Научная статья на тему 'Применение эквивалентных тестов в процессе подготовки к сдаче государственных нормативов по физическому воспитанию'

Применение эквивалентных тестов в процессе подготовки к сдаче государственных нормативов по физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
223
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ТЕСТЫ / СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ РУК В УПОРЕ ЛЕЖА / ПОДТЯГИВАНИЕ / ПРЫЖОК В ДЛИНУ / ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ / НАКЛОНЫ / ЕКВіВАЛЕНТНі ТЕСТИ / ЗГИНАННЯ ТА РОЗГИНАННЯ РУК В УПОРі ЛЕЖАЧИ / ПіДТЯГУВАННЯ / СТРИБОК У ДОВЖИНУ / ЧОВНИКОВИЙ БіГ / НАХИЛИ / EQUIVALENT TESTS / BROAD JUMP / SHUTTLE RUN / SLOPPINGS / BENDING HAND / PULL UP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безнис Е. Е.

В статье рассматриваются вопросы использования эквивалентных тестов с целью повышения эффективности занятий по физическому воспитанию студентов в период их обучения на І-ІІ курсах. Применение нетрадиционных подходов для развития физических качеств путем использования параллельных или эквивалентных тестов позволяет выйти на более высокий уровень физической и умственной работоспособности студентов. Своевременно полученная информация позволяет вносить коррективы в учебный процесс в свете изменяющихся требований к состоянию здоровья и физической подготовленности выпускников ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of equivalent tests in the process of preparing for the passing of the states standards of physical education

In the article the questions of the use of equivalent tests are examined with the purpose of increase of efficiency of employments on physical education of students in the period of their teaching on І-ІІ courses. Application of untraditional approaches for development of physical qualities by the use of parallel or equivalent tests allows to go out on more high level of physical and mental capacity of students. In good time obtained information allows to bring in korrektyvy in an educational process in the light of changing requirements to the state of health and physical preparedness of graduating students of Institutes of higher.

Текст научной работы на тему «Применение эквивалентных тестов в процессе подготовки к сдаче государственных нормативов по физическому воспитанию»

а о н я

о

«

0 я

1

ч

о

И

1 ,4 1 ,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2

1,2 ♦—

2002

1,1

2003 2004

Год поступления

Общие заболевания,

урология, гинекология --»0,5

2005

Рис. 5. Динамика изменения количества студентов-первокурсников имеющих заболеваний мочеполовой

системы.

0

году. При этом в 2004 году показатель был 1,3%. Показатель заболеваний ЖКТ увеличился с 0,8% в

2002 году и в 2003 году до 0,9% в 2005 году. В 2004 году показатель был зафиксирован на уровне 0,7%.

В 2002 году показатель составил 1,1%, в

2003 году показатель составил 1,2%, что в 2 раза больше, чем в 2004 году, где показатель составил

0.6.. В 2005 году количество составило 0,8%, что на 0,2% больше, чем в предыдущем году. Отметим, что на протяжении 2002-2005 годов показатель уменьшился на 0,3%.

Если в 2002 году показатель составлял 1,2%, то в 2003 году этот показатель уменьшился на 0,1% и составил 1,1%. В 2004 году показатель уменьшился в 1,8 раза, в сравнении с 2003 годом, и составил 0,6%. В 2005 году показатель сократился еще на 0,1% и составил 0,5%. Таким образом, показатель в 2005 году составил 0,5%, что в 2,4 раза меньше, чем в 2002 году.

Выводы.

1. Общее количество студентов, которые относятся к СМГ, группе ЛФК и освобожденных по ВКК, увеличилось в 2005 году по сравнению с 2002 годом на 0,4%, что составило 8,4%.

2. Количество студентов-первокурсников в СМГ в 2005 году составило 4,7%, что на 1,1% меньше, чем в 2002 году; количество студентов в группе ЛФК увеличилось и составило 3,1%; количество студентов освобожденных по ВКК увеличилось на 0,3% и составило 0,7%.

