Научная статья на тему 'Динамика оздоровительной эффективности занятий по физической культуре для относительно здоровых студентов'

Динамика оздоровительной эффективности занятий по физической культуре для относительно здоровых студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайсина Е. А., Крамида И. Е.

Проведен анализ оздоровительной эффективности разных вариантов обучения по физической культуре относительно здоровых студентов вуза. Приведены результаты опроса более 1000 студентов. Показано, что занятия на специализациях по физической культуре так же эффективны в плане улучшения здоровья студентов, как и типовые занятия по этой дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика оздоровительной эффективности занятий по физической культуре для относительно здоровых студентов»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

• Сформулировать требования к интерактивным тестовым заданиям.

• Разработать интерактивные тестовые задания, позволяющие школьникам углубить знания и навыки при решении задач части В иС.

• Апробировать интерактивные тестовые задания на учениках, которые собираются сдавать ЕГЭ по информатике.

Опрос 50 учащихся 11-х классов МБОУ «Средняя школа № 6» и МБОУ СОШ № 5 г. Ачинска, показал:

1. 24 % школьников сдают ЕГЭ по информатике.

2. 75 % опрошенных учеников отметили, что для подготовки к экзамену, им не хватает часов, выделенных на уроках для подготовки к ЕГЭ и им приходиться дополнительно заниматься дома.

3. 37 % отметили, что не всегда понимают суть поставленного вопроса, при решении задач. Часть из опрошенных заметили, что это происходит из-за невнимательности.

4. 12,5 % отметили, что бывают затруднения при вводе ответа в бланк.

5. 81 % учеников читают дополнительный материал, чтобы подготовиться не только к ЕГЭ.

6. 56 % нанимают репетиторов для подготовки к ЕГЭ.

7. 81 % ответили, что сложнее всего им дается часть С, при подготовке к экзамену, а остальные 19 % считают и В и С тяжелой.

8. 87 % опрошенных считаю, что самый сложный раздел программирование и алгоритмизация, лишь некоторые упомянули о логике, кодировании и измерении информации.

9. 93 % считают, что для качественной подготовки нужно больше времени уделять практики, а не теории.

Универсальность интерактивных тестовых заданий состоит в том, что с помощью него можно систематизировать и углубить знания учащихся по алго-

ритмизации и программированию, что дает возможность учащимся сдающим ЕГЭ по информатике успешно справиться с заданиями части В и С. Ведь в программе по информатике мало часов отводится алгоритмизации и программированию, всего один час в неделю, итог 34 часа. Это очень мало для качественной подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена по информатике.

Конкретные особенности интерактивных тестовых заданий:

• В процессе тренировки учащийся должен самостоятельно принимать решения о дальнейшем ходе решения задачи.

• В процессе тренировки можно пользоваться подсказками, если возникают затруднения в ходе решения задач.

• После решения задачи учащемуся необходимо предоставить материал для повторения на темы, в которых он дал неверный ответ.

Особенность интерактивных тестовых заданий заключается в возможности применять при подготовке учащихся к единому государственному экзамену технологию усвоения знаний, технологию разноуровнего обучения, технологию коллективного взаимообучения, сочетание практики и повторение теории при решении интерактивных тестовых заданий.

Библиографические ссылки

1. ЕГЭ 2008. Информатика: сборник экзаменационных заданий / авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. М. : Эксмо, 2008. 128 с.

2. Самылкина Н. Н., Русаков С. В., Шестаков А. П., Баданина С. В. Готовимся к ЕГЭ по информатике: элективный курс : учебное пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 198 с.

© Демко Т. С., 2012

УДК 615.851.1

Е. А. Кайсина Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ДИНАМИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ

Проведен анализ оздоровительной эффективности разных вариантов обучения по физической культуре относительно здоровых студентов вуза. Приведены результаты опроса более 1000 студентов. Показано, что занятия на специализациях по физической культуре так же эффективны в плане улучшения здоровья студентов, как и типовые занятия по этой дисциплине.

В настоящее время среди абитуриентов вузов, а значит - и среди студентов очень мало людей, не имеющих никаких заболеваний. Около 85 % студентов, отнесенных к основной группе обучающихся по физической культуре (ФК), имеют те или иные нарушения здоровья.

В нашем вузе для основной группы студентов, не имеющих тяжелых заболеваний, т.е. относительно

здоровых студентов (ОЗС), вузом предоставлена возможность выбора варианта обучения по ФК. ОЗС могут посещать либо занятия по общефизической подготовке (с типовой программой по ФК), либо занятия одной из специализаций по ФК, к которым относятся: силовая подготовка, плавание, шейпинг, фитнес, игровые виды спорта. Для каждой специализации разработана учебная программа и составляется особое

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

расписание, удобное для студентов. Студенты, выбравшие какую-либо специализацию, более ответственно относятся к посещению занятий. Однако вопрос об оздоровительной эффективности разных вариантов обучения по физической культуре относительно здоровых студентов вуза остается открытым. Необходимо также выяснить, как изменилась оздоровительная эффективность занятий по ФК для ОЗС за последние годы (т.е. рассмотреть вопрос в динамике.

