ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 378.147
ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
© А. С. ЗЁЛКО Балтийский федеральный университет им. И. Канта, кафедра образовательных технологий e-mail: [email protected]
Зёлко А. С. - Динамика учебной мотивации студентов высшего учебного заведения в процессе педагогической поддержки // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 650-654. - Обоснована актуальность изучения мотивации, изложены результаты диагностики учебной мотивации студентов до и после поддержки, раскрывается содержание педагогической поддержки и делается вывод о важности внедрения ее в образовательный процесс высшего учебного заведения.
Ключевые слова: учебная мотивация, студенты, педагогическая поддержка.
Zelko A. S. - Dynamics of educational motivation of students of a higher educational institution in the course of pedagogical support // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 650-654. - The urgency of studying of motivation is proved, results of diagnostics of educational motivation of students before and after support are stated, the maintenance of pedagogical support reveals and the conclusion about importance of its introduction in educational process of a higher educational institution becomes.
Keywords: educational motivation, students, pedagogical support.
Психологические проблемы образования и самообразования современного человека обусловлены характером и глубиной преобразований, принципиально меняющих общую ситуацию развития личности в условиях современного общества. Эти изменения касаются в первую очередь социальных механизмов поддержанияисохраненияздоровьячеловека,обеспе-чения условий для оптимального функционирования личности, сохранения ее устойчивости в нестабильном обществе. В этой ситуации перед учеными встает зада-чаповышенияэффективностиобразовательнойсисте-мы в целом и педагогического процесса, реализуемого в конкретном вузе - в частности, что обусловлено наличием ряда разнонаправленных факторов. С одной стороны, нарастанием потока информации, который, предположительно,долженвоспринятьобучающийся. С другой - его, в силу многих причин, весьма низкой мотивацией к усвоению информации, когда применяемые педагогические технологии не дают желаемого результата.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. В этой области достигнуты определенные успехи, связанные с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Но проблема еще далека от разрешения:
изменчивость, подвижность, разнообразие мотивов трудно свести к определенным структурам, однозначно определить способы управления ими. Так, по мнению Е. П. Ильина [2] формировать мотивы извне нельзя .Можно только способствовать этомупроцессу. Мотив-сложное психологическоеобразование,кото-рое должен построить сам субъект. В процессе же воспитания и социализации личности формируется тот строительный материал, который будет в дальнейшем использоваться для мотивации того или иного действия или поступка. Этим материалом являются такие личностные образования, как интересы и склонности, нравственные принципы, установки и самооценка, формирование которых возможно с помощью педагогической поддержки, включенной в образовательное пространство высшего учебного заведения. Педагогическая поддержка может выступать как одна из основных образовательных форм наряду с обучением и воспитанием [4, с. 183]. Только если обучение и воспитание в большей мере связаны с социализацией, идут к студенту извне, соотнося его с социальными нормами и ценностями, то педагогическая поддержка нацелена на процессы индивидуализации и интериоризации. Педагогическая поддержка - относительно самостоятельное явление образования в целом, особая сфера педагогической деятельности - превентивная и опера-
тивная помощь в развитии и содействии саморазвитию студента, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, общением, жизненным самоопределением и продвижением в обучении. Так как мотивационный компонент входит в структуру профессионального самоопределения студентов [1], то можно предположить, что педагоги-ческаяподдержка,наполненнаясоответствующим со-держанием,сможетвоздействоватьнапроцессформи-рования мотивов. Цель данного исследования, таким образом, - выявить, будут ли эффективными предложенные формы работы в рамках педагогической поддержки для трансформации доминирующих учебных мотивов студентов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
Процесс изучения динамики учебной мотивации целесообразно начинать с определения исходного ее состояния у студентов. Однако в качестве регулятора деятельности мотивация пронизывает все психиче-скиепроцессыипоэтомунеизбежнокосвенноизучает-ся практически во всех психолого-педагогических исследованиях. По этой же причине ее собственная специфика часто не вскрывается при прямом экспериментальном подходе. Этот сложный феномен может быть изучентолько через эффекты и проявления, через диалектический анализ диагностируемых явлений.
