УДК: 613.7+796-057.875
Маметова О. Б., Титаренко А. А., Лукавенко А. В., Гордиенко И. А.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ У ЮНОШЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Кафедра лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания,
Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И.
Вернадского», 295006, Бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия.
Для корреспонденции: Маметова Ольга Борисовна, старший преподаватель, кафедра лечебной физкультуры
и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Медицинской академии имени С.
И. Георгиевского ФГАОУ ВО "КФУ имени В. И. Вернадского", E-mail: [email protected]
For correspondence: Olga B. Mametova, Senior lecturer of the Department of Medical physical culture, Sports medicine
and Physiotherapy with a course of Physical training, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU,
E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Mametova O. B., http://orcid.org/0000-0002-4807-6093 Titarenko A. A., http://orcid.org/0000-0003-2303-5575 Lukavenko A. V., http://orcid.org/0000-0003-4137-9750 Gordienkü I. A., http://orcid.org/0000-0001-8703-5481
РЕЗЮМЕ
Изучен прирост показателей развития силовых качеств в годичном цикле занятий студентов 1 курса Медицинской академии имени С. И. Георгиевского КФУ. Показано, что результаты выполнения тестов «подъем в сед из положения лежа на спине» и «сгибание - разгибание рук в упоре лежа» увеличились на достоверном уровне значимости, на 10%и 19% соответственно. Результаты теста прыжок в длину с места не изменились на достоверном уровне значимости.
Ключевые слова: развитие силы, рост результатов, студенты.
SUMMARY
GROWTH DYNAMICS OF THE LEVEL OF MUSCLES STRENGTHS DEVELOPMENT A MONG THE YOUNG MEN STUDENTS DURING THE FIRST YEAR OF EDUCATION
Mametova O. B., Titarenko A. A., Lukavenko A. V., Gordienta I. A.
Growth of strength development indicators during the one-year training cycle has been studied for the first year students of the Medical academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU. It has been shown that the results of «sit-ups» and «push-ups» tests performance increased by 10% and 19% correspondingly at significantly reliable level.Results of the "standing jump" test performance did not show any changes at significantly reliable level.
Keywords: development of muscles strength, results growth, students.
Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности студента. Являясь важным компонентом общей культуры и профессиональной подготовки студенческой молодежи в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [1]. Физическое воспитание, осуществляемое с учетом физкультурно-спортивных интересов студентов, способствуют положительной динамике показателей физического развития, уровня здоровья, мотивационной сферы и учебной деятельности студентов [2]. Одной
из самых главных задач практических занятий - развитие двигательные качеств, которые своевременно и правильно планируются педагогом в период прохождения данной дисциплины.
Дисгармония в развитии двигательных качеств такое же отклонение от нормы, как и нарушения в телосложении [3]. Например, вредно наращивать силу в ущерб гибкости, быстроте, ловкости, так как это приводит к односторонности как в физическом развитии, так и в дальнейшей физической подготовленности студентов.
Воздействие упражнений на развитие силы студентов создаст надёжную базу физического совершенствования, подготовленность для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда, спорта, воинской службы и т. д. Методический арсенал на учебных занятиях студентов должен включать методы, учитывающие специфику юношеского организма,
2017, т. 7, №1
КРЫМСКИЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
исключающие слишком жесткие требования, которые предъявляются к спортсменам [4]. При организации занятий по силовой подготовке необходимо учитывать возрастные особенности студентов, развитие опорно-двигательного аппарата у которых еще не завершилось и, которые не имеют пока достаточно высокого уровня развития силовых качеств [5]. Влияние современных методов развития силы на прирост силовых возможностей исследовалось многими авторами, и в этом вопросе обнаружена исключительно большая вариативность в результатах: от 10-15 % за неделю тренировки -до отсутствия ощутимого эффекта [4]. В основе этих различий лежат самые разнообразные причины: возрастные и половые особенности студентов, их индивидуальные особенности (в первую очередь, структура мышечной ткани), исходный уровень силовой подготовленности [5]. Поэтому с большой осторожностью необходимо относиться к построению силовой подготовки в начале первого года обучения. Интенсивной силовой подготовке должен предшествовать более или менее длительный период подготовительной работы - от двух-трех недель до нескольких (2-4) месяцев [6]. В это время студенты осваивают технику движений, повышают уровень гибкости. Укрепляя мышечную систему и создавая базовый уровень выносливости, необходимо ориентироваться на относительно простые упражнения, выполняемые в среднем (не предельном) темпе. Критерием продолжительности интервалов между повторениями физических упражнений является величина ЧСС, а количество повторений, при развитии силовых и скоростно-силовых качеств, определяется проявлением значительного утомления [7].