Достаточно объективные данные о состоянии здоровья группы людей можно получить путём опроса этих людей об их самочувствии. В нашем вузе проводится периодический (раз в 3-4 года) опрос студентов.

Для проведения исследования отбирались студенты, активно посещавшие занятия по ФК. Для выявления динамики возможностей сохранения здоровья они были объединены в разные группы, обучавшихся в вузе в 2001-2004 гг. и в 2007-2010 гг. Обозначим эти группы следующим образом (в скобках приведены объемы выборок для групп 2001-2004 и 2007-2010 г.г. соответственно): 1, 2, 3 - ОЗС, 1 (267 и 201 человек),

2 (276 и 52 человека), 3 (119 и 43 человека) курсов соответственно, посещавшие обычные занятия по ФК; 1с, 2с, 3с - ОЗС, 1 (96 человек), 2 (73 человека), 3 (83 человека) курсов соответственно, посещавшие занятия специализаций по ФК.

Результаты исследования

Опрос студентов по оценке общего самочувствия показал следующее:

1. В 2001-2004 гг. проценты случаев улучшения самочувствия у ОЗС 2 и 3 курсов превышали проценты ухудшения их самочувствия, у студентов 1 курса эти проценты были равны. После первого года обучения в институте вероятность улучшения здоровья ОЗС была выше, чем вероятность его ухудшения, т. е. занятия по ФК для ОЗС имели в целом некоторый оздоровительный эффект.

2. В 2007-2010 гг. обе группы ОЗС 3 курса и группа обучавшихся на специализациях на 2 курсе оценили в среднем своё самочувствие в конце учебного года значимо выше, чем в 2001-2004 гг. Наблюдается положительная динамика самочувствия ОЗС 2 и

3 курсов в конце учебного года.

3. Однако средний рост оценки самочувствия за период занятий, как основной показатель оздоровительной эффективности занятий, в группах ОЗС, кроме 2с, в последние годы отрицателен. Имеется тенденция к снижению эффективности занятий по ФК по типовой программе на всех трех курсах обучения.

4. Средний рост оценки самочувствия студентов 2 курса, обучавшихся на специализациях, значимо выше, чем в группах ОЗС 1 и 2 курсов, обучавшихся по типовой программе. Однако его значение равно нулю. Это говорит о том, что и на втором курсе занятия по ФК по специализациям эффективны лишь в плане сохранения здоровья, но не в плане его улучшения.

Опрос студентов позволил получить данные по улучшению самочувствия и по полному выздоровлению для наиболее частых нарушений здоровья (таких, как: пониженная энергетика, головные боли, заболевания нервной системы, нарушение иммунитета, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и др.). Математическая обработка этих данных показала, что:

1. У многих ОЗС 1-3 курсов самочувствие при разных наиболее частых нарушениях здоровья улучшается. В среднем по всем наиболее частым нарушениям здоровья вероятность его улучшения в 20072010 гг. равна в этих группах 0,24, в 2001-2004 гг. -0,30. У некоторых ОЗС после цикла занятий по ФК заболевания проходят. Вероятность полного выздоровления в этих группах в 2007-2010 гг. равна 0,033, в 2001-2004 гг. - 0,067.

2. Средние проценты улучшений в 2007-2010 гг. для обеих групп ОЗС 1 курса и для группы 2 курса занимавшихся по программам специализаций либо значимо, либо как тенденция ниже, чем они были в 2001-2004 гг.. Средние проценты полного выздоровления для всех групп ОЗС в 2007-2010 гг. значимо ниже, чем они были в 2001-2004 гг. Наблюдается отрицательная динамика оздоровительной эффективности занятий по ФК для ОЗС.

3. Имеется тенденция к понижению средних процентов улучшений для групп 1 и 2 курсов занимавшихся по программам специализаций и значимое уменьшение процентов полного выздоровления для 2 и 3 курсов этих групп в 2007-2010 гг. в сравнении с данными 2001-2004 гг. Распределение студентов по специализациям не дает возможности повысить оздоровительную эффективность занятий по ФК для студентов вуза по этим показателям.

4. В группах ОЗС не обнаружено значимого роста средних процентов улучшения самочувствия или полного выздоровления при увеличении длительности обучения ни в среднем по разным видам нарушений здоровья, ни для отдельных нарушений.

Выводы

1. Любые занятия по ФК для ОЗС дают возможность большинству студентов сохранить состояние здоровья, которое у них было до начала обучения в вузе.

2. Занятия по ФК для ОЗС дают возможность около четверти студентов улучшить состояние здоровья.

3. Имеется тенденция к снижению эффективности занятий по типовой программе по ФК на 1 курсе в плане улучшения здоровья и на всех курсах - в плане полного выздоровления в 2007-2010 гг. по сравнению с 2001-2004 гг.

4. Занятия на специализациях по ФК и типовые занятия по этой дисциплине имеют одинаковую оздоровительную эффективность в плане улучшения здоровья студентов и их полного выздоровления.

© Кайсина Е. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.