулю. Это означает, что студенты этих групп в ходе обучения в институте в среднем в этот период времени сохраняли начальный уровень состояния своего здоровья.
Рост оценок самочувствия ОЗС всех групп 1-3 курсов, кроме группы 2с, за период занятий 20072010 гг. в среднем различается незначимо и отрицателен. Это означает, что в последние годы наблюдается тенденция к ухудшению среднего самочувствия студентов этих групп при обучении в институте. Лишь у студентов второго курса, посещающих занятия специализаций по физической культуре, в среднем сохраняется начальный уровень здоровья. Это говорит о том, что занятия на специализациях на втором курсе более эффективны в плане сохранения здоровья, чем обычные занятия по физической культуре. Однако требуется совершенствование этих занятий для студентов первого и третьего курсов.
3. Динамика вероятности сохранения или улучшения здоровья наблюдается только у ОЗС, прошедших один год обучения в вузе: вероятность ухудшения здоровья у первокурсников в 2001-2004 гг. значимо ниже, чем у тех, кто в 2007-2010 гг. прошли обучение по физической культуре по типовой программе. Это означает, что необходимо пересмотреть программу, изменить содержание или методы проведения занятий по общефизической подготовке для студентов первого курса так, чтобы снизить вероятность ухудшения здоровья.
4. Динамика роста оценки самочувствия студентов за период обучения проявляется как тенденция к снижению этого показателя оздоровительной эффективности занятий по общефизической подготовке для студентов второго и третьего курсов в 2007-2010 гг. Это означает, что имеется тенденция к снижению эффективности занятий по типовой программе по физической культуре на всех трех курсах обучения.
В опросные листы были включены вопросы, которые позволили уточнить распределение изменений в
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
самочувствии студентов по конкретным, наиболее частым, нарушениям здоровья и сравнить данные разных групп опрошенных студентов. Данные позволили выявить следующее:
1. Для семи из 13-ти наиболее частых нарушений здоровья проценты ухудшений в группах ОЗС 20072010 гг. не превышают 36. Это подтверждает, что занятия по физической культуре для ОЗС дают возможность большинству студентов этих групп сохранить начальный уровень самочувствия. Однако в 20012004 гг. такие, сравнительно низкие, проценты ухудшений были для 10-ти нарушений здоровья из 13-ти. Для четырех нарушений здоровья вероятность сохранения начального уровня самочувствия у студентов двух и более групп ОЗС близка к 0,5, т. е. около половине студентов этих групп с такими нарушениями здоровья не удается сохранить начальный уровень самочувствия. Это говорит о том, что, с одной стороны, в последние годы обучение в вузе стало для студентов более трудоемким, с другой - что студенты групп ОЗС не владеют в должной мере методами восстановления работоспособности. Наблюдается тенденция к отрицательной динамике здоровья ОЗС по наиболее частым нарушениям здоровья.
2. Не удалось обнаружить значимой разницы между процентами ухудшений для групп ОЗС, занимавшихся по типовой программе занятий по физической культуре, и групп тех же курсов, проходивших
обучение по программам специализаций, для большей части нарушений здоровья. Для пяти нарушений здоровья вероятность ухудшения здоровья у студентов одного или двух курсов, обучающихся по программе какой-либо специализации, либо значимо, либо как тенденция выше, чем у тех, кто обучаются по типовой программе. Для двух нарушений здоровья эта вероятность, наоборот, ниже. Число случаев для большинства из 13-ти нарушений здоровья для разных групп опрошенных не превышает 25, поэтому для получения более достоверных результатов необходимо продолжить исследование и увеличить объемы выборок опрошенных студентов разных групп.
3. Сравнивая данные 2001-2004 и 2007-2010 гг., можно заметить, что наблюдается отрицательная динамика самочувствия ОЗС, имеющих нарушения здоровья, связанные с энергетическим потенциалом человека. Для этих нарушений здоровья в последние годы стали значимо выше проценты ухудшений самочувствия у ОЗС первого или третьего курсов. На занятиях по физической культуре для ОЗС этих курсов необходимо больше внимания уделять вопросам рекреации, обучать студентов эффективным методам восстановления работоспособности в условиях повышенных нагрузок.
© Афанасьев В. Ю., Кайсина Е. А., 2 012
УДК 37.01
А. С. Баглык, М. В. Матвейченко Научный руководитель - Н. И. Пак Филиал Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, Канск
АНАЛИЗ ИНТЕРФЕЙСА УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Известно, что поступающую к нам информацию из внешней среды мы воспринимаем через сигналы с помощью органов чувств. Эти сигналы могут быть закодированы различными способами, которые могут повлиять на понимание переданного сообщения.
Исследования в области теории и методики преподавания учебных дисциплин показывают, чем глубже человек проникает в суть изучаемого процесса или явления, тем глубже и полнее его понимание. Считается, что зрение обеспечивает человеку около 90 % информации, а потому наиболее эффективным средством манипулирования и представления учебного материала в наглядном (образно-наглядном) виде, способствующем пониманию, в обучении может выступать визуализация.
Применение различных методов визуализации знаний и информации улучшает процесс усвоения учебного материала, стимулирует когнитивные процессы студентов, а также позволяет повысить эффективность восприятия материала, обработка которого занимает минимум времени.
Важно различать понятия визуализация информации и визуализация знаний.
Визуализация информации - это использование компьютерных приложений для графического пред-
ставления абстрактных данных (в основном, речь идет о различных диаграммах, графиках, 3Б-моделировании и т. д.). Визуализация знаний - это набор графических элементов и связей между ними, используемый для передачи знаний от эксперта к человеку или группе людей, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания. Существуют разнообразные способы визуализации. Рассмотрим некоторые из них [1].
Стандартный способ представления информации. Этот способ визуализации представляет собой книжный вариант текста.
Дизайнерские приемы оформления текста. Акцентирование внимания учащегося на ключевых моментах текста с помощью рамок, различных шрифтов, цветового выделения и т. д.
Структурирование информации. Графическое представление информации в виде элементов рассматриваемой предметной области и связей между ними. Структурирование информации можно реали-