К одной из разновидностей мышечной силы относится взрывная сила, которая характеризуется способностью к быстрому проявлению мышечной силы. Она в значительной мере определяет, например, высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с места, переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально возможной скоростью. Показатели взрывной силы мало зависят от максимальной произвольной изометрической силы [9]. Так, изометрические упражнения», увеличивая статическую силу, незначительно изменяют взрывную силу, определяемую по показателям градиента силы или по показателям прыгучести (прыжками вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с места). Следовательно, физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющих статическую силу [9].
Среди координационных факторов важную роль в проявлении взрывной силы играет характер импульсации мотонейронов активных мышц - частота их импульсации. в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов. Чем выше начальная частота импуль-сации мотонейронов, тем быстрее нарастает мышечная сила. В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от их композиции, т. е. соотношения быстрых и медленных волокон [10].
В плане актуальности и целесообразности исследования заметим, что для подбора рационального соотношения средств и методов для развития силовых качеств у студентов, необходимы не только определение и оценка исходного уровня развития силы, но и систематический контроль за динамикой показателей силы разных мышечных групп со своевременной коррекцией в ходе работы на практических занятиях.
Цель - определение наиболее эффективных средств и методов развития силовых качеств для студентов первого года обучения.
Задачи исследования: 1 - определение исходного уровня развития силы у студентов юношей первого года обучения; 2 - анализ изменений показателей силовых качеств для оценки используемых методов в годичном цикле занятий с юношами первого курса.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Теоретический анализ и обобщение, педагогическое тестирование, статистические методы, систематизация материала.
В исследовании приняли участие 110 студентов - юношей первого года обучения Медицинской академии имени С. И. Георгиевского. Все испытуемые относились к подготовительной или основной медицинским группам. Исследование состояния силовой подготовленности студентов проводилось с использованием тестов, рекомендованных для студентов вузов: подъем туловища в сед из положения, лежа на спине (сила мышц туловища), сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (сила мышц плечевого пояса), прыжок в длину с места (взрывная сила ног). Тестирование проводилось в начале учебного года - определение исходного уровня, в конце - для сравнительной характеристики полученных результатов исследования в годичном цикле практических занятий для коррекции методов и режимов работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты выполнения теста «подъем туловища в сед из положения лежа на спине» сви-
детельствуют о том, что в начале учебного года 50% юношей имеют высокий уровень развития силы мышц туловища, 17,9 % - выше среднего и 19% - средний уровень развития силы мышц туловища, 13.1% юношей показали результат ниже среднего или плохой. В конце учебного года уже 71,1% юношей показали высокий уровень развития силы мышц туловища, 20% - выше среднего и всего 7,6% -средний, всего 1,3% юношей показали результат ниже среднего или плохой.
Аналогичным образом изменялись результаты выполнения теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», исходный уровень развития силы рук составил: 52,2% юношей показали высокий уровень развития силы мышц рук, 14,9% - выше среднего и 20,9% юношей имеют средний уровень развития силы мышц рук, 12% имеют результат ниже среднего или плохой. В конце учебного года показатели выросли и составили: 75,4% юношей показали высокий уровень развития силы мышц рук, 7,5% - выше среднего и всего 9,4% юношей имеют средний
уровень развития силы мышц рук, 7,7% показали результат ниже среднего или плохой.
Результаты выполнения теста прыжок в длину с места не показали такого прироста, как в предыдущих двух тестах. В начале учебного года 32,8% юношей показали высокий уровень развития взрывной силы ног, 13.4% - уровень развития выше среднего и 17,0% юношей имеют средний уровень развития взрывной силы ног, 36,8% имеют уровень развития взрывной силы ног ниже среднего или плохой. В конце учебного года показатели выросли и составили: 39,6 юношей показали высокий уровень развития взрывной силы ног, 15,1% - выше среднего, 18,9% - юношей имеют средний уровень развития взрывной силы ног, сократилось число студентов, имеющих уровень развития взрывной силы ног ниже среднего или плохой, они составили 26,4%.
Прирост средних показателей уровня развития силы по результатам выполненных тестов и сопоставление в начале и в конце учебного года представлено в таблице 1.