3. По видам заболеваний увеличение отмечалось только в заболеваниях ССС и НС на 0,1%, и в заболеваниях ЖКТ на 0,1% (при сравнении 2002 и 2005 годов).

Необходимо продолжать следить за динамикой изменения количества студентов, направленных в СМГ, группу ЛФК или освобожденных по ВКК в технических и гуманитарных ВУЗах; также есть необходимость в поиске новых средств для восстановления организма студентов.

Литература

1. Бальсевич В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. - К.: Здоров'я, 1987. - 226с.

2. Боксер О.Я. и др. Концепция «профессиональное здоро-

вье» в контексте повышения показателей качества жизни и работоспособности студентов вуза // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII Междунар. науч. конгресс. - М., 2003. - Т.1. - С. 207-208.

3. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пособие. для техникумов. - М.: Высш. шк., 1986. - 255 с., ил.

4. Войнов В.Н., Войнова Г.П. Физическое воспитание как средство повышения умственной работоспособности студентов // Мiжнародна науково-практична конф. Фiзична культура, спорт та здоров'я наци. - Вшниця, 1994. - Ч.1. -С. 128-129.

5. Головин В. А. и др. Физическое воспитание: Учебник/ Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 1983. - 391с.

6. Конох А.П., Маликов Н.В. Особенности физической работоспособности студентов в процессе их обучения в вузе // Педагогика, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiз. виховання i спорту: Зб. наук. пр. - Харюв: ХДАДМ (ХХП1), 2003. - №6. - С.93-100.

7. Носков В.И. Восстановление и профилактика утомления студентов в условиях высшей школы // Всесоюзн. конф. Физиологические проблемы утомления и восстановления, Черкассы, 4-6 сент. 1985 г - Киев-Черкассы, 1985. - Ч.11. -С. 64-66.

8. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2003. - 448 с.

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ТЕСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Безнис Е.Е.

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования эквивалентных тестов с целью повышения эффективности занятий по физическому воспитанию студентов в период их обучения на 1-11 курсах. Применение нетрадиционных подходов для развития физических качеств путем использования параллельных или эквивалентных тестов позволяет выйти на более высокий уровень физической и умственной работоспособности студентов. Своевременно полученная информация позволяет вносить коррективы в учебный процесс в свете изменяющихся требований к состоянию здоровья и физической подготовленности выпускников ВУЗов. Ключевые слова: эквивалентные тесты, сгибание и раз-

гибание рук в упоре лежа, подтягивание, прыжок в длину, челночный бег, наклоны.

Анотащя. Безшс О.€. Застосування еквiвалентних теспв у процеа пiдготовки до здачi державних норма-тивiв з фiзичного виховання. У стати розглядаються питання використання е^валентних тестiв з метою пiдвищення ефективност занять з фiзичного виховання студентов у перiод 1хнього навчання на I-II курсах. Застосування нетрадицшних пiдходiв для розвитку фiзичних якостей шляхом використання рiвнобiжних або е^валентних тестев дозволяе вийти на бшьш ви-сокий рiвень фiзичноl i розумово! працездатностi студентов. Вчасно отримана iнформацiя дозволяе вносити корективи в навчальний процес у свгтш вимог, що змiнюються, до стану здоров'я i фiзичноl шдготовле-ност випускникiв ВНЗ.

Ключовi слова: е^валентш тести, згинання та розги-нання рук в упорi лежачи, шдтягування, стрибок у дов-жину, човниковий бщ нахили.

Annotation. Beznis L.E. The application of equivalent tests in the process of preparing for the passing of the states standards of physical education. In the article the questions of the use of equivalent tests are examined with the purpose of increase of efficiency of employments on physical education of students in the period of their teaching on I-II courses. Application of untraditional approaches for development of physical qualities by the use of parallel or equivalent tests allows to go out on more high level of physical and mental capacity of students. In good time obtained information allows to bring in korrektyvy in an educational process in the light of changing requirements to the state of health and physical preparedness of graduating students of Institutes of higher. Keywords: equivalent tests, broad jump, shuttle run, sloppings, bending hand, pull up.

