Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
самочувствии студентов по конкретным, наиболее частым, нарушениям здоровья и сравнить данные разных групп опрошенных студентов. Данные позволили выявить следующее:
1. Для семи из 13-ти наиболее частых нарушений здоровья проценты ухудшений в группах ОЗС 20072010 гг. не превышают 36. Это подтверждает, что занятия по физической культуре для ОЗС дают возможность большинству студентов этих групп сохранить начальный уровень самочувствия. Однако в 20012004 гг. такие, сравнительно низкие, проценты ухудшений были для 10-ти нарушений здоровья из 13-ти. Для четырех нарушений здоровья вероятность сохранения начального уровня самочувствия у студентов двух и более групп ОЗС близка к 0,5, т. е. около половине студентов этих групп с такими нарушениями здоровья не удается сохранить начальный уровень самочувствия. Это говорит о том, что, с одной стороны, в последние годы обучение в вузе стало для студентов более трудоемким, с другой - что студенты групп ОЗС не владеют в должной мере методами восстановления работоспособности. Наблюдается тенденция к отрицательной динамике здоровья ОЗС по наиболее частым нарушениям здоровья.
2. Не удалось обнаружить значимой разницы между процентами ухудшений для групп ОЗС, занимавшихся по типовой программе занятий по физической культуре, и групп тех же курсов, проходивших
обучение по программам специализаций, для большей части нарушений здоровья. Для пяти нарушений здоровья вероятность ухудшения здоровья у студентов одного или двух курсов, обучающихся по программе какой-либо специализации, либо значимо, либо как тенденция выше, чем у тех, кто обучаются по типовой программе. Для двух нарушений здоровья эта вероятность, наоборот, ниже. Число случаев для большинства из 13-ти нарушений здоровья для разных групп опрошенных не превышает 25, поэтому для получения более достоверных результатов необходимо продолжить исследование и увеличить объемы выборок опрошенных студентов разных групп.
3. Сравнивая данные 2001-2004 и 2007-2010 гг., можно заметить, что наблюдается отрицательная динамика самочувствия ОЗС, имеющих нарушения здоровья, связанные с энергетическим потенциалом человека. Для этих нарушений здоровья в последние годы стали значимо выше проценты ухудшений самочувствия у ОЗС первого или третьего курсов. На занятиях по физической культуре для ОЗС этих курсов необходимо больше внимания уделять вопросам рекреации, обучать студентов эффективным методам восстановления работоспособности в условиях повышенных нагрузок.
© Афанасьев В. Ю., Кайсина Е. А., 2 012
УДК 37.01
А. С. Баглык, М. В. Матвейченко Научный руководитель - Н. И. Пак Филиал Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, Канск
АНАЛИЗ ИНТЕРФЕЙСА УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Известно, что поступающую к нам информацию из внешней среды мы воспринимаем через сигналы с помощью органов чувств. Эти сигналы могут быть закодированы различными способами, которые могут повлиять на понимание переданного сообщения.
Исследования в области теории и методики преподавания учебных дисциплин показывают, чем глубже человек проникает в суть изучаемого процесса или явления, тем глубже и полнее его понимание. Считается, что зрение обеспечивает человеку около 90 % информации, а потому наиболее эффективным средством манипулирования и представления учебного материала в наглядном (образно-наглядном) виде, способствующем пониманию, в обучении может выступать визуализация.
Применение различных методов визуализации знаний и информации улучшает процесс усвоения учебного материала, стимулирует когнитивные процессы студентов, а также позволяет повысить эффективность восприятия материала, обработка которого занимает минимум времени.
Важно различать понятия визуализация информации и визуализация знаний.
Визуализация информации - это использование компьютерных приложений для графического пред-
ставления абстрактных данных (в основном, речь идет о различных диаграммах, графиках, 3Б-моделировании и т. д.). Визуализация знаний - это набор графических элементов и связей между ними, используемый для передачи знаний от эксперта к человеку или группе людей, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания. Существуют разнообразные способы визуализации. Рассмотрим некоторые из них [1].
Стандартный способ представления информации. Этот способ визуализации представляет собой книжный вариант текста.
Дизайнерские приемы оформления текста. Акцентирование внимания учащегося на ключевых моментах текста с помощью рамок, различных шрифтов, цветового выделения и т. д.
