УДК378+7А
СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2009 А.М.Имашев
Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
г. Набережные Челны
Статья поступила в редакцию 03.12.2008
В статье показана прогрессивность динамики изменения состояния и системность структуры функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в гностической педагогической функции. Выявленная в исследовании системность проявилась в построенной плеяде корреляционных связей между составляющими элементами гностической педагогической функции.
Ключевые слова: функциональная компетентность, основные педагогические функции, гностическая педагогическая функция, функциональные элементы, корреляционный анализ.
Проблема повышения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры актуальна в плане решения задач повышения качества процесса их вузовского личностно-профессионального развития. Функциональная компетентность будущих учителей физической культуры рассматривается нами как часть их профессиональной компетентности, характеризующаяся уровнем сформированности у них комплексов функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности (знаний-умений-навыков основных педагогических функций).
Исходными положениями в разработке номенклатуры функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности учителей физической культуры явились идеи, заложенные в работах Н.В.Кузьминой,
B.А.Сластенина, А.И.Щербакова, Е.П.Ильина, Н.А.Половниковой, К.А.Ширкевич, Н.Д.Бобырева, О.В.Петунина, С.И.Кудинова, Н.А.Лупандиной, В.М.Миниярова, В.П.Мер-линкина, В.И.Спириной, И.Н.Галактионова,
C.Д.Неверкович и др., в основе которых лежит профессиографический подход, соответствующий требованиям создания Квалификационной характеристики специалистов-педагогов по физической культуре (Г.Д.Бабушкин, А.А.Дубов, С.З.Гуревич, Н.Н.Зволинская, В.М.Корецкий, Л.П.Макаренко, А.Б.Майский, В.И.Маслов, О.А.Новак, И.Н.Решетень).
Имашев Азат Масгутович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания. E-mail: [email protected]
Состав комплексов функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности учителей физической культуры весьма разнообразен и многочислен. Так, для изучения структуры деятельности преподавателя Н.В.Кузьмина использовала 15 наименований комплексных умений, так же как и для исследования деятельности студентов (будущих учителей)1.
В.М.Минияров и С.И.Кудинов для общей оценки деятельности учителя физической культуры предлагают использовать комплекс умений, состоящий из 30 наименований.
В трудах Н.Д.Бобырева и В.П.Мерлинкина используется перечень профессионально-педагогических знаний, умений и навыков для исследования особенностей структурирования основных педагогических функций в деятельности учителей физической культуры,
состоящий из 62-х (1983 г.) и 96-и (1989 г.)
« 2
наименований .
В профессиональной карте учителя лаборатории Интенсификации профессиональной подготовки студентов Казанского государственного педагогического института разработано 146 наименований актуально значимых в труде учителя знаний, умений и навыков (Н.А.Половникова, К.А.Ширкевич - 1987 г.). В.А.Кан-Калик отмечает, что структура педагогического труда насчитывает более 200
3
компонентов .
1 Кузьмина Н.В. Способности, одаренность талант учителя. - М.: 1985. - С.29 - 31, 163 - 164.
2 Бобырев Н.Д., Мерлинкин В.П. Особенности структурирования функциональных компонентов в деятельности учителя физической культуры. - Казань: 1989.
3 Канн Калик В.А. Право вести за собой. - М.: Просвещение, 1987. - С. 97.
Гностическая педагогическая функция определяется нами как комплекс функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности по приобщению субъекта и объекта педагогической системы к исследовательской деятельности.
В данной статье представлены результаты констатирующего экспериментального исследования по определению характера динамики изменения состояния и структуры функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в гностической педагогической функции, конкретнее - динамики изменения уровней сформированности функциональных элементов гностической педагогической функции у будущего учителя физической культуры и их структурных взаимосвязей.
Предполагалось, что определяемая и анализируемая динамика прогрессивная, а искомая структура может иметь вид плеяды корреляционных связей между функциональными элементами.
Количество функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности учителей физической культуры, используемых авторами для изучения педагогических процессов, зависит от различных факторов в достаточно широких границах и детерминировано характером целей, задач, ожидаемых результатов, подходов, методов и средств исследования и т.д.
Для наших исследований мы остановили свой выбор на оптимальном (с точки зрения использования математического метода «шкалирования») количестве функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности учителей физической культуры. Каждая из используемых нами 10 педагогических функций включает в себя 10 функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности учителей физической культуры. Таким образом, общее число их равно 100.
Разработанный перечень функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности учителей физической культуры являет собой «Портативную функционально-диагностическую карту учителя физической культуры»4 как вариант Профессиональной карты учителя, созданной в лаборатории Интенсификации профессиональной подготовки студентов Казанского государственного педа-
4 Имашев А.М. Исследование динамики изменения структуры функциональной готовности специалиста по физической культуре. - М.: ТиПФК, 2001. - 2. -С.43 - 44.
