«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.
JVb7 (2/2008)
УДК 796.011.3 + 796.077.5
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО КОММУНИКАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ КамГАФКСиТ
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Имашев Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
FUNCTIONAL COMPETENCE STATE DYNAMIC ON FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS' COMMUNICATION PEDAGOGICAL FUNCTION AT CORRESPONDENCE TUITION FACULTY AT KAMGAFKSIT
A.M. Imashev, Ph.D., associate professor Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: azat. imashev@yandex. ru
Ключевые слова: функциональная компетентность, профессиональная компетентность, основные педагогические функции, коммуникативная педагогическая функция, знания-умения-навыки, функциональные элементы.
Аннотация. В статье изучается динамика изменения уровней функциональной компетентности будущих учителей физической культуры по знаниям-умениям-навыкам коммуникативной педагогической функции.
Дано теоретическое обоснование использования разработанной автором диагностики, представлены результаты работы по данной методике в условиях констатирующего педагогического эксперимента.
Доказано, что по курсовая динамика изменения уровней функциональной компетентности будущих учителей физической культуры по коммуникативной педагогической функции прогрессивна, структура уровней сформированности знаний-умений-навыков коммуникативной педагогической функции будущих учителей физической культуры на курсах носит неидентичный характер.
Keywords: functional competence, professional competence, the main pedagogical functions, communication pedagogical function, knowledge-ability-skills, functional elements.
Summary. The article is about functional competence state dynamic on future physical culture teachers' communication pedagogical function at correspondence tuition faculty at Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism.
Theoretical motivation of usage, which was designed by author, is given of the diagnostics. The results were presented the work of the given methods in condition of pedagogical experiment.
It Is proved that each courses dynamics of the change functional competence levels of future physical culture teachers on communication pedagogical function is progressive; the structure level forming knowledge-ability-skill to communication pedagogical function of future physical culture teachers at the courses non identical.
Функциональная компетентность будущих учителей физической культуры рассматривается нами как часть их профессиональной компетентности, характеризующейся уровнем сформированности у них знаний-умений-навыков основных педагогических функций.
Коммуникативная основная педагогическая функция - комплекс знаний-умений-навыков по установлению педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектом и объектом педагогической системы.
Проблема исследования: повышение динамики изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в вузовском личностно-профессиональном развитии.
Актуальность исследования: проблема связана с решением задач повышения качества процесса вузовского личностно-профессионального развития будущих учителей физической культуры.
Объект исследования: динамика изменения состояния функциональной компетентности по коммуникативной педагогической функции будущего учителя физической культуры в вузовском личностно-профессиональном развитии.
Предмет исследования: динамика изменения уровней сформированности знаний-умений-навыков коммуникативной педагогической функции будущего учителя физической культуры в вузовском личностно-профессиональном развитии.
Цель исследования: констатирующее экспериментальное изучение особенностей динамики изменения состояния функциональной компетентности по коммуникативной педагогической функции будущего учителя физической культуры ФЗО КамГАФКСиТ.
Гипотезы исследования: 1) покурсовая динамика изменения значений функциональной компетентности будущего учителя физической культуры знаний-умений-навыков коммуникативной педагогической функции - прогрессивна; 2) уровни функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по знаний-умений-навыков коммуникативной педагогической функции на курсах имеют неидентичный характер.
Задачи исследования: 1) проанализировать характер динамики изменения функциональной компетентности по знаний-умений-навыков коммуникативной педагогической функции будущего
учителя физической культуры КамГАФКСиТ по курсам; 2) выявить направления коррекции содержания процесса вузовском личностно-профессиональном развитии будущих учителей физической культуры.
Методы исследования: 1) одноактное анкетирование (самооценка); 2) математико-статистическая обработка числовых показателей.
Время исследования: сентябрь 2004 г. - июнь 2005 г.
Выборка исследования: 170 студентов (соответственно по курсам - 25,25,19,49,52) из 350 обучавшихся на 5 курсе ФЗО КамГАФКСиТ, что соответствует требованиям статистической репрезентативности.
Диагностический инструмент исследования: анкетный опросник «Портативная функционально-диагностическая карта учителя ФК», включающий 10 знаний-умений-навыков КПФ (Имашев А.М. - 1998 г.).
