Научная статья на тему 'Состояние силовой подготовленности иностранных студентов первого года обучения'

Состояние силовой подготовленности иностранных студентов первого года обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СИЛА / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маметова О. Б., Титаренко А. А., Лукавенко А. В., Косячук Н. Л.

В статье раскрываются вопросы силовой подготовленности студентов международного факультета первого года обучения с предоставлением аргументированного подхода к содержательной части академических занятий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маметова О. Б., Титаренко А. А., Лукавенко А. В., Косячук Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the questions of power readiness of students of international faculty of the first year with the provision of a reasoned approach to the content of the academic studies.

Текст научной работы на тему «Состояние силовой подготовленности иностранных студентов первого года обучения»

УДК 613.73-057.875

СОСТОЯНИЕ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

О. Б. Маметова, А. А. Титаренко, А. В. Лукавенко, Н. Л. Косячук

Кафедра лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания Медицинская академия имени С. И. Георгиевского

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Адрес переписки: бул. Ленина, 5/7, г. Симферополь, 295006, Республика Крым, Российская Федерация E-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

В статье раскрываются вопросы силовой подготовленности студентов международного факультета первого года обучения с предоставлением аргументированного подхода к содержательной части академических занятий.

STATE OF POWER PREPAREDNESS OF FOREIGN STUDENTS OF FIRST-YEAR OF

EDUCATING

O. B. Mametova, A. A. Titarenko, A. V. Lukavenko, N. L. Kosechuk

SUMMARY

In the article the questions of power readiness of students of international faculty of the first year with the provision of a reasoned approach to the content of the academic studies.

Ключевые слова: студенты, сила, академические занятия, физическая культура, планирование, физические упражнения, физические качества.

В последние годы в развитии медицинского образования в России особенную актуальность приобретают проблемы связанные с обучением иностранных студентов. Поиск оптимальных вариантов решения данной проблемы связан, прежде всего, с необходимостью повышения конвертируемости российского медицинского образования в обучении предложенных ВУЗом дисциплин, и физическая культура не исключение.

На сегодняшний день для повышения качества занятий по физическому воспитанию необходимо: рациональное планирование и четкая организация учебного процесса не только при работе с отечественными, но и особенно с иностранными студентами. Различие в системах среднего образования студентов, прибывшими на обучение из различных стран мира, их слабая физическая подготовка диктует необходимость коррекции учебного процесса для иностранных студентов, его содержания, способов и форм проведения академических занятий, методики преподавания дисциплины на разных курсах.

Представление о «содержании» занятий по физической культуре включает не только знания об организации, формах и методах проведения учебных занятий, но и практические навыки в разработке режимов выполнения упражнений, планировании нагрузок различной направленности и осуществлении контроля функциональной и физической подготовленности обучающихся.

Изучение литературных данных по теме исследования позволило выявить, что в большинстве исследований структурная оценка физических возможностей иностранных студентов не использовалась в качестве инструмента контроля и анализа учебного процесса в ВУЗах по дисциплине «Физическая культура». Применение такого подхода могло бы служить существенным дополнением к традиционным методам контроля и коррекции учебного процесса на следующих курсах обучения и способствовать более эффективному планированию режимов упражнений в содержательной части занятий.

Другая сторона вопроса заключается в повышении эффективности занятий физической культурой с большими группами студентов, когда менее подготовленные студенты не могут выполнить предъявленные требования учебной нагрузки, что негативно отражается на академической успеваемости иностранных студентов [9,10,11].

Во время планирования и проведения занятий в высших учебных заведениях рекомендуется уделять больше внимания развитию силы, как основы для развития скорости и выносливости [2,3,4].

В плане целесообразности исследования заметим, что для рационального соотношения средств и методов следует, как известно, определить и оценить исходный уровень развития силы, и только потом планировать корригирующие действия [4,5,7,8].

2016, т. 6, №1 (21)

крымскии журнал экспериментальном и клиническои медицины

Таким образом, необходимость научно обосновать регулирование режимов физических упражнений, выполняемых в ходе академических занятий с иностранными студентами, определила актуальность данного исследования.

Цель - разработать оптимальную методику контроля за состоянием силовой подготовленности при планировании режимов упражнений в содержательной части занятий физической культурой в процессе силовой подготовки.

ЗАДАЧИ

1. Определение исходного уровня развития силы у иностранных студентов первого курса.

2. Провести сравнительный анализ уровня развития силы иностранных студентов с тестовыми показателями силовой подготовленности отечественных студентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Теоретический анализ, обобщение, педагогическое тестирование, сравнение,

систематизация материала.В настоящей работе было обследовано 80 юношей, студенты 1 курса международного медицинского факультета (англоязычная форма обучения) Медицинской академии имени С. И. Георгиевского Крымского федерального университета, все представители Индии.

Нами были рассмотрены три тестовых показателя физической подготовленности для оценивания силовых качеств. Наиболее информативными являются измерения, проводимые при динамическом режиме работы мышц [2, 5, 8, 11].