гогического института (Н.А.Половникова, К.А.Ширкевич), адаптированной к условиям и специфике специальностей 03.03 и 03.04 (Физическое воспитание и начальное военное обучение), содержащей в концентрированном виде его компетенции и являющейся описательным аналогом реализуемых в специфическом виде функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности учителей физической культуры.
Карта явилась основным экспериментальным инструментом эмпирического исследования и использовалась как квалиметриче-ский педагогический тест оперативной диагностики. Она может представлять собой и портативный инструмент функционально-диагностической пробы, т.к. работа с ней занимает 20 мин., что позволяет респонденту оперативно высказаться и не утомиться.
Испытуемые студенты академической группы специализации «Теория и методика физического воспитания», обучавшиеся с 1 по 5 курс в 1999 - 2004 г.г. на факультете дневного обучения КамГИФК в количестве (соответственно) 22 - 24 - 24 - 24 - 22 человека, анкетировались с помощью авторской методики, упомянутой выше, фрагментарно включающей 10 функциональных элементов гностической педагогической функции с определениями и комментариями: 1) Изучать индивидуальные особенности каждого обучаемого - владеть необходимой информацией об ученике. 2) Изучать особенности группы - владеть необходимой информацией о составе и уровне готовности класса занимающихся. 3) Анализировать педагогические ситуации -разбирать, находить детали, нюансы, особенности, факты, обоюдные действия участников процесса. 4) Вскрывать причины их возникновения - выявлять, находить, уяснять, определять истоки проявления фактов, появления событий. 5) Прогнозировать результаты работы - предполагать возможные исходы профессионально-педагогической деятельности. 6) Использовать психолого-педагогические исследования - применять в работе результаты, полученные при изучении аналогичных научно-педагогических объектов. 7) Использовать в исследованиях самих обучаемых -привлекать учащихся к различным видам деятельности по изучению сторон УВП и самих себя. 8) Использовать личный опыт работы - применять проверенные временем наработанные ранее собственные стереотипы деятельности и алгоритмы действий. 9) Использовать опыт работы других - применять в деятельности опубликованные результаты практики коллег, исследователей, ученых. 10)
Прогнозировать методы и средства работы -предполагать использование в деятельности тех или иных педагогических технологий.
Опрашиваемым было предложено дать информацию об уровне их функциональной компетентности и проставить соответствующие баллы в специально разработанных бланках 4-ступенчатой шкалы соответствия по следующему правилу:
«0» - при отсутствии знания (нет понятия, представления о данном функциональном элементе);
«1» - при наличии знания (владение функциональным элементом на вербальном уровне);
«2» - при наличии умения (использование данного функционального элемента хотя бы 1 раз);
«3» - при наличии навыка (доведение владения данным функциональным элементом до автоматизма).
Проведенная работа дала возможность получить 1160 «срезов», характеризующих уровни функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по функциональным элементам гностической педагогической функции и их средние значения (табл. 1, 2). Получены 45 показателей -коэффициентов корреляции, характеризующих тесноты связей между функциональными элементами (табл. 3).
Динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по гностической педагогической функции прогрессивная - различия между средними значениями по курсам (1,4 -1,5 - 2,1 - 2,3 - 2,3) значимы по 1-кр. Стью-дента на уровне =0,001, что означает наличие динамики изменения от относительно невысокого уровня «знание» на 1 - 2 курсе к относительно высокому уровню «знание» на 3 курсе до относительно невысокого уровня «умение» на 4-5 курсе обучения в данном виде деятельности.
Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 1,1 балла у функциональных элементов 6,10; и 2,7 балла у функционального элемента 9.
Более сформированным среди других оказался функциональный элемент 8 - «использовать личный опыт работы» с функциональной компетентностью (1,8 - 1,7 - 2,3 - 2,2 -2,5) много выше уровня «знание» и выше уровня «умение».
«Западающей» проявил себя функциональный элемент 10 «Прогнозировать методы и средства работы» с функциональной
компетентностью (1,4 - 1,1 - 2,0 - 2,3 - 2,1) не значительно выше уровня «знание» и не значительно выше уровня «умение».
Более прогрессирующим проявил себя функциональный элемент 6 «Использовать психолого-педагогические исследования» с функциональной компетентностью в 1,5 - 2,4 балла.
Наименее прогрессирующим явно не проявил себя ни один функциональный элемент гностической педагогической функции (табл. 2, рис. 1, 2).
Корреляционный анализ показал, что функциональные элементы гностической педагогической функции будущего учителя физической культуры находятся в различной степени тесноты корреляционных связей. Система существует в основном благодаря линейным и «сильным» связям. Обнаружены 10 «линейных», 24 «сильных», 5 «средних», 4 «ниже среднего» и 2 «умеренных» прямых связей. В центре активного взаимодействия располагается: функциональный элемент 4 -«Вскрывать причины возникновения педагогических ситуаций», имеющий 5 линейных связей с функциональными элементами 1,6,7,10, линейно связанных между собой и с функциональным элементом 8.