Знания-умения-навыки коммуникативной педагогической функции
и их определения
1. Следить за внешностью - выглядеть профессионально привлекательно: опрятные спортивный костюм и обувь, аккуратная прическа, доброжелательное выражение лица, естественная мимика, прямая осанка, уверенные движения.
2. Находить нужные формы общения - определять ситуативно привязанный комплекс педагогических мер, приемов, действий, операций.
3. Находить уместную форму требовательности - использовать соответствующую меру необходимости выполнения задания учеником педагогической реакции.
4. Учитывать состояние объекта педагогической системы - использовать средства, методы и формы общения с учеником, соответствующие его физической готовности и настроению.
5. Учитывать особенности группы - использовать средства, методы и формы общения с группой, соответствующие уровню её развития, уникальности состава.
6. Сопереживать - сочувствовать, адекватно ситуации реагировать на изменение настроения, переживания ученика.
7. Располагать к себе - вызывать чувства положительного отношения.
8. Уважать обучаемых - положительно относиться к достижениям учеников.
9. Управлять своим поведением, настроением - оперативно корректировать соответственно ситуации проявления деятельности психики.
10. Самокритично оценивать свою деятельность - по объективным критериям искать и находить ошибки в собственной работе.
Методика исследования: каждому из опрашиваемых было предложено дать информацию об уровне их функциональной компетентности и проставить соответствующие баллы в
специально разработанных для этого бланках 4-ступенчатой шкалы соответствия по следующему правилу:
"0" - при отсутствии знания (нет понятия, представления о данном ФЭ); "1" - при наличии знания (владение ФЭ на вербальном уровне); "2" - при наличии умения (использование данного ФЭ хотя бы 1 раз); "3" - при наличии навыка (автоматическое владение данным ФЭ).
Результаты исследования: проведенная работа дала возможность получить 1700 показателей, характеризующих уровни функциональной компетентности - сформированности знаний-умений-навыков коммуникативной педагогической функции как функциональных элементов профессионально педагогической деятельности будущего учителя физической культуры в его вузовском личностно-профессиональном развитии (Таблица 1).
Таблица 1
_Исходные уровни сформированности функциональных элементов_
№ Курсы
п/п 1 11 111 1У V
1. 3222213232 3222132332 3222112322 3223222332 2222332323
2. 3232133333 3222222322 2111112122 3333333333 3223212323
3. 2222232322 3222222322 3200121212 2211231332 3313333333
4. 3223333222 2332222323 1011001010 3222222232 2222232323
5. 3202223332 2232222322 1111111111 2210221323 3222332333
6. 3211123333 3233323323 1112122311 3223233323 3222233333
7. 1112122222 3222122222 3223221222 3222132322 3232323333
8. 3211232232 3222132213 2112211122 3211231222 3222233332
9. 3223322333 3121122322 2221132222 3322233332 1111212221
10. 2210131211 3333323333 1112223221 3233333332 3333233223
11. 3110010110 3211232223 3111121122 3222332333 2222322333
12. 3323132333 1222233323 1213123131 3332233332 2133132221
13. 2310023232 3232233322 3323323333 2212122201 2322221111
14. 2211122232 3222212322 2222222212 2111121212 2222322223
15. 3222233332 3322212332 3212212312 2212111132 3333333333
16. 2333322322 3222213323 2212322232 3211221232 0021300011
17. 3222232211 2222222323 3323323322 3321122222 3221222321
18. 3323233332 3323132322 3233323332 2322333322 3333333333
19. 3323233332 3222212322 3213233313 2110120221 3212222231
20. 3322232332 2132211212 3111122212 3323233333
21. 2111222222 3321231311 3221222321 3223222332