Сила мышц туловища, по результатам теста «поднимание туловища в сед из положения, лежа на спине, руки за головой»; сила мышц плечевого пояса «сгибание и разгибание рук в упоре лежа»; взрывная сила «прыжок в длину с места». Оценка результатов двигательных тестов осуществлялась в соответствие с табл. 1.

Результаты и их обсуждение

Таблица 1

Контрольные упражнения Показатели

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Плохой

юноши

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, (кол-во раз). 40 35 30 25 20

Поднимание в сед из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги закреплены, за 1 мин. (кол-во раз). 50 45 40 35 30

Прыжок в длину с места, (см). 250 240 230 220 210

Результаты выполнения теста «подъем туловища в сед из положения лежа на спине» свидетельствуют, что только 4% протестированных юношей имеют уровень развития силы мышц туловища выше среднего, 10% имеют средний результат, 15% - ниже среднего, 29% - плохой результат, 42% юношей имеют результат ниже плохого, 0% - высокий результат.

Результаты выполнения теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» свидетельствуют, что 8% испытуемых имеют высокий уровень развития силы мышц плечевого по-яса,1 % - выше среднего, 2 % - средний уровень, 4%-ниже среднего, 24% - плохой уровень развития силы мышц рук и плечевого пояса, 61% студентов имеют уровень развития силы мышц рук и плечевого пояса ниже плохого.

Результаты выполнения теста «прыжок в длину с места» свидетельствуют, что только 3% протестированных юношей имеют высо-

кий уровень развития взрывной силы мышц ног, 4% - средний, 11% - ниже среднего, 8% -плохой, 74% студентов имеют уровень развития взрывной силы мышц ног ниже плохого.

Таким образом, показатели уровня развития силы иностранных студентов в начальном периоде обучения ниже, чем у российских сверстников, что предопределяет низкий исходный уровень реактивности организма к физическим нагрузкам.

Столь низкие результаты, показанные иностранными студентами, возможно, связаны с тем, что на начальном этапе обучения они адаптируются в новой макро- и микросреде. В связи с этим, возникают серьезные социальные и психологические проблемы адаптации, которые в большинстве случаев влияют на жизнедеятельность личности [1,6,11]. Иностранные студенты при поступлении в высшие учебные заведения проходят период адаптации к но-

вым условиям обучения и быта, который, в отличие от российских учащихся, затягивается на несколько лет и определяется большим количеством социально-психологических, религиозных, медико-биологических проблем, недостаточным знанием русского языка, различиями в системах среднего образования [7,8].

ВЫВОДЫ

1. В каждом из трех рассмотренных нами тестовых показателей уровня развития силы у иностранных студентов более 50% результатов свидетельствовали об уровне развития ниже плохого. Лишь у 10% студентов уровень развития силы высокий или выше среднего.

2. Необходимо провести коррекцию планирования физической нагрузки в содержательной части занятий физической культурой, а занятия по физическому воспитанию с иностранными студентами проводить с меньшей моторной плотностью по сравнению с российскими студентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабакова Л.Д., Бедрик РН., Воскерчьян О.М., Мо-ренко Б.Н. Влияние взаимодействия культур на адаптацию студентов. Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тезисы доклада. Волгоград; 1997:62-63.

2. Верхошанский Ю. В.Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт; 1977. 215 с.

3. Волков Л.В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды: Дис. ... д-ра пед. наук. М.; 1984.

4. Зациорский В.М., Сазонов В.П. Биомеханические основы профилактик и повреждений поясничной области позвоночника при занятиях физическими упражнениями (обзор). Теория и практика физической культуры. 1985;7:33 - 41.

5. 1ващенко В.П., Безкопильний О.П. Теорiя i методика фiзичного виховання: Пщручник. Черкаси: Видавництво ЧНУ; 2006. ч.1: с. 234 - 242.

6. Корешкин А. И. Адаптация и дезадаптация: Сб. Петербургского гос. ун-та. СПб; 1992.

7. Круцевич Т.Ю., Безверхня Г.В. Рекреа^я у фiзичнiй культурi рiзних групп населення. К.: Олiмпiйська лтература; 2010. 248 с.

8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. Москва: Советский спорт; 2004. 185 с.

9. Рахимов Г.Р Особенности организации обучения иностранных студентов в вузе и направление его развития. Язык и культура. 2010;4 (12):123-126.

10. Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона // Регионология. 2010;2:45-49.

11. Bobrik Y.V., Elsoli S.M. Peculiarities parameters of physical development and fitness in Indian, Nigerian and Russian students. Материалы 87-ой Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты современной медицины» : Тезисы доклада. Симферополь. 2015:252.

12. Kiesel K.B., Underwood F.B., Mattacola C.G., Nitz A.J., Malone T.R. A comparison of select trunk muscle thickness change between subjects with low back pain classified in the treatment-based classification system and asymptomatic controls. Phys Ther. 2007;10:596-607.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.