На первом этапе были обозначены методы и методики исследования. Для диагностики применялся метод тестирования. С целью подбора диагностических методик в рамках данного исследования было необходимо, с одной стороны, сохранить достаточно полную картину изучаемого объекта, а с другой -представить эту картину с помощью такой высокоде-тализированной системы операциональных понятий, которая откроет путь непосредственной экспериментальной проверке, позволит использовать полученные результаты в целях диагностической практики.
Для практической оценки меры проявления тех или иных взаимосвязей у конкретного индивида в конкретном виде деятельности нужна специальная экспериментальная диагностическая процедура, удовлетворяющая определенным требованиям, аналогичным общим требованиям к психологическому тестированию. В частности, она должна соответствовать теоретической схеме, адекватно отражать мотивы испытуемых, быть удобной в эксплуатации и учитывать другие факторы.
Под мотивами учебной деятельности мы понимаем «все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. д.» [2, с.253]. Несмотря на то, что учебная мотивация многогранна и сложна по своей структуре, можно выявить общие тенденции, которые касаются всех студентов в целом. Особенности учебной мотивации выявлялись по следующим показателям: какие цели ставит перед собой студент, что его интересует, по каким мотивам он учится, что ему в учении нравится, чем увлекается, к чему стремится.
На втором этапе определялась выборка, в результате чего был использован детерминированный метод и, в частности, нерепрезентативная поверхностная выборка.
Нерепрезентативная поверхностная выборка - это выборка, в соответствии с которой элементы совокупности отбираются на основе целей исследования. Исследователь, применив свои знания или проведя анализ, отбирает элементы для включения в выборку, поскольку считает, что они представляют изучаемую совокупность или подходят по другим соображениям. Согласно данному методу,мы стремились создать выборку из целесообразных элементов. Отбор респондентов для участия в данном исследовании основан на том, что для эксперимента нам были необходимы студенты вуза, обучающиеся попрограммебакалавриата.Использование нерепрезентативной поверхностной выборки дает нам ряд преимуществ. Прежде всего, к задачам нашего исследования не относится деление участников эксперимента на группы. Именно поэтому для определения количества испытуемых, которые должны быть отобраны в группу для заданного объема выборки, не требуется математических расчетов. Кроме того, такая выборка дает большую точность выборочных статистик,чем специально дифференцированнаявы-борка. Также, при использовании данного подхода можногарантироватьособуюзначимость отбораэле-ментов совокупности, включающей в себя обособленный сегмент выборки.
В исследовании участвовали 90 студентов-бакалавров дневного отделения Института современных образовательных технологий Балтийского федерального университета им. И. Канта.
Был использован следующий диагностический инструментарий: методика Т. И. Ильиной «Изучение мотивации обучения в высшем учебном заведении» и методика А. А. Реана и В. А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В методике «Изучение мотивации обучения в вузе» имеются три шкалы:
1. «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность)
2. «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества)
3. «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Результаты по данной методике представлены на рис. 1.
Мотивы I и II шкал у студентов на I курсе преобладают сильнее, чем на IV курсе, в то время, как на IV курсе на первый план выходит шкала «Получение диплома».Шкала«Овладениепрофессией»слабеевы-ражена у студентов на обоих курсах.
листом» к мотиву «Получение диплома». Однако заметим, что у всех студентов имеется определенный, относительно постоянный, набор мотивов учебной деятельности, и от курса к курсу меняются не сами учебные мотивы, а их доминирование на разных этапах обучения в высшем учебном заведении.