Особняком держатся 2 группы функциональных элементов 2,3 и 5,9 попарно линейно связанных между собой, и не имеющих более интересующих нас связей (табл. 3, рис. 3). Таким образом, определяемая и анализируемая в нашем исследовании динамика изменения состояния элементов гностической педагогической функции оказалась прогрессивной, а искомая структура, состоящая из них, имеет вид корреляционной плеяды с выявленным центром в лице функционального элемента 4 - «Вскрывать причины возникновения педагогических ситуаций» и к нему прилегающих.
В связи с полученными результатами мы предлагаем повышать качество формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в гностической педагогической функции в процессе их личностно-профессионального развития в вузе в направлении активизации выявленных системообразующих функциональных элементов данной функции.
Таб. 1. Исходные показатели уровней сформированности функциональных элементов гностической педагогической функции
п/п Курсы
I II III IV V
1. 3333332333 0223122221 2222222222 2222312333 3323222222
2. 1233112231 2132211123 1212233222 2222322332 2323232333
3. 1122002101 2211211102 2222121212 2123322332 3333132212
4. 1121101211 1122111221 2222212222 2322222332 3222211322
5. 0111212101 1111102111 1222322332 2223322222 1112133223
6. 2211311232 0121111211 1133223132 2132333332 3232113323
7. 1222321112 1223222222 2213223331 3322222223 2332333232
8. 2111111111 1101111211 2333232222 2222332332 2321223221
9. 1111000122 2222212232 1211221222 2233322233 2313323322
10. 1111121222 3311212221 3123321222 2222222322 2232133222
11. 2110012211 2323211222 3223332332 3223322232 1211223322
12. 2221112211 1232221211 2222222233 2223332332 2133232322
13. 1223331011 3001101120 2233322223 3212222223 2312222332
14. 1221123211 1101100231 1222112221 2231222132 1232322232
15. 2321232312 1231211210 2222322333 3223232322 2213222321
16. 2221123210 2121101211 1122323232 2221322111 3333223212
17. 3323232322 2222222322 2222223332 2223321233 3223222231
18. 0033321332 3222212222 2112121222 2223313222 2323332333
19. 2212213123 1222223121 1221222212 2221223133 1233222122
20. 1212012121 2232213221 2122121222 2223233222 3312333322
21. 1221122212 2211212220 2321222322 1122222233 2333322322
22. 2211010210 2121022021 3222222221 2332222222 3323333332
23. - 1021202221 2222223222 2232323332 -
24. - 1222212121 2333322232 1233332233 -
Таб. 2. Средние значения уровней сформированности функциональных элементов (ФЭ) гностиче-
ФЭ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
К У Р С I 1,5 1,7 1,7 1,7 1,4 1,5 1,6 1,8 1,5 1,4
II 1,6 1,6 1,8 1,6 1,6 1,1 1,6 1,7 1,7 1,1
III 1,9 1,9 2,0 2,2 2,1 2,0 2,0 2,3 2,3 2,0
IV 2,2 2,0 2,0 2,4 2,3 2,3 2,2 2,2 2,7 2,3
V 2,2 2,5 2,4 2,5 2,1 2,4 2,4 2,5 2,3 2,1
з -
2,5 -2 -1,5 1
0,5 0
3 4 5 6 7 8 функциональные элементы
Рис. 1. Покурсовые уровни сформированности функциональных элементов гностической педагогической функции у будущих учителей физической культуры
Рис. 2. Динамика изменения средних значений уровней сформированности функциональных элементов гностической педагогической функции
з
2
0
Таб. 3. Матрица корреляционных связей между функциональными элементами гностической педагогической функции 1 - Изучать индивидуальные особенности каждого обучаемого 0,8 2 - Изучать особенности группы 0,8 1 3 - Анализировать педагогические ситуации
1 0,9 0,9 4 - Вскрывать причины возникновения педагогических ситуаций 0,9 0,7 0,7 0,9 5 - Прогнозировать результаты работы
1 0,9 6 - Использовать психолого-педагогические исследования 1 0,9 1 7 - Привлекать к исследованиям обучаемых 1 0,8 0,9 0,9 8 - Использовать личный опыт работы 0,9 1 0,9 0,9 0,8 9 - Использовать опыт работы других 1 0,9 1 0,9 0,9 0,9 10 - Прогнозировать методы и средства работы
0,9 0,9 0,8
1 0,9 0,9
0,9 0,9 0,9
0,9 0,6 0,6
0,9 0,7 0,7
Рис. 3. Плеяда корреляционных связей между функциональными элементами гностической педагогической функции (выполнены линейные связи, Р<0,001).
THE STRUCTURE AND DYNAMICS OF FUNCTIONAL COMPETENCE OF FUTURE PHYSICAL TRAINING TEACHERS
© 2009 A.M.Imashev° Kama state academy of physical culture, sport and tourism, Naberezhnye Chelny
Progressive dynamics of changing content and system of functional competence of future physical training teachers in the Gnostic pedagogical function is presented in the article.
Key words: functional competence, basic pedagogic functions, gnostic pedagogical function, functional elements, correlation analysis.
Imashev Azat Masgutovich, PhD pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of the theory and technique of physical training.