УДК 378:796.01
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.М. Имашев - кандидат педагогических наук, доцент Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма Набережные Челны
FORMATION OF ORGANIZATIONAL-ADMINISTRATIVE FUNCTIONAL COMPETENCES OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION
TEACHERS
А.М. Imashev - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Povolzskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: [email protected]; [email protected]
Ключевые слова: концепция, функциональные и организационно-управленческие компетентности, игровые технологии, будущий учитель физической культуры.
Аннотация. В статье показан положительный эффект применения концептуальной модели формирования организационно-управленческих функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме и может быть интересна специалистам высшей физкультурно-спортивной профессионально-педагогической школы, изучающим данную проблему.
Key words: conception, functional and organizational-administrative competences, game technologies, a future physical education teacher.
Summary. The article shows the positive effect of a conceptual model of the formation of organizational-administrative functional competence of future physical culture teachers. The article is a part of the dissertation research results on the designated topic and may be of interest to specialists of the highest physical training and sport vocational-pedagogical school, studying the problem.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования - формирование функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры - связана с решением актуальной задачи повышения качества высшего профессионального образования в стране [1, 3, 9].
Организационно-управленческая педагогическая функциональная компетентность будущего учителя физической культуры рассматривается нами как операциональная часть профессиональной компетентности, характеризующаяся сформированностью комплекса знаний-умений-навыков (функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности) по реализации целевого и содержательного компонентов педагогической системы [5].
Объект исследования: процесс формирования организационно-управленческих функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
Предмет исследования: эффективность использования концепции формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
Цель исследования: экспериментально обосновать применение концепции формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
Гипотеза исследования: разработка и применение концептуальной модели может повысить качество процесса формирования организационно-управленческих функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
Задачи исследования: разработать, внедрить в образовательный процесс вуза и выявить эффективность применения концептуальной модели в формировании организационно-управленческих функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы и организация исследования: моделирование, практическое апробирование и математико-статистический сравнительный анализ констатирующих результатов.
Время исследования: 10 лет (1999-2009 гг.). Выборка испытуемых: 40 студентов (по 20 в контрольной и экспериментальной) академических групп специализации «Теория и методика физического воспитания» специальности 033200 - «Физическая культура и спорт», обучавшиеся на 1-5 курсах факультета дневной формы обучения КамГИФК (соответственно в 1999-2004 гг. и 2004-2009 гг.). Диагностический инструмент и методика исследования авторская: «Портативная Карта диагностики функциональной компетентности учителя физической культуры», включающая (фрагментарно) 10 элементарных компонентов организационно-управленческой педагогической функции [5].
Методика исследования: опрашиваемым было предложено дать информацию об уровне их функциональной компетентности и проставить соответствующие баллы в специально разработанных бланках 4-ступенчатой шкалы соответствия по следующему правилу: "О" — при отсутствии знания (нет понятия, представления о данном функциональном элементе); "1" — при наличии знания (владение функциональным элементом на вербальном уровне); "2" — при наличии умения (использование данного функционального элемента хотя бы 1 раз); "3" — при наличии навыка (автоматическое владение данным функциональным элементом).
Знания-умения-навыки (функциональные элементы) организационно-управленческой педагогической функции и их определения
1. Организовывать учебу - реализовать функционирование всех факторов, влияющих на результат учебной деятельности ученика.
2. Организовывать труд - реализовать функционирование всех факторов, влияющих на результат трудовой деятельности ученика.
3. Организовывать игру - реализовать функционирование всех факторов, влияющих на результат игровой деятельности ученика.
4. Организовывать общественную деятельность - реализовать функционирование всех факторов, влияющих на результат общественной деятельности ученика.
5. Организовывать деятельность актива группы - реализовать функционирование всех факторов, влияющих на результат деятельность актива группы учеников.
6. Управлять деятельностью объекта педагогической системы - оперативно корректировать отклонения в направлении деятельности ученика.
7. Управлять деятельностью актива группы - оперативно корректировать отклонения в направлении деятельности актива группы учеников.
8. Управлять деятельностью группы - оперативно корректировать отклонения в направлении деятельности группы учеников.
9. Организовывать самоуправление - реализовать функционирование всех факторов, влияющих на результат управленческой деятельности учеников.
10. Управлять самоуправлением - оперативно корректировать отклонения в направлении управленческой деятельности учеников.
