Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
УДК 347.85(470)
В. В. Иноземцева Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЗАНЯТИЯ ПРАКТИКУМА НА ОСНОВЕ ГИМНАСТИКИ ЦИГУН КАК ДИНАМИЧНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ
Занятия гимнастикой цигун являются важньм фактором развития здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов. Проведен сравнительный анализ развития личностных характеристик ЗОЖ студентов, занимающихся по программе практикума на основе гимнастики цигун, и студентов, посещающих типовые занятия по физической культуре.
В нашем вузе до 12 % студентов обучаются в специальной медицинской группе студентов (СМГ). Такие студенты проходят обучение физической культуре в соответствии с программой специализации «Оздоровительный практикум на основе китайской гимнастики цигун» (ОП). Эта программа предусматривает проведение аудиторных занятий, на которых студенты выполняют специальные оздоровительные упражнения: релаксационные и суставные разминки, китайскую гимнастику цигун и упражнения по саморегуляции. Студенты СМГ, которые не могут посещать аудиторные занятия ОП (АЗОП), выполняют индивидуальные домашние задания (ДЗ), представляющие собой систему упражнений по саморегуляции, эмоциональной рекреации, выработке позитивного отношения к себе и к жизни, решению личностных проблем.
Чтобы стать успешными в учебе и последующей профессиональной деятельности, для студентов СМГ особенно важно вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), в котором можно выделить 2 составляющие: деятель-ностную (здоровое поведение) и личностную - качества личности, характеризующие гармоничность ее поведения и взаимоотношений с миром и собой.
В вузе в течение нескольких лет проводится исследование позитивных изменений личностных компонентов ЗОЖ у студентов СМГ, обучающихся по программе ОП. Целью данной работы является исследование эффективности обучения студентов СМГ по программе ОП и динамики развития у студентов личностных компонентов ЗОЖ.
Задачи работы:
1. Провести сравнительный анализ позитивных изменений личностных компонентов ЗОЖ у студентов СМГ, обучавшихся по программе ОП в течение 13 лет, и относительно здоровых студентов (ОЗС), обучавшихся по физической культуре в основной группе на 3 курсе [1].
2. Провести сравнительный анализ позитивных изменений личностных компонентов ЗОЖ у студентов СМГ, обучавшихся по программе ОП в периоды 2001-2004 г. и 2008-2012 г.
Для проведения анализа были выделены группы студентов, обучавшихся в вузе в 2001-2004 г. ив 2008-2012 г. Обозначим эти группы следующим об-разом:3 - ОЗС 3 курса (46 и 236 человек), посещавшие занятия по физической культуре для основной
группы студентов; А1 - студенты СМГ, посещавшие АЗОП в течение 1-2 семестров (45 и 169 человек); А2 - студенты СМГ, посещавшие АЗОП 3-4 семестра (12 и 53 человека); А3 - студенты СМГ, посещавшие АЗОП 5-6 семестров (16 и 33 человека); Д1 - студенты СМГ, выполнявшие ДЗ в течение 1-2 семестров (27 и 69 человек); Д2 - студенты СМГ, выполнявшие ДЗ 3-6 семестров (22 и 35 человек).
При проведении исследования использовались следующие методы:
1. Оценочный опрос. Студентам предлагалось оценить по шкале от 0 до 10 баллов степень развития у них характеристик личностных показателей ЗОЖ до начала обучения и в конце учебного года.
2. Математическая обработка результатов опроса: подсчет роста оценок характеристик каждого из пяти личностных показателей ЗОЖ, их средних значений для каждой группы студентов и оценка достоверности различий между средними величинами по критерию Стьюдента (более подробно см. в [1]).
Опрос показал, что:
1. В 2001-2004 г. рост оценок 4 личностных показателей ЗОЖ (кроме активности), а в 2008-2012 г. всех пяти таковых у студентов СМГ после второго года аудиторного обучения по программе ОП значимо выше, чем у ОЗС 3 курса. В 2001-2004 г. рост оценок двух личностных показателей ЗОЖ (позитивности и эмоциональной уравновешенности), а в 2008-2012 г. всех показателей у студентов СМГ уже после первого года аудиторного обучения значимо выше, чем у ОЗС 3 курса.
В оба диапазона времени у тех, кто выполнял ДЗ, наблюдается более быстрое развитие личностных компонентов ЗОЖ, чем у тех, кто посещал аудиторные занятия ОП. Можно с уверенностью сказать, что развитие личностных компонентов ЗОЖ у студентов, обучающихся по программе ОП, идет более успешно, чем развитие таковых у ОЗС.