22. 3222332332 3212133333 3333333333 3333333333
23. 3221222221 2112232222 3212222231 2211231332
24. 2122232023 2222102332 3332323333 3222222232
25. 3322232322 3333333333 2221122222 2210221323
26. 3232332212 3223233323
27. 3222221212 3222132322
28. 3212221220 3211231222
29. 3333333333 3322233332
30. 3333332322 3233333332
31. 3212122211 2122111122
32. 3212232211 3322333333
33. 3322123232 2122121100
34. 3332122222 2112111121
35. 3322123321 2122210221
36. 2212122222 2212211221
37. 3102211222 1122221222
38. 3211221120 1122221211
39. 3332211111 2222333333
40. 3333333333 3323332233
41. 3222211212 2222202222
42. 3223322333 3333333333
43. 3223212323 2323223322
44. 3333333333 2222111222
45. 2332232323 1122120211
46. 3222332333 1122122221
47. 3222233333 2121111011
48. 3232323333 1112111111
49. 3222233332 1012011121
50. 1011010111
51. 1013231212
52. 1112132111
Таблица 2
Средние значения уровней сформированности _функциональных элементов_
№ П/П 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
К 1. 2,6 2,1 1,7 1,8 1,7 2,7 2,2 2,4 2,4 2,0
У 2. 2,7 2,1 2,2 2,0 1,8 2,2 2,2 2,8 2,1 2,4
Р 3. 2,1 1,7 1,8 1,9 1,6 1,7 2,0 2,0 1,8 1,8
С 4. 2,8 2,3 1,9 2,0 2,0 2,3 2,0 2,5 2,2 2,1
5. 2,1 1,8 1,9 2,1 2,1 2,2 1,9 2,4 2,2 2,0
3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
- г-. г-.
- - г-. - - - - -
1 23456789 10
ЗУН КПФ
Рис. 1. Средние значения уровней сформированности функциональных элементов на курсах
3 1
1 2 3 4 5
к у р с
Рис. 2. Средние значения уровней сформированности функциональных элементов покомпонентно
3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
1 2 3 4 5
к у р с З У Н К П Ф
+ 1 —2 3456789 10
Рис. 3. Динамика изменения средних значений уровней сформированности функциональных элементов по курсам
2,5 2 1,5 1
0,5 0
Рис. 4. Динамика покурсового изменения средней коммуникативной функциональной компетентности
2,1 2
1,7 1,7 1,8
1 2 3 4 5
к у р с
Оценка результатов исследования.
Динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в целом прогрессивная: различия между их средними числовыми значениями от курса к курсу значимы по ^кр. Стьюдента на уровне достоверности а = 0,001 (Рис. 4).
Средняя функциональной компетентности по курсам находится между 1,5 и 2,5 баллами, что означает наличие динамики изменения от относительно высокого уровня «знание» на 1-3 курсах обучения в данном виде деятельности до относительно невысокого уровня «умение» на 4-5 курсах, не приближающихся к уровню «навык» (Рис. 4).
Экстремальные значения уровней ФК: 1,6 балла у ФЭ № 5 и 2,8 балла у ФЭ № 1 и 8 (Таблица 2).
Более сформированными среди других оказались ФЭ № 1 - «следить за внешностью» с функциональной компетентностью (2,6 - 2,7 - 2,1 - 2,8 - 2,1) и ФЭ № 8 (2,4 - 2,8 - 2,0 - 2,5 - 2,4), все значения которых выше уровня «умение» (Таблица 2, рис. 1).
«Западающим» проявил себя ФЭ № 3 с функциональной компетентностью (1,7 - 2,2 - 1,8 -1,9 - 1,9) и ФЭ № 5 с функциональной компетентностью (1,7 - 1,8 - 1,6 - 2,0 - 2,1), едва достигающих уровень «умение» (Таблица 2, рис. 1).
Более прогрессирующим (1,7 - 1,8 - 1,6 - 2,0 - 2,1) проявил себя ФЭ № 5 «учитывать особенности группы» с функциональной компетентностью высокого уровня «знание», достигая уровня «умение» (Таблица 2, рис. 1).
Регрессирующими проявили себя ФЭ № 1,2,6,7,9 с ФК, приближающейся к уровню «умение» (Таблица 2, рис. 1).
Таким образом, гипотезы полностью подтвердились: 1) динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры на ФЗО КамГАФКСиТ прогрессивная; 2) покомпонентные уровни функциональной компетентности КПФ будущего учителя физической культуры на курсах ФЗО носят неидентичный характер.