Структурирование информации. Графическое представление информации в виде элементов рассматриваемой предметной области и связей между ними. Структурирование информации можно реали-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
зовать с помощью моделей «дерево», «ментальная карта», «формализованная блок-схема», «таблица».
«Сворачивание» информации. Методы «сворачивания» информации позволяют не только скрыть (сжать) часть информации, но и развернуть ее по мере необходимости. Таким образом, тексты, представленные с помощью методов сворачивания информации, являются динамическими и в зависимости от требований пользователя могут менять объем, что позволяет подстраивать учебный материал под каждого читателя. Сворачивание информации можно реализовать с помощью «трехмерного текста», «контекстных подсказок», «всплывающих окон».
Графические изображения (графики, рисунки, диаграммы и т. д.). График является универсальной моделью визуализации материала фундаментальных дисциплин предметной подготовки. Представление изучаемых процессов и явлений в виде графического изображения делает процесс их изучения наглядным.
Чтобы раскрыть суть следующего способа, стоит напомнить, по какому принципу человеческий мозг запоминает информацию. Мозг представляет собой нейронную сеть содержащую узлы - нейроны (клетки мозга) и их соединения - синапсические связи. Соединения реализуются за счёт отростков нейронов, которые бывают двух видов - аксоны и дендриты. По мере возникновения синапсических связей, в нашей памяти откладываются новые образы. Естественно, что чем больше таких связей, тем больше у нас знаний. Связи могут разрываться. В таком случае мы забываем часть информации.
Единственный нюанс состоит в том, что непонятно по какому принципу мы можем знать, что один образ мы помним из детства, а другой, допустим, из юношеского возраста? Для этого нейронные связи следует представить в пространственно-временной модели. Тогда они будут образовываться в динамике, а мы будем запоминать не только образы, но и время их появления.
При использовании вышеперечисленных методов визуализации образование нейронных связей происходит дискретно. Динамичным примером образования связей может служить смена времени суток. Можно предположить, что динамичные связи крепче дискретных. Тогда динамическую визуализацию знаний можно считать наиболее приемлемой.
Динамическая визуализация. Графическое представление образов объектов и событий на основе метода системной динамики (т. е. компьютерного способа имитационного моделирования, своими методами и инструментами позволяющего понять структуру и динамику сложных систем). Образная визуализация учебной деятельности во времени, позволяющая зафиксировать умение, навык (или алгоритм) решения учебной задачи. Частный пример динамической визуализации - Аа8Ь-анимация.
Наша цель на сегодняшний день - выяснить, какой из способов визуализации является наиболее эффективным. Для этого мы создадим информационный ресурс и проведём исследование на качество и быстроту усвоения учебного материала, при различных способах представления информации. Предположительно ресурс будет содержать 5 типов визуализации знаний по одной и той же заранее выбранной теме: стандартный способ, дизайнерские приёмы оформления текста, структурирование информации, сворачивание информации, динамическая визуализация. Тайм-лимит на изучение - 40 минут. Все испытуемые разделяются на 5 групп, каждая группа имеет свой тип визуализации знаний.
Ход исследования можно разбить на следующие пункты:
1. Регистрация в базе данных (при регистрации обучаемый вводит свое ФИО и выбирает тип визуализации, который будет ему задан).
2. Процесс изучения материала (лимит изучения 40 минут, в случае если изучение материала закончится раньше, время зафиксируется в базе данных).
3. Проверка знаний (после изучения материала заданного типа визуализации, обучаемый решает тест, этим самым проверяем уровень усвоения знаний).
4. Анализ результатов (построение графиков и диаграмм по каждой группе испытуемых, сопоставляем результаты каждого из способов).
Библиографические ссылки
1. Бархатова Д. А. Методика визуализированного обучения педагогов-бакалавров профиля «Информатика» дисциплинам предметной подготовки : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2011. 148 с.
© Баглык А. С., Матвейченко М. В., 2012
УДК 004.9, 37
М. А. Бухвалов Научный руководитель - Д. Н. Буторин Филиал Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, Ачинск
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Рассматривается проблема создания задач и проверки знаний умений и навыков при решении задач по естественнонаучным дисциплинам. Для её решения разрабатывается комплекс автоматизированных тренажеров для организации самостоятельной подготовки и контроля решения задач.
В современных образовательных технологиях особое значение уделяется индивидуализации процесса обучения, увеличению самостоятельной работы уче-
ника или студента, модульному обучению и внедрение дистанционных форм обучения. В этой связи огромное значение принимает процесс создания