Введение.

Задачи современного спорта невозможно решать без научно-обоснованного планирования учебно-тренировочного процесса и систематического контроля. Большую часть этих задач решает теория и практика спортивных тестов.

Тестом называется измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния занимающихся физическим воспитанием. Процесс испытаний называют тестированием; численные характеристики, полученные в итоге испытаний, -называют результатами тестирования. Наибольшее распространение получили следующие виды тестирования физической подготовленности:

- комплексная оценка физической подготовленности с использованием различных тестов;

- оценка уровня развития одного физического качества;

- оценка уровня проявления тех или иных способностей, например, силовых или скоростных.

Внедрение в практику работы вуза новых нормативных требований по оценке физического состояния студентов в виде «государственных тестов и нормативных оценок физической подготовленности студентов» предъявляют серьезные требования к совершенствованию вузовской программы по физическому воспитанию.

Значимость тестирования двигательных возможностей спортсменов отмечено многими авторами [3, 4, 5, 6, 8].

Государственные тесты по физическому воспитанию являются нормативной основой и предусматривают развитие, воспитание и совершенствование ряда важных для нормальной жизнедеятельности студента и необходимых для успешного овладения им профессий, прикладных навыков и двигательных качеств, таких как сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость.

Не всякие измерения могут быть признаны тестами. Тестами могут быть только задания или испытания, которые удовлетворяют следующим требованиям:

- надежности;

- стандартности условий тестирования: процедура, контингент испытуемых и условия тестирования сохраняются постоянными во всех случаях применения теста, т.е. сохраняются постоянными все контролируемые факторы;

- наличие системы оценок;

- информативности - степени точности, с которой данный тест определяет качество, для оценки которого он предназначен.

Если при повторном тестировании нарушается любое из перечисленных требований стандартности, то это уже другой тест. Обработка результатов тестирования требует применения специальных методов математической статистики. Следует отметить, что специальной литературы по данной теме в настоящее время крайне недостаточно, что послужило основанием для углубленных исследований вопросов тестирования физической подготовленности студентов.

Использование традиционных подходов тренировки физических качеств позволяет лишь до среднего уровня повысить эти показатели. Недостаточный эффект сдвигов в показателях физической подготовленности студентов требует изыскания оптимальных сочетаний различных тренировочных средств, воздействие которых позволило бы выйти на более высокий уровень физического состояния для обеспечения успешной сдачи государственных тестов. Понятие об «эквивалентных тестах» используется как традиционный синоним для параллельных тестов.

Эквивалентные тесты должны иметь сходное двигательное содержание, т.е. должны быть представлены подобными двигательными заданиями, чтобы можно было сказать, что эквивалентные тесты выражают ту же двигательную способность или комплекс двигательных способностей.

Работа выполнена по плану НИР Харьковского национального автомобильно-дорожного университета.

Формулирование целей работы.

Задачи работы:

1. Анализ полученных данных об уровне развития и динамики физической подготовленности студентов Харьковского национального автомобильно-дорожного университета.

2. Разработать и научно обосновать эффек-

тивность использования эквивалентных тестов в процессе подготовки к сдаче государственных нормативов по физическому воспитанию.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, педагогические методы исследований, статистические методы обработки материала.

Результаты исследований. Педагогические наблюдения преподавателей кафедры физического воспитания и спорта ХНАДУ а также первоначальное тестирование студентов-юношей I курса (15 учебных групп, 508 студентов), позволило определить их статистические показатели:

1. В беге на 100 м - (М = 13,9 сек).

2. В сгибании и разгибании рук в упоре лежа - (М = 39 раз).

3. Наклоны туловища вперед из положения сидя на полу - (М = 15 см).

4. В беге на 3000 м - (М = 14,23 мин).