Таблица 1
Динамика роста силовых показателей в годичном цикле занятий по физическому воспитанию у юношей (п=110)
Показатели д%
Тест х 1 х 2 Д
Поднимание в сед из положения лежа на спине (кол-во повторений за мин.) 44,6 ± 0,8 49,2± 0,7 4,7 10,7*
Сгибание разгибание рук в упоре лежа (кол-во повторений) 31,5 ± 0,9 37,5± 0,8 6,1 19,7*
Прыжок в длину с места (см) 233,5 ± 25,8 236,2± 25,6 2,8 1,2
Примечание * - достоверность при р < 0,05. х 1 - сентябрь; х 2 - май
ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты, представленные в таблице, показывают что незначительный прирост результата наблюдался при выполнении теста прыжок в длину с места, прирост результатов в тестах поднимание в сед из положения лежа на спине и сгибание и разгибание рук в упоре лежа находятся на достоверном уровне значимости. Это говорит о том, что методы, средства, режимы, используемые для развития силы мышц рук и мышц туловища, были подобраны с учетом индивидуальных особенностей физической подготовленности и физического развития студентов, что и дало положительный результат. Для улучшения результатов в прыжке в длину с места, акцент при подборе средств необходимо делать (исходя из кинема-
тической структуры соревновательного двигательного действия) на выталкивание вперед.
Таким образом, проведенные исследования показали, что использование предложенных средств и методов на практических занятиях для развития у юношей силовых способностей в первый год обучения являются перспективной основой разработки новых методик и способов по развитию других физических качеств, для повышения уровня физической подготовленности.
ВЫВОДЫ
1. По результатам исследования установлен прирост показателей развития силовых качеств студентов на достоверном уровне значимости в двух тестах: поднимание в сед из положения лежа на спине и сгибание разгибание рук в упоре лежа. Прирост составил соответственно: 10,7% и 19,7%.
2017, т. 7, №1
КРЫМСКИЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
2. Тест прыжок в длину с места не показал прироста результата на достоверном уровне значимости.
3.Необходимо уделять больше внимания развитию взрывной силы ног на занятиях по физическому воспитанию.
Благодарность. Авторы выражают благодарность сотрудникам кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Медицинской академии имени С. И. Георгиевского за помощь в сборе результатов исследований.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шютяев В.В., Хоменко РВ. Силовая подготовка в физическом воспитании студентов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006;3:143-145.
2. Бобрик Ю.В.Этнические особенности уровня развития функциональных резервов кардиореспираторной системы, общей физической работоспособности у отечественных и иностранных студентов. Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2016;2:57-58.
3. Железняк. Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия»; 2001.
4. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. М.: Физкультура и спорт; 1971.
5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учеб. М.: «Советский спорт»; 2003.
6. Дворкин Л. ^ Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003; 3: 29-31.
7. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев «Олимпийская литература»; 1997.
8. Устинов И. Е. Совершенствование взрывных качеств как фактор функциональной подготовки. Теория и
практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. Научно-практический журнал. 2011;3:153-160.
9. Спортивная физиология: учебник для средних и высших учебных заведений по физ. культуре. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС; 2005.
10. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. Москва: Советский спорт; 2004.
REFERENCES
1. Shutyaev V.V., Homenko R.V. Strength training in physical education students. Bulletin of South Ural State University. 2006; 3: 143-145. (In Russ).
2. Bobrik Y. V. .Etnicheskie particular level of development of the functional reserves of the cardiorespiratory system, overall physical performance in both domestic and international students. Crimean Journal of Experimental and Clinical Medicine. 2016; 2: 57-58. (In Russ).
3. Jeleznyak Y.D Fundamentals of scientific and methodological activities in physical culture and sports: a textbook for students of higher educational institutions. M .: Publishing Center «Academy»; 2001. (In Russ).
4. Vorobev А. N. Weightlifting sport. Essays on the physiology and sports training. M .: Physical Education and Sports; 1971. (In Russ).
5. Kuramshin Y.F. Theory and methods of physical training. Proc. M .: «Soviet Sport»; 2003.
6. Dvorkin L.S. Age features of development of power capacities of schoolchildren 7-17 years. Physical culture: education, education and training. 2003; 3: 29-31. (In Russ).
7. Platonov V.N. General theory of training of athletes in Olympic sports. - Kiev «Olympic literature»; 1997. (In Russ).
8. Ustinov I. Е. Improvement of explosive qualities as a factor of functional training. Theory and practice of service: the economy, social sphere, technology. Scientific and practical journal. 2011; 3: 153-160. (In Russ).
9. Sport physiology: a textbook for secondary and higher educational institutions in nat. culture. M .: humanities. Ed. VLADOS Center; 2005. (In Russ).
10. Landa B.H. Technique comprehensive assessment of physical development and physical preparedness. Moscow: Soviet Sport; 2004. (In Russ).