Констатирующий эксперимент проводился в I полугодии, в учебных аудиториях, во внеучебное время, в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, предлагаемыми в специальной литературе, с соблюдением принципов научной этики [8]. В контрольной группе образовательный процесс осуществлялся традиционно. В экспериментальной группе проведен лонгитюдный формирующий эксперимент по технологиям, включающим организационно-управленческий функционально-компетентностный материал.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Констатирующая экспериментальная работа дала возможность получить 2000 «человеко-замеров», характеризующих организационно-управленческие функциональные компетентности будущих учителей физической культуры, средние значения которых даны в таблицах и на рисунках. Получены 45 показателей, характеризующих корреляционные связи между функциональными элементами, и построена корреляционная плеяда.
Динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по организационно-управленческой педагогической функции в Контрольной группе прогрессивная - различия между средними значениями по курсам (1,50-1,41-1,571,72-1,88) значимы по ^критерию Стьюдента на уровне а = 0,001, что означает наличие динамики изменения от относительно невысокого уровня «знание» на 1 -2 курсах обучения в данном виде деятельности до относительно высокого уровня «знание» на 3-5 курсах, приближающего к уровню «умение».
Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 1,0 балла у функционального элемента № 7; 8 на 1 курсе и 2,4 балла у функционального элемента № 2 на 5 курсе.
Более сформированным среди других оказался функциональный элемент № 3 -«Организовывать игру» с функциональной компетентностью (1,9-2,0-2,2-2,2-2,3) в основном выше уровня «умение».
«Западающим» проявил себя функциональный элемент № 7 «Управлять деятельностью актива группы» с функциональной компетентностью (1,1-1,0-1,2-1,3-1,5) не многим выше уровня «знание».
Более прогрессирующими не проявил себя ни один функциональный элемент организационно-управленческой педагогической функции.
Менее прогрессирующими проявили себя функциональные элементы № 5, 6 -«Организовывать деятельность актива группы» и «управлять деятельностью объекта педагогической системы» с функциональной компетентностью (1,2-1,5) (табл. 2, рис. 1-2).
Корреляционный анализ показал, что функциональные элементы организационно-управленческой педагогической функции будущего учителя физической культуры находятся в различной степени тесноты корреляционных связей.
Система существует в основном благодаря линейным и «сильным» связям. Обнаружены 9 «линейных», 14 «сильных», 10 «средних», 2 «ниже среднего», 6 «умеренных», 3 «слабых» и 3 «очень слабых» прямых связей.
В центре активного взаимодействия располагается: функциональный элемент № 7 -«Управлять деятельностью актива группы», имеющий 3 линейных и 6 «сильных» связей, к которому линейно примыкают функциональные элементы №№ 6, 9 и 8. Особняком держатся группа функциональных элементов с № 1 - «Организовывать учебу» в микроцентре с линейно связанными функциональными элементами № 2, 4, 10. Функциональный элемент №
5 «Организовывать деятельность актива группы» не имеет интересующих нас связей (табл. 3, рис. 3).
Предлагаемая концепция [6] как исследовательский и практический инструмент состоит из системы теоретических положений, в упрощённой праксиологической проекции называемой моделью [2]. Наиболее адекватной и позволяющей конкретизировать и реализовать концепцию исследуемого процесса является её структурно-логическая модель, характеризующаяся взаимосвязями блочно-модульных компонентов (рис. 4).
Повышать качество формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры предполагается в направлении активизации выявляемых системообразующих структурных компонентов. Для отработки в условиях деловой игры [7] выявлено системообразующее ядро коррекционного процесса, рассматриваемое как отправная точка в организации и проведении работы с акцентом на дидактические технологии повышения качества высшего профессионального образования будущих учителей физической культуры [5]. На основе анализа результатов начального констатирующего эксперимента мы разработали и внедрили в процесс вариант деловой игры «Открытый урок», которая явилась учебно-методическим сопровождением технологии реализации концепции [4].
Динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по организационно-управленческой педагогической функции в экспериментальной группе прогрессивная - различия между средними значениями по курсам (1,60-1,65-1,671,87-1,93) значимы по ^критерию Стьюдента на уровне а = 0,001, что означает наличие динамики изменения от относительно высокого уровня «знание» на 1 -3 курсах обучения в данном виде деятельности до уровня, приближающегося к уровню «умение» на 4-5 курсах.
Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 1,2 балла у функциональных элементов № 5;7 на 1 курсе и 2,5 балла у функционального элемента № 3 на 4 курсе.
Более сформированным среди других чаще оказывался функциональный элемент № 3 -«Организовывать игру» с функциональной компетентностью (2,3-2,1-2,2-2,5-2,1) в основном выше уровня «умение».
«Западающим» чаще проявил себя функциональный элемент № 5 «Организовывать деятельность актива группы» с функциональными компетентностями (1,2-1, 4-1, 3-1, 6-1,9) не многим выше уровня «знание».
Более прогрессирующими чаще проявляли себя функциональные элементы №№ 5 и 7 «Организовывать деятельность актива группы» и «Управлять деятельностью актива группы» (1,2-1,9).
Менее прогрессирующим (регрессирующим) проявил себя функциональный элемент № 3 - «Организовывать труд» с функциональной компетентностью (2,3-2,1) (табл. 2, рис. 1-2).
Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате формирующего эксперимента, показал, что динамика функциональных компетентностей в экспериментальной группе более прогрессивна, чем в контрольной: значения выше на всех курсах (рис. 4).
Оценка результатов исследования.
Вертикально-горизонтальные различия в показателях статистически значимы по ^кр. Стьюдента на уровне а = 0,001. Эффективность предлагаемой системы достигает уровня 6 % (0,1-0,2 балла), т.е. кривую роста динамики функциональных компетентностей можно изменить в сторону большего прогресса. Это означает, что будущие учителя физической культуры достигают традиционного уровня функциональной компетентности раньше и к окончанию вуза могут иметь её на качественно более высоком уровне, что может доказывать высокую эффективность предлагаемой концептуальной модели. Мы рекомендуем формировать функциональные компетентности будущего учителя физической культуры в
организационно-управленческой педагогической функции в направлении концептуализации вузовского образовательного процесса.
Таблица 1
Индивидуальные значения уровней организационно-управленческих функциональных компетентностей в контрольной (верхняя таблица) и экспериментальной (нижняя
таблица) группах
№ Курсы
п/п I II III IV V
1. 3332332333 2333212221 2221111112 2232222222 2222222222
2. 3121212123 2131212221 1322222232 2231211112 3222111132
3. 2221101111 1211011011 3233111121 1322211131 2322122232
4. 2211000001 2221201022 1221321222 3131121231 2233312121
5. 2222111210 0000011101 2311011111 1322211133 1222111313
6. 1321101111 2333221110 2231221231 2121212221 2322222132
7. 2221101211 2321021012 1132322222 2322221212 3133111212
8. 2221010022 1110000122 3211011111 3121211222 3333132122
9. 1221000022 2222113221 2232112121 2322212111 2322221311
10. 1221111122 2221223123 2121211122 1222211221 2122122123
11. 2222111111 1121010011 1211110121 2221221112 2322221112
12. 2110121100 2321211121 2132211112 1232212221 2222112112
13. 1212312131 2010200112 1221222111 3232211221 2222132131
14. 1222111122 1222110100 2212111221 2122212122 3233212223
15. 2223222123 1231221222 2231122112 2222131221 3333122122
16. 2222111111 2221211121 1321211121 2221211122 3333211222
17. 1121121211 2221211112 2211111112 2132111211 3333121211
18. 3223222122 1221111122 2232111121 2221121121 2322211121
19. 3220030130 3231211221 2121221211 2222111112 2322112112
20. 2221102122 2232121121 2231111132 2222122221 3311211231
1. о 1220120222 2221121221 1121111111 3332222233 2122111111
1221011221 2232222232 2231131111 3332222232 2231200111
2. о 2221111200 2222121222 3322101111 2322222221 2232212222
3. /1 0122223222 1211201212 2222222012 2322222222 2232121311
4. с 2221112322 2232110110 2221211111 1111111111 3332112231
5. f. 3322112123 2231321211 2222121200 2222222222 2232222222
6. 7 1112211111 2233002012 2222332000 1111111111 2222222113
7. о 1221111113 1220020230 2232132222 2222222211 3333323333
8. Q 2222111221 1121111211 3232222222 2232222222 3333233333
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 2123223223 2222111211 3332122211 3232323222 2323212333
0233322113 1121211111 2222021222 1111111122 2232022221
2232222222 3310230233 2321012332 2223333333 2232211122