5. В челночном беге «4 х 9 м» - (М = 9,5 сек).

6. В поднимании в сед, за 1 минуту - (М = 42 раза).

7. В прыжке в длину - (М = 234 см).

Анализируя приведенные показатели, следует отметить, что результаты в беге на 100 м, сгибании и разгибании рук в упоре лежа и наклоны туловища вперед находятся на уровне оценки «хорошо», а остальные показатели - ниже среднего уровня.

В результате проведенной работы по разработ -ке эквивалентных тестов была установлена тесная связь применения параллельных тестов с научными программами по физическому воспитанию со студентами. На базе научных программ четко прослеживается взаимосвязь использования эквивалентных тестов с результатами нормативных требований по государственному тестированию физических качеств студенческой молодежи. Кафедрой физического воспитания и спорта была разработана учебная программа и комплексы эквивалентных тестов для студентов, прошедшие апробацию в условиях занятий по физическому воспитанию в Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете.

Из практики известно, что применение параллельных тестов широко использовано в целях прогнозирования двигательной одаренности, выбора, талантов, спортивных достижений в будущем.

Ниже приведены комплексы основных и эквивалентных тестов (табл. 1).

Таблица 1 Виды тестов

Основные тесты Эквивалентные тесты

I. Бег на 3000 м, мин, сек 1. Тест «Купера» 2. Кросс по пересеченной местности - 3000 м 3. Бег на лыжах - 3000 м 4. Бег 1500м х 2р.

II. Бег на 100 м, сек 1. Бег на 50 м х2р. 2. Бег на 100 м с ходу 3. Бег на 40+60м 4. Бег с отягощением (пояса, манжеты) на 100 м

Ш. Челночный бег 4x9 м, сек 1. Челночный бег 6x6 м 2. Челночный бег 9x4 м 3. Челночный бег 2x18 м 4. Челночный бег 3x12 м

IV. Прыжок в длину с места, см 1. Прыжок в длину с места (с мостика) 2. Прыжок в длину с места из и.п. спиной вперед 3. Прыжок в длину с места из и. п. спиной вперед, с разворотом на 180° 4. Двойной прыжок с места 5. Тройной прыжок с места

V. Подтягивание на перекладине (раз) 1. Подтягивание на перекладине (обратный хват) 2. Подтягивание - (затылком к перекладине) 3. Подтягивание на перекладине, чередуя подбородок - затылок 4. Подтягивание с отягощением (пояса, манжеты)

VI. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) 1. Сгибание и разгибание рук с хлопком 2. Сгибание и разгибание рук, ноги на скамейке, руки на полу 3. Сгибание и разгибание рук, ноги на полу, руки на скамейке 4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, с отягощением (пояс)

VII. Поднимание в сед (раз) 1. На гимнастической стенке - подъем прямых ног до угла 90° 2. Поднимание в сед на гимнастической скамейке 3. Поднимание в сед с отягощением (набивной мяч, пояс)

Таблица 2

Динамика сдвигов показателей после применения эквивалентных тестов

№ Государственные нормативы исходный (М) итоговый (М) разница (ч)

1. Выносливость: бег на 3000 м (мин) 14,23 14,08 -15 сек

2. Скорость: бег на 100 м (сек.) 13,9 13,7 -0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гибкость: наклоны туловища вперед из положения сидя на полу (раз)

15 15 0

4. Ловкость: челночный бег 4 р х 9м (сек)

9,5 9,3 -0,2

5. Сила: сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

39 42 + 3

6. Сила: прыжок в длину с места (см) 234 238 + 4

7. Сила: поднимание в сед за 1 минуту (раз) 42 41 -1

8 Сила: подтягивание на перекладине (раз) 13 13 0

После многократного применения эквивалентных тестов на II курсе повторно была проведена сдача государственных нормативов (табл.2) Выводы:

1. Эквивалентные тесты сыграли положительную роль в подготовке к сдаче государственных тестов физической подготовки студентов ВУЗов.

