2017, т. 7, № 2
КРЫМСКИЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
УДК: 613.73: 371.048.2-057.875
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВУШЕК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аверкова А. В., Маметова О. Б., Титаренко А. А., Лукавенко А. В.
Кафедра лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени
B. И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь, Россия.
Для корреспонденции: Аверкова Анжелика Викторовна, преподаватель, кафедра лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии с курсом физического воспитания, Медицинская академия имени
C. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», е-mail: [email protected]
For correspondence: Angelika V. Averkova, lecturer of the Department of Medical physical culture, Sports medicine and Physiotherapy with a course of Physical training, Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, е-mail: [email protected]
Information about authors:
Averkova A. V., http://orcid.org/0000-0001-9892-388X Mametova O. B., http://orcid.org/0000-0002-4807-6093 Titarenko A. A., http://orcid.org/0000-0003-2303-5575 Lukavenko A. V., http://orcid.org/0000-0003-4137-9750
РЕЗЮМЕ
В статье раскрываются вопросы определения исходного уровня силовой подготовленности студенток 1 года обучения курса, в целях повышения эффективности использования средств и методов содержательной части академических занятий по дисциплине «Физическая культура». Показано, что своевременное применение педагогического тестирования является необходимым условием для дальнейшего планирования процесса развития силы у студенток.
Ключевые слова: студентки, развитие силы, учебный процесс, физическая культура, физические упражнения.
EDUCATIONAL CONTROL LEVEL FOR DEVELOPED POWERFUL ACCORDING TO GIRLS FOR FIRST YEAR'S COURSE
Averkova A. A., Mametova O. B., Titarenko A. A., Lukavenko A. V.
Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia
SUMMARY
In the article, the issues of determining the initial level of strength training of students of 1st year of study course in order to improve the efficiency of use of means and methods of a substantial part of the academic training in the discipline "Physical culture". Itshown that timely application of pedagogical testing is a prerequisite for further planning of development process strength of students.
Keywords: women students, strength development, educational process, physical culture, physical exercises.
В свете новых тенденций физкультурного образования в высшей школе приобретает актуальность реализация и внедрение технологий педагогического контроля для модернизации учебно-тренировочных занятий со студентами, с учетом их индивидуальных особенностей, способностей и интересов, с целью повышения уровня их силовой подготовленности. Оценка силовых способностей студентов должна способствовать осознанию уровня владения собственными двигательными умениями и навыками, уровню развития силовых способностей, а также определению путей своего физического самосовершенствования, что в свою очередь будет способствовать активному вовлечению студентов в процесс повышения физической подготовленности [1].
В период обучения в вузе студенты испытывают значительные эмоциональные, интеллектуальные, стрессовые и прочие нагрузки. Дефицит двигательной активности особенно негативно сказывается на состоянии здоровья девушек, в частности студенток, поэтому специалисты уделяют особое внимание гармоничному физическому развитию, в том числе силовой подготовленности студенток. Во время планирования и проведения занятий в высших учебных заведениях рекомендуется уделять больше внимания развитию силы как основы для развития скорости и выносливости [2].
Подавляющее большинство методических рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля направлены на изучение функцио-
нальных изменений, происходящих в организме при использовании нетрадиционных форм и методов проведения занятий. Но развитию-силовых способностей как одному из наиболее существенных элементов двигательной подготовки в процессе физического воспитания в вузе уделяется недостаточно внимания [3].
Силовые способности являются важной качественной стороной двигательной деятельности, отражающей уровень физической подготовленности. Их целенаправленное развитие позволяет решать целый ряд задач физического, эстетического, интеллектуального совершенствования человека [4,5].
Силовые упражнения - это мышечные движения, систематизированные в целях увеличения мускульной силы. При определении этого термина следует обратить внимание на три аспекта:
- движения являются мышечными, происходят при этом или нет движения в суставе (-ах) - момент не обязательный, т.к. упражнения бывают динамические (с движением в суставах) и изометрические (без движения в суставах);
- движения являются систематизированными, т.е. упорядоченными и объединенными по преимущественному участию конкретной мышечной группы. Силовым упражнениям присущи определенные характеристики, такие как биомеханическая техника, целенаправленное участие определенных мышечных групп.
- целью выполнения упражнений является развитие физической силы - способности мышц преодолевать сопротивление (или противостоять ему). Физическая сила включает в себя, помимо собственно мышечной силы, «костно-связочную силу» (прочность костей и связок), которая развивается одновременно с мышечной силой (поэтому разграничивать понятия «мышечная сила» и «физическая сила» не стоит) [6].
Силовые упражнения влияют на развития силы отдельных групп мышц и оказывает положительный эффект на организм в целом. Силовые упражнения способствуют увеличению мышечной массы, развитию специальной выносливости, формированию телосложения, улучшению осанки, способствуют, как улучшению физического здоровья, так и физической подготовленности студентов [7,8].
Процесс обучения студенток в вузе в соответствии с государственной программой физического воспитания предусматривает разностороннюю физическую подготовку и достижение оптимального уровня комплексного развития двигательных способностей. Наблюдаемый в последнее время ограниченный объем силовой нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в вузах привел к тому, что
студентки обладают средним уровнем развития силы отдельных мышечных групп по сравнению с нормативными показателями [8,9].
Научные исследования и практический опыт показывают, что силовая тренировка, при учете физиологических особенностей женского организма, способствует улучшению здоровья, укрепляет мышцы и связки тазового дна, улучшает фигуру [10].
Таким образом, необходимость педагогического контроля над исходным уровнем развития силы студенток первого года обучения для дальнейшего планирования содержательной части практических занятий по физическому воспитанию определило актуальность данного исследования.
Цель — определение наиболее эффективных средств и методов развития силовых способностей студентов на занятиях по физическому воспитанию в вузе.