2111101100 1231122112 2121121121 2221121122 2221101122
2321122221 2332222232 2322322111 3333333333 2222221221
2221121120 2210011121 1231122222 2233222222 2322211321
2232233322 2232121111 2122121211 3312222222 3031212222
1232222221 2232122222 2222222222 2222222222 3232333322
2221222222 2133111221 2322111122 3222232222 2221111111
2321122101 1232221112 1212111111 2221111111 1112121111
2231231223 1221122212 2232232222 3232322221 2222101122
Таблица 2
Средние уровни организационно-управленческих функциональных компетентностей
группа курс №№ организационно-управленческих функциональных компетентностей
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Ср
КГ 1. 1,9 2,0 1,9 1,5 1,2 1,2 1,1 1,1 1,6 1,5 1,50
2. 1,7 1,9 2,0 1,2 1,3 1,2 1,0 1,0 1,5 1,3 1,41
3. 1,8 1,9 2,2 1,3 1,5 1,3 1,2 1,3 1,8 1,4 1,57
4. 2,0 2,0 2,2 1,6 1,7 1,4 1,3 1,5 1,9 1,6 1,72
5. 2,3 2,4 2,3 1,9 1,5 1,5 1,5 1,5 2,0 1,9 1,88
ЭГ 1. 1,6 2,0 2,3 1,4 1,2 1,5 1,2 1,6 1,7 1,5 1,60
2. 1,6 1,9 2,1 1,5 1,4 1,6 1,6 1,7 1,5 1,6 1,65
3. 2,0 2,1 2,2 1,7 1,3 1,8 1,5 1,4 1,4 1,3 1,67
4. 2,1 2,0 2,5 2,0 1,6 1,4 1,6 1,9 1,9 1,7 1,87
5. 2,2 2,1 2,1 1,9 1,9 1,9 1,9 1,8 2,0 1,5 1,93
Таблица 3
Матрица корреляционных связей между функциональными элементами организационно-управленческой педагогической функции
1. Организовывать учебу.
1 2. Организовывать труд.
0,6 0,6 3. Организовывать игру.
1 0,9 0,6 4. Организовывать общественную деятельность.
0,4 0,2 0,8 0,4 5. Организовывать деятельность актива группы.
0,9 0,8 0,9 0,8 0,7 6. Управлять деятельностью учащихся.
0,9 0,9 9 0,9 0,6 1 7. Управлять деятельностью актива группы.
0,8 0,6 0,9 0,8 0,9 0,9 0,9 8. Управлять деятельностью группы.
0,8 0,7 0,9 0,8 0,8 1 1 1 9. Организовывать самоуправление.
1 1 0,6 1 0,4 0,9 0,9 0,8 0,8 10. Управлять самоуправлением.
И м
>4 И
<я =
= =
= =
<я =
м
2,5
1,5
0,5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ф у н к ц и о н а л ь н ы е к о м п е т е н т н о с т и
□ 1 курс □ 2 курс □ 3 курс □ 4 курс □ 5 курс
Рис. 1. Покомпонентные значения средних организационно-управленческих функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры в контрольной (слева) и экспериментальной (справа) группах
а 3
еа «
х
а X X а
а X
X
«
X
2,5
1,5
0,5
И
к
3
у р
Рис. 2. Покомпонентные средние значения организационно-управленческих функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры
на курсах
3
2
1
0
3
2
1
0
1
2
4
5
с
2
10 4
1
Рис. 3. Плеяда корреляционных связей между организационно-управленческими функциональными компетенциями (выполнены линейные связи, Р < 0,001)
3 2,5
= =
= =
<я =
м
2 1,5 1
0,5 0
1,87 1,93
1,6 1,65 1,67 1,88
■-- 1,72
1,5 •—" 1,41 1,57
2 3 4
к у р с
КГ
ЭГ
Рис. 4. Динамика изменения средних организационно-управленческих функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры
1
5
Системные блоки методологического модуля
Фон (соц. заказ): повышение качества ВПО
Субъект: профессорско-
преподавательский состав (коллектив) вуза
Объект: будущий учитель физической культуры
Цель: формирование функциональных компетентностей
Замысел: доминирующая парадигма -
Подход: сфункционально-компетентностный _с закономерностной опорой на_
Принцип: функционально-компетентностная направленность
Идея:
приобщение к профессионально-педагогической деятельности
Функциональные компетенции: элементарные компоненты основных педагогических _функций
содержательного модуля
Диагностика: «Портативная карта диагностики функциональных компетентностей учителя физической _культуры»_
Системные блоки
Уровни: знание, умение, навык (владение)
Системные блоки процессуально-технологического модуля
Игровая деятельность: Этапы:
средства: 1. адаптивный -
действия-операции-приемы; установление
методы: направленности;
информационно-репродуктивные, 2. формирующий -
проблемно-творческие формирование
(мозговой штурм, развернутые функциональных
конспекты, сбивающие факторы, компетентностей;
анонимное взаимооценивание); 3. диагностический -
формы: само-, взаимо- и эксперт-
академические, оценка;
инновационно-практические 4. коррекционный -
(микропреподавание в поточно- структуризация и
круговой эстафете). активизация.