Рис. 1. Динамика учебной мотивации студентов от I к IV курсу по методике Т. И. Ильиной
Если предыдущая методика дает возможность выявить только три мотива (три шкалы), то методика А. А. Реана и В. А. Якунина позволяет выделить также и другие мотивы учебной деятельности, значимые для студентов:
1. «Стать высококвалифицированным специалистом»;
2. «Получить диплом»;
3. «Успешно продолжить обучение на следующих курсах»;
4. «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»;
5. «Постоянно получать стипендию»;
6. «Приобрести глубокие и прочные знания»;
7. «Быть постоянно готовым к очередным занятиям»;
8. «Не запускать изучение предметов учебного цикла»;
9. «Не отставать от сокурсников»;
10. «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»;
11. «Выполнять педагогические требования»;
12. «Достичь уважения преподавателей»;
13. «Быть примером для сокурсников»;
14. «Добиться одобрения родителей и окружающих»;
15.«Избежатьосужденияинаказаниязаплохую учебу»;
16. «Получить интеллектуальное одобрение».
На рис. 2, видно, что для студентов на I курсе наиболее значимыми из всех оказались мотивы «Стать высококвалифицированным специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания» и «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности».
К IV курсу значимость этих мотивов снижается, а ведущим становится мотив «Получить диплом», также приобретают свою важность мотивы «Не запускать изучение предметов учебного цикла» и «Получить интеллектуальное одобрение».
Таким образом, результаты второй методики подтверждают, что доминирование мотивов учебной деятельности трансформируется от I к IV курсу, от мотива «Стать высококвалифицированным специа-
Рис. 2. Динамика учебной мотивации студентов от I к IV курсу по методике А. А. Реана и В. А. Якунина
Таким образом, можно сделать вывод, что учебная деятельность студентов полимотивирована, и процесс обучения совершается не в личном вакууме, а в сложном взаимопереплетении социально-обу-словленныхпроцессов.Поэтому,основнойпроблемой высшего профессионального образования является переходотактуальноосуществляющейсяучебнойдея-тельности студентов к усвояемой ими профессиональной деятельности. Такой переход идет, прежде всего, по линии трансформации познавательных мотивов студента в профессиональные мотивы специалиста, а для этого необходимо помочь студентам осознать важность этих мотивов еще до окончания обучения и поспособствовать их доминированию извне, с помощью педагогической поддержки. Иными словами, целью педагогической поддержки будет смещение доминирования прагматических мотивов в сторону профессиональных мотивов студента.
В связи с тем, что существует целый ряд механизмов формирования мотивации учения, процесс педагогической поддержки студентов должен строиться на основе конструктивного выбора активизирующих ме-тодов,ведьучениекакпроцесссодержитфакторы,фор-мирующие мотивационную сферу индивидуальности.
Педагогическая поддержка, в данном случае, представляет собой систему методов, которые обеспечивали бы помощь студентам в самостоятельном индивидуальном выборе, в преодолении препятствий самореализации в учебной, трудовой деятельности. Тогда к условиям, позволяющим реализовать задачи формирования профессиональной мотивации учения в рамках педагогической поддержки, будет относиться, прежде всего, умение осуществлять ближний и дальний внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Эффективной
здесь будет совместная деятельность преподавателя и студентов в учебном процессе и внеучебной деятельности, в которых имеет место творческий подход к решению практических задач при наличии контролирующей и стимулирующей деятельности преподавателя.
Речь идет о комплексных методах поддержки на основе [3]:
• стимулирования личностного роста;
• развития совместности деятельности в микрогруппах (в рамках различных деловых, ролевых и имитационных игр);
• социально-психологических тренингов;
• разнообразных рефлексивных практикумов;
• погружения.