2. Анализ тестирования физической подготовленности студентов-юношей II курса показал (табл.2):

- средние показатели в беге на 100 м несколько улучшились (с 13,9 до 13,7 сек), что соответствует оценке 4 балла;

- при оценке выносливости в беге на 3000 м показатель улучшился на 15 сек (с 14,23 до 14,08 мин). Средняя оценка составляет 3 балла;

- скоростно-силовые качества мышц ног определялись по показателю - прыжок в длину с места. При незначительном улучшении среднего показателя (с 234 до 238 см) оценка за данный норматив составляет 3 балла;

- в челночном беге средний показатель улучшился (с 9,5 до 9,3 сек), что соответствует оценке 3 балла;

- анализ результатов силовой подготовки (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) показал незначительный прирост (с 39 до 42 раз) - оценка 4 балла;

- не изменились результаты в подтягивании на перекладине (13 раз) и в упражнении на гибкость - наклонах туловища вперед из положения сидя на полу. Ухудшился показатель в подъеме туловища в сед за 1 мин, что свидетельствует о неудачном подборе параллельных тестов.

3. Проведенное исследование подтвердило целесообразность использования эквивалентных нормативов в подготовке к сдаче государственных тестов физической подготовленности студентов ВУЗов и необходимости оптимального их подбора.

В дальнейших исследованиях предполагается подобрать качественно новые параллельные тесты с целью улучшения результатов подтягивания на перекладине, в наклонах туловища вперед из положения седа на полу а также поднимания туловища в

сед за 1 минуту.

Необходимо также разработать индивидуализированные оценки физической подготовленности в зависимости от выбранной студентами специализации.

Литература:

1. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. М.ФиС, 1982. 167 с.

2. Blahus P. Teoreticke koncepte ruznych faktorovych modelu pohydovych schopnosti. Teor. Praxe tel. Vych. 21, 1973 a, c. 2,s. 122-128.

3. Годик М.А. Контроль тренировочных соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980. - 200 с.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М: ФиС, 1966. - 240 с.

5. Ильинич В.И. Физическая культура студента. - М., Гарда-рики, 1999. - 488 с.

6. Красуля М.А., Красуля А.В. Исследование физической подготовленности студентов гуманитарного вуза. Слобо-жанський науково-спортивний вкник. Харюв, 2002, № 5. - С. 18-21.

7. Пшисуха А.М. Методические разработки к практическим занятиям по теме: «Тесты в задачах физической культуры и спорта». Харьков, 1988. - С. 3-4.

8. Шевченко А.А. Физическое воспитание в высших учебных заведениях - Киев: Высшая школа, 1984. - 164 с.

Поступила в редакцию 19.03.2007г.

ЕТНОКУЛЬТУРНА АДАПТАЦ1Я УКРА1НИ У М1ЖНАРОДНОМУ ОСВГТНЬОМУ ПРОСТОР1

Бондаренко Т. В., Шандренко Т. О. 1нститут сходознавства i м1жнародних вщносин

"Харшвський колепум" Харшвський державний медичний ушверситет

Анотащя. Надання шоземним громадянам освггшх по-слуг мiжнародного рiвня у вузах Укра1ни передбачае вивчення етнокультурних традицш, рiвня й особливос-тей довузiвськоl (зокрема шкшьно!) подготовки сту-денпв-шоземщв. Викладачам необхщно знати i врахо-вувати етнокультурш особливост традицш сво!х учшв, запозичувати позитивний досвщ 1хшх нащональних систем оздоровлення.

Ключовi слова: освгтш послуги, етнокультурш традици, шоземш студенти, фiзична культура i спорт, фiзкуль-турно-спортивна актившсть.

Аннотация. Бондаренко Т.В., Шандренко Т. А. Этнокультурная адаптация Украины в международном образовательном пространстве. Предоставление иностранным гражданам образовательных услуг международного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.