Задачи исследования:
1. Определение исходного уровня развития силовых способностей у студенток первого года обучения МА имени С. И. Георгиевского КФУ.
2. Проведение сравнительного анализа уровня развития силовых способностей у студенток первого года обучения с тестовыми показателями программы по физическому воспитанию.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Теоретический анализ и обобщение, тестирование, педагогическое наблюдение, систематизация материала.
В исследованиях приняли участия 150 девушек 1-го курса Медицинской академии имени С. И. Георгиевского, все студентки относятся к основной и подготовительной медицинской группе.
Для определения исходного уровня развития силы разных мышечных групп нами были рассмотрены три тестовых показателя. Наиболее информативными являются измерения, проводимые при динамическом режиме работы мышц.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сила мышц верхнего плечевого пояса), поднимание в сед из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (сила мышц туловища), прыжок в длину с места (взрывная сила мышц ног). Оценка результатов двигательных тестов осуществлялась в соответствие с табл. 1.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» были следующими: высокий уровень развития силы рук показали 29,3% студенток, уровень выше среднего - 13,3%, средний уровень развития силы имеют 11,3%, уровень ниже среднего и плохой имеют 46,1% студенток.
2017, т. 7, № 2
КРЫМСКИЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Таблица 1
Оценка результатов двигательных тестов
Контрольные упражнения Показатели
высокий Выше среднего средний Ниже среднего плохой
Девушки
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз 22 18 15 12 8
Поднимание в сед из положения лежа на спине руки за головой, ноги закреплены (кол-во раз за 1 мин.) 45 40 35 30 25
Прыжок в длину с места, см 190 180 170 160 150
По результатам теста «Поднимания в сед из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены» высокий уровень развития показали 53% студенток, уровень выше среднего составляет 22%, средний уровень — 14% и ниже среднего и плохой — 11%.
Результат теста «Прыжок в длину с места» показал, что высокий уровень имеют 20% испытуемых, выше среднего — 14%, средний уровень — 23%, уровень развития взрывной силы ног ниже среднего и плохой имеют 43% студенток.
ОБСУЖДЕНИЕ
Столь невысокий уровень развития силы, особенно силы рук и взрывной силы ног, возможно, связан с тем, что в период обучения в школе уделялось недостаточно внимания развитию силы этих мышечных групп, разной физической подготовке студенток, а также физическому состоянию (здоровью) и индивидуальным особенностям. Результаты проведенного исследования диктуют необходимость внесения коррективов в содержательную часть занятий по физическому воспитанию, подбору более эффективных методов, средств и режимов выполнения упражнений для развития силы мышц. Необходимо разработать методические рекомендации для самостоятельных занятий студентов.
ВЫВОДЫ
1. В двух рассмотренных нами тестовых показателях уровня развития силы у студенток первого года обучения более 40% результатов свидетельствовали об уровне развития ниже среднего и плохом. Лишь у 20% студенток уровень развития силы высокий или выше среднего.
2. Результаты теста «Поднимания в сед из положения лежа на спине» показали более высокий уровень развития силы мышц туловища.
3. Необходим подбор более эффективных средств и методов для развития силы мышц у девушек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шютяев В.В., Хоменко РВ. Силовая подготовка в физическом воспитании студентов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006;3:143-145.
2. Сила: ее развитие и динамика у студенческой молодежи в период обучения в вузе. Под ред. Зянкин А. Н. Физическое воспитание студентов. 2011;2:44-47.
3. Железняк. Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия»; 2001.
4. Дворкин JI. C. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003; 3: 29-31.
5. Принципы оздоровительной тренировки. Под ред. Лисицкой Т. С. Теория и практика физической культуры. 2002; 8: 6-13.
6. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. М.: Физкультура и спорт; 1971.
7. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М. : Физкультура и спорт; 1977.
8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. Москва: Советский спорт; 2004.
9. Устинов И. Е. Совершенствование взрывных качеств как фактор функциональной подготовки. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. Научно-практический журнал. 2011; 3: 153-160.
10. Спортивная физиология: учебник для средних и высших учебных заведений по физ. культуре. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; 2005.
REFERENCES
1. Shyutyaev V. V., Khomenko R.V. Strength training in physical educations tudents. Bulletin of South Ural State University.2006;3:143-145. (in Russ).
2. Power: its development and dynamics in students during their studies at the university. Ed. Zyankin A.N. Physical education students.2011;2:44-47. (in Russ).
3. Zhelezniak Y.D. Fundamentals of scientific and methodological activities in physical culture and sports: a textbook for students of higher educational institutions. M.: Publishing Center «Academy»; 2001. (in Russ).
4. Dworkin L. S. Age features of development of power capacities of schoolchildren 7-17 years. Physical culture: education, education and training. 2003;3:29-31. (in Russ).
5. The principles of fitness training. Ed. LisitskayaT. S. Theory and Practice of Physical Culture.2002;8:6-13. (in Russ).
6. Vorobyev A. N. Weightlifting sport. Essays on the physiology and sports training. M.: Physical Education and Sports; 1971. (in Russ).
7. Verkhoshansky Y.V. Basics of special power preparation in sport. Moscow: Physical Culture and Sports; 1977. (in Russ).
8. Landa B.H. Methodology of comprehensive evaluation of physical development and physical preparedness. Moscow: Soviet Sport; 2004. (in Russ).
9. Ustinov I.E. Improvement of explosive qualities as a factor of functional training. Theory and practice of service: the economy, social sphere, technology. Scientific candypracticaljournal. In2011; 3: 153-160. (in Russ).
10. Sport physiology: a textbook for secondary and higher educational institutions in nat. culture. M .: humanities. Ed. VLADOS Center; 2005.