Рекомендации.
С целью гармонизации процесса формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в процессе их личностно-профессионального развития мы рекомендуем в рамках вуза делать акцент на осуществление работы в направлении коррекции относительно «западающих» знаний-умений-навыков коммуникативной педагогической функции.
Литература:
1. Аухадеева, Л.А. Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры / Л.А. Аухадеева // Интеграция образования. - 2006. - № 2. - С. 40-47.
2. Бобырев, Н.Д. Особенности структурирования функциональных компонентов в деятельности учителя ФК / Н.Д.Бобырев, В.П.Мерлинкин. - Казань, 1989. - 130 с.
3. Галиуллин, Р.Ф. Структура состояния функциональной готовности будущих специалистов по ФиС - студентов-выпускников ФЗФО ИФК / Р.Ф.Галиуллин, А.М.Имашев. - Набережные Челны, 2005. - 123 с.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
5. Имашев, А.М. Интенсификация функциональной подготовки будущего учителя ФК / А.М.Имашев. - Набережные Челны, 1998. - С. 117-139.
6. Имашев, А.М. Исследование динамики изменения структуры функциональной готовности специалиста по физической культуре / А.М.Имашев // Теория и практика ФК. - 2001. - № 2. - С. 43-45.
7. Коженевский, Э.Л. Критерии оценки работы ФВ / Э.Л.Коженевский. - М., 2000. - С. 154.
8. Майорова, Л.Ф. Повышение уровня профессиональной культуры будущего специалиста функциональной компетентности и С / Л.Ф.Майорова // ТиПФК. - 2001. - № 10. - С. 20.
9. Петунин, О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис... канд. пед. наук / О.В .Петунин. - СПб., 1995. - 23 с.
10. Половникова, Н.А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации / Н.А.Половникова // Советская педагогика. - 1986. - № 3. - С. 72-78.
11. Чесноков, А.В. Формирование профессионализма и качеств педагога по физической культуре / А.В.Чесноков // ТИПФК. - 2001. - № 10. - С. 18.
12. Шмелёв, А.Г. Основы диагностики / А.Г.Шмелев. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 53.
Glossary:
1. Aukhadeeva, LA. Future teacher training: structure research of communicative culture / Л.А. Aukhadeeva // Education integration. - 2006. - № 2. - P. 40-47.
2. Bobyrev, N.D. Particularity of functional components structures during PC teachers activity / N.D. Bobyrev, V.P.Merlinkin. - Kazan, 1989. - 130 p.
3. Galiullin, R.F. State structure of future PC teachers functional readiness / R.F.Galiullin, А.М.Imashev. - Naberezhnye Chelny, 2005. - 123 p.
4. Zagviazinsky, V.I. Methodology and methods of psycho- pedagogical researches: / V.I. Zagviazinsky, R. Atakhanov. - М., 2001. - 208 p.
5. Imashev, А.М. Future PC teacher intensification preparation / А.М.Imashev. - Naberezhnye Chelny, 1998. - P. 117-139.
6. Imashev, А.М. Studying dynamics of PC specialists functional structure change / А.М.Imashev // Theory and practice of PC. - 2001. - № 2. - P. 43-45.
7. Kozhenevsky, E.L. Criteria of physical education evaluation / E.L. Kozhenevsky.- М., 2000. - P. 154.
8. Maiorova, L.F. Professional culture level increasing of the future specialist , functional competence and sport / L.F.Maiorova // TiPFK. - 2001. - № 10. - P. 20.
9. Petunin, ОУ. Theoretical base preparation of students to professional activity as a PC teacher: Autoref. dis. ... Ph.D. / О.V.Petunin - SPb., 1995. - 23 p.
10. Polovnikova, N.A. Preparation high qualification specialist intensification / N.A.Polovnikova // Soviet pedagogics. -1986. - № 3. - P. 72-78.
11. Chesnokov, A.V. Professinalization and PC teacher's quality forming / A.V.Chesnokov // TIPFK. - 2001. - № 10. - P. 18.
12. Shmelev, A.G. Diagnostic base / A.G.Shmelev. - Rostov na Don, 1996. - P. 53.