Рис. 4. Концептуальная модель вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры
Литература
1. Бондаревская, Н.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.
2. Введенский, В.П. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.П. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 1. - С. 34-42.
4. Имашев, А.М. Деловая игра «Открытый урок» : методические рекомендации / А.М. Имашев, С.В. Кузнецов. - Набережные Челны, 1999. - 20 с.
5. Имашев, А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры : монография / А.М. Имашев. - Набережные Челны : КамГАФКСиТ, 2008. - 104 с.
6. Имашев, А.М. Концептуальная модель вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры [Электронный ресурс] / А.М. Имашев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 3(16). - С. 101-103.
7. Неверкович, С.Д. Дидактические и учебно-ролевые игры в подготовке физкультурных кадров : метод. рекомендации для студентов и преподавателей / С.Д. Неверкович, Н.В. Киршева, Г.А. Ашрапова; ГЦОЛИФК. -М., 1990. - 36 с.
8. Черепанов, В.С. Актуальные проблемы квалиметрии высшей профессиональной школы / В.С. Черепанов, О.В. Любимова // Образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 36-43.
9. Чесноков, Н.Н. Разработка проекта ГОС ВПО по специальности 032102 "АФК" в компетентностном формате / Н.Н. Чесноков, В.Ф. Балашова // Совершенствование подготовки кадров в области ФиС в условиях модернизации профессионального образования в России : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 марта 2008 г.) / ФА по ФиС. - М., 2008. - С. 20-30.
Literature
1. Bondarevskaya, N.V. Paradigmatic approach to the development of the content of key pedagogical competencies / E.V. Bondarevskaya, S.V. Kulnevich // Pedagogika. - 2004. - No. 10. - P. 23-31.
2. Vvedenskiy, V.P. Modeling of professional competence of the teacher / V.P. Vvedenskiy // Pedagogika. -2003. - No. 10. - P. 51-55.
3. Zimnyaya, I.A. Key competencies - a new paradigm of education result / I.A. Zimnyaya // Higher education today. - 2003. - No. 1. - P. 34-42.
4. Imashev, A.M. Business game "Open lesson" : guidelines / A.M. Imashev, S.V. Kuznetsov. -Naberezhnye Chelny, 1999. - 20 p.
5. Imashev, A.M. The functional competence of future physical education teachers : monograph / A.M. Imashev. - Naberezhnye Chelny : KamGAFKSiT, 2008. - 104 p.
6. Imashev, A.M. A conceptual model of university formation of functional competences of future teachers in physical culture [Electronic resource] / A.M. Imashev // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. - 2010. - No. 3 (16). - P. 101-103.
7. Neverkovich, S.D. Teaching and educational-role games in preparation of physical culture staff : a method. recommendation for students and teachers / S.D. Neverkovich, N.V. Kirsheva, G.A. Ashrapova; GTSOLIFK. -M., 1990. - 36 p.
8. Cherepanov, V.S. Actual qualimetry's problems of a higher vocational school / V.S. Cherepanov, O.V. Lyubimova // Education and Science. - 2009. - No. 6. - P. 36-43.
9. Chesnokov, N.N. Project development of GOS VPO in specialty 032 102 "AFK" in the format of the competence / N.N. Chesnokov, V.F. Balashova // Improvement of staff training in the PE&S in the modernization of vocational education in Russia : Materials of the VI All-Russian scientific-practical conference (March 11-13, 2008) / FA in FIS. - M., 2008. - P. 20-30.
Статья поступила в редакцию 08.09.2011 г.