Данные формы работы вошли в содержание педа-гогическойподдержки,осуществляемойврамкахучеб-ного процесса, а также при функционировании Центра студенческих инициатив БФУ им. И. Канта, и были направлены на достижение следующих результатов:
• адекватность представления студентов о получаемой профессии (знание ее предмета, цели, условий труда, достоинств и недостатков, профессиональных возможностей);
• адекватность представления о востребованности профессии на рынке труда и оплате труда по ним; приоритетность нематериальных ценностей профессиональной деятельности (предпочтение ценностей интереса к профессии, возможностей саморазвития, самореализации в ней);
• умение соотносить свои индивидуально-личностные особенности с характеристиками получаемой профессии, определять их соответствие или расхождение;
• доминирование положительных эмоций при занятии выбранной деятельностью.
Для этого в работе со студентами проводились учебные деловые игры по управлению учебным процессом и подразделениями вуза [6], элементы мотивационного тренинга [5], кейс-технологии.
После проведенных мероприятий со студентами на IV курсе был произведен повторный контрольный замер по имеющемуся диагностическому инструментарию. На рис. 3 и 4 отображены результаты, полученные до и послереализации педагогическойподдержки.
Как видно по методике Т. И. Ильиной, после проведенных мероприятий у студентов на IV курсе заметно повысились значения по шкале «Овладение профессией», а по шкале «Приобретение знаний» существенно не изменились, что свидетельствует об адекватном выборе профессии и удовлетворенности ею. По шкале «Получение диплома» значения несколько снизились, хотя, видимо, и не утратили своей позиции.
По методике А. А. Реана и В. А. Якунина значимость некоторых мотивов также изменилась. Большее значение приобрели мотивы «Стать высококвалифицированным специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания», «Не отставать от сокурсников», «Обеспечитьуспешностьбудущейпрофессиональной
деятельности», «Быть примером для сокурсников», «Получить интеллектуальное одобрение», в то время как по шкале «Получить диплом» значения немного упали. Данные результаты подтверждаются статистической обработкой данных с помощью С-критерия знаков (р £ 0,05).
Рис. 3. Динамика учебной мотивации студентов IV курса по методике Т. И. Ильиной до и после осуществления мероприятий по педагогической поддержке
Рис. 4. Динамика учебной мотивации студентов IV курса по методике А. А. Реана и В. А. Якунина до и после осуществления мероприятий по педагогической поддержке
ВЫВОДЫ
Высшее учебное заведение решает важнейшую задачу - формирует личности будущих специалистов, усваивающих за годы учебы знания, умения и навы-ки,обозначенныевгосударственномобразовательном стандарте соответствующей специальности. Для решения этой задачи необходимо иметь ясное представление о мотивах обучения в вузе, широте интересов, увлечениях студентов, что крайне важно в век ускоряющихся темпов развития. Сегодня мы видим, что в процессе обучения прагматические мотивы приобретают большую значимость, отодвигая на второстепенный план профессиональные мотивы что, несомненно, сказывается и на результате обучения.
Внедрение методов педагогической поддержки в образовательное пространство вуза является одним из возможных путей выхода по решению проблемы
подготовки выпускников, так как проведенное исследование показало, что влиять на смещение доминанты прагматического мотива на профессиональные мотивы студента возможно. Кроме того, исследование особенностей учебной мотивации студентов служит исходным основанием для планирования, определения организационныхформ,способовучебногопроцессаи координации всех видов работы.
Учебная деятельность,являетсяоднимиз основных видов человеческой деятельности, который оказывает непосредственное влияние на развитие индивида. При реализации различных форм педагогической поддержки этот процесс способствует формированию индивидуальности обучаемого, приближаясь к достижению главной цели всего процесса обучения, которая сводится к обеспечению каждого обучающегося возможностью достойной и полноценной жизни в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончарова О. Л. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся в про-цессепреемственностиначальногоисреднегопрофес-
сионального образования. Автореф. дис канд. пед.
наук. М.: УРАО «Институт содержания и методов обучения», 2010. 23 с.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 282 с.
4. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М.: НИИ Школьных технологий, 2005. 320 с.
5. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001. 234 с.
6. Трайнев В. А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. М.: Издательский дом «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2002. 360 с.