2. Сравнение данных 2001-2004 и 2008-2012 г., показывает, что:
1) наблюдается положительная динамика развитости личностной составляющей ЗОЖ у студентов СМГ, посещающих АЗОП: рост оценок развитости трех из пяти личностных компонентов ЗОЖ у этих студентов в 2008-2012 г. после одного или трех лет обучения (группы А1 и А3) значимо выше, чем в 2001-2004 г., после двух лет обучения (группа А2)
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
рост оценок для всех пяти личностных компонентов ЗОЖ в обоих диапазонах времени различается незначимо, а для одного - повысился;
2) в 2008-2012 г. рост оценки позитивного отношения к себе у студентов группы А3 как тенденция ниже, чем в 2001-2004 г.;
3) не выявлено динамики развития личностной составляющей ЗОЖ у студентов СМГ, выполнявших ДЗ ОП: рост оценок развитости всех пяти личностных компонентов ЗОЖ у этих студентов в 2008-2012 и в 2001-2004 г. различается незначимо.
Выводы:
1. Любые занятия ОП являются важным фактором развития личностных компонентов ЗОЖ у студентов с ослабленным здоровьем. Интенсивность развития этих компонентов у студентов СМГ, обучающихся по программе ОП, выше, чем у ОЗС, проходящих обучение по физической культуре в основной группе.
2. Эффективность аудиторного обучения по программе ОП в плане развития личностной составляю-
щей ЗОЖ у студентов в 2008-2012 г. в целом повысилась по сравнению с 2001-2004 г., а эффективность внеаудиторного обучения не изменилась.
3. Для повышения эффективности аудиторного обучения студентов по программе ОП в плане развития личностной составляющей ЗОЖ необходимо на занятиях ОП уделять больше внимания развитию у студентов позитивного отношения к себе.
Библиографическая ссылка
1. Крамида И. Е. Оздоровительный практикум на основе гимнастики цигун как фактор формирования здорового образа жизни у студентов // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования. Здоровый образ жизни, как фактор профилактики наркомании : матер. Всерос. науч.-практ. конф. ; СибЮИ. Красноярск, 2012. С. 353-356.
© Иноземцева В. В., 2014
УДК 347.85(470)
В. В. Иноземцева, М. В. Мазай Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МОНИТОРНЫЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ СИБГАУ
Рассмотрены «мониторные» вредные привычки студентов. На основе опроса студентов-первокурсников СибГАУ проведен анализ распространенности «мониторных» привычек. Показано, что большинство студентов-первокурсников имеет 3-4 мониторные привычки и уделяет им много времени, что опасно для их здоровья.
В настоящее время, когда технический прогресс достиг своего пика, множество людей обретает специфичные вредные привычки, несовместимые со здоровым образом жизни. Назовем такие привычки «мо-ниторными», то есть связанные с длительным взаимодействием человека с экранами электронных устройств (телевизора, компьютера, ноутбука и т. п.). Длительный просмотр телевизионных передач, увлечение компьютерными развлекательными технологиями ухудшают зрение, приводят к болезням гиподинамии, снижают работоспособность, ухудшают память и внимание человека, снижают его эмоциональную уравновешенность. В худшем случае речь идет о возникновении зависимости от компьютера или телевизора. Наиболее опасны мониторные привычки для молодых людей, которые не имеют достаточной силы воли, чтобы им противостоять.
При обучении в современном вузе широко используются компьютерные информационные технологии. Для достижения успеха в учебной деятельности студенту необходимо использовать компьютер. Часто при этом он не имеет представления о технике безопасности, позволяющей сохранить здоровье. Привычка проводить и свободное время у монитора может привести к разрушению его здоровья.
В связи с этим важной задачей является исследование распространенности мониторных вредных при-
вычек в студенческой среде и создание таких образовательных технологий, которые исключают возникновение и развитие таких привычек у студентов.
Будем считать основными мониторными привычками следующие: 1) просмотр телепередач (новостей, шоу, концертов, фильмов и т. п.); 2) компьютерные игры; 3) интернет-поиск или контакты в социальных сетях (сверх необходимых для учебы или работы); 4) просмотр аниме, манги и т. п. [1].
Задачей данной работы является исследование распространенности мониторных вредных привычек среди студентов первого курса СибГАУ в начале обучения в вузе.
Методы исследования:
1. Опрос, который проводился в начале учебного года (в октябре). В опроснике студентам первого курса предлагалось указать, сколько часов в день они обычно тратят на занятия, отнесенные нами к основным мониторным привычкам. Всего в опросе приняли участие 183 юноши и 177 девушек.
1. Математическая обработка результатов опроса: а) подсчет процентов опрошенных юношей и девушек, не имеющих соответствующей привычки (т. е. вообще не занимающихся тем, что мы относим к мо-ниторным привычкам) и процентов тех, кто уделяют соответствующим занятиям время в разных временных диапазонах (меньше одного часа, 